Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Скачать 2.8 Mb.
|
1. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Сюда включается бытие природы как целого - "первая природа" и бытие вещей и процессов, произведенных человеком - "вторая природа". Между этими видами бытия существует органическая взаимосвязь. Первая природа является важнейшим фактором, оказывающим влияние на деятельность человека. 2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека как природного существа и специфически человеческое бытие (подробно сущность бытия человека будет освещаться в др. лекциях). Здесь только следует подчеркнуть, что материальная основа антропосоциогенеза не может быть ограничена лишь биологическими предпосылками, т.е. не только нервно-психическая и анатомо-физиологическая организация непосредственных животных, предшественников человека, но и природа в целом составляет генетическую предпосылку социума 3 . Бытие социального, общественного. Общественное бытие - это качественно новая социальная система, порожденная взаимодействием людей, прежде всего социальными закономерностями, которые играют решающую роль в формировании личности, индивида, его социальных качеств (анализ будет в последующих лекциях). 4. Бытие духовного, идеального. Подразделяется на два вида: бытие индивидуального, духовного - это, прежде всего, сознание Я, которое выражается в языке индивида. Сюда же включается объективированное духовное, т.е. общественное сознание. Это, прежде всего идеи, идеалы, нормы, принципы, ценности, естественные и искусственные языки, произведения искусств и культуры. Все это составляет духовное богатство личности (бытие личности). Билет 27 1.Социокультурные функции философии. Функции философии: 1. Мировоззренческая: философия связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения - системы общих представлений о мире и человеке; 2. Познавательная (гносеологическая): философия связана с познанием мира и человека; 3. Методологическая: философия связана с выработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека; 4. Логическая: философия связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления; 5. Ценностная (аксиологическая): философия связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества; 6. Гуманистическая: философия связана с обоснованием ценности человеческой личности, её достоинства, прав и свобод; 7. Эвристическая: философия связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и с направлением научного познания; 8. Эстетическая: философия связана с изучением законов Красоты и ее восприятия человеческим сознанием; 9. Практическая: философия связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической деятельности человека; 10. Культуротранслирующая: философия связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества. 2.Единство материи, движения, пространства-времени. Материя характеризуется тремя атрибутами. Атрибуты материи - это свойства, которые неотделимы от материи. Это значит, что материя не существует без атрибутов, а те в свою очередь – не существуют без материи (речь идёт о суждениях в рамках материализма). Основных атрибутов материи три: движение (развитие есть разновидность движения), пространство и время. Под движением понимается всякое изменение, покой – относителен, так как он сменяется движением. Отмечены четыре основные формы движения: физическое, химическое, биологическое и социальное. Каждая из них имеет свои особенности и качественно своеобразна. Так, физические явления сопряжены с изменениями в пространстве и времени в связи с воздействием на объект направленной на него силы, энергии и т.п.; химические процессы предполагают изменения в структуре вещества с точки зрения соединения, или расщепления атомов и молекул; биологические – связаны с возникновением, развитием (ростом, преобразованием) и умиранием (старением, изношенностью) клеток и функций организма и т.п.; социальные – с теми разнообразными событиями, которые происходят в жизни коллектива и отдельного человека, или в отдельных сферах жизни общества. Пространство – это объективно-субъективная форма существования материи, означивающая порядок одновременного существования объектов. Относительно категории пространства материя характеризуется протяженностью, структурностью и взаимодействиями внутри неё самой. Пространство бесконечно, трeхмерно (в некоторых учениях многомерно), неисчерпаемо, однородно, изотропно (под изотропностью понимается равноправность возможных направлений движения). Пространство обладает локальными свойствами, такими как: симметрия и асимметрия, форма, размерность, расстояние между элементами или системами, границы между ними и т.п. Время – всеобщая объективно-субъективная форма существования материи, воспроизводящая длительность бытия и последовательные состояния объектов. Материя, с позиции времени, характеризуется как вечная, неуничтожимая, имеющая начало и конец (ничто не вечно, но материя в целом как таковая бесконечна). Время в современных общепринятых научных представлениях одномерно (имеет одно измерение), асимметрично (не имеет никаких других аналогичных времени соответствий) и необратимо (физически его нельзя вернуть). Время связано с пространством, что выражает термин пространство-время. Есть биологическое, психологическое, социальное и другое пространство-время. Выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский (1792—1856) доказал, что свойства пространства и времени не только связаны со свойствами тех или иных материальных образований, но прямо зависят от них. Обращает на себя внимание высказывание гениального ученого XX в. А. Эйнштейна (1879—1955) о том, что если бы каким-то чудом исчезли все тела, то исчезло бы пространство и время Современная марксистская философия в решении обсуждаемых вопросов базируется на выводах теории относительности Эйнштейна, с точки зрения которой значения пространства и времени изменяются в зависимости от системы отсчета и от свойств движущихся материальных систем. В настоящее время в марксистской философии все глубже осмысливаются не только более знакомое всем физическое, но и биологическое и социальное пространство и время, выражающие специфику существования соответственно биологических и социальных явлений. Билет 28 1.