история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана
Скачать 2.13 Mb.
|
2. Всемирные курылтаи казахов, проблема возвращения казахов зарубежья на свою Родину. В сентябре 1992 г. В г. Алматы состоялся Первый Всемирный курылтай казахов, который объединил соотечественников со всего мира. Были намечены конкретные планы, направления работ и пути решения множества проблем. Вот поэтому масштабное собрание такого рода называется Всемирным курылтаем казахов. На Курылтае выступили представители казахской диаспоры в Афганистане, Иране, Китае, Монголии с докладом о жизни вдали от родины. Прибывший из Узбекистана - А. Укибаев рассказал о быте казахов в соседней братской республике, где в 580 школах учатся свыше 130 тыс. детей. В Ташкенте и Нукусе работают казахские национально-культурные центры, в районах наиболее компактного проживания имеются филиалы этих центров. Проводятся большая работа по пропаганде языка, культуры, традиций казахского населения, ро укреплению братской дружбы между народами двух соседних республик. Второй курылтай состоялся в 2002 г. А г. Туркестане. На нём были обсуждены вопросы национального развития, принято обращение к казахам всего мира. Третий курылтай состоялся в 2005 г. В г. Астане, на котором присутствовали представители 33 стран мира, где проживают казахи. За годы независимости Курылтай созывался четыре раза. Возвращение зарубежных казахов на родину. Председателем Всемирного сообщества казахов является Н. А. Назарбаев. С 1992 г. Сообщество стало своеобразным мостом между казахами диаспорами за рубежом и Казахстаном. Налаживались контакты, выяснилось, где, сколько проживает наших соплеменников, кто они, чем занимаются. Это сообщество также занимается и проблемами ассимиляции. Молодое поколение казахов России, Китая, Узбекистана, Монголии и Туркменистана начинает постепенно ассилимизировались. Начало возвращения соотечественников на свою историческую родину один из сложных вопросов миграционного процесса. В период трудных времен становления независимости наблюдался массовый отток населения из Казахстана. Именно в это время возвращение казахов-оралманов оказало огромную поддержку стране, Государство помогло им в обустройстве на новых местах, выделило единовременную помощь. Некоторые сложности ожидают казахов по приезду из ближнего зарубежья. В момент распада СССР, когда углубился экономический кризис, возвращение соотечественников на исконную родину было отягощено несколькими причинами. Но, несмотря на это, поток прибывающих из стран СНГ не останавливался: из Узбекистана, России, Украины и др. В 1989г прибыло 16 642 семей, в 1992 г. Около 24 тыс. казахов. Большинство оралманов приехали в Казахстан в период с 1993 по 1998гг. по миграционной квоте этнических казахов из Афганистана, Ирана, Пакистана. Однако в размещении оралманов, в обеспечении их работой возникают трудности. В процентном соотношении число прибывающих мигрантов составляют: казахи-59,1%,русские-25,7%. Из числа мигрировавших в Казахстан 137 919 казахов 50% приходились на долю соседних республик, ближнего зарубежья, в основном это бывшие жители Росси, Таджикистана, Кавказа, 49,4%- из Турции, Монголии, Китая, Афганистана, Ирана. Основным ареалом их расселения стали г. Алматы, Карагандинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская и Алматинская области. В целом из Монголии в казахстан в период 1989-1995гг прибыло 43075 из Ирана- 2968, Турции-1755 человек. Проблемы социально-экономической адаптации эмигрантов в республике остаются открытыми. Для улучшения миграции казахов необходимо создать соответствующий центр, который должен заниматься вопросами миграции, необходима поддержка и помощь со стороны учреждений имеющих отношение к данной проблеме. На сегодняшний день приняты две государственные программы по оказанию за границей. Несмотря на данное положение, количество казахов, желающих вернутся на родину, увеличивается иза дня в день. 3. Войны казахов с ойратами в XVI – начале XVII вв., организаторы победоносного завершения войны, историческое значение борьбы казахов с джунгарским нашествием. Положение Казахского ханства осложнилось с образованием в 1635 г. Джунгарского ханства. В первой четверти XVIII в. усилилась угроза для казахов со стороны Джунгарского ханства. Стратегическая