Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Массовые репрессии против крестьянства и уничтожение кулачества в 1920-е – 1930-е годы, репрессии 1937 – 1938 годов.

  • Билет № 21 1. Устное народное творчество, акыны и жырау Асан Кайгы

  • история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеБилет1 Исторические периоды древнего Казахстана
    Анкористория казахстана
    Дата02.06.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1.doc
    ТипЗакон
    #563971
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    Билет №20

    1. Переселенческая политика России (основные этапы).

    Во второй половине XIX в. огромное влияние на изменение этно - демографического состава Казахстана оказала политика царского правительства по массовому переселению крестьян в Казахстан имевшая отрицательные последствия. Можно выделить три периода колонизации Казахстана:1)1861 – 1885 гг.2) 1886 – 1905 гг.3) 1906 – 1917 гг.

    Первый период. После реформы 1861 г. российское самодержавие вопрос о земле решило в пользу помещиков и дворян. Помещики в ходе “ освобождения крестьян” присвоили себе большую часть земли, и крестьяне были вынуждены арендовать у помещиков землю.

    Таким образом, нехватка земли, нищета и высокие налоги - заставили их бросить все и искать лучшие условия для жизни по другую сторону от русских границ. “Временное положение об управлении в Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областях”, от 21 октября 1868 г., объявило казахские земли собственностью российской империи. Под руководством губернатора Семиреченской области Г. А. Колпаковского в 1868г. были разработаны “Временные положения переселения крестьян в Семиречье “. Эти “ положения” имели силу до 1883г. и по ним на каждого человека мужского пола распределялось 30 десятин земли и на срок до 15 лет семьи освобождались от налогов. Сотни тысяч русских, украинских, белорусских крестьян переселились в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию благодаря политике царской России.

    Второй период. В этот период произошли изменения в национальном составе населения Казахстана. В “Правилах” от 13 мая 1889 г. было предусмотрено свободное переселение жителей из Тобольской и Томской губернии в Семиреченскую, Акмолинскую и Семипалатинскую области. В последней четверти XIX века по причине миграции из Европейской части России и Украины изменился национальный состав населения Казахстан. Наряду с казахами и киргизами в крае резко возросло количество татар, таджиков, туркмен, башкиров, чувашей, карачаевцев, армян. Царизм присвоил себе право распоряжаться естественными богатствами страны, прежде всего землей. Статья 119 создавала необходимые условия для разграбления богатств казахской земли русскими предпринимателями и переселенческим населением. Однако наиболее тяжелым для казахского общества являлось примечание 1 к ст. 120. Суть этого примечания заключалось в следующем: “поскольку все земли, находящиеся в пользование казахов, как в Степных областях, а позже в Туркестанском крае, составляющей государственную собственность, то земли, определяемые переселенческими учреждениями, как излишним для казахов, поступают в введение главного управления землеустройства и земледелия для землеустройство и земледелия для заселения их переселенцам”. Таким образом, эта статья давала право колониальной администрации объявить любой пригодный или удобный для заселения переселенцев участок земли “излишним” и изъявить его. В 1837 численность населения Казахстана достигла 4 млн. 150 тыс. человек, в том числе казахов – 3 млн. 400 тыс. Остальные – около 750 тыс. человек были представители др. наций. Большинство русских переселенцев приходилось на Акмолинскую область, больше всех они обосновались в Омском, Петропавловском, Кокчетавском, Кустанайском уездах.