Славянофидльство и западничество. П.Я. Чаадаев и его «Философические письма». Основные произведения: «Философические письма», «Апология сумасшедшего». П.Я. Чаадаев в своих работах в основном рассматривает проблемы исторического развития России. Он утверждает, что русская история «пуста» и оторвана от истории других народов. Причину всех бед он видел в православии с его идеей покорности и отрешения от мира. Он считал, что любой европейский вариант христианства мог бы принести России больше пользы, чем православие, и приводит в качестве примера католицизм, со свойственным тому «животворным принципом единства», зовущий к борьбе за истину. В результате поиска этой истины страны Запада смогли «найти свободу и благосостояние». Чаадаев утверждал, что русский народ не сделал сколько-нибудь значительного вклада в человеческую культуру. Но позднее в работе «Апология сумасшедшего», написанной как ответ на обвинения относительно этого тезиса, Чаадаев все же выразил веру в историческую миссию России, которую он видел в соединении цивилизации Востока и Запада. «Философические письма» П. Чаадаева стали прологом «великого спора» славянофилов и западников о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в мире. Славянофильство, как самостоятельное идейное течение русской философской и общественной мысли оформилось в конце 1830-х гг. в Москве. Его главными представителями стали А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю. Ф Самарин и др. Теоретическая основа - европейский романтизм, немецкая классическая философия в целом, русское православие и исторический уклад России. Основные идеи: 1. Они отрицали необходимость заимствования западноевропейских форм государственного устройства, основанных на народном представительстве и признавали за Россией особый, «самобытный» путь исторического развития, свободного от недостатков и противоречий истории западных стран. Самобытность русского народа они видели в духовности православия (в отличие от католицизма и протестантизма), в самодержавии, основанном на справедливом законодательстве. 2. Относились к уже развившимся в России отдельным чертам западной культуры как к временному злу, проникшему к нам с эпохи Петра. Славянофилы призывали общество бороться с этим злом, видя для России полную возможность выйти в будущем на дорогу самостоятельного развития и открыть новую эру в истории человечества. 3. В вопросе происхождения Российского государства они были сторонники норманнской теории: государство образовалось вследствие добровольного договора и приглашения вождя чужого племени. 4. Для славянофилов характерен нравственный подход к решению политических вопросов, намерение примирить интересы всех сословий, добиться социального согласия. 5. Взаимоотношения правительства и народа должны строиться на принципах взаимного невмешательства, государство обязано защищать народ и обеспечивать его благосостояние, обязанность народа исполнять государственные требования. 6. Полноправности «личности» на Западе они противопоставляли подчинение личности обществу в России, а борьбе классов принцип общественного единства, воплощение которого они видели в крестьянской общине. Гиперболизируя отдельные национальные черты русского народа, течение славянофилов объективно способствовало изоляции России, принижению ее статуса в исторической и культурной общности европейских государств. Западники - либеральное идейное течение 1840-х-нач. 1860-х гг. в России. Начало его формирования относится к 1839 г., когда сложился московский кружок Т.Г. Грановского, в который входилиК.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, Б.Н. Чичерин и др. Название «западники» и «западничество» возникло в ходе полемики со славянофилами и первоначально самими западниками воспринимались как обидное прозвище. Мировоззрение западников резко отличалось как от «самобытности» славянофилов, так и от господствовавшей теории «официальной народности». Теоретическая основа - взгляды гуманистов эпохи Возрождения, идеи европейского Просвещения, немецкой классической философии, признание ведущей роли разума в познании, необходимости философского осмысления при практическом освоении окружающей действительности. Основные идеи: 1. Ориентация на европейскую модель государства (что не исключало их критического отношения к западному образу жизни и политическому устройству). Эта модель воспринималась ими лишь в качестве ориентира развития, а не как предмет слепого подражания. Считали целесообразным установление в России конституционной монархии. 2. Исторический процесс понимался ими как цепочка необратимых, качественных изменений отдельных людей и общества в целом от худшего к лучшему. Поэтому западники считали Петра I одним из главных деятелей российской истории, который повел страну по пути прогресса. 3. Отстаивание основных либеральных ценностей: свободы слова и печати, независимости личности, публичности действий власти, гласности судопроизводства. 4. Отрицательное отношение к применению революционного насилия для изменения существующего строя, осуществление назревших реформ самим государством (большинство западников были монархистами). 5. Неприятие идеи патриархального единства помещиков и крестьян, а также патернализма государства по отношению к подданным. Общее в учениях славянофилов и западников. Представители обоих течений отрицали насильственные способы действий и искали мирные пути преобразования российского общества. В основе их концепций лежало стремление к социальной и индивидуальной свободе, достижение которой могло быть осуществлено только мирным путем реформ и разумных компромиссов. Главным условием преобразований они считали отмену крепостного права и введение народного представительства. 2.Сознание и мозг. Происхождение и сущность сознания. В происхождении сознания выделяют два вида условий: - природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга), - социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи). Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. Сознание — свойство чел мозга особым образом отражать объективную действительность Самосознание- своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития Доказательства того, что сознание является функцией мозга: - уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка); - при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность (*при повреждении лобной доли человек не может контролировать движения; *затылочных – нарушается ориентировка в пространстве, невозможно выполнение арифметических действий и т.д.). Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. СеченоваиИ.П. Павлова, которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных. Эти учения явились естественнонаучным основанием материалистического понимания проблемы сознания. Важное значение для понимания сущности сознания человека имеет учение Павлова о двух сигнальных системах. Билет 29 1.Проблема бытия в древнегреческой философии (линия Демокрита, линия Платона). Материализм. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.), ученик одного из создателей античной атомистики Левкиппа (V в. до н. э.). Унаследовал значительное имение. Это позволило ему целиком посвятить себя науке. Его труды представляют собой нечто вроде энциклопедии познания того времени. Они включают более 70 названий его работ из области физики, этики, математики, риторики, астрономии и др. Своими трудами он снискал глубокое уважение Аристотеля, Цицерона, Плутарха и др. выдающихся мыслителей древности. Величайшей заслугой Демокрита является его учение об атомистике. В основе мироздания - атом как первооснова развития мира. Атомы, т. е. наименьшие, далее неделимые физические частицы, неизменны и вечны, находятся в постоянном движении и отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Наряду с атомами, по утверждению Демокрита, существует и пустота (пустота — это небытие и, как таковая, непознаваема, только бытие познаваемо), в которой и движутся атомы. Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Только благодаря движению и происходит возникновение и развитие мира. Благодаря движению атомов в пустоте слагаются атомные массы, возникают и другие миры. Демокрит, следовательно, в своих взглядах не ограничивался земным миром. Так как число атомов, а также протяженность пустого пространства бесконечны, то существует и множество миров, которые постоянно возникают и погибают, находясь и на разных стадиях развития тоже. Выделяет 2 вида познания, но склоняется к рациональному. Идеализм Платона и его особенности Параллельно существовало противоположное философское направление-идеализм, «линия Платона». Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя — Аристокл, Главным в наследии Платона является учение об идеях. Идеи — сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, что она есть. Платон употребляет термин «парадигма» (от греч. парадигма — пример, образец), указывая, что идеи образуют вещь, какой она должна быть. Мир идей, следовательно, образует в своей совокупности «истинное бытие», а чувственный, материальный мир вторичен по отношению к нему. Существует не вещь реально видимая и осязаемая, а идея вещи — вот главное в идеализме Платона. На вершине находится идея бога как высшего добра. В этом отношении показательно космологическое учение Платона, которое носит мистический, теологический характер. Платон говорит, что существует лишь один мир, который управляется демиургом (от греч. демиургос — мастер, ремесленник, творец). Теория познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний — в воспоминаниях души. Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них. В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов: 1) крестьян, ремесленников и купцов (умеренность); 2) стражей (сила); 3) правителей (мудрость). Низший класс не нуждается в особенном образовании - практика. Задача— умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях. Цель: построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Цель - избавить общество от эгоизма и победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность заменяется общественной. Правители – мудрецы 50 лет, философы. |