цель джунгар стала ясна - подчинение огромных просторов казахских степей своей власти. Первое сражение состоялось в 1635 г., но было неудачным для казахов. Жангир хан попал в плен и смог освободиться только через год, на всю жизнь, оставшись непримиримым противником жонгаров. Для борьбы с ними он заключил союз с кыргызами. В Г1643 г. 50-тысячное жонгарское войско вторглось в казахские кочевья. Жангир хан не успел собрать войско и выступил против жонгаров с небольшой дружиной – 600 казахских и кыргызских батыров. Оба войска встретились в местности Кызыл-кия. Не имея шансов одержать победу в открытом бою, Жангир приказал вырыть ров и насыпать вал, чтобы не пропустить врагов через ущелье. Здесь казахи впервые массово применили огнестрельное оружие. Несмотря на все это, казахско-кыргызский отряд был обречен на уничтожение превосходящими силами жонгар, но в самый разгар боя в тыл им ударила подоспевшая на помощь самаркандская армия во главе с Жалантос батыром из рода торткара. Жонгары были разбиты и в беспорядке отступили. Вторжения ойратских войск приняли характер постоянного противоборства в конце XVII в. с воцарением хунтайши Цэван-Рабдана. Первым внешнеполитическим актом его стало возобновление войны с Казахским ханством. Казахи имели на вооружении «лучной бой», а в джунгарской армии уже в конце XVII в. имелось огневое оружие с фитилем. Наличие артиллерии у джунгар ставило их в более выгодное положение. Первый курылтай (народное собрание кочевников) состоялся в 1710 г. в районе. Каракумов. Было решено создать общее казахское ополчение во главе с батыром Богенбаем. В 1711 г. военные силы трех жузов дали отпор врагу. Джунгары отступили к востоку. В следующем году казахские отряды вторглись в Джунгарское ханство. Ответный поход Цэван-Рабдана в 1713 г. окончился провалом. Но ситуация оставалась крайне напряженной ввиду отсутствия единой позиции среди правителей трех жузов. Важную роль в организации борьбы против пиратской агрессии сыграл хан Абулхаир, полководец и государственный деятель крупного масштаба. Весной 1718 года близ Аягуза произошла трехдневная кровопролитная битва, где казахи потерпели поражение, потому что войска действовали разрозненно. Агрессия Джунгарского ханства 1723-1727 гг., вошедшая в историю как «Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды»), принесла страдания, голод, разрушения материальных ценностей, тысячи мужчин, женщин и детей были угнаны в плен. Особенно пострадало Жетысу. Трагедия была обусловлена отсутствием в казахском обществе политического единства «Годы Великого бедствия» (1723-1727 гг.) по своим разрушительным последствиям сравнимы лишь с монгольским нашествием начала ХIII в. в этот решающий момент народ выдвинул предводителей народного ополчения: Кабанбая из рода каракерей, Жанибека из рода шакшак, Наурызбая из рода шапырашты Богенбая из рода канжыгалы, Райымбека из рода албац Малайсары, Баяна, Есета, Шакантай. Вдохновителями борьбы стали бии Казыбек, Айтеке, Толе, призывавшие к согласию между родами. Представители казахских жузов, собравшиеся у подножия горы Ордабасы. приняли решение об организации всенародной борьбы против общего врага. Общее командование объединенных сил было возложено на хана Абулхаира. Сосредоточение основных сил в районе Ордабасы не было случайным. Отсюда удобнее было выйти на пограничные с Джунгарией районы и начать освобождение края. Местность позволяла сосредоточить в этом районе огромное количество вооруженных людей и расположить аулы, снабжавшие войско всем необходимым. Казахское войско было организовано по принципу принадлежности к жузам. Начиная с 1726 г. действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты. Если раньше казахское ополчение действовало разрозненно, отряды формировались по родовым признакам, то, начиная с середины 20-х годов XVIII в., казахские батыры действовали сообща, координируя свои военные планы. В 1726 г. (в некоторых источниках 1727 г.) в местности «Кара сиыр» на берегу р. Буланты, казахское объединенное войско нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахской народа в противоборстве с Джунгарским ханством. Место сражения получило название «Место гибели калмыков» («Калмак кырылган»). Самую крупную победу казахи одержали в 1730 г. в местности Анракай, у озера Балхаш. Джунгары были вновь разбиты и отступили с большими потерями. В 40-х годах XVIII в. в среде джунгар вспыхнула междоусобица Аблай умело воспользовался этой ситуацией, поддерживая то одну то другую сторону, в результате китайского вторжения 1757-1758 гг. Джунгарское государство перестало существовать. Отрицательные последствия нашествия джунгар: ослабли хозяйственные и культурные связи жузов; усилилась раздробленность; разрушены города и исторические памятники. Историческое значение борьбы казахов с джунгарским нашествием: завершение победоносной борьбы казахского народа было важно с социально-экономической и политической стороны, казахи спаслись от угрозы полного исчезновения и отстояли свою государственность, что стало важным уроком для будущего казахского народа. Билет №25 1. Взаимодействие между кочевой и оседлой цивилизациями, города – связующее звено между кочевым и оседлым и миром. Цивилизацию времен возникновения древнего кочевого скотоводства нельзя сравнивать с современной цивилизацией, её нужно рассматривать в неразрывной связи с цивилизацией кочевников раннего железного века. К примеру, кочевники имели тысячи голов скота. Они не только сами пользовались достижениями материальной и духовной культуры, но и имели связи с другими цивилизованными странами. Развитие металлургического производства привело к появлению грозного оружия, удобных и производительных орудий труда; появление красивых украшений, выполненных в «зверином стиле», привело к расцвету изобразительного искусства. Цивилизованными считались только страны, основной хозяйственной деятельностью которых являлось оседлое земледелие. Кочевые или полукочевые народы, занимавшиеся скотоводством, считались нецивилизованными, дикими. Однако данные археологических раскопок полностью опровергают такую точку зрения. В действительности эти две цивилизации не могли существовать друг без друга. Связь между ними существовала с самых древних времен. Письменные источники и археологические исследования VII—V вв. до н.э. доказывают, что племена, проживавшие на территории Средней Азии и Казахстана, находились в постоянной связи, с такими цивилизованными странами, как Китай, Ассирия, Мидия, Персия. Конечно, эта связь иногда была военной, иногда мирной. Племена саков, савроматов (сарматов) на ступени ранней государственности наносили сокрушительный удар доселе непобедимой армии Кира. Постоянные связи кочевников с оседлыми земледельцами, постепенно приводят их к оседлости, такая тенденция, получила особое развитие в VI веке, во времена Тюркского каганата. Взаимные связи между кочевниками и оседлыми земледельцами еще более укрепились во времена государства Караханидов. Было несколько причин для этого. Во-первых, потому что правители государства и их приближенные были представителями тюркских племен. Во-вторых, в это время все регионы Средней Азии и Казахстана были уже заселены тюркскими народами. Почти половина из них уже мели оседлый образ жизни. Поэтому во времена правления этой династии развивается городская оседлая культура. У обеих цивилизаций была развита и культура. Исторические жители перенимали друг у друга лучшее и использовали в своей жизни. Так, лучшие образцы оружия, сбруя и седла, украшения, выполненные в "зверином стиле” кочевниками, пользовались большим спросом у горожан. А кочевники пытались перенять для себя лучшие образцы жилищного строительства, секреты изготовления ювелирных украшений. Развитие городов и связей между кочевниками и полукочевниками. Усиление связи между оседлыми горожанами и кочевниками ускорило развитие городской культуры. Это было особенно заметно на юге Казахстана, на берегах Сырдарьи — в Отраре, Туркестане, Сауране, Сыгнаке, на севере Каратау — в Созаке, Бабаате, Кумкенте, Шолаккургане, Сайраме, в Семиречье — Таразе, Тальхизе (Талгаре), Мерке, Кулане, Баласагуне и других городах. Число городов постоянно росло. В это время растет число горожан. Их ряды пополняются за счет обедневших скотоводов. Археологические раскопки показывают, что города стали значительно больше, особенно районы бедноты (рабады), увеличилось число строений. К тому же вокруг городов стали появляться зимовки, стойбища, в которых жили полуоседлые скотоводы. Так, вокруг Тараза, Сайрама, Туркестана, Сыгнака, Отрара и других городов расположены курганы Актобе, Торткультобе, Алтынтобе и другие местности без названия, где находились постоянные зимовки и небольшие стойбища. В них жили, став оседлыми, бывшие кочевники. Благодаря письменным источникам названия некоторых таких пригородов известны — Жикиль, Шелже, Табакет, Коль, Кенжек и др. Они говорят о том, что здесь жили тюркоязычные народы. Еще один довод в пользу этого суждения — рост и развитие города Баласагун в районе реки Чу. Этот город был столицей тюрков династии Караханидов. Вокруг него находится более 40 курганов. Все они появились в тюркскую эпоху, а это значит, что тюркоязычные города и есть результат развития оседлости, а также показатель развития городской культуры в регионах рек Таласа и Чу. В то же время горожане покупали у кочевников оружие, медные украшения, посуду, сделанную из благородных металлов. Развитие городской культуры напрямую было связано с усилением взаимоотношений с полукочевниками, в процессе которых те становились горожанами. Влияние, которое они оказали друг на друга, привело к дальнейшему развитию общества. Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей трехтысячелетней истории кочевое общество прошло долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни. Вместе с тем, начиная со средних веков, на территории Казахстана стала формироваться и полукочевая, оседлая культура. Распространению на казахских землях оседлости, городской культуры способствовало влияние оседлых народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Тем не менее, основным занятием казахов с древнейших времен было кочевое и полукочевое разведение скота. В связи с этим культура, менталитет казахского народа сформировались в русле кочевой цивилизации. В хозяйственном плане древнетюркский период представляет единую систему, состоящую из двух неравноценных сфер: кочевого и полукочевого скотоводства и оседло-земледельческого типа хозяйства на перифериях Великой степи. Доминирующая часть социально-политического организма тюркских государств вела кочевой образ жизни, использовала города и оазисное население как необходимое дополнение, Государство не могло состояться без городов, - без политического центра, торговли и ремесленного слоя населения городов, обеспечивавших нужды кочевников и составляющих основной класс налогоплательщиков. Для тружеников города необходимы были защита и спокойствие, что могли гарантировать им воинственные покровители — кочевые племена. В VI-IX вв. на территории тюркских каганатов существовало большое количество городов. В Южном Казахстане крупными городами были Сайрам (Испиджаб), Казы-Курт, Фараб (Отрар). Всего на юге насчитывалось 33 города. Расцвет культуры наблюдался и в северном, и в восточном регионах Семиречья. Если в IX—X вв. здесь находилось 10 городов, то в XI— XIII вв. их число достигло 70. К ранее известным городам — Тальхизу (Талгару), Лабану (Албану) — в последующие времена добавились Екиогиз, Койлык, Илебалык. Названия этих городов говорят об их тюркоязычном населении. Немало было городов и в Центральной части Великой степи. 2. Литература в Казахстане в 20-30-х годах ХХ века, формирование казахской советской литературы. В 20-30 годах формирующемуся Казахстану необходима была литература, призванная осуществлять и продолжать новую политику. На основе данной идеи, во второй половине ХIХ в. – первой половине ХХ в. формируется казахская советская литература. Творческая направленность авторов определялась их идейными установками. Большой вклад в литературу внесли такие писатели и поэты, как: Ш. Кудайбердиев, А. Байтурсынов, М. Дулатов, М. Жумабаев. Все они преследовались за неприятие Октябрьской революции. С приходом к власти Ф. Голощекина представители Казахстанской интелегенции подвергались гонениям за свои идеи . Представители Казахской творческой интелегенции вынуждены были описывать в своих произведениях социалистический реализм, пролетарскую революцию , ее вождя Ленина , социальные изменения. В начале 30 х годов ХХ в. Открылись большие возможности для творческой деятельности народных акынов . Произведения известных Казахских писателей были переведены на другие языки народов Казахстана и СССР. 3. По данной схеме определите временные рамки каждого периода |