Главная страница

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова


Скачать 2.8 Mb.
НазваниеБиография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Дата23.06.2022
Размер2.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_Filosofia (1).docx
ТипБиография
#611648
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Билет 10

1. Славянофильство и западничество. П.Я. Чаадаев и его «Философические письма».

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО И ЗАПАДНИЧЕСТВО

Славянофилы

Западники

Главные представители –

И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков.


Радикальное крыло –

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв

Умеренный центр – Т. Н. Грановский, П. В.Анненков

Либералы – В. П. Боткин, К. Д. Кавелин.

Основные идеи:

основу исторического бытия России составляют православие (идейная основа русской самобытности) и общинный образ жизни;

в противовес немецкой философии стремились создать философию, историософию и антропологию в православной интерпретации;

русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности )

любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Взгляды:

выработали широкий спектр концепций – от «русского социализма» до прогрессивистских теорий развития;

хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии (материализм, эмпиризм); пытались привести их в русскую философию;

считали, что отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировала сама себя;

благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.


Под влиянием западников возникла «государственная школа» в лице Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, В. И. Ключевского.

«Философические письма» П. Я. Чаадаева

Философом, спровоцировавшим полемику славянофилов и западников, выступил Петр Яковлевич Чаадаев. Его главное философское произведение – «Письма о философии истории» (на франц. яз.) или «Философические письма» (1828-1836), которые А.И. Герцен назвал «выстрелом в ночи». В них Чаадаев подверг критике российскую действительность, принявшую форму резкого противостояния культурных миров Запада и России.



КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ



Западный мир – идеальная модель цивилизации.



Россия «выпала» из общей семьи христианских народов, приняв православие от «жалкой, презираемой» Византии, и отказавшись от духовного единства с римско-католической Европой.



Будущее России – вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада.




Центральное звено религиозной философии Чаадаева – учение о Боге, стоящем вне мира, но творчески на него воздействующем.



Человеческий разум вне откровения принципиально не способен постигнуть духовный порядок бытия.



Провиденциальный смысл истории – установление на земле совершенного строя жизни – Царства Божия. Адекватно, т. е. в форме христианской социальности, этот замысел отражен только в католичестве.





2. Человек в информационно-техническом мире. Авиация и человеческий фактор.


В авиации человеческий фактор определяет эффективность и надежность человеко-машинных систем и всех звеньев инфраструктуры профессионалного труда авиаспециалиста. Понятие «человеческий фактор» отражает процессы, происходящие в человеке и машине, а также между ними, когда они выступают в единстве.



Профессиональная

подготовка



Уровень культуры
Летные

Летные происшествия


Гуманитарная

подготовка

Ошибки человека



Инциденты



Личностные факторы





Процедуры



Конструкция

оборудования

Организационные факторы


Билет 11

1. Исторические условия развития, характерные черты и периодизация русской философии.

Периодизация русской философии


ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ



Пролог к русской философии:

до Петра Великого;

XVIII век.



Второй период – возникновение систем (конец ХIХ в. –

первые два десятилетия ХХ в.).



Первый период – до возникновения систем

IХ в. до 70-х годов).



Третий период – ХХ в. (после 1917 года).


Большинство отечественных историков философии считают, что только

в XIX веке начинают развиваться подлинно самостоятельные философские

интересы и идеи в русском обществе.

Характерные черты (принципы) русской философии


Принцип соборности

(означает единство людей на основе их любви к Богу и предпочтения нравственных ценностей)





ХАРАКТЕРНЫЕ

ЧЕРТЫ

РУССКОЙ

ФИЛОСОФИИ

Принцип реальной интуиции (интуитивисты видят основу познания в

интуиции)

Принцип

этического персонализма

(понятый в общественном контексте, приводит к принципу соборности)




Принцип

положительного

всеединства (приоритет нравственных ценностей, религиозно-равственного опыта жизни)




Принцип истины-праведности (соединение теоретического и нравственно-религиозного опыта)






Принцип космизма (идея мирового всеединства человека, человечества и физического космоса)

Принцип целостности (сочетание чувственного, рационального и мистического)



Исторические условия развития:

Существует несколько точек зрения на вопрос об определении начала русской философии. Их объединяет общий подход к выделению основного критерия такого начала европеизация.

Одни исследователи (например, А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Г. Г. Шпет) считают, что о самостоятельности русской философии речь может идти только с начала XVIII в.

Так, А. Ф. Лосев писал, что впервые философские интересы пробуждаются в России в XVIII в., когда русский ум был затронут идеями французского Просвещения и одновременно идеями просвещенного абсолютизма.

Другие авторы утверждают, что русская философия начала развиваться только в ХIХ веке. Например, Н. О. Лосский отмечал, что начало самостоятельной русской философской мысли, восходит к тому времени ХIХ в., когда русское общество уже пережило период увлечения немецким идеализмом И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и связано это с именами славянофилов И. В. Киреевского и А. С. Хомякова.

Третьим авторам подобные представления о начале русской философии представляются ошибочными. По мнению А. Ф. Замалеева, с принятием христианства на Русь проникает византийская философия, которая во многих отношениях была выше западноевропейской средневековой философии.
2. Гносеология в системе философского знания.

Принципы современной гносеологии


СОВРЕМЕННАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ БАЗИРУЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:



диалектики (подразумевает необходимость диалектически, т. е. с точки зрения принципа развития, подходить к проблеме познания, опираться на законы, категории, принципы диалектики;





историзма – рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;





практики – признавать главным критерием истины практику;





познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;



объективности – признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;





активности творческого отображения действительности;





конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.





Билет 12

1. Софисты и Сократ. Диалектика и майевтика Сократа.

Сократ – это древнегреческий философ, чьи труды имели переломное влияние на формирование античной философской мысли. Сократу принадлежит особая методика анализа понятий – майевтика. С данным методом на примерах можно ознакомиться в диалоге Платона «Теэтет». Именно из диалогов Платона, ученика Сократа, нам известно философское придание мыслителя, поскольку сам он ничего не записывал.

  • Софисты изначально были платными учителями, поэтому их мысль в прямом смысле ограничивалась – они давали лишь те знания, которые были нужны их ученикам. Так сказать, «по запросу, требованию».

  • Сократ же отмечал, что его главная миссия – это научить человека мыслить, причем самостоятельно, что успешно выполнялась, благодаря озвученному методу (майевтики). Наводящие вопросы заставляли человека мыслить, а что такое философия, как не любовь к мудрости, риск быть умным, мыслить самостоятельно.

Философия софистов и Сократа:

Софисты в философии использовали такой метод, как эвристика или искусство спора. Софисты учили доказывать свою правоту окружающим, пренебрегая поиском истины.

Среди особенностей философии софистов выделяют:

  • Релятивизм – относительность. Софисты утверждали, что нет абсолютного добра или зла – все относительно, поэтому добро можно трактовать как зло и наоборот. Горгий (софист) брался за похвалу или уничижение любой вещи, понятия вне зависимости от ее объективных качеств.

  • Космополитизм – гражданин мира. В Древней Греции каждый город (полис) считался отдельным государством с законами и властью. Софисты путешествовали в поисках учеников, поэтому не считали себя патриотами одного города.

  • Субъективизм. Протагор: человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют. Еще одно замысловатое вращение с оттенком релятивизма. Данная точка зрения ссылается на то, что именно человек – мера всех вещей и истина для явлений и понятий. Опять-таки отличный способ «уклониться» от объективности, сыграв в свою пользу.


Философия Сократа была намечена на человека. С помощью майевтики и иронии, которые были введены в диалектику, мыслитель учил, что мы можем признавать и не признавать истину, но она существует независимо от нас.

Среди особенностей философии Сократа выделяют:

  • Признание абсолютности добра и зла. Знание, как считал Сократ, есть добродетель, поскольку знающий человек не творит зла.

  • Форма диалога. Философские беседы у Сократа всегда были в форме диалога, который он начинал с признания своей некомпетентности, тем самым располагая человека.

  • Определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том же диалоге: оппонент часто начинал противоречить себе и исходным тезисам, что и подмечал Сократ.

  • Истину рождает сам человек. Не интерпретирует, а доходит до нее путем рассуждений, что соотносится с идеалистической позицией Сократа.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта