Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Скачать 2.8 Mb.
|
Идеализм Платона и его особенности Параллельно существовало противоположное философское направление-идеализм, «линия Платона». Платон (428-347 гг. до н. э.), ученик основоположника объективного идеализма Сократа, родился в Афинах. Его настоящее имя — Аристокл, Теория познания противоположна материалистической. В ее основе лежит учение о бессмертии души. Для достижения истины, говорил Платон, нет никакой необходимости обращаться к чувствам, к ощущениям, наоборот, надо полностью отрешиться от них и, погрузившись в глубины своей души, постараться, чтобы она вспомнила то, что видела в мире идей. Источник знаний — в воспоминаниях души. Диалектику Платон сводил к искусству, умению задавать вопросы и отвечать на них. В социально-политических воззрениях Платон выражал взгляды господствующего класса рабовладельцев, аристократии. Платоновский Город-Государство должен состоять из 3-х классов: 1) крестьян, ремесленников и купцов (умеренность); 2) стражей (сила); 3) правителей (мудрость). Низший класс не нуждается в особенном образовании - практика. Задача— умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Сословие охранников должно быть образованным в гимнастике и музыке с целью укрепления в его душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Мужчины и женщины этого сословия подлежали одинаковому образованию, им предназначались одинаковые жилища. Для стражей предусматривалась также общность мужей и жен, а значит и детей. Последние должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях. Цель: построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Цель - избавить общество от эгоизма и победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность знаменяется общественной. Правители – мудрецы 50 лет, философы. 2. Субъект и объект познания. Активная роль субъекта в познании. Субъектом познания является отдельный индивид, коллектив исследователей или общество в целом, осуществляющие целенаправленную познавательную деятельность. В сознании субъекта находятся в единстве общественное (знания и опыт человечества в данной области исследования, усвоенный субъектом) и индивидуальное (специфические врожденные и воспитанные качества субъекта). Объект познания - это та часть действительности, на которую направлена познавательная активность субъекта. Выделяют также предмет познания как отдельную сторону объекта. Объектами познания могут быть: сам субъект, знание и познание. Субъект и объект познания находятся в неразрывном единстве, взаимодействуя друг с другом. Активной стороной выступает субъект, избирающий объект и предмет исследования, организующий этот процесс, фиксирующий результаты познания и использующий их на практике. Объект своими свойствами и сторонами предопределяет выбор его субъектом, а также «требует» соответствующих ему методов и средств познания. Чаще всего в процессе познания субъект и объект взаимодействуют не непосредственно, а опосредованно, в связи с чем встает проблема «гносеологического посредника». «Субъект не может воздействовать на объект иначе, как предметным образом, - отмечает Ф.В.Лазарев. - Это значит, что в своем распоряжении он должен иметь систему материальных посредников своих воздействий на познаваемый объект - руки, орудия труда, измерительные инструменты, химические реактивы, ускорители частиц, экспериментальные установки и т.д. Прогресс познания был бы невозможен без постоянного расширения и усложнения этого «мира посредников». Равным образом механизм воздействия объекта на субъект предполагает свою систему посредников - сенсорная информация, различные знаковые системы, и, прежде всего, человеческий язык. Во второй половине XX в. мир посредников гигантски расширился за счет использования компьютерной техники, системы Интернет и т.п.». Таким образом, объект, субъект и гносеологический посредник (медиатор), взятые в единстве, составляют исходную гносеологическую ситуацию. Развертывание этой ситуации носит творчески активный характер, проявляющийся: 1) в постижении чувственно не воспринимаемой сущности явлений; 2) в теоретическом выражении полученного знания и идентификации этого знания с познаваемым объектом; 3) в применении разнообразных методов и средств познания; 4) в использовании результатов познания. Процесс познания обусловлен общественной практикой, под которой понимается материальная, чувственно-предметная, целенаправленная деятельность людей по преобразованию природы и общества для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика является: 1) источником, основой и движущей силой познания, поскольку ставит перед ним познавательные задачи, даёт фактический материал для обобщений и средства для познания; 2) конечной целью познания, так как в практике материализуются добытые знания; 3) критерием («мерилом») истинности получаемых знаний, что проявляется, прежде всего, в материальном производстве и эксперименте. Билет 24 1. Философская система и метод Г.В.Ф. Гегеля. Противоречие между методом и философской системой. Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением. Явление, по Гегелю не менее объективно, чем сущность. Сущность обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности. Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга. Поэтому несостоятельны утверждения Канта о непознаваемости вещей в себе. Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, и, во-вторых, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях. Философия Гегеля — объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы диалектической логики (это мысли Бога до сотворения мира). Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают. Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности: пантеизм (Божественная мысль пронизывает весь мир), панлогизм (Объективное божественное мышление строго логично), диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему. Метод у Гегеля носит диалектический характер. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада. Фейербах, Герцен, Энгельс обратили внимание на противоречие между методом и системой (идеалистическая система и диалектический метод). Дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. 2. Общество как система. Развитие общества как естественно-историчекий процесс. Общество никогда не находится в состоянии покоя, а пребывает в постоянном движении. Диалектика рассматривает общество в этом постоянном изменении, т.е. изучает его как процесс. Процесс – это последовательное изменение состояний какого-либо объекта. Ряд философских наук предполагает, что общество развивается циклически, имеет замкнутый характер. Большинство философов в мире признает, что общественно-исторический процесс носит поступательный, т.е. линейно-направленный характер. Общество имеет 2 направления: прогрессивное и регрессивное. Поступательное, восходящее развитие общества, переход к более совершенным формам называется прогрессом. Нисходящее развитие, возвращение к отжившим традициям и устоям называется регрессом. Критерием общественного прогресса являются показатели степени развития общества. Материалисты считали основным показателем социального процесса уровень развития материального производства. Идеалисты признают главным критерием степень духовного развития общества – нравственность, просвещенность. Принято считать, что существуют два основных типов социальной динамики -революционный и эволюционный. Эволюцией называют процесс постепенных, в основном количественных изменений. Что касается природы многообразия вариантов развития это объясняется тем, что существуют многообразные исторические условия деятельности разных народов. Исторические изменения нельзя обойти без выяснения основных источников и факторов общественного развития Источником любого развития являются противоречия. Факторами общественного прогресса называются движущие силы развития общества; их подразделяют на объективные и субъективные. К объективным факторам относят материальное производство, природные ресурсы, социальные ресурсы, науку и технику и т.д. К субъективным относят целенаправленные, осознанные действия отдельных людей, социальных групп, человечества в целом. Среди подходов к истории наиболее распространены: Формационный; Цивилизационный; Культурологический Формационный подход был предложен основоположниками марксизма К.Марксом и Ф.Энгельсом, развит В.И.Лениным. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889-1975) Цивилизация (по Тойнби) – устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Согласно Тойнби, цивилизации бывают основными и локальными. Культурологиченский подход был предложен немецким философом О.Шпенглером (1880-1936). Понятие «культура» у Шпенглера близко к понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» Шпенглера имеет другое значение. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Билет 25 1.Генезис философии. Сходство и различие философии с мифом и религией. Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Средиземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренческих. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовавшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновение древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во. Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания. Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире. 2. Чувственное и рациональное познание. Их формы. Чувственное познание – т.е. познание с помощью органов чувств - это первая ступень познавательного процесса, источник непосредственных знаний о предметах и их свойствах, связывающий человека с окружающим миром. Природа органов чувств человека биосоциальна. Рациональное познание — познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio — разум, рассудок). Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Основные механизмы (мыслительные операции) рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение. Билет 26 1. Понятие основного вопроса философской системы. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии- онтологическая, и гносеологическая . Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично а процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. 2. Проблема бытия в философии. Основные формы бытия. Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек. Многие сложнейшие философские вопросы так или иначе приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует? Проблема бытия введена в философию Парменидом как ответ на определенный социальный и культурный заказ, т.е. люди стали терять веру в традиционных Богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социальной жизни. С гибелью Богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных социальных процессов останется стабильным. В глубинах человеческого сознания зарождалась мысль о необходимости поиска новых гарантов человеческого существования, т. к. людям нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить душу античного человека, оповестив людей об открытии абсолютной мысли (божественной), которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Поэтому возникает уверенность в том, что все подчиняется порядку с необходимостью. Поэтому судьба людей вечна и неуничтожима, а абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а логос - космический разум. Человек способен что-то знать о мире, если сумеет вступить в непосредственный контакт с разумом, который и есть бытие. Понятие бытие исходное в философском видении мира и включает в себя все существующее вообще. К такому выводу современная философия шла долгим путем. В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Гераклит считает, что бытие подвижно, т. е. мир - это космос, не созданный никем из Богов и людей, который был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимися и мерами погасающими (вечность развивающегося бытия). Единый в своей материальности космос (Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар) прежних философов был преобразован Платоном. Понятие бытие разделено им на неравноценные виды: 1. мир вечных, неизменных, идеальных сущностей, мир идей, новые формы бытия, предшествующие миру вещей и определяющие его; 2. окружающих нас вещей, преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер, это какое-то полу-бытие; |