Главная страница
Навигация по странице:

  • Трансгрессивность сознания

  • Т. И. Яковук

  • Концепция строится на следующих утверждениях

  • Молодежь представляет собой гетерогенную совокупность групповых общностей как носителей различного опыта и социокультурных образцов.

  • Нарастающие процессы индивидуализации в духовной жизни провоцируют молодежь к саморегуляции и построению индивидуальных биографий с акцентом на эгоцентризм.

  • РВ_Социология молодёжи. Билеты по Социологии молодёжи 20172018


    Скачать 94.49 Kb.
    НазваниеБилеты по Социологии молодёжи 20172018
    Дата13.01.2021
    Размер94.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРВ_Социология молодёжи.docx
    ТипДокументы
    #167931
    страница13 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

    Трансгрессивные ориентации


    ТРАНСГРЕССИЯ - достижение субъектом внешней позиции по отношению к чему-либо в процессе пересечения границ выхода за пределы, по ту сторону явлений, состояний или объектов.

    Трансгрессивность сознания молодёжи проявляется в отказе от традиционных образцов культуры и ориентации на ценностно-смысловые образцы будущего (вспомнить о концепции префигуративного типа культуры по М. Мид: ориентирование на будущее).

    Трансгрессивность в условиях неопределенности позволяет субъекту достроить неясную, неопределенную картину мира, предлагает модель прогнозирования возможных изменений, основанную на интуиции и предчувствии.

    Концепция трансгрессивности духовной жизни молодежи была сформулирована в работах белорусской исследовательницы Т. И. Яковук. Тема неопределенности, очень принципиальная для социологической трактовки процессов в современном обществе государств, образовавшихся на руинах бывшего СССР, постигается в социологии государств СНГ быстрее в социально-философском, нежели социологическом ключе.

    Концепция строится на следующих утверждениях:

    1. Субъектность молодежи проявляется в трех основных аспектах:

    а) в процессе социализации и расширенного воспроизводства духовной культуры, в ходе которого происходит наследование и обновление молодежью существующего опыта общественных отношений, ее участие в дальнейшем преобразовании общества,

    б) субъектность реализуется в процессе интериоризации социокультурных норм, ценностей, исторически сложившихся традиций и в поиске их новых форм и смыслов как оснований социальной идентичности,

    в) субъектность молодежи проявляется в процессе формирования индивидуального и группового сознания на основе отличительных социокультурных образцов и самоорганизации в рамках молодежной субкультуры.

    2. Молодежь представляет собой гетерогенную совокупность групповых общностей как носителей различного опыта и социокультурных образцов. Соответственно этому в силу внутригруппового расслоения молодежное сознание представляет собой мозаичное явление, однако в нем отмечаются разнонаправленные процессы дифференциации и интеграции: будучи внутренне дифференцированной группой, молодежь объединяется вокруг схожих глобализированных субкультурных образцов — нормативных и знаково-симво­личе­ских, — что одновременно свидетельствует о новых формах универсализации в ее среде. В то же время в условиях неопределенности не складываются предпосылки для формирования макроидентичностей, следствием чего является отказ подавляющего большинства молодежи от соотнесения себя с макросообществами, включая собственное поколение.

    3. В условиях неопределенности лабильное сознание молодежи накладывается на неустойчивость и нестабильность социокультурной среды трансформирующегося общества, что препятствует формированию устойчивых образцов группового сознания и приводит к возникновению новых трансгрессивных интересов.

    4. Нарастающие процессы индивидуализации в духовной жизни провоцируют молодежь к саморегуляции и построению индивидуальных биографий с акцентом на эгоцентризм. Но тем не менее автором обосновывается вывод о двойственности влияния условий нестабильности и риска, жесткой конкуренции и неопределенности ценностно-нормативных требований, т. е. в групповом сознании белорусской молодежи присутствуют не только индивидуалистические ценности, но и ориентации социально интегрирующего характера, формирующие контуры ее духовной жизни: в духовной жизни молодежи формируется модель ревитализации аксиологической структуры, основанная на возрождении и укреплении общечеловеческих ценностей.

    В условиях неопределенности сложилось противоречие между стремлением моло­дежи к самореализации в духовной сфере и ограниченными возможностями для такой самореализации в связи с кризисными явлениями внутри ряда социальных институтов — образования, науки, досуга, — что обусловило деформацию потребностей, интересов и ценностей молодежи в названных сферах. Здесь Яковук наиболее близка к рискологической концепции молодежи .
    1. Имитация как форма саморегуляции в молодежной среде;


    В условиях социальной неопределенности молодежи приходится выбирать образцы подражания. Зачастую ими становятся богатые, успешные люди(ТМ). Однако ввиду недоступности материальных и духовных благ, которыми пользуется референтная группа, молодые люди создают гиперреальность, подражая недоступному, имитируют социальные образцы, которые не могут воспроизводить.

    Таким образом, в ответе на этот вопрос надо говорить о конструировании гиперреальности и симулякрах.

    Вы простите, но лить воду в этот билет кажется мне бессмысленным. Вектор задан, а дальше бла-бла-бла.
    1. 1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта