Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет №17 1. Искусство в Казахстане в 20-30 –х годах XX века.

  • 3. Восстания в Уральской и Тургайсукой областях (1868-1869гг.).

  • Билет №18 1. Музыкальное искусство, прикладное искусство, национальные обычаи и традиции национальные игры.

  • Обряд

  • история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеБилет1 Исторические периоды древнего Казахстана
    Анкористория казахстана
    Дата02.06.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1.doc
    ТипЗакон
    #563971
    страница9 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    3. Крестьянские восстания 1921-1922г.

    После окончания гражданской войны страну ждало еще одно тяжелое испытание. За долгой бесснежной зимой 1921—1922 гг. последовало жаркое сухое лето. Отсутствие снега зимой, а дождей весной и летом привело к сильной засухе, к неурожайности во многих регионах и последующему голоду. Летом 1921 г. массовый голод распространился в регионах Поволжья.

    Наряду с причинами, изложенными в обращении, массовый голод возник в связи с чрезвычайно тяжелым экономическим положением вследствие проводимой эко­номической политики “военного коммунизма”, нанесшей удар народному хозяйству, в особенности сельскому.

    Голод затронул многие регионы Казахстана. Неурожай и затяжная засуха полностью охватили Уральскую, Оренбургскую, Кустанайскую, Букеевскую и Актюбинскую губернии. Пастбищные угодья кочевых и полукочевых регионов, занимавшихся животноводством, полностью выгорели. К тому же, суровая долгая зима привела к массовому мору домашнего скота в Тургайском уезде. Пострадали Шубалинская, Майкаринская, Сарыкопинская волости. День за днем увеличивалась численность жертв голода. С августа 1921 г. Уральская, Оренбургская, Кустанайская, Букеевская и Актюбинская губернии были официально внесены в состав пострадавших от голода. К осени 1921 г. пять из семи губерний (кроме Сырдарьинской и Семиреченской, входящих в состав Туркестанской Республики) Казахской АССР — Оренбургская, Актюбинская, Букеевская, Уральская и Кустанайская охватили повальный голод и мор.

    Численность зараженных больных значительно превышала возможности лечебных учреждений республики. Голод и нищета, эпидемия, нехватка больниц резко увеличили смертность среди населения.

    В первый период голода в Казахской Республике крестьяне, в массовом порядке оставив места своего проживания, переселились на юг — в Туркестанскую Республику, на восток — в Акмолинскую и Семипалатинскую губернии, увеличив число беженцев. Жители По­волжья — в Оренбургскую губернию и в Туркестан. Это усугубило положение в республике. Среди беженцев участились болезни, они начали умирать. На улицах выросло количество беспризорных детей.

    Бесконечные потоки переселенцев из соседних республик увеличили число жителей Акмолинской и Семипалатинской губерний, считавшихся урожайными. Часть населения голодающих регионов, не обеспеченная продо­вольственными пайками, стала грабить склады.

    В некоторых районах имеются факты о дележе собранного зерна по государственному заказу. Например, около 200 женщин с. Дмитриев выразили открытый отказ сдавать собранный урожай в оренбургское зернохранилище. А жители с. Васильев устроили протест. Они встретили местных представителей власти с лозунгами и криками “Верните нам зерно, иначе голода не миновать”. В с. Никольске население без разрешения распределило между собой семенной фонд, приготовленный для весенней посевной кампании. Тяжелый кризис в экономике республики вследствие насильственной государственной продовольственной политики в 1920—1921 гг. сподвиг местных крестьян к стихийным вооруженным восстаниям.

    Билет №17
    1. Искусство в Казахстане в 20-30 –х годах XX века.

    Развитию культуры 20-30-х годов характерны как позитивные, так и негативные черты. В начале 20-х годов по всему советскому союзу началась борьба с безграмотностью, коснувшаяся всех в возрасте от 8 до 50 лет. обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принять решение о переводе на новый, латинский алфавит.

    Культура- явление историческое, развивающиеся в процессе эволюции человеческого общества, материальная и духовная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, памятники архитектуры являются, с одной стороны, сугубо материальными предметами, с другой – дают огромный материал для познавательной деятельности человека , развития его духовно-эстетического восприятия. Духовная культура кочевых племен имеет свои особенности и специфику развития. Материальная культура кочевых народов соответствовала их жизненному укладу, особенностям кочевого образа жизни. Ярким проявлением самобытной кочевой культуры является юрта – жилище. Очень удобной в условиях постоянных переездов была детская кроватка – бесик.

    Весь культурно-бытовой уклад жизни (не зная) казахского народа находит отражение в этнографии, не зная которой, трудно понять народ. В настоящее время большое уделяется народной традиционной культуре. Каждому народу присущи свойственные только ему культуры, литература, традиции. У казахского народа существует много национальных традиций. Обычаи и традиции, которые являются жизненной основой нации, ее менталитета, широко поддерживаются в обществе. Задачей каждого поколения является бережное хранение традиций и передача их следующим поколениям
    3. Восстания в Уральской и Тургайсукой областях (1868-1869гг.).

    Со временем гнет колонизаторов в Казахской степи усилился. Царское правительство продолжало политику изъятия земель, принадлежащих казахским крестьянам, под строительство новых военных укреплений, росли налоги. Местные феодалы и их представители, перешедшие на службу к царским колониальным властям, эксплуатировали народ. После реформ 1867гг. кибиточный налог возрос с 1 руб. до 3 руб., что легло тяжелым бременем на плечи простого народа. Эти проблемы стали причиной народных восстаний Уральской и Тургайской областях 1868г.

    Восстания в этих областях были антиколониальными выступлениями народных масс. Основными движущими силами были крестьяне-шаруа, но во главе их стояли стар­шины и бии родов. Действия повстанцев носили стихийный характер, но были и отдельные стычки с царскими карателями. Например, в 1869 г. в районе оз. Жамансай повстанцы в течение недели держали в окружении кавалерийскую роту (200 всадников) и роту пехоты под командованием фон Штемпеля. Восстание носило в определенной степени и антифеодальный характер. В марте-июне 1869 г. повстанцы часто совершали набеги на аулы феодалов, в них участвовали тысячи человек.

    Восстания, в Уральской и Тургайской областях, сильно обеспокоили царские власти. Опасаясь их дальнейшего расширения, правительство направило против плохо во­оруженных крестьянских отрядов карательные войска. Восстания были потоплены в крови. Султаны, бии, баи и муллы, временно примкнувшие к повстанцам, в решающие моменты оказались предателями.

    Руководители восстания и активные его участники были беспощадно казнены. Предводители отдельных отрядов — султан Арсланулы, бии Асауулы, Мунайтпасулы,муллы Рыскулулы, Досулы и другие не оправдали надежд народа. Причины поражения были те же, что и раньше: неор­ганизованность, плохое вооружение, отсутствие единства и ясной, четкой цели.
    3. Основные внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан.

    7 сентября 1991 г. состоялся съезд ЦК КПК, на котором было принято решение о роспуске Коммунистической партии Казахстана и образована социалистическая партия.

    Республика Казахстан – унитарное государство с парламентско-президентской формой правления. Право выступать о т имени народа и государства принадлежит президенту,а также парламенту республики в пределах его конституционных полномочий.

    Президент Республики Казахстана является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях .

    Президент республики - символ и гарант единства народа и государственной власти , незыблемости Конституции прав и свобод человека и гражданина . По Конституции 1995г., президент республики избирался на основе всеобщего , равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. В связи с изменениями, внесенными в Конституцию в 1998г., президент избирается сроком на 7 лет. Согласно Конституции, Президентом может быть избран гражданин Республики Казахстан, достигший 40-летнего возраста, свободновладеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет.

    За годы независимости в Казахстане четырежды проходили (1991,1995,1999, 2000)выборы президента республики и всегда Президентом Республики Казахстан избирался Н.А.Назарбаев.

    Конституция – Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов , порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. 28 января 1993г. был принят Основной закон – Конституция независимого Казахстана. Согласно Конституции 1995 г. парламент республики состоит из двух палат: сената и мажилиса, действующих на постоянной основе. Верхнюю палату – сенат – образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области и столицы республики. Нижняя палата – мажилис- состоит из 67 депутатов , избираемых путем прямого , тайного голосования. Количество депутатов мажилиса увеличилось до 77 человек , 67 из них избираются по-прежнему, путем прямого голосования , 10 депутатов – по партийным спискам. Все эти изменения были учтены при проведении выборов в Парламент в 1998 г. В 1992 году утвержден новый Государственный флаг и герб, в декабре того же года был утвержден новый текст государственного гимна. 7 января 2006 года утвержден новый гимн. В Казахстане проживают 130 наций и народностей.

    С обретением Казахстаном независимости, по историческим меркам небольшой срок, но вместо бывшей социально-экономической системы тоталитаризма здесь формируется другая новая демократическая общественная система.


    Билет №18
    1. Музыкальное искусство, прикладное искусство, национальные обычаи и традиции национальные игры.

    Ученый этнограф Акселеу Сейдимбеков выделяет пять периодов» в истории развития казахского музыкального искусства.

    Первый период — VIII в. до н. э. — VI в. н. э. - эпоха саков и первых древнетюркских племен. В это время появляются мелодии, близкие к звукам живой природы и передающие ощущения движения и свободы. Находясь в постоянном движении (перекочевки, военные походы и т. д.), древние кочевники научились “слушать” природу: улавливать движение ветра, шелест травы, журчание горных рек, щебет птиц и рев диких животных. Их первые музыкальные мелодии носили соответствующие названия: “Серый волк", “Бездна”, “Лебедь”, “Смерть вола”, “Пестрый бык” и др.

    Второй период — VI — XII вв. (кюи огуз-кыпчаков) К этому времени относятся кюи знаменитого Коркыта; “Коркыт”, “Пестрая телка”, “Быстроногий верблюд” и другие, а также мелодии неизвестных музыкантов: “Размышления Абыза”, “Желтая река Саймака”, “Горький плач Айрауыка” и др.

    Третий период — XIII — XVI вв. (кюи и мелодии эпоххи ногаев). В это время создаются первые героические и исторические эпические произведения — жыры о батырах: “Алпамыс”, “Кобланды батыр”, “Камбар батыр”, “Ер-Таргын", “Едиге”, “Сорок батыров Крыма”, “Орак-Мамай”. Обычаи их пели, причем каждый акын использовал для исполнения свою собственную мелодию. В эпоху ногаев появилась целая плеяда выдающихся жырау: Сыпыра, Асан Кай гы, Казтуган, Доспамбет, Шалкииз и др. В музыкальную сокровищницу ногайского периода вошли знаменитые жыры-кюи: “Хромой кулан”, “Походы Джучи хана”, “Хромой эмир”, “Кюй Камбара”, кюй Асана Кат и “Потерявший Родину”, “Тоска” Казтугана.

    Четвертый период — XVII — XVIII вв. (эпоха джунгарских завоеваний). Для этого времени характерны скорбные полные печали и тоски песни-плачи. Рождаются такие музыкально-песенные произведения, как “Елим-ай”, кюи “Каратауские щелкания”, “Калмыкский би”, “Беласар», “Черный иноходец Абы лая” и др.

    Пятый период — XVIII—XX вв. Это время висторий казахского музыкального искусства ознаменовалось появлением шедевров Курмангазы, Даулеткерея, Таттимбета, Тока, Сейтека, песен Биржан-сала, Акан сера, Мухита, Дбая, Мади, Балуан Шолака, Жаяу Мусы, Ыбрая, Майры, Кенена, Жамбыла.

    Большую роль в музыкальной культуре играют обрядовые песни. К ним относятся: “Жар-жар” (свадебная), Беташар”, “Сынсу” (причитания), “Жоктау” (плач), Бесик жыры” (колыбельная), “Тойбастар”.

    “Жар-жар” — песня, которую исполняют на свадьбах. Во время исполнения традиционной песни “Беташар” невесте “открывают” лицо и она знакомится с новыми родственниками, аксакалами, которые дают ей советы и наставления. “Беташар” звучит обычно в исполнении одного человека.

    “Тойбастар” — песня, с которой начинается праздник и торжество; она посвящается ее участникам и гостям. В конце праздничного вечера за каждым столом они звучат в честь удачно проведенного тоя.

    “Сынсу” — причитания невесты перед ее отъездом из отчего дома, когда девушка прощается с родителями, родственниками, подругами, оплакивая свою девичью • свободу и быстро пролетевшую вольную жизнь у родительского очага.

    "Бесик жыры” (бесик — “детская кроватка”) — колыбельная, имеющая большое воспитательное значение: ребенок впитывает в себя мелодии родного аула, звуки голосов родных и близких, ощущает их тепло и любовь.

    "Жоктау» - ритуально-обрядовая песня, исполняемая во время похорон скорбящими женщинами и девушками.

    Такого рода песни сочинялись к некоторым праздникам, торжественным (или печальным) датам и событиям.

    Декоративно-прикладное искусство. Кочевники-скотоводы издавна занимались домашними промыслами, в процессе развития и совершенствования которых создавались художественные изделия, имевшие практическое назначение в быту, а также художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Это искусство тесно связано с традициями и пбычаями народа, с народным творчеством. Казахские Женщины и девушки из козьего пуха пряли прочные нити, из которых затем ткали различные изделия. О таких ремеслах, как ткачество, производство изделий из кожи, шерсти, войлока, имеются упоминания в письменных источниках. Высокого уровня достигло орнаментальное искусство. Узоры, украшавшие предметы внутреннего убранства юрты, отличались изяществом, уникальностью форм и цветовой гаммы.

    Большинство видов домашних промыслов было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи издавна умени выделывать кожу и войлок и окрашивать их в различные цвета, искусно владели они и техникой тиснения, аппликации и узорного шитья. Особенно высокого уровня достигли технологии выделки кожи и изготовления различных изделий из них: одежды, предметов домашнего обихода, конской упряжи, сбруи и т. д.

    Наиболее ярко декоративно-прикладное искусство народных умельцев и мастериц проявлялось в украшении внутреннего убранства и деталей юрты. Шаныраки расшивались яркими нитями всевозможных цветов и оттенков, украшались тиснеными аппликациями, плетеными шнурами, с помощью которых соединялись между собой части кошмового покрытия юрты. В казахском жилище не имелось практически ни одного предмета дома интерьера, на котором не красовались бы украшения: узорчатые вышивки, тиснения или аппликации из кожи и войлока, резные поделки из дерева и т. д.

    Достигнув больших высот в мастерстве обработки кожевенно - войлочных материалов, казахи развили множество технических видов коврово-ткацкого искусства. Девушки-ковровщицы путем обработки ворса и улучшения его качества изготавливали разнообразные ковровые изделия

    На высокой ступени развития находились ремесла, связанные с обработкой древесины. Многочисленные изделии из древесины также украшались: на них вырезались или выдалбливались различные узоры и фигуры (чаще всего геометрической формы - ромбы, треугольники, круги и т.д) Обычно деревянные предметы облагораживались металлической окантовкой, для которой использовались и ценные металлы, например серебро. На металлические поверхности также наносились узоры.

    Виды обычаев и традиций. Основные традиции и обычаи различают по их роли и функции и значению в общественно-социальной деятельности людей. В соответствии с этим их можно разделить па две группы:семейные (семейно-бытовые) и социальные (общественные). К семейным традициям относятся все "Обычаи (привычки), связанные с внутренней жизнью отельной группы кровнородственных, а также состоящих в браке людей. Все самые важные события человеческой жизни, начиная от рождения ребенка, его воспитания, подготовки молодежи к семейной жизни, женитьбы (или замужества) детей и организации их семейной жизни, а также проводы в последний путь умерших родственников, обязательно сопровождаются соответствующими обрядами и ритуалами. Обряды и ритуалы — составные элементы традиций и обычаев. Обряд — символизированное действие, в котором проявляются конкретные обычаи и традиции. Ритуал разовое действие, отдельная деталь обряда, церемония демонстративного характера, совершаемая часто в торжественной обстановке. К общественным традициям относятся обычаи, имеющие общенациональное, общенародное значение. Например, встреча Наурыза, празднование Курбан айта, Ораза айта, а также национальные и общественно-политические праздники (День независимости, День Конституции и др.). Однако разделение народных, этнических традиции и обычаев на семейные и общественные является весьма условным. Традиции и обычаи способствуют сохранению утвердившихся в определенной социальной общности (семьи, коллективв, нации) внутренних отношений, порядки повседневной жизни и в то же время служат средствами нормального функционирования сложных общественно-социальных отношений. Поэтому семейные обычаи зачастую приобретают массовый (общественный) характер, а общественные традиции проявляются в семейно-бытовой сфере»'

    Шашу— традиция, связанная с каким-либо рад осп нам событием. По этому обычаю кто-либо из старших, авторитетных (обычно женщина) бросает в сторону собравшихся курт, урюк, а позже — конфеты. Этот обычай исполняется, когда сын приводит в дом невесту, на свадьбе и т.д. Суть шашу — это пожелание хорошего, доброго, достатка, богатства.

    Подарок, получаемый тем, кто приносит первым радостную новость — суйинши. Доставляющий радостную весть, во всеуслышание кричит: иСуйинши, суйинши”. Подарок зависит от значения полученной вести.

    Подарок при показе невесты или новорожденного ребенка, а также обновки, нового дома, называется коримдик.

    Семейные традиции. Различные этнические стереотипы поведения, связанные с рождением ребенка, также нашли свое отражение в определенных народных традициях. Уже в первый вечер после рождения ребенка собираются родственники и близкие друзья. Этот праздник называется шилъдехана. Считается, что в дом, где звучат музыка и песни, раздается веселый смех и теплые, душевные поздравления родителей малыша, закрыт доступ для любых проявлений зла. Поэтому у праздника шильдехана существует и второе название — шильде кузет — “охрана радости”.