    Третий период. Аграрный кризис в экономике России еще более усилил колониальную политику царской власти. Для уточнения “лишних земель” на территорию Казахстана работали экспедиции Ф. Щербины, В. Кузнецова, П. Румянцева. Эти экспедиции составляли отчет о “свободных” землях. Выход из аграрного кризиса предложил председатель Совета министров России П.А. Столыпин.6 ноября 1906 года он издал указ о выходе крестьян из общины и переходе на хуторскую систему. Стараясь оставить земли у помещиков, правительство объявило о свободном переселение. Способствовало этому и Первая русская революция 1905 – 1907 гг., и аграрные волнения. Благодаря столыпинской реформе крестьяне получили возможность продать свои земли и уехать в другие края. Для решения переселенческого вопроса в 1905 г. было образовано управление по переселению с учреждениями на местах. За 12 лет его работы ( с 1905 – 1917г.) около миллиона крестьян были размещены на новых землях. В 1908 г. за один год прибыло 665 тыс. переселенцев. Политика царского правительства по переселению нанесла огромный ущерб хозяйствам Казахстана. Только в 1906 – 1915 гг. у казахов Семиреченской и Сырдарьинской областей было отнято 2,5 млн. десятин земли и отдано переселенцам, а всего площадь отнятых у казахов земель в начале XX века составила 17 млн. десятин, а к 1917 г. она достигла 45 млн. десятин. Таким образом, переселенческая политика царского правительства, начавшись с организации военных укреплений и военно-административной колонизации страны, закончилась массовым переселением крестьян из России в Казахстан.
    2. Массовые репрессии против крестьянства и уничтожение кулачества в 1920-е – 1930-е годы, репрессии 1937 – 1938 годов.

    Экономическая политика советской власти в годы гражданской войны была связана с тяготами в стране. В середине 1918 г. все материальные и человеческие ресурсы были направлены на обеспечение Красной армии и городов продовольствием. В стране был установлен жесткий порядок, получивший название политики “военного коммунизма”. Для решения проблем питания был введен чрезвычайный продовольственный налог, названный продразверсткой. У кулаков и баев предполагалось полное и безвозмездное изъятие излишков продовольствия для обеспечения простого населения продуктами питания. Государство запретило торговлю.

    Коллективизация крестьян проводилась в основном в 1929 – 1933 гг. По кооперативному плану В.И. Ленина коллективизация должна была проводиться постепенно, в течение ряда лет, с учетом экономических и национальных различий и особенностей регионов СССР. Крестьяне должны были идти в колхозы добровольно, на опыте убеждаясь в преимуществах коллективного труда. По плану коллективизация в Казахстане должна была завершиться в течение двух – трех лет. Проводилась она ударными темпами. Осенью 1931 г. в 78 из 122 районов республики объединение крестьян в колхозы завершилось.

    Политические гонения, начавшиеся в 1937 г., охватил страну. Декабрьский в 1936 г., затем февральско – мартовский Пленум Центрального комитета партии 1937г. под руководством И.В. Сталина и его окружения приняли решения “вырвать с корнем и уничтожить двуличных врагов народа”. Массовые репрессии начались в Караганде. Секретарь Каркаралинского партийного комитета был М. Гатауллин, члены комитета – А. Асылбеков, Н. Нурсеитов. Их вина заключалась в том, что они не боялись - открыто высказывать свое мнение. Обвиненных в заговоре против советской власти, они на московском процессе 1937 г. были вынуждены признать свою вину. Затем “врагов народа“ обнаружили в цветной металлургии, железнодорожном транспорте, в связи. 27 января 1937 г. из пос. Сайрам Южно – Казахстанской области привлекли к ответственности пятерых граждан, которых обвинили в убийстве товарища Кирова. В ходе следствия выявили 12 членов буржуазно – националистической группировки, которая, якобы, состоит в преступной связи с Московской организацией. “Тройка” вынесла решение об их виновности и совершенно невиновные люди были расстреляны.

    В 1937 – 1938 годах, по надуманному обвинению, были расстреляны видные общественные и политические деятели, ученые и творческая интеллигенция Казахстана – А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Жумабаев, С. Сейфуллин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, К. Жубанов, Ж.Шанин, Т.Шонанов, К. Кеменгеров, Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Кожанов, У. Кулымбетов, О. Джандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж.Садвакасов, Л. Мирзоян, А. Сафарбаев, Ж. Султанбеков, Т. Жургенев, Н.Сырганбеков, З. Торегожин и др. Казахстанская наука и культура понесла невосполнимые потери.
    3. Военно-промышленный комплекс в Казахстане: строительство атомного полигона и ядерные испытания в Семипалатинске, космодром Байконур.

    Ядерный Семипалатинский полигон в СССР считался важным стратегическим объектом.В него входил ряд секретных военных объектов: г. Курчатов, испытательные площадки- реакторные комплексы “Балапан”,” Ш”,”Г” и др. На испытательных площадках было произведено 456 взрывов , которые способствовали наращиванию мощности ядерного потенциала страны и созданию новых видов этого разрушительного оружия.В советское время в Казахстане испытывали ядерные бомбы, для чего было выделено 18 млн. га земли и открыт Семипалатинский полигон. Около 500 тыс. человек, проживавших в районе полигона, стали жертвами ядерных испытаний. За время своего существования на полигоне было произведено 456 ядерных и термоядерных испытаний, из них 116 взрывов были открытые.29 августа 1949 г. В 7 ч. утра в небо над полигоном взметнулся огненный шар, который с каждой минутой становился угрожающе большим. Прибывшие военные чины назвали этот ад Семипалатинским ядерным полигоном №2 или учебным полигоном РДС-1 (ракетно-демонстрационный заряд). Это был первый взрыв атомной бомбы в СССР, за которым из укрытия наблюдали Л.Берия, С.Курчатов, военачальники и известные ученые, а также многочисленные технические, идейные и идеологические “отцы атомной бомбы”.

    Последний атомный взрыв на полигоне был произведен 13 октября 1989 г. Как сказал Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев: “Всего на полигоне было совершено 456 взрывов. Общая мощность их равна более чем 2,5 тысячам бомб скинутых на Хиросиму”.

    Байконур – космическая гавань. Космодром расположен в Кармакчинском районе Кызылординской области. Место для строительства в 1955 г. Было выбрано исходя из ряда факторов: отдаленности от проживания людей и близости к экватору.

    Трассы Байконыра простираются на тысячи километров от Арала до п-ва Камчатка. 4 октября 1957г. Успешно взлетела первая космическая ракета. Байконур является самым крупным на земле космодромом и научно-испытательным учреждением, занимает 6717 квадратных километров. С Байконура стартовал первый космонавт земли Ю.А.Гагарин на космическом корабле “Восток”.С него стартовали первые спутники Луны , Венеры, космические корабли “Восток”,”Восход”,”Союз”,”Прогресс”,орбитальные станции ”Салют”,”Мир”,”Протон”,”Зонд”,”Прогноз”, станции для метеонаблюдения и связи ”Молния”,”Экран”,”Горизонт”,”Радуга”,”Метеор” и другие объекты.2 октября 1991 г. Был отправлен на орбиту космический корабль “Союз Т-13” с первым казахским космонавтом на борту Т.О.Аубакировым.


    Билет № 21
    1. Устное народное творчество, акыны и жырау

    Асан Кайгы-знаменитый акын, философ, персонаж легенд и сказаний. Родился предположительно в Поволжье, жил в период распада Золотой Орды. В Казание он являлся одним из самых влиятельных советников Улуг-Мухаммед хана. После смерти своего покровителя Асан Кайгы вернулся в Дешт-и-Кыпчак. В период политической борьбы в ханстве Абулхаира он находился на стороне ханов Жаныбека и Керея-основателей Казахского ханства. Асан стал идеологом нового государства, он - автор множества произведений, стихотворений, запечатал в своем творчестве сложную и противоречивую эпоху, когда создавалось Казахское ханство, отразил процесс формирования казахского этноса. Являясь государственным деятелем при ханах Жаныбеке и Керее, он все свои силы отдает борьбе за единство народа, сплочению его родов и племен. Главной задачей ханской власти Асан считал защиту родины.

    Ч.Валиханов назвал Асана Кайгы «философом кочевого ногайско-казахского улуса», мечтающего о процветании Казахского ханства и его народа, объединении разрозненных казахских родов в единое государство с Централизованной властью. Мудрый, проницательный и дальновидный политик, философ и поэт, он предвидел, что мелкие ханства, образовавшиеся после распада мощной Золотой Орды, вскоре ослабнут и исезнут с исторической арены.

    Поэзия Асана Кайгы, как и все его творчество, проникнута духом добра, справедливости и призывает к сплочению и согласию всех народов.

    Творчество акынов-жырау. Духовная культура казахского народа в XV-XVII вв. Была связана с культурой прошлых веков. Особенно интенсивно развивалось устное народное творчество. Основной темой исторических произведений и поэтических дастанов этого периода стала борьба казахского народа с джунгарскими завоевателями.

    Конец XV-начало XVI в. – время образования самостоятельного, независимого Казахского государства. С этого момента начинается складываться целостная картина развития казахской национальной культуры. Наиболее ярко это проявляется в литературе, развития ремесел, обычаях и традициях.

    Культурным наследием XVI в. считается появление в письменной литературе произведений на казахском языке. В поэзии акынов XV-XVII вв. отражаются традиции и обычаи, чаяния казахского народа. Обращение к будущим поколениям, своеобразное завещание мы находим в произведениях таких выдающихся жырау и акынов, как Доспамбет, Сыпыра, Казтуган, Бухар жырау и др.

    Казтуган Суйиншиулы-отважный воин, предводитель войска, батыр, чей образ запечатлен в народных легендах и преданиях. Он - яркий представитель военной аристократии. Казтуган родился и вырос на Волге, в XV веке он переезжает в Казахское ханство.

    Казтуган воспевал освободительную борьбу казахского народа, вошел в историю казахской литературы как один из создателей народного эпоса. Большинство его произведений не сохранилось. Но и в дошедших до нас стихах, дастанах и песнях этого жырау отразились жизнь свободолюбивых, бесстрашных номадов, их видение мира, представления о мироздании, человеческих взаимоотношениях, любовь к родной земле и ее природе. Его «Жыр восхваления», «Прощание с родной землей» по праву стали лучшими песенно-поэтическими произведениями самобытной казахской эпической поэзии.

    Сыпыра жырау-знаменитый поэт, один из основателей ногайскоо-казахской поэзии. Произведения этого жырау не дошли до нас. Однако известно, что в Дешт-и-Кыпчаке он считался мастером поэтического слова, создателем большого числа песен и дастанов. Имя Сыпыра жырау упоминается во многих героических дастанах, народном эпосе. Так, в эпосе «Ер-Таргын» есть строки: «Это был человек, который исправил ошибки девяти ханов». В жыре «Телагыс» рассказывается, что он утихомирил ногаев и своим авторитетом, силой эмоционального воздействия слова привел противоборствующие стороны к согласию. А в жыре «Едиге» Сыпыра жырау-седовласый мудрец, размышляющий о судьбе своего народа. Во многих эпосах и жырах встречаются высказывания с глубоким содержанием и афористические выражения, которые приписываются Сыпыра жырау.

    Шалкииз жырау - родоначальник поэзии казахских жырау. Шалкииз Тленшиулы родился в 1465 г на восточном берегу Урала. Отец его был влиятельным степным феодалом, мать была дочерью удельного князя Мусы, правителя Внешней Орды, ставшей в дальнейшем ядром Младшего жуза. Шилкииз получил мусульманское образование.

    Сведений о жизни поэта до 1490 г. Не имеется. Известно, что в 90-х годах XV в Шалкииз, к тому времени уже прославившийся и как воин, и как талантливый поэт, появляется в свите эмира ногайцев - князя Большой Орды Темира. Находясь рядом с ним, жырау объездил Крым, Северный Кавказ, побережья Дона. По мнению одних исследователей, Шалкииз находился в рядах воинов Темира, другие считают, что, скорее всего, он был послом эмира. Исторические легенды и стихи самого Шалкииза позволяют судить о взаимоотношениях поэта со своим высоким покровителем. Гордый жырау, не всегда ладил с Темиром, часто расходясь с ним по религиозным вопросам.

    После смерти Тимира поэт чближается со своими родственниками по материнской линии-потомками бия Мусы. Однако в результате начавшейся в Орде междоусобной борьбы он вынужден был порвать с ними и возвратиться в восточную часть Дешт-и-Кыпчака. По некоторым данным, Шалкииз скончался в возрасте 95 лет.

    Шалкииз жырау стал одним из первых казахских поэтов, чьи произведения переведены на русский язык. До нас дошли его стихи-размышления, в которых он обращается в к Темиру: « Не уходить далеко от Алаша», «Зеленые листья тополя», «Ер-Шабан» и др. многие стихотворные строки поэта актуальны и по сей день. Обращаясь к Темиру , желавшему совершить паломничество в Мекку, жырау говорит, что истинное служение Аллаху не сводится к походам в святые места.

    Доспамбет жырау-один из видных представителей казахской средневековой поэзии. Он родился в 1490 г. В Азове, затем переехал в Астрахань, где и закончил свой жизненный путь в 1523 г. Доспамбет участвовал в военных походах в Крым, Ногайское и Казанского ханства, выходец из рода малых ногайцев, он был мужественным и храбрым воином, в его поэзии военно-патриотическая тематика занимает особое место.

    В одном из походов поэт с небольшим разведывательным отрядом попадает в засаду. В перестрелке он был смертельно ранен. Так завершилась жизнь замечательного жырау и легендарного воина.

    Большинство произведений Доспамбета, утеряны, некоторые его жырау, оставшиеся в памяти народа и сохранившиеся в рукописях, вошли в разные сборники и были изданы в XIX в. в советское время они полностью опубликованы в антологии «Алдаспан»(1971 г.), куда вошли замечательные стихотворения «НЕ нападут ли враги-леопарды на город» , «Озера в камышах, пески и реки» , «Вокруг источники» и др.

    Влияние поэзии Доспамбета особенно заметно в вторчестве Бухара жырау и Махамбета Утемисова. Стихотворения «Озера в камышах, пески и реки «, «то, что называется Азовом», «О, мой родной белый Яик» широко известны и популярны в народе.

    Бухар жырау(1693-1787 гг.) родился в местности Жидели Байсын. Конкретных сведений о жизни поэта сохранилось мало. Известно, что он из рода аргынов. Бухар жырау окончил медресе Кекилилташ в Бухаре. Владел многими языками, особенно хорошо знал арабский и персидский языки. После окончания учебы по приглашению имама из мечети-медресе Ходжи Ахмеда Ясави будущий поэт переезжает в Туркестан, где преподает в местном медресе.

    Незаурядные личные качества, талант поэта, ученого, дипломата и политика особенно ярко проявились у Бухара в годы, когда Казахским ханством управлял хан Абылай. Период его правления характеризовался сложными и противоречивыми процессами и событиями. Став главным советником хана, Бухар жырау внушал ему мысль о необходимости единства казахов внутри государства, сплочении народа, объединении казахских жузов. Многие советы, которые он давал Абылай хану, помогли преодолеть трудные обстоятельства и найти выход из сложных ситуаций. Наделенный ярким поэтическим даром, эмоциональный Бухар жырау был способен предчувствовать грядущие события и , анализируя их, делать верные выводы и принимать мудрые решения.

    Известный своей исключительной честностью, поэт никогда не боялся говорить правду кому бы то ни было, открыто выражая мысли и аргументированно отстаивая свои позиции по различным вопросам. Он позволял себе критиковать Абылай хана в тех случаях, когда тот предпринимал действия, которые, по мнению Бухара, противоречили интересам ханства, как ханский советник, он призывал правителя и его приближенных к миру с Российской империей в силу ее геополитической взаимосвязи с Казахским ханством.

    Многие афоризмы жырау, строки его стихов стали пословицами и поговорками. Его произведения свидетельствуют о том, что это был один из образованнейших людей своего времени.

    Яркий представитель казахской поэзии Бухар жырау оставил потомкам ценное творческое наследие. Изучая его произведения, можно воссоздать исторические события XVIII в.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта