Главная страница
Навигация по странице:


  • 2. Причины крестьянских выступлений в 1929-1931г, основные районы, руководители восстания, карательные меры советского государства по подавлению выступлений 1929-1931г.

  • 3. Предпосылки народно-освободительного движения и причины движения Саржана Касымова.

  • история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеБилет1 Исторические периоды древнего Казахстана
    Анкористория казахстана
    Дата02.06.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1.doc
    ТипЗакон
    #563971
    страница7 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

    Билет №14

    1. Кыпчакское ханство (возникновение, развитие, упадок).

    Территория Кыпчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке, до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севе­ре ,до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

    Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные гра­ницы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сыр­дарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчакской знати стали правителями присырдарвинских городов.

    Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевыва­ли в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик). По арабским источникам, у кыпчаков были исторически укоренившиеся маршру­ты кочевий. Поэтому земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт-и-Кыпчак), что является доказательством того, что названная территория действительно являлась родиной, исконной землей кыпчаков.

    Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII веках. Он состоял из двух групп племен. Первая - западное объ­единение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурути другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были - бори(волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакские ханы династийно-наследственные, были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» — «четыре племени», «йетиоба» — «семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.

    Кыпчаким находились на этапе сложения кыпчакской народности. Потому что у этих племен были схожими язык, верования, общественный строй и способы ведения хозяйства. Безусловно, в языкесохранялись местные диалекты. Однако это обстоятельство не могло быть препятствием для образования однородной кыпчакской народности. Об этом итальянский путешественник, посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакски». Внутри племен продолжался процесс этнического сближения и взаимослияния. По­этому процесс образования кыпчакской народности в Дешт-и-Кып- чаке (Кыпчакской степи) был закономерным явлением. Но монгольское нашествие помешало развитию этого процесса. И образование единой народности было заторможено до XV века.

    Общественный строй. Общественный строй Кыпчакского ханства являлся прямым продолжением общественного уклада Кимакского каганата. И в этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили, не случайно, поэтому араб­ский историк Джурджани назвал это племя племенем ханской династии. Ставка ханской власти носила название Орда. В орде жили пра­вители, знать. Система управления войском по существующей тра­диции состояла из правогои левого крыльев. Ставка более сильно­го и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла — в присырдарьинском городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание хан­ской власти на западе правым крылом, на востоке - левым. Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относилисьханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи)и вожди родови племен.А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах. О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свиде­тельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугами».

    Политическое положение Кыпчакского ханства. С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения ханства требовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремить­ся к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но между кыпчаками и названными регио­нами преградой являлись огузы. В конце X и начале XI веков кыпчаки расширили свои границы от среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги, захватив территории огузов. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.

    Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. В начале XIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и

    Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за овладение присырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри стра­ны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар и Сыгнак, а также регион Аральского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Противоборство двух народов окончательно прекратилось только после завоевания их монголами.

    Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его народ не исчез. Кыпчаки продолжили свое историческое развитие. В итоге они составили основу этнического состава казахского народа.
    2. Причины крестьянских выступлений в 1929-1931г, основные районы, руководители восстания, карательные меры советского государства по подавлению выступлений 1929-1931г.

    Основные очаги восстаний. Насильственная коллективизация, чрезмерный произвол стали детонатором массовых народных выступлений. Государственная политика раскулачивания и конфискации, заготовок в сельском хозяйстве подтолкнули народ к организованным выступлениям против советской власти. Их количество росло с каждым днем. От Алтая до Мангыстау население Казахстана выступало против пагубной политики большевиков. Потеря доверия к советской власти сподвигло в сентябре 1929 г. крестьян шаруа к вооруженным восстаниям и день за днем они приобретали массовый характер. В Каракалпакии, затем и в Сузакском районе Сырдарьинского округа, Батпаккаринском, Иргизском районах, в 1930 г. в Сарканде Алматинского округа начались массовые восстания.

    Первое организованное восстание трудящихся нача­лось осенью 1929 г. В конце сентября в ходе очередной кампании по хлебозаготовке в Сырдарьинском округе, в с. Узын Бостандыкского района, на зимовках Пискем, Жанакыргыз вспыхнули восстания, в котором участвовали свыше 400 человек. Организаторами выступили Т. Мусабаев, Б. Халматов, Т. Азизов. В восстании приняли участие земледельцы с. Шаткалы близ Киргизии. Причиной стали непомерные налоги, непосильный план хлебозаготовок. Восставшие захватили районный центр Ходжакент, убили председателя сельского совета и несколько активистов. Стихийное восстание через три дня было подавлено, так как силы были неравными. Активные участники — 181 человек были осуждены, 82 расстреляны. Только в 1929 г. в Казахстане произошло более 30 восстаний.

    27 сентября 1929 г. в Каракалпакском селении Тактакопир, находящемся в ведомости Казахстана, произошло восстание. В нем участвовали 300 человек. Оно было подав­лено с помощью вооруженных сил. По указу от 8 декабря 32 участника восстания были расстреляны. Состялся суд над захваченными в плен мятежниками, большинство из них были заключены в тюрьмы на долгий срок. В начале ноября 1929 г. началось крестьянское вос­стание в ряде селений Батпаккаринского района Кустанайского округа. Причиной восстания, стали бесчинства представителей местной власти. По обвинению в уклонении от налогов и отказе от сдачи имущества было за­держано 188 человек. Были арестованы бывший секретарь Центрального исполнительного комитета КазАССР, один из организаторов первого сельскохозяйственного кооператива Кустанайского округа Б. Каралдин, бывший учитель, народный судья А. Дулатов (брат М. Дулатова), известный религиозный деятель М. Сатыбалдин и др. Многие из пленных были осуждены: Б. Каралдин, К. Алдияров, некоторые сосланы в Семипалатинск. Это послужило усилению недовольства местного селения.

    30 января 1930 г. Политбюро Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков ЦК ВКП (б) приняло Постановление “О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации”, усилившее народное сопротивление. К тому же, повсеместно проводимая широкомасштабная антиклерикальная политика, которая, открыто выражалась в атеистической кампании, топтавшей моральные и религиозные нормы, способствовала массовым выступлениям. За короткое время закрылись мечети, молельные дома, церкви. Только за 1929—1939 гг. в Тайпакском районе Уральского округа были уничтожены 45 мечетей, в Батпаккаринском — 14. Антирелигиозная борьба местных органов власти стала основой для разгорания недовольства народа.

    Сузакское восстание. Весной 1930 г. движения повстанцев в Казахстане участились. В Сузакском районе на юге республики произошло крупное народное восстание, оста­вившее след в истории как кровопролитное. Конфискация скота, произвол и несправедливость во время заготовок продовольствия, ссылка в лагеря пленных, обвиненных в религиозности во время священного месяца Рамадан, послужили поводом для выражения недовольства местных жителей. В восстании участвовало более 5000 человек. По данным того времени, события были охарактеризованы как “контрреволюционные вооруженные восстания”. В своем письме И. Сталину Т. Рыскулов писал, что насильственная коллективизация шла вразрез с традици­онным укладом жизни народа. Пренебрежение образом жизни привело к общественному сопротивлению. Сузак­ское восстание охватило территорию от Туркестана до Жанакургана. Более 400 человек собрались близ Сузака. Для подавления восстания из Ташкента были направлены несколько вооруженных отрядов в количестве 225 человек. Ряды карателей пополнялись отрядами коммунаров.

    Первые столкновения между отрядами ОГПУ и повстанца­ми состоялись 12 февраля 1930 г. близ Сузака. Силы неравны, плохо вооруженные повстанцы вынуждены были отступить. Одна группа из отряда повстанцев направилась в Ташкент, остальные через Чулаккурган в Чуйский район. Карательные отряды возглавлял один из руководителей ОГПУ Казахстана Ольшанский.

    По его приказам безвинных людей, вызывавших подозрения в участии в Сузакском восстании, расстреливали без суда и следствия. Повстанцы той весной были разбиты. Гонения участников восстания длились до 1938 г. Сузакское восстание отличалось своей организованностью и упорством.

    Восстания в Актюбинском, Кустанайском, Кзыл - Ординском и Восточном округах. Продолжительные и крупные восстания охватили огромные территории Актюбинского, Кустанайского и Кзыл-Ординского округов. За короткое время повстанцы из своего окружения избрали ханов, пытались организовать регулярную армию. Предводители восстаний А. Канаев, Ж. Байымбетов, М. Саматов, И. Сатыбалдин сплотили шесть отрядов. Основные силы повстанцев расположились на юге района Джетыгары Ку­станайского округа. На подавление народных движений в эти края были брошены кавалерийские части, отряды Главного политического управления (ГПУ), милиции и коммунистов. Повстанческие сарбазы разрушали сельсоветы, уничтожали документы, препятствовали процессу хлебозаготовки. Повстанцы разных районов постепенно концентрировались вокруг Иргизского района. Каратели не смогли погасить восстание. Для ведения переговоров с повстанцами была создана комиссия из руководителей партии. Переговоры в Каракумском восстании вели А. Айменов, Д. Байымбетов, Д. Караев. В Каракумский район стекались отряды повстанцев с Центрального, Западного и Южного районов Казахстана.

    Они выступили с требованиями: возврат конфискованного скота, восстановление мечетей, предоставление религиозной свободы, издание декретов о запрете конфискаций, исполнение декрета местными властями. Только при выполнении выдвинутых требований повстанцы обещали сложить оружие. Однако власти на местах не смогли сдержать своих обещаний. После того, как все повстанцы сложили оружие, органы ОГПУначали массовый арест руководителей и активистов восстания. Силами восьми дивизий из Оренбурга восстания были подавлены. Недовольства охватили некоторые районы Мангыстау, Актюбинской и Гурьевской областей. В 1931 г. имели место несколько выступлений против советской власти. Недовольство политикой органов власти выражалось в виде восстаний и в районах Восточного Казахстана. В феврале 1930 г. в Усть-Каменогорском, Зыряновском, Самарском районах, Шемонаихе и Катонкарагай состоялись массовые выступления с лозунгами “Долой власть Советов”, “Да здравствует добровольный труд”. За несколько дней к по­встанцам присоединились жители аулов и сел. Через два дня отряды ОГПУ начали их разгонять. Большая часть повстанцев и предводители восстаний были взяты в плен, другая часть спасалась бегством в Китай.

    Таким образом, массовые восстания в Казахской степи в период 1929—1931 гг. стали ответом казахов на коллективизацию, проводимую партией большевиков в масштабе всей страны. На территории Казахстана произошло 372 восстания, в котором участвовали более 80 тыс. человек. Большевики указывали, что главной причиной всех недовольств стали антисоветские выступления местных баев и представителей религии. Немалую роль в появлении повстанческого движения сыграл надвигавшийся голод вследствие насильственной коллективизации и конфискации. Все восстания были подавлены. Меры по перестройке сельского хозяйства, реализуемые социалистическим путем, были безрезультатны.
    3. Предпосылки народно-освободительного движения и причины движения Саржана Касымова.

    В 20-х годах XIX в. в результате объединения владений ханов Букея и Вали и образования Каркаралинского округа были введены значительные административно-политические новшества. Это позволило царской власти ускорить колонизацию остальной территории Среднего жуза и продвинуться в глубь территории, принадлежащей Старшему жузу. Наиболее прозорливые казахские деятели предвидели, что дальнейшие действия царской России приведут к потере казахским народом своей государственности, что эти действия противоречат коренным интересам народа.

    После смерти хана Вали его вдова, образованная и энер­гичная ханша Айганым, вела оживленную переписку с чиновниками Министерства иностранных дел, его Азиатского департамента и Сибирского комитета с целью сохранения ханской власти в Среднем жузе. Однако такое положение дел противоречило планам царского правительства.

    Безусловно, ханша Айганым не могла возглавить вооруженное сопротивление народа против царской власти. Эта сложная и трудная задача легла на плечи султана Касыма — самого младшего из тридцати сыновей хана Абылая. Он и его дети — Саржан, Есенгельды, Агатай, Бопай, Кушак, Кенесары и Наурызбай — остались в исто­рии как активные участники и организаторы самой продолжительной 20-летней борьбы казахского народа против царских колонизаторов.

    Первым, кто открыто выступил против постройки военных укреплений на казахской земле, был султан Касым. В своем письме от 14 июня 1825 г., адресованном западни сибирскому генерал-губернатору Капцевичу, Касым требовал уничтожения приказа и удаления русских отрядов из Степи. Он указывал, что такие вопросы, как строительство укреплений, вопросы административного характера, должны решаться с согласия султанов и старшин края. В конце своих писем он просил царскую власть дать воз­можность казахам жить по своим законам, согласно обычаям и традициям, идущим со времен его отца — хана Абылая. Ответы царских чиновников на его письма не могли заставить Касыма отвернуться от борьбы против колонизаторской политики царизма.

    Отрицательный ответ оренбургского губернатора на это письмо не смог отвратить султана Касыма от избранного пути. Он и после этого писал царским губернаторам письма, в которых выступал против отправки казаков в казахские земли и требовал прекратить строительство военных баз-крепостей в Степи. В письме от 18 апреля 1826 г. было написано о нападении карательного отряда на мирные аулы и причинении народу большого урона.

    Борьбу казахов Центрального и Северного Казахстана за свои права возглавили султаны Губайдулла и Саржан. Царским властям удалось задержать Губайдуллу и сослать его в г. Березов. Однако эта мера не смогла помешать развертыванию движения, охватившего большую часть Среднего жуза. Вскоре вспыхнуло восстание в Карпыкской волости Каркаралинского округа, которое возглавил султан Саржан. Среди повстанцев Саржана был и младший султан Кенесары, впоследствии ставший руководителем крупнейшего движения за независимость тюркских на­родов Средней Азии.

    Саржан объединил разрозненные отряды и перешел к решительной борьбе против колонизаторской политики царизма. Однако под напором хорошо вооруженных и обученных царских карательных отрядов повстанцы Саржана были вынуждены отступить к границам Кокандского ханства. Саржан обратился к кокандским бекам с предложением объединиться в борьбе против российских колонизаторов. Но кокандские беки нарушили обещание, чтобы угодить царскому правительству, вероломно убили Саржана и его ближайших соратников. В 1840 г. в результате вероломства кокандских правителей такая же участь постигла султана Касыма и его близких.

    Убийство султана Касыма, его сыновей Саржана и Есенгельды и их ближайших единомышленников ненадолго приостановило дальнейший рост национально-ос­вободительного движения казахов.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


    написать администратору сайта