    Ребенку дают имя (amкою), опираясь на различные приметы например, в честь известного человека, чтобы он к будущем стал на него похожим (Абылай, Абай, Чокан). Такие имена, как Алдаберген, Кудайберген, Тлепалды, дают детям, которых родители ждут очень долго.

    Через 3-4 дня после появления ребенка на свет наступает момент официального объявления его имени и ритуал укладывания новорожденного в колыбель бесик той. Имя ребенка обычно объявляет мулла. Трижды громко повторяют имя на ухо самому малышу. Иногда дать имя ребенку просят уважаемого, авторитетного человека.

    До исполнения новорожденному 40 дней его обычно не показывают посторонним, опасаясь сглаза. На сороковой день после рождения устраивают торжество кыркынан шыгару - праздник сорока дней. Следующая обрядово-ритуальная церемония связана спервыми самостоятельными шагами ребенка и исполнением ему года со дня рождения. Она называется тусау кесу “разрезание пут”. В этот день в дом приглашают самых старших родственников — бабушек, дедушек, старших братььев и сестер родителей ребенка. В процессе праздника самая старшая из гостей женщина (обычно бабушка, а иногда и сама мать) обвязывает ножки малыша пестрыми шерстиными нитями или толстой овечьей кишкой, т.е. как бы накладывает путы. Когда он пытается шагнуть, эти путы перерезают, что символизирует начало пути в самостоятельности. В этом, внешне простом ритуале кроется глубокий жизненный и этнический смысл. Пестрая нить у казахов считается священной и означает символ честности. В доказательство своей честности, порядочности и правдивости они часто употребляют выражение: “Я никогда не перешагивал через чужую пеструю нить”. Таким образом, путы из пестрых шерстяных нитей ознл чают желание родителей и близких ребенка вырастить его честным, добропорядочным человеком. А путы из овечыи кишок выражают надежду на будущее материальное блаполучие отпрыска и многочисленность его стад.

    Встреча Наурыза. Наурыз отмечают 22 марта — в день весеннего равноденствия, когда совпадает продолжительность дневного и ночного времени суток. Это календарный праздник, возникший у большинства восточных народов до принятия ими мусульманства. Празднование Наурыза отражает древнее поклонение людей силам и явлениям природы.

    Наурыз (Науруз или Навруз) означает конец зимы и приход солнечной весны. В персидском языке слово это означает “новое солнце”, т. е. обновление природы, воз­рождение всего живого на Земле.

    В канун Наурыза принято наводить порядок в доме и во дворах, а в праздник — прощать взаимные обиды, поздравлять друг друга с тем, что удачно перезимовали и встретили весну в добром здравии и при хорошем достатке.

    К мусульманским праздникам относятся Ораза айт и Курбан айт. После окончания мусульманского поста — оразы — в течение трех дней мусульмане празднуют Уразу айт. Через 70 дней после этого наступает Курбан айт. В этот день принято ходить друг к другу в гости, угощая соседей-аульчан. Мясо принесенного в жертву животного, как правило, не оставляют в доме, а раздают близким, родным и соседям.

    Похоронные обряды и обычаи. Последние мгновения жизни человека должны обязательно сопровождаться пением упокойной молитвы. Обычно это делают мулла или человек, хорошо знающий мусульманские религиозные заповеди. Умершему - закрывают глаза, вытягивают вдоль тела руки и ноги. Умершего укладывают в правой стороне жилища.

    Большое значение имеет также извещение родственников о смерти представителя рода. Оно носит название еcmupmy (объявление) и требует от его исполнителей сдержанности, деликатности, умения морально поддержать других людей и находить нужные слова утешения для близких умершего. В словах естирту содержится призыв к стойкости, философские рассуждения о бренности человеческой жизни и пожелания мужества и терпения в час тяжелого жизненного испытания. По традиции похороны (погребение) проводят на третий день после смерти человека. За день до похорон дают обед для родных и близких, которые приходят в дом умершего и до утра находятся рядом с ним, охраняя его покой. Перед захоронением покойного омывают, заворачивают в саван и читают жаназа—намаз по умершему. Затем его увозят на кладбище для погребения.

    Поминки проводятся на седьмой, сороковой день, а также год спустя. Они не относятся к мусульманским обрядам, а являются древней культово-ритуальной традицией.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта