Главная страница

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова


Скачать 2.8 Mb.
НазваниеБиография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Дата23.06.2022
Размер2.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_Filosofia (1).docx
ТипБиография
#611648
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

  1. Функции философии



  1. Конфуций- жизнь и учения.

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все-таки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание уже в 20 лет, создал целое учение – конфуцианство, которое оказало огромное влияние на историю становления государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал летописи различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае, написал специальные правила поведения для всех сословий Китая.

Конфуций происходил из древнего китайского аристократического рода, к моменту рождения философа (551 год до н.э.) уже обедневшего. Его отец умер, когда мальчику исполнилось 3 года, а мать, будучи всего лишь наложницей, была вынуждена уйти из семьи и жить с сыном самостоятельно.

Именно поэтому Конфуций очень рано начал работать, занимаясь параллельно самообразованием и осваивая положенные каждому чиновнику и аристократу Китая искусства.  Образованного юношу скоро заметили, и он начал свою карьеру при дворе в царстве Лу.

Педагогическая работа


Это время было очень непростым для Китая, и, когда Конфуций понял, что он не может повлиять на политическую ситуацию в его царстве, философ отправился странствовать с учениками по Китаю. Его целью было донести до правителей отдельных царств мысль о том, что сила государства в единстве.

Большую часть своей жизни он провел в путешествиях, а в возрасте 60 лет вернулся домой. Продолжая преподавать, он систематизировал литературное наследие своей страны, создав «Книгу перемен» и «Книгу песен».

Учение и ученики


Учение Конфуция было довольно простым, и, хотя сейчас конфуцианство приравняли к религии, религией оно не является. В основе его лежит понятие о нравственности, гуманизме, доброте, добродетелях и создании гармоничного общества, в котором каждый человек занимает положенное ему место.

Конфуций много рассуждал об образовании человека, о таком явлении, как культурность, цивилизованность. Он считал, что человек может развить в себе то, что заложила в нем природа. Цивилизованность нельзя воспитать, культурности нельзя обучить. Это либо есть в человеке, либо нет.

Основные идеи:

1. Жизнь – это непрекращающийся процесс учения и воспитания;

2. Высшая добродетель – уважение к старшим;

3. Государство – это большая семья;

4. Быть честными, добрыми и законопослушными;

5. Уважать своих родителей;

6. «Не причиняй другим того, чего не хочешь, чтобы причинили тебе».

Умер Конфуций 479 году до н.э., а почитать его начали в 1 году н.э. Именно в этот год его объявили объектом государственного почитания. Чуть позже за ним закрепили место в аристократическом пантеоне, потом его наделили титулом ванна, а в XVI веке  –   титулом «величайшего мудреца прошлого».

Первый храм в его честь возвели в том же XVI веке.

В Европе труды Конфуция начали изучать в XVIII – XIX веках. Особенно им интересовались такие европейские философы, как Лейбниц и Гегель.

Гегель, кстати, говорил, что европейскому человеку очень сложно принять учение Конфуция, так как смиренность и подчиненность коллективному началу не соответствует европейскому менталитету.

Билет 1

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Философия(от греч. philio –любовь + sophia – мудрость, в буквальном смысле – «любовь к мудрости») система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Она зародилась в VII – VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции. Появление философского знания стало частью великого культурного переворота. Это означало отход от мифологического познания мира, выход за рамки обыденного сознания, зарождение теоретической мысли. Для философского мышления было характерно стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. «Осевое» означает предельно важное, определяющее все другие события. К.Ясперс назвал эту эпоху осевым временем человеческой истории. К. Ясперс выделяет один миг человечества – примерно 500 лет до н. э., когда одновременно в различных точках земного шара вспыхивает поразительное пламя духа. 

Объектом философии является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир.

Предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира.

Основные проблемы философии. С позиций исторического похода к предмету философии можно объяснить наличие вечных философских проблем, которые каждая эпоха по-новому формулирует и по-новому решает. И. Кант выделил главные из таких проблем:

      1. Что я могу знать?

      2. Что я должен делать?

      3. На что я смею надеяться?

      4. Что есть человек?

Центральной проблемой философии является проблема о сущности мира, его первоосновы в целом, отношения человека с окружающим миром. В XIX в. эта проблема была названа Ф. Энгельсом основным вопросом философии, вопросом о соотношении материального и духовного. Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:

  1. Что первично материя или сознание (бытие или мышление)?

  2. Может ли человеческое сознание познать мир?

При ответе на первый вопрос выделились материалистическое, идеалистическое и дуалистическое направления.

Материализмом (от лат. materialis – вещественный) называется философское направление, признающее первичность материи, природы, бытия и опосредованность ими (вторичность) духовных процессов сознания, духа, мышления. Материалистическое направление в философии античности назвали линией Демокрита. Греческие философы Левкипп и Демокрит обосновывали идею строения мира из материальных неделимых частиц атомов.

Идеализмом (от греч. idea идея) называется тип философского мировоззрения, согласно ко- торому первично сознание (идеальное), как высшее духовное начало, а материя, природа, бытие вторичны, производны от сознания, т. е. порождены сознанием, высшим духовным началом.

Идеализм в философии обычно называют линией Платона. Его основными формами яв- ляются объективный и субъективный идеализм. Материализм и идеализм, признавая первич- ным одно начало, называются монистическими учениями.

Дуализмом (от лат. dualis – двойственный) называется философское учение, признающее равными, независимо существующими два начала: духовное и материальное.

Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в ка­честве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей

В теоретическом плане философское знание может быть представлено как система проблем, рассматриваемых в рамках определенных разделов:

  • онтология (учение о бытии);

  • эпистемология (гносеология учение о познании);

  • социальная философия (учение об обществе и его историческом развитии);

  • философская антропология (учение о человеке);

  • философская культурология (учение о культуре);

  • аксиология (учение о ценностях);

  • праксеология (учение о практической деятельности);

  • методология и философия науки и т. д.

2. Историческая необходимость и свобода личности. Социальная ответственность личности.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Но какова природа "необходимости"? Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Социальная ответственность — это этический принцип, заключающийся в том, что для реализации общественного долга в процессе принятия решений необходим учёт не только интересов индивидов или организаций, принимающих эти решения, но и интересов, ценностей и целей широких социальных групп и общества в целом.
Билет 2

1. Философия Древнего Востока (Китай, Индия).

Философией Древнего Востока представляет собой комплекс религиозно-философских систем Вавилона, Индии, Египта и Китая. Именно здесь зародились первые мировоззренческие идеи, в которых самым тесным образом переплелись религия, научные знания и мифология. Наиболее влиятельные и популярные философские течения были в Индии и Китае.

В I тыс. до н. э. в Китае и Индии стала формироваться собственная самобытная философия, которой было суждено войти в историю как философия Древнего Востока. Ее становлению способствовал особый уклад жизни, климат, социальные, экономические, духовные условия, которые были присущи этим древним государствам.

К характерным чертам древневосточной философии относят:

  • Обращение к внутреннему миру человека.

  • Оперирование образами и эмоциями, нежели логикой.

  • Широкое объяснение понятия разума.

  • Тесная взаимосвязь с религией.

Индийская философия вобрала в себя все воззрения древних философов, как атеистического, так и религиозного склада мышления.
К ее особенностям относят:

  • Деление общества на варны – социальные сословия, принадлежность к которым давалась человеку при рождении. Все население Индии было разделено на 4 варны: брахманы – жрецы (высшее сословие), кшатрии – воины и правители, вайшьи – ремесленники и шудры – слуги (самое низшее сословие).

  • Самая тесная связь с религией, в которой присутствовало огромное количество богов – более трех тысяч на все случаи жизни.

  • Полная уверенность в том, что космос представляет собой живую субстанцию.

Одним из центральных положений индийской философии является признание существования кармы – неотвратимого закона причины и следствия. Суть кармы заключается в том, что список добродетелей и греховных деяний человека на протяжении его жизни определяет его дальнейшее перерождение.

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

2. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

Формационный подход

Формационный подход был предложен К. Марксом и Ф. Энгельсом. Он основывается на том, что каждое общество линейно проходит в своем развитии определенные стадии (общественно-экономические формации), которые сменяют друг друга через революцию.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений.

Главный критерий: способ производства.

Способ производства – это единство определенного уровня производительных сил и обусловленных им производственных отношений. При этом производительные силы являются содержанием способа производства, а производственные отношения – формой (под производительными силами понимается: предмет труда, средство труда и человек). Соответственно с изменением содержания производительных сил будет меняться и их форма. Каждому способу производства соответствует своя надстройка.

В классическом (советском) понимании формационной теории принято выделять пять стадий развития общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое. Переход от одной формации к другой происходит через социальную революции.

Недостатками формационного подхода является абсолютизация, при том что в настоящий момент очевидно, что не все народы и страны проходили через все эти стадии. Недостатком является и абсолютизация необходимости революционного пути. Кроме того, основное внимание уделяется экономическим факторам, а роль личности, культурная и духовная жизни выпадают из поля зрения, рассматриваются упрощенно.  

С начала 1990-х гг. наблюдался кризис формационной теории, стремление «избавиться» от формационного подхода и всего, что касается марксизма. В этот период стала очевидна необходимость пересмотра многих постулатов, в том числе линейности развития.

Цивилизационный подход

В цивилизационном подходе к истории развития общества основным критерием подразумевается духовно-культурная сфера. Понятие цивилизация имеет много разных значений. Сколько авторов – столько и трактовок этого понятия. И, следовательно, эти авторы выделяют разное количество цивилизаций, по-разному классифицируют государство.

Наиболее известные концепции цивилизации были сформулированы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби.

Например, Н.Я. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, О. Шпенглер выделял 8 цивилизаций, А. Тойнби – 21.

Каждая цивилизация проходит несколько стадий – зарождение, развитие, расцвет, угасание (в зависимости от автора концепции – другие стадии развития).

Критерии: духовные, культурные, религиозные, этнические , географические признаки и т.д. Единого критерия – нет.

Недостатками цивилизационного подхода является отсутствие четкого единого критерия выделения цивилизаций; отсутствие единой методологии, единого определения категориального аппарата, в т.ч. нет единого определения центрального термина концепции – «цивилизация»; история не рассматривается как единый закономерный процесс. Основное внимание уделяется вопросам культуры, духовного развития, а социально-экономическому развитию уделяется мало внимания.

Несмотря на активное распространение данных теорий в нашей стране в 1990-х гг. они не стали «панацеей» для российской исторической науки. В настоящий момент данная теория также переживает кризис как в России, так и в западных странах.

Билет 3
1.И. Кант как родоначальник немецкой классической философии.

Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 -1804г.г.). Его философское учение делится на два периода:

- докритический (до 1770 года), когда Кант занимался вопросами естествознания и выступал как крупный учёный – астроном, физик, географ, антрополог;

критический (с 1771 года), получивший своё название от основных работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он изложил свою теорию познания, и «Критика практического разума», где рассматривается его этическое учение.

В «Критике чистого разума» Кант совершил переворот в науке, т.к. стал рассматривать не объекты познания, как это делали все философы до него, а само познание как деятельность, протекающую по своим законам. В основе взглядов Канта на познание лежат два понятия: «Вещь в себе» и «Явления». Он считал, что независимо от человека (его ощущений и мышления) существует мир вещей (их Кант называет «вещами в себе»). Познание этого мира начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств человека и вызывают определённые ощущения, которые в мышлении человека «оформляются» в представления об окружающем нас мире вещей. Можно ли при этом утверждать, что познаётся сущность объектов мира? Кант утверждает, что «нет». Человек познаёт лишь мир явлений, т.к. наше сознание сообщает познаваемому предмету ту форму, под которой он только и может познаваться: цвет, форма, запах, протяжённость, свойства и т.п. Эта форма существует не в самих вещах, а в сознании человека. Как только разум попытается проникнуть в мир «вещей в себе», чтобы познать их сущность, он впадает в логические противоречия – антиномии, т.к. о «вещах в себе» всегда будут противоположные суждения и разум заходит в тупик. Но, считает Кант, как только мы откажемся от возможности познать «вещи в себе», эти противоречия разума исчезают. В этом и заключается агностицизм Канта.

Наряду с «чистым разумом» Кант выделяет «практический разум» - нравственность (об этом он размышляет в своей работе «Критика практического разума»). Кант выдвинул принцип «Категорического императива», т.е. абсолютного нравственного закона, которым должны руководствоваться люди в своём поведении. Он считал, что поведение человека должно основываться на трёх принципах:

· поступай так, чтобы твоё поведение могло стать правилом поведения для всех

· в поступках исходи из того, что человек – это наивысшая ценность, а не средство для достижения целей

· все поступки должны совершатся на благо обществу

Философия Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на специалистов своей теоретической и практической стороной, его учение о познании получило дальнейшее развитие в философии И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г. Гегеля. Особое значение имеет этическое учение Канта, т.к. оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.
2. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи и ее свойствах.
Бытие более широкая категория, т.к. она охватывает не только объект-ю, но и субъективную реальность.

Выделяя специфические формы бытия и подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции.



Позже Определение материи приводит В. И. Ленин

Данное определение принято называть гносеологическим, поскольку оно строится на противопоставлении материи сознанию, основной функцией которого является отображение материального мира.

В целом же в философии существует несколько подходов к понятию «материя»:

    • материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия. Все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи. Материя первична и представляет собой наличное бытие;

    • объективно-идеалистический подход, согласно которому материя объективно существует порождение независимо от всего сущего первичного идеального духа;

    • субъективно-идеалистический подход, согласно которому материи как самостоятельной реальности не существует вообще. Она лишь продукт субъективного духа;

    • позитивистский подход, согласно которому понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного исследования.


Билет 4


    1. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.


Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Поскольку главная проблема этой философии –соотношение Бога и мира, то ее характеризует теоцентрический стиль мышления. Иначе говоря, философы сосредоточены на доказательствах бытия Бога и на поиске путей соединения человека с Богом. При этом особое внимание уделяется проблеме личности, ее свободе, ее выбору между добром и злом (Богом и Дьяволом).

В средневековой философии выделяются две основные вехи: патристика и схоластика, определяющие и отражающие ее становление и развитие. Обычно этап патристики (от слова «патер» - «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VIв. Августин Блаженный, Григорий Нисский и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.

На построение основных концепций и категориальный аппарат философии «отцов Церкви» определенное внимание оказало учение Платона. С V по VIIIв. начинается этап так называемой поздней патристики.

Этап схоластики (IX – XVвв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, особенно философией, были «схоластиками», а это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Суть схоластики не в нахождении истины, которая уже дана в откровении, а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекает три цели: первая – с помощью разума легче проникнуть в истины веры; вторая - придать религиозный и теологической истине систематическую форму; третья – используя философию исключить критику святых истин. Все это схоластический метод, в котором господствует формализм.

Ключевой фигурой схоластического этапа средневековой философии являлся Фома Аквинский. Мир он представлял как систему, порядок, согласно которому все иерархично. Высшей реальностью и целью всего сущего является Бог.

2. Проблема истины в философии. Абсолютная и относительная истина.

 Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни. Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины.

1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть».  До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произведениях искусства.

2. Гносеологическое. «Истина — это соответствие знаний действительности». Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным.

3. Позитивистская. «Истина — это опытная подтверждаемость». то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии».

4. Прагматическая. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из главных областей применения такого подхода стала политика.

5. Конвенциональная. «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.  источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна 

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. Это философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.
Билет 5

1. Космоцентризм ранней греческой философии. Идеи диалектики (Милетская школа, Гераклит).

Космоцентризм – это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок.

Одна из главных философских школ в Древней Греции - «Милетская школа» (г. Милет).

Космоцентризм возникает в 6 в до н.э. Космоцентризм являлся осн. идеей древнегреч. философии. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира вставало на первое место. На раннем этапе существовало 6 школ.

Школа милетская. Основатель – Фалес. Считал, что вода – это некое влажное начало, первооснова жизни. Эта вода не столько материальная, сколько духовная сущность. Анаксимандр за первооснову принял апейрон. Он считал, что если взять конкретную стихию, это будет несправедливо по отношению к другим стихиям. С Анаксимандром в философию входит идея справедливости как философский принцип. Анаксимен за архэ принял воздух. По его мнению, воздух - подвижная летучая стихия, кот. наилучшим образом передаёт изменения, происходящие в мире с любым объектом.

Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии явлений мира, а также метод познания, который учит видеть мир во взаимосвязи противоположностей, составляющих единое целое.

Наиболее глубоко разработал диалектику древнегреческой философии Гераклит (VI – V в.в. до н.э.). «Мир не создан ни кем из Богов и ни кем из людей. Мир есть мерами возгорающий и мерами потухающий огонь». Он тоже искал начало в стихиях. «Все течет, все изменяется». «В одну и туже реку нельзя вступить дважды».



2. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм.

Детерминизм – это учение о всеобщей взаимообусловленности явлений, процессов, событий.

Индетерминизм – это философское учение отрицающее объективность причинной связи либо познавательную значимость причинного объяснения в науке.

Причина и следствие.

В основе детерминизма лежит учение о причинной обусловленности всех явлений.

В самом общем виде причинную обусловленность (причинную связь, отношение) можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни, изменяет другое явление, называемое следствием.

Первым признаком причинного отношения является наличие между двумя явлениями отношения производства или порождения. Причина не просто предшествует следствию во времени, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение и существование.

Отношение генетического порождения обусловливает другой признак причинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностью и необратимостью, или временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегда предшествует возникновению следствия, но не наоборот. На необратимости процессов причинения некоторые мыслители основывают и необратимость времени.

Третьим обязательным признаком причинного отношения является его необходимость. Если причина возникает в строго определенных фиксированных внешних и внутренних условиях, то она с необходимостью порождает определенное следствие. Иными словами, отношение причины и следствия всегда имеет закономерный характер.

Четвертым важнейшим свойством причинного отношения является его всеобщность. Это означает, что в мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость от всего остального мира.

Билет 6


  1. Научная революция и философия XVII-XVIII вв. Новоевропейская философия и проблемы методологии.


Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в XVII веке. В последней трети XVI — начале ХVП века происходит буржуазная революция в Нидерландах, которая сыграла важную роль в развитии капиталистических отношении в протестантских странах. С середины XVIIвека(1642 - 1688 гг.)буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.

В отличие от средневековья, когда главные усилия человеческого ума были направлены на обоснование существования бога и доказательства его творения, в период интенсивно развивающегося капиталистического производства наука и ее инструмент —разум становятся важнейшими средствами созидания и преобразования мира. "Знание - сила", - именно так Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления.

Основными чертами развития научного знания Нового времени, которые оказали существенное влияние на характер философского мышления той эпохи, являются:

- ориентация на познание реальности, опирающейся на чувство;

- стремление к систематизации;

- количественный рост и усиливающаяся дифференциация познания;

- развитие теоретического мышления.

В связи с возрастанием значения естественно-научного знания перед философами и учеными стает вопрос о сущности и характере самого познания. А это, привело к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии.

Таким образом отвечая на потребности научного познания, философия этого периода поставила в центр осмысления проблему метода познания. Основными направлениями философского мышления Нового временистановятсяэмпирическое и рациональное познание.

Эмпиризм: единств. источник познания — чувств. опыт, процесс познания начинается с ощущений. Представители: Ф. Бэкон, Дж. Локк, Томас Гоббс. Ф. Бэкон - создал индуктивный метод; "знание - сила". Только знание позволит человеку покорить природу. Различал 2 вида опытов: плодоносные (принесение непосредственной пользы чел.) и светоносные (ведут к познанию законов природы).

Рационализм: истина может быть выведена только из разума. Определяющая роль разума в деятельности людей. Представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц. Р. Декарт. Дуализм — сущ-е 2 независимых друг от друга субстанций: материальной и духовной (мышление). Все в природе подчинено сугубо механич. законам.


  1. Активный характер сознания. Сознание и самосознание.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности.
Признание активного, творческого характера сознания является необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет.
Билет 7

  1. Русская философия второй половины XIX- начала XX века.

Во второй половине XIX в. Впервые возникает ситуация полифонии мысли, не преследуемой властями, что привело к подлинному ее расцвету:

    • анархизм (М. М. Бакунин, П. А. Кропоткин);

    • народничество (бунтарское, просветительское, заговорщическое);

    • позитивизм (П. Л. Лавров, Е. В. Де-Роберти, В. В. Лесевич);

    • материализм (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев);

    • неокантианство (А. И. Введенский, Г. И. Челпанов, И. И. Лапшин);

    • марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, А. А. Богданов).



Основы русского космизма заложены Н. Ф. Фёдоровым, выдвинувшим

концепцию «общего дела» (патрофикацию).
Русский космизм


Русский космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.



Естественнонаучное (Н. А. Уёмов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский)






ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ

КОСМИЗМА


Религиозно-философское (Н. Ф. Фёдоров)



Поэтически-художественное (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин)


Вл. Соловьев – вершина философского духа XIX в.


В. С. Соловьев – первый оригинальный русский философ общеевропейского масштаба



ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА



  • Идея прогресса – как всеобщей связи поколений.





  • Идея Бога как выражения любви и идея Софии – всеобщей Божественной мудрости.





  • Идея всеединства – объединения и гармония всех сторон бытия (материальной, духовной и др.).





  • Идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество.




  • Идея нравственности как главного аспекта жизни человека.






  • Идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности.



Н. А. Бердяев – философ и публицист. Первоначально примыкал к марксизму.

В дальнейшем пережил эволюцию от марксизма к идеализму, а затем к

религиозно-мистической философии.

Н. А. Бердяев – апологет «философии свободы»


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Н. А. БЕРДЯЕВА




Высшей ценностью в окружающем мире является свобода.

Свобода и «соборность» (единство воли и духа) – основа существования человека










Свобода человека подвергается угрозе извне.

Угрозу свободе человека несут общество и государство.





Ключевую роль в жизни человека играет религия.

Бог должен быть нравственным символом, примером для человека.





Отношения между Богом и человеком должныбыть на равных.

Человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.








  1. Общество как развивающаяся система. Развитие общества как естественноисторический процесс.
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта