РВ_Социология молодёжи. Билеты по Социологии молодёжи 20172018
Скачать 94.49 Kb.
|
Риск.Учебник Чупров Социология молодёжи. Риск как форма саморегуляции Преодоление неопределенности путем расширяющейся самостоятельности молодежи на индивидуальном и групповом уровнях неизбежно усиливает риск. А постоянное воспроизводство риска во взаимодействиях молодежи с обществом придает ему системный характер. За годы трансформации выросло поколение, для которого риск, равно как и неопределенность стали естественным фоном их жизни. Не справедливо было бы полагать, что современные двадцатилетние не жаждут стабильности, предсказуемости и гарантий, но, отнюдь, не в обмен на свободу. Молодые ждут не указания, где именно учиться, жить и работать, а самих гарантий на получение качественного образования, возможность зарабатывать и на этой основе самостоятельно строить свою жизнь. Между тем, это поколение не чувствует, что живет не «в свое время», напротив, оно в целом впитало образцы и дух современного общества, представляет характер востребованных этим обществом компетенций. Сам факт подобной адаптивности представляется позитивным. Его нельзя не признать основополагающим дня успешной интеграции молодежи в любое общество. Однако вновь возникает вопрос о критериях и долгосрочной перспективе развития, как самой молодежи, так и общества, с которым она взаимодействует. Если в социальном взаимодействии существенную роль играют такие факторы как наличие полезных связей и денег, а квалификации и знаниям отводится подчиненная роль, то именно эти первые и окажутся главенствующими в способах саморегуляции молодежи, которая быстро ориентируется в том, что актуально, а что не востребовано. Среда риска как внешнее условие фиксируется в системе установок, приобретая поведенческую готовность действовать сообразно данным условиям. В сознании молодых людей, выросших в подобной среде, складывается определенный тип ценностнонормативной системы и целерационального поведения, в которых риск является интегральным компонентом. Формируется особый тип культуры - «культура риска», принадлежность к которой требует постоянной готовности к вероятностным изменениям и калькуляции возможностей, открытости к различным действиям и событиям, позитивным и негативным, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневном взаимодействии на индивидуальном или групповом уровне. Главная задача в том, чтобы «научиться жить в условиях риска, анализируя различный опыт, позволяющий делать собственную жизнь более или менее стабильной». Поэтому культура риска полностью выстраивается на принципах индивидуализации и ассоциируется большей частью с не институциональными практиками здравого смысла. А установка на риск становится формой саморегуляции молодежи в условиях неопределенности. В отсутствии социальных гарантий и неэффективности механизмов социальной защищенности, призванных компенсировать невыгодное социальное положение молодежи и демпфировать риски и опасности в ее среде, возрастает социальна цена рискованного поступка. Поэтому риск как жизненная установка и способ саморегуляции свойственен далеко не всем молодым людям. Значительная часть молодых людей рационализирует жизненную ситуацию в рамках «стратегии выживания». В экстремальных жизненных условиях, в отсутствие страховочных средств в виде социального или финансового капитала перед лицом альтернативы «пан или пропал» для многих молодых людей важнее оказывается не пропасть. Поэтому не удивительно, что противоположной риску формой рационализации, также отмечаемой в среде современной молодежи, является сохранение стабильности и сбережение минимума. И, если стратегия риска связана с усилением опасности, то стратегия самосохранения - с безопасностью. Ускорение темпов жизни.Это совсем очевидно, так что я просто приведу основные пункты, которые упоминались на лекции: Беспрестанное изменение условий жизни, причем не только количественных, но и качественных показателей. Содержательные черты культуры постмодерна: фрагментарность, изменчивость, плюрализм интерпретаций и критериев рациональности. Быстрое знание как основа саморегуляции Ценности общества потребления: гедонизм, стремление жить здесь и сейчас, сиюминутность, поверхностность. Кратковременность межличностнх отношений, разрушение связей индивида с макроструктурами Стратегии становятся инструментальными для достижения максимальной выгоды. Основным механизмом соц контролем становится мода! Быстротечность и погоня за брендами превращается в невротечность. Формирование комплекса отставания, чувства депривации. |