Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Скачать 2.8 Mb.
|
Общество как саморазвивающаяся системаОбщество (в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Или общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В узком смысле общество – это определенный этап человеческой истории (раннефеодальное общество, средневековое общество) или отдельное, индивидуальное общество (социальный организм). Например, французское общество, российское общество. К обществу относятся: производительные силы и производственные отношения; общественный строй; организация семьи и классов; политический строй; общественное сознание. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов. Общество – сложная саморазвивающаяся система. В науке высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. В последнее время в науке высказывается точка зрения, согласно которой главным критерием поступательного развития общества, в конечном счете, является знание в двух формах: знание, овеществленное в орудиях и средствах производства; знание «живое», носителем которого являются сами люди, производители, т. е. их навыки, опыт, профессиональное умение. Сложный характер развития общества определяется его структурой. В нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества. Можно выделить два подхода к взаимосвязи сфер общественной жизни: традиционный и современный. В соответствии с традиционным подходом выделяются четыре основные сферы жизнедеятельности общества: экономическая сфера – материальное производство и отношения, складывающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ; социальная сфера – социальные общности: классы, слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом; политическая сфера – политика, государство, право, их соотношение и функционирование; духовная сфера – различные уровни и формы общественного сознания: общественная психология и идеология, культура, наука, религия, мораль, искусство. При современном подходе выделяют: сферу материального производства – всеобщая сфера жизнедеятельности общества как системы; сферу теоретической деятельности – поставляет обществу знания о том, как устроен мир; сферу оценивающей деятельности – деятельность людей по ценностному освоению действительности; сферу управления социальными процессами – политическая сфера; центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью выступает субъект управления – власть; собственно социальную сферу – включает, прежде всего, три важнейших аспекта: классовый, половозрастной, семейный. Таким образом, общество – это сложно структурированное целое. Каждая из сфер общественной жизни, в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все сферы не только между собой взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Развитие общества происходит благодаря его конфликтности, внутренней противоречивости - это не обязательно прогресс, может быть и регресс. При существующей организации общественной жизни многие проблемы (экологические, демографические) не могут быть разрешены и могут быть только усугублены, для их решения нужен новый порядок, организация общественной жизни. Смена таких порядков и есть общественное развитие. Билет 8 1. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Философию Людвига Фейербаха (1804–1872) принято считать завершающим этапом немецкой классической философии и одновременно началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии. Главное направление философии Л. Фейербаха – критика немецкого классического иде- ализма и обоснование материализма. Материалистическое учение Л. Фейербаха складывалось в процессе критики гегелевского идеализма. Основными чертами философии Л, Фейербаха являются: полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы. Бог – порождение сознания человека, а распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям. То есть философ видел в религии отражение жизни людей, их реального бытия; материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека (природа вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; человек – часть природы, он есть единство материального и духовного; вопрос о сущности человека – главный для философии. Но человеческая природа трактуется Л. Фейербахом биологически. Человек – это абстрактный индивид. Таково содержание его принципа антропологизма, который не учитывает общественную практику; большой интерес к социально-политическим вопросам. Определяющей чертой социальной философии Л. Фейербаха остается идеализм. Подобно французским материалистам XVIII в., он полагает, что разумный эгоизм, т. е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека совпадает в конечном счете с общественным интересом; убеждение в познаваемости окружающего мира. «То, что не знаем мы, познают наши потомки». 2. Проблема истины в философии. Практика как критерий истины. Проблема оснований истины – краеугольная проблема эпистемологии. Аристотелю принадлежит определение истины, которое впоследствии получило название классического. Оно гласит: истина – это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. Другими словами, истина – это правильное отражение объективной реальности в сознании человека. Истина – это процесс, представляющий собой движение мысли от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию. С каждым новым открытием полнота истины возрастает. Данное обстоятельство позволяет различать истину относительную и истину абсолютную. Относительная истина – это такое знание, которое отражает объективный мир не целиком, а только в его отдельных свойствах, знание, которое уточняется, дополняется в зависимо- сти от конкретных исторических условий. Абсолютная истина – это совершенно полное, исчерпывающее, всестороннее знание о каком-либо явлении или мире в целом. Каждая относительная истина – ступенька, шаг, приближающие нас к абсолютной истине. Проблема критерия истины принадлежит к наиболее сложным гносеологическим проблемам. В истории философской мысли она решалась по-разному. Р. Декарт, например, полагал критерием истинных знаний их ясность и отчетливость, Л. Фейербах видел его в чувственных данных и опытной проверке, прагматики формулировали в качестве критерия истины полезность, а конвенционалисты – соглашение. Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно- исторической практики. Практика (от греч. praktikos – дело, действительность) – предметная деятельность людей по преобразованию природы и общества. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ Объективные критерии Субъективные критерии: ● внутренняя согласованность, соответствие мышления ощущениям субъекта (субъективный идеализм – Д. Юм); Общественно-историческая практика (диалектико-материалистическая философия) ● полезность людям, соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм); Функции практики: ● практика – источник познания; ● ясность и очевидность (Р. Декарт); ● практика – основа познания; ● чувственные данные и опытная проверка (Л. Фейербах); ● практика – цель познания; ● взаимосогласованность ощущений (Э. Мах); ● практика – единственный критерий истинности результатов познания. ● соглашение (конвенциализм). Билет 9 1. Законы диалектики и их методологическое значение. Диалектика развития технического (инженерного) творчества (на примерах развития гражданской авиации). ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ Взаимосвязи количественных и качественных изменений Отрицания отрицания Единства и борьбы противоположностей развитие идет через цепь диалектических отрицаний, которые обеспечивают устранение старого, утверждение нового, связь, преемственность между старым и новым, удержание положительного и тенденцию поступательного в целом всем предметам и процессам свойственны внутренние противоречия, выражающие раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности, борьба между которыми является источником всякого развития; развитие предметов и процессов в мире происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру, вызывают качественные изменения, протекающие в виде скачков. В свою очередь, новое качество открывает новую меру для количественных изменений в дальнейшем Методологическое значение основных законов диалектики в реальном исследовании определяется, во-первых, степенью полноты понятийного аппарата, используемого для выражения их содержания. Неполный набор понятий и категорий, посредством которых выражается содержание того или иного закона диалектики в конкретном произведении (тексте), их нечетная экспликация могут существенно повлиять на характер восприятия информации о его содержании и соответственно о методологическом потенциале. Во-вторых, методологическое значение основных законов диалектики в русле конкретного научного исследователя будет зависеть от степени отчетливости и нетривиальности идеи (принципа), интегрирующей содержание понятий и категорий, посредством которых выражается их содержание. Эта идея (принцип) должна быть выражена максимально определенно, в том числе (и даже прежде всего) на уровне дефиниций законов. 1. Закон перехода количества в качество. Определяет эволюционные и революционные этапы развития (определяет характер движения). 2. Закон отрицания отрицания Описывает спиралевидный характер развития. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Определяет движущ. силы (причины) развития, как преодоление технических противоречий. Диалектика развития авиационной техники: ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Использование новых метериалов ● алюминиево-литиевые сплавы ● композиционные материалы Улучшенная аэродинамика ● новые крыльевые профили ● новые формы законцовок крыльев ● оптимизация формы фюзеляжа Расширение условий базарования ● глиссирующее крыло ● самолеты вертикального/короткого взлета и посадки ● новые схемы шасси на воздушной подушке Перспективное оборудование ● бесплатформенные инерциальные системы ● ГЛОГАС ● оптоволоконные системы ● новые системы измерения воздушных сигналов Перспективные силовые установки 2. Качественное многообразие и взаимосвязь форм движения материи.
|