Главная страница
Навигация по странице:

  • велась заготовка хлеба в районах Западного, Северного и Восточного Казахстана. Весной и летом 1919 г. в край прибыло около 11500 рабочих в качестве продовольственных работников.

  • Основные принципы экономической системы Советского государства: милитаризация народного хозяйства;

  • обнищание народных масс. Билет №8 1. Канглы, политическая история, хозяйство. Культура, археологические памятники Присырдарьи.

  • 2. Присоединение Младшего и Среднего жузов к России, политика Абылая хана по объединению казахских земель.

  • 3. «Новая экономическая политика» и практика её реализации в Казахстане. Свертывание НЭП и её итоги.

  • 1921

  • 1924

  • Билет № 9 1. Хунны (гунны), государство хуннов в III - I

  • история казахстана. ответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1. Билет1 Исторические периоды древнего Казахстана


    Скачать 2.13 Mb.
    НазваниеБилет1 Исторические периоды древнего Казахстана
    Анкористория казахстана
    Дата02.06.2022
    Размер2.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы_по_истории_Казахстана_11_класс_1.doc
    ТипЗакон
    #563971
    страница3 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    для обеспечения хлебом населения голодающих областей страны начаты строительство Семиреченской железной дороги и линии Петропавловск-Кокчетав

  • велась заготовка хлеба в районах Западного, Северного и Восточного Казахстана. Весной и летом 1919 г. в край прибыло около 11500 рабочих в качестве продовольственных работников.

    Основные принципы экономической системы Советского государства: 

    1. милитаризация народного хозяйства; 

    2. командная система управления экономикой; 

    3. военизированные формы организации труда; 

    4. распределительный принцип; 

    5. обнищание народных масс.


    Билет №8
    1. Канглы, политическая история, хозяйство. Культура, археологические памятники Присырдарьи.

    Кангюи (канглы) – во III веке до н.э. жили на юге Казахстана в бассейне Сырдарьи и предгорьях Каратау расселились племена каигюй. Впервые Кангюй, упоминается в китайских письменных источниках II в. до н.э. Территория: бассейн Сырдарьи и предгорья Каратау. Основные сведения встречаются в источниках Китая, а именно у историка Сыма Цянь. Также китайские источники сообщают о письменных законах и 2-х ставках (летней и зимней) правите­лей кангюев. В 46-36 гг. до н.э. воевали в союзе с гуннами против Китая.

    Политическая история

    • Канглы были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем;

    • Канглы вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями и подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии;

    • Канглы контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути.

    Удобное географическое положение позволяло контролировать части Великого Шелкового пути из Средней Азии в Поволжье. Кангюи граничили на севере с сарматами и аланами. Китайские источники сообщают, что в эпоху расцвета кангюев сарматы и аланы оказались зависимыми от них. На юге государство Кангюи соседствовало с Китаем и уйсунами. Границы Кангюя доходили до современного Ташкента. Кангюи находились в тесных экономических, культурных и политических связях с Китаем, Римом, государством Кушан. Государство Кангюи возглавлялось великим ханом, ему помогали три визиря. Столица – Битянь (у Туркестана). Центр городской культуры кангюев – Кок-Мардан. Города кангюев являются предвестниками городов раннего средневековья. Правитель жил в ней только зимой, а летом перекочевывал в летнюю резиденцию. Государство Кангюи разделялось на пять владений, каждое управлялось малым ханом. Роды и племена руководились вождями. Вся власть передавалась по наследству от отца к сыну. Пленные превращались в рабов, рабство не получило широкого развития. Труд рабов ограничивался уходом за скотом, переработкой продуктов скотоводства, использованием на земледельческих работах, подсобными работами при ремесленном производстве.

    Хозяйство. Основным занятием населения было полукочевое скотоводство. На юге Казахстана древние жители вели оседлый образ жизни. В Приаралье, Приташкентском оазисе развивалась оседлость, начали появляться города. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Для орошения полей по правому берегу реки Чирчик в начале н.э. был выкопан канал Зах протяженностью более 20 км. От левого берега был проложен канал Ханарык. Огромные керамические сосуды для хранения зерна вкапывались в глубокие ямы. Канглы умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда. Центром, производства металлов, стали города региона Шаш-Илак. Здесь добывали руду с содержанием золота, серебра, железа, выплавляли и обрабатывали. Древний город Кулат был крупнейшим центром древней металлургии. Кангюи обожествляли Солнце, Луну, звезды. По одежде, верованиям и обычаям кангюи были схожи с сарматами и аланами.  Большую роль играла охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, водоплавающую птицу - уток и гусей.  В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Келеса было развито рыболовство. Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташек. Заготавливали горный лук и чеснок. Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. В хозяйстве использовали - горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно, что привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.

    Культура. Религиозные верования. Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды.

    Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.

    Археологические памятники. По результатам археологических исследова­ний и от региона расположения, памятники канглов делятся на 3 археологические культуры:

    1. Кауынчинская культура - основной регион распространения - это районы, прилегающие к Ташкенту. Крупным памятником является - поселение Актобе, расположенного, рядом Шардарой на берегу Сырдарьи.

    Отыраро-Каратауская культура - охватила район между средним течением Сырдарьи и реки Талас. Самый крупный район - Отрарский оазис. На левом берегу реки Арыс обнаружено около 20 памятников: Пушык-Мардан, Костобе, Шаштобе, Сейтмантобе, Ахайтобе и др. Самый крупный из них - поселение Кокмардан и могильник Мардан-куик. Могильник Мардан-куик в Отрарскомоазисе, состоит из 50 захоронений, расположенных вплотную друг другу. В женских курганах были найдены костяные заколки для волос, бусы из хрусталя, сердолика, янтаря, коралла, туалетные наборы в виде палочек графита, которые использовались для чернения бровей. В мужских захоронениях имелись железные ножи и кинжалы, железные наконечники стрел, костяные обкладки луков, железные пряжки от боевых поясов. В одном из погребений были найдены халцедоновые печатки в виде крупных овальных бусин, с плоским щитком. Интересные изображения в печатках - это скорпион в одном, бородатый мужчина с косой - жрец в другом, волка или дерева в третьем. Такие печатки привозились в Отрарский оазис из Ирана и свидетельствует о торговых связях по Великому Шелковому пути. Памятник датируется к II-V вв. н. э. 3. Жетыасарская культура - основной регион скопления памятников - район Куандарьи, где обнаружено около 150 поселений и 100 могильников. С середины 1 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. н.э. Жетиасарская культура достигло высокого уровня развития в районе восточного побережья Аральского моря.
    2. Присоединение Младшего и Среднего жузов к России, политика Абылая хана по объединению казахских земель.

    Сразу же после возвращения с курултая Абулхаир хан получает согласие правителей Младшего жуза на ведение с русской царицей переговоров о создании военного союза с Российским государством и отправляет свое посольство в Петербург. Посольство, состоявшее из семи человек, возглавлял Котлумбет Коштаев. Хан дает своим послам задание вести не только переговоры о создании военного союза, но и передать русской царице просьбу о принятии в состав империи всех казахов. Царский двор принимает послов Абулхаир хана радушно, оказывает им различные почести. Обратно казахские посольство отправляется вместе с российским представительством и сопровождавшим его войском. Представительство возглавлял переводчик Коллегии иностранных дел А. И. Тевкелев, которому было поручено принять присягу “О приведении Киргиз-кайсацкой Орды в подданство России”.

    Посольство прибыло в ставку хана Абулхаира в урочище Майтобе на р. Иргиз 5 октября 1731 г. 7 и 10 октября 1731 г. в ставке хана состоялись встречиА И. Тевкелева с биями и батырами. Во время последней встречи под влиянием Богенбай батыра грамоту подписали хан и 19 биев. В декабре 1731 г. А.И.Тевкелев принимает присягу султанов Младшего жуза, а также части правителей Среднего жуза, хотя основная часть отказалась давать присягу. В этот раз с правителями Старшего жуза, связи не были установлены. Политика Абылая по объединению казахских земель. После ликвидации Джунгарского ханства Цинское правительство, перешло к активным действиям по определению границ с Казахстаном. В 1755— 1756 гг. к султану Абылаю приезжает цинское посольство и вручает ему письмо им­ператора. Китайцы в письме изъявляют желание владеть всеми богатствами Джунгарского ханства и землями, ото­бранными ойратами у казахов. Вначале Абылай был против этого предложения и открыто поддерживал освободитель­ную борьбу ойратов. Осенью 1757 г. Абылай отправляет посольство из одиннадцати человек во главе с Шагиром и Амиртаем к императору Цянь-Луню и предлагает ему заключить договор об установлении мирных взаимоотно­шений между двумя странами.

    Во время разговора император Цянь-Лунь задает казахскому послу такой вопрос: “В случае войны Цинской империи с Россией, какой стороне окажут помощь казахи?”. На это казахский посол дает следующий ответ: “Если будут между собой воевать такие цари-аристократы, как Вы, то такой маленькой стране, как мы, правильнее будет не вмешиваться. В такой ситуации мы сохраним нейтралитет». Завоевание Цинской империей к 1758 г. Джунгарского ханства и Восточного Туркестана и выход ее границ к территории Казахстана затронули интересы России в этом регио­не. Абылай хан и поддерживавшие его политику казахские правители старались сохранить свою независимость от двух империй. Они приложили все силы к возврату казахских земель, захваченных ойратами, а также сохранению на территории Джунгарии и Восточного Туркестана, вошедших в состав Китая, свободных торговых отношений.

    Китайское правительство, чтобы не допустить казахов на освобожденные от калмыков земли, начало строить военныеукрепления на берегах р. Или, Тарбагатае, до р. Иртыш. В 1761г. китайский император издает указ о запрещении кочевокказахов на правобережье р. Аягуз. Но казахи-скотоводы, не подчиняясь этому указу, продолжали использовать пастбищные угодья Тарбагатая. В 1767 г. цинское правительство было вынуждено дать согласие на использование казахами пастбищ на Тарбагатае и в окрестностях р. Или, но взамен потребовало от казахских скотоводов уплаты земельного налога. Таким образом, к концу XVIII в. некоторые части Среднего и Старшего жузов, уплатив земельные налог Китаю, получили возможность использовать богатые пастбищ» Тарбагатая, Или и Монгольского Алтая. Все эти земле позже вошли в состав Синьцзяна. Он придерживался курса, направленного против китайской агрессии. Летом 1756 г. казахское ополчение во главе с Абылаем дало отпор китайским агрессорам. В 1740 г. в Оренбурге Абылай, как правитель Среднего жуза, вместе с ханом Абильмамбетом признал власть России и дал присягу, которую ему пришлось повторить в I762 г. Есть мнение, что Абылай понимал особую значимость единой государственной власти для казахского общества, в условиях надвигающейся опасности со стороны запада и востока. Но и предпринял в этих целях конкретные действия. В 1771 г. после избрания его общим казахским ханом в Туркестане Абылай отправляет к российскому царю своего посла и требует признать его ханом всех трех жузов, но, по гра­моте российских властей, он был признан ханом только Среднего жуза. Абылай должен был получить эту грамоту в Оренбурге или в Троицке, но он так и не пришел за грамотой. Абылай, хорошо усвоивший всю сущность политики “балансирования”, которой придерживались российские цари, в отношении казахского общества, не хотел быть марионеткой в руках колонизаторской администрации.
    3. «Новая экономическая политика» и практика её реализации в Казахстане. Свертывание НЭП и её итоги.

    В результате гражданской войны производство нефти упало в 4 раза, добыча карагандинского угля сократилось в 5 раз, сельскохозяйственное производство сократилось наполовину. В марте 1921 г. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). С введением НЭПа разрешалось брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйственной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Продналог совершенствовался. Устанавливался единый натуральный налог. С 1 января 1924 г. продналог вносился только деньгами, советское правительство провело денежную реформу. Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельхозкредита. Оно помогало в обработке полей, приобретении сельхозмашин, мелких предприятий (мельницы, пекарни, скотобойни). Новая экономическая политика позволила мобилизовать возможности шаруа и крестьянства для восстановления сельского хозяйства. В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля, в1928 г. функционировали 128 ярмарок: Атбасарская, Уильская, Темирская, Каркаралинская, Кокчетавская – это крупнейшие. Большую роль, в возрождении сельского хозяйства, сыграла земельно-водная реформа, проведенная в рамках НЭПа, в 1921-22 гг. Целью этих реформ стало объединение казахских земель, после создания в 1920 г. КазАССР.  7 февраля 1921 года был принят декрет о возвращении казахам участков, не занятых переселенцами к 1917 году. 19 апреля 1921 года по новому декрету казахам были возвращены земли по левобережью Урала и вдоль Иртыша. Голод 1921-1922 гг. осложнил демографическую ситуацию в кочевых рай­онах. В эти годы из-за засухи был неурожай и 1/3 населения Казахстан голодала. Пострадавшим от неурожая крестьянам Советское правительство выделило деньги на покупку скота. Советская власть в 1922 г. выделило 60% зерна для посева пострадавшим от неурожая крестьянам и более 2 млн. рублей закупки сельхозмашин и оборудования. Союз «Косчи» («Союз бедняков»), созданный в 1921 г. сыграл большую роль в проведении земельно-водной реформы и в укреплении Советской власти в аулах. На юге Казахстана для наделения бедноты землей создали земельный фонд. Союз «Косчи», крестьянские комитеты представляли начальную форму кооперации.

    Аграрные преобразования 1921-1922 гг. вернули 300 тыс. беженцев из Китая. В ходе реформы были допущены ошибки неправильными действиями местных партийных и советских органов, и как следствие обострение межнациональных отношений.

    Итоги реформы: подорвана экономическая мощь переселен­цев-кулаков; ослаблены феодально-патриархальные устои аула; укреплен союз шаруа и рабочих; крестьяне вовлечены в социалистическое строительство.

    Новая экономическая политика была особой политикой пролетарского государства, рассчитанной на временное допущение в известных пределах капитализма, при сохранении командных высот народного хозяйства в руках государства. С введением НЭПа разрешалось: сдавать и брать в аренду землю; применять наемный труд; поощрялось развитие сельскохозяйственной, кредитной, потребительской кооперации.  Но Новая экономическая политика действовала недолго, она была отменена в 1925 году, не успев сложиться в целостную и всеохватывающую систему. Сложившееся положение вытекало как из слабости самого сельского хозяйства после семи лет войны и революции, так и из серьезных ошибок, допущенных правительством во внутренней политике в годы НЭПа. Однако и за этот период с наглядной убедительностью выявилась ее способность через развертывание рыночных отношений активизировать все наличные производственные силы страны, обеспечить общий хозяйственный подъем.

    Причина свертывания НЭПа объяснялась нежеланием руководства страны развивать далее рынок и укреплением контроля над экономикой. НЭП действительно вывел страну из кризисного голодного состояния. Всех своих возможностей, однако, она не исчерпала, так и не став полем свободного хозяйствования, методом полного преодоления экономической монополии государства, бескультурья, бюрократизма и злоупотреблений в сфере предпринимательства. Однако НЭП вошел в историю как период культурной, идеологической, социальной и экономической разрядки после установления Советской власти и окончания Гражданской войны. В целом НЭП достиг в Казахстане главных своих задач – преодоление экономического кризиса, восстановление связи между промышленными городами и аулом и деревней, сохранение социальной базы Советской власти. Несмотря на всю противоречивость, Новая экономическая политика все же позволила в кратчайшие сроки восстановить народное хозяйство, поднять уровень жизни населения, активизировать различные политические институты и оздоровить культурную жизнь страны.

    Билет № 9
    1. Хунны (гунны), государство хуннов в III- I вв. до н. э., взаимоотношения с соседями, возвышение гуннов при Модэ, переселение гуннов в Казахстан, кочевое скотоводство, земледелие, социальная структура, материальная культура, Великое переселение народов, движение гуннов на запад, гунны в Европе, Аттила.

    В V в. до н.э.в Южной Монголии и Ордосе проживали протюркские племена гунны. Основные сведения о гуннах представлены в источниках Китая (китайцы их называли «хунну», «сюнну»). Титул правителя – шаньюй. Шаньюю подчинялись князья из числа близких родственни­ков – темники (их было 24 – по количеству родов). Народное собрание собирали 3 раза в год. Рабы у гуннов – домашняя прислуга и пастухи. Государство гуннов строилось по военному принципу: оно было разделено на левое, центральное и правое крылья. Вторыми лицами государства после шаньюя были «туменбасы» - темники - сыновья правителя или близкие родственники. Они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. У каждого темника имелось по 10 ООО вооруженных всадников. Три раза в год все вожди, военачальники собирались у шаньюя и обсуждали государственные дела. По сведениям китайских хроник, в IV-III вв. до н.э. гуннские племена объединились. Войны гуннов с китайцами растянулись на более чем 300 лет. В III в. до н.э. правители Китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену. Наибольшего усиления гунны достигли во II-I вв. до н.э., при правлении шаньюя Моде. Гунны победили и подчинили китайцев своей власти.

    Таким образом, была создана могущественная держава гуннов, простершаяся от озера Байкал до Тибета, от Восточного Туркестана до реки Хуанхэ. В середине I в. до н.э., или точнее в 55 году до н.э., Гуннское государство разделилось на южных и северных гуннов. Южные гунны попали под власть династии Хань. Северные гунны в конце I в. до н.э., чтобы сохранить независимость, во главе с шаньюем Чжи-чжи двинулись на запад. Гунны заключили с кангюями мирное соглашение. До прихода гуннов антропологический тип жителей Казахстана был европеоидный, с проникновением гуннов появляются монголоидные черты. В 93 году н.э. начинается вторая волна, переселения гуннов в Европу. В IVв. н.э. гунны дошли до Дуная и поселились в Венгрии, Движение гуннских племен с востока на запад, начавшееся во II в. до н.э. растянулось до IV в. н.э. Движение гуннов на Запад привело в движение все другие племена и народы и получило название Великое переселение народов. В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу. Территория Причерноморья была покорена гуннами. Готские племена вошли в состав гуннов. В 395 году гунны совершили походы в Закавказье и Месопотамию, подошли к Константинополю, столице Восточной Римской империи. Император обязался платить гуннам дань золотом. В 437 году гунны совершили поход вглубь Европы, на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 году Аттила (400-453 гг.) объединил разрозненные племена гуннов в Румынии и Венгрии. При нем государство гуннов достигло своего могущества, и Аттила вторгся в Восточную Римскую империю, затем направился во Францию. Во время правления Аттилы у гуннов сложился военно-демократический строй. В 451 году на территории современной Франции в Каталаунской битве войско Аттилы впервые потерпело поражение. В 452 году Аттила вторгся в Италию и подошел к Риму. Он освободил Европу от господства Римской империи. После смерти Аттилы в 453 году гуннские родовые союзы распались. Гунны своими походами способствовали распаду рабовладельческого строя и открыли начало нового исторического периода - средневековья.

    Основу гуннского войска составляла быстрая конница, имелись стенобитные, камнеметные машины. Основным занятием было кочевое скотоводство, часть гуннов вела оседлый образ жизни и развивала земледелие. Гунны жили в юртах. В гуннском обществе существовало социальное неравенство. В погребениях знатных гуннов находят много дорогих вещей, а в могилах простых общинников - скромные вещи личного пользования. Гуннское общество было патриархальным. Его возглавляли совет старейшин рода, союз племен – шаньюй. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. У гуннов сложилась система законов и правил поведения. За тяжкие преступления и предательство наказывали смертной казнью, за мелкие - резали лицо, использовали иные виды наказаний. Появление у гуннов частной собственности на скот и землю, сложение примитивного бюрократического аппарата, введение налогов как формы эксплуатации, распространение письменности, знаменовали собой их переход к новому этапу — классовому обществу и государству.  Гуннские ювелиры умели напаивать на изделия золотые шарики - зернь, узоры в виде витых проволочек - скань, вставки цветных камней - инкрустация. Ученые называют такой стиль полихромным, который сменяет звериный стиль.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


  • написать администратору сайта