Главная страница

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова


Скачать 2.8 Mb.
НазваниеБиография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Дата23.06.2022
Размер2.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_Filosofia (1).docx
ТипБиография
#611648
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Характерные черты русской философии:

  • Преимущественно религиозный характер философии. Длительное господство в ней религиозных форм сознания, постоянный поиск смысла и значения христианских идей для отдельного человека, общества и культуры.

  • Предельный дуализм, антиномизм (антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) в понимании мира, человека и истории. Как следствие не преодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры.

  • Специфика стиля философствования. В русской философии ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, выходящий за пределы возможного для рационального мышления.

  • Русская философия – это философия жизниВ России философия сознательно подчинялась решению встававших перед обществом насущных задач. Ей больше присуща некая социальность: общинное сознание, соборность, софийность ("слово-мудрость-дело", что предполагает постановку вполне земных, человеческих вопросов).

  • Особые формы идеологии в России. Идеологии, либо незнакомые другим государствам, либо не получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров, революционный крестьянский демократизм, включая народничество, славянофильство и западничество, толстовство.

  • Проблема России и Запада. Наиболее полно, философски и историко-фактологически, эту тему обосновал Н. А. Бердяев в своем знаменитом труде "Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века".


2. Глобальные проблемы современности: сущность, иерархия, причины происхождения и пути разрешения.

Глобальные проблемы современности – это такие проблемы, которые охватывают все человечество, имеют общепланетарный характер и значение и от решения которых зависит само существование человеческой цивилизации.

Основным истоком глобальных процессов является глобальность самой человеческой природы и сущности, выражающейся в её универсальности и изменчивости, "безбрежности способностей человека" (В.С. Барулин); его сознание, труд и творчество определяют, в конечном итоге, основные принципы глобальных процессов в мире).

Эта тенденция глобализации охватывает собой всё социокультурное бытие цивилизации, что, с одной стороны, ведет к сближению стран и регионов мира, а значит – к необходимости перестройки всей системы мировых общественных отношений (эта позитивная сторона глобализации обеспечивает то, что достижения человеческого разума становятся достоянием всего мирового сообщества), а с другой стороны, в ходе этого процесса возникают антагонистические противоречия, конфликты, которые порой разрастаются, что ведет к глобальному противостоянию (эта негативная сторона глобализации ведет к нарушению достигаемого паритета, а значит – нарушению гармонии в мире.
Иерархия:

1)Так называемое «пренебрежимое старение». Эта проблема впервые была озвучена в 1990 году Калебом Финчем. Здесь идет речь о расширении границ продолжительности жизни.

2)Проблема «Север-Юг». Она включает в себя понимание большого разрыва в развитии северных и южных стран. Так, в большинстве государств Юга до сих пор понятия «голод» и «нищета» являются насущной проблемой больших частей населения.

3)Проблема предотвращения термоядерной войны. Она подразумевает ущерб, который может быть нанесен всему человечеству в случае применения ядерного или термоядерного оружия. Здесь также остро стоит проблема мира между народами и политическими силами, борьба за общее процветание.

4) Предотвращение загрязнения окружающей среды и сохранение экологического равновесия.

5) Глобальное потепление.

6)Проблема заболеваний: СПИДа, онкологических и сердечно-сосудистых.

7)Демографический дисбаланс.

8)Терроризм.
Основные способы решения глобальных проблем:

1. Формирование гуманистического сознания, чувства ответственности всех людей за свои действия;

2. Всестороннее изучение причин и предпосылок, ведущих к возникновению и обострению конфликтов и противоречий в человеческом обществе и его взаимодействии с природой, информирование населения о глобальных проблемах, наблюдение за глобальными процессами, их контроль и прогнозирование;

3. Развитие новейших технологий и способов взаимодействия с окружающей средой: безотходного производства, ресурсосберегающих технологий, альтернативных источников энергии (солнца, ветра и т. п.);

4. Активное международное сотрудничество для обеспечения мирного и устойчивого развития, обмен опытом решения проблем, создание международных центров по обмену информацией и координации совместных усилий.
Билет 21

1. Немецкая классическая философия: основные черты и эволюция.

Немецкая классическая философия − представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербахах (1804-1872) и выражала идеологические взгляды прогрессивной буржуазии эпохи ломки феодальных отношений. Немецкая классическая философия − это обобщение опыта буржуазных революций.

Основными характеристиками классической немецкой философии являются:

  • идея свободы. Великая французская буржуазная революция была воспринята немецкими философами как начало новой всемирно-исторической эпохи, содержанием которой станет установление строя, обеспечивающего гражданские права и свободы каждому члену общества;

  • систематическая разработка диалектического миропонимания и диалектического способа мышления;

  • установка на создание философии как науки, ее антифидеистический смысл. Фиде- изм ставит на первое место теологию, на второе – философию, на третье – науку. Классики же немецкой философии, напротив, поставили на высшее место науку и разрабатывали филосо- фию, учитывая исторически сложившиеся нормы и критерии научности.

Основные черты:

1. Своеобразное понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг − натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический.


4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Кантовская диалектика − это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него − становящийся, развивающийся дух. Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.

В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. − в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития. Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо надо сказать о Фейербахе. До последнего времени в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась как отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще. Однако следует разделить этот вопрос на две части: первое − отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе − Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, «выплеснул с водой и ребенка», т.е. не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.

Однако сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает. Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального. Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

2. Система диалектики. Альтернативы диалектики.

Диалектика – теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.

Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта – всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика – современная теория развития неравновесных систем – вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

К альтернативам диалектики относятся:

• метафизика;

• "негативная" диалектика;

• софистика;

• эклектика;

• догматизм;

• релятивизм.

 Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:

• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;

•на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

«Негативная» диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир

Релятивизм— интерпретация уже готовых результатов познания.

Эклектика- построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.

Софистика— выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.

Догматизм— восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.

.
Билет 22

1. Аристотель. Критика учения Платона об идеях.

Аристотель не во всем был согласен с философией Платона, у него оставалось много вопросов, относящихся к платоновской теории идей. Логику Платона Аристотель считал тупиковой. Платон сводит истинные начала и сущность вещей к их форме, к их идеальному умопостигаемому виду, или идее. Аристотель подвергает это учение самой резкой критике.

· Аристотель не понимал, как идеи могут формировать вещи, если они идеальны, а вещи материальны.

· С точки зрения Аристотеля, существующие вне вещей идеи Платона недостаточно доказаны. Доказательства либо слабы, либо противоречивы или доказывают больше, чем надо. Если есть идеи всего, то есть идеи отрицания, идеи относительного, гибнущего, так что смерть, уничтожение, отношение также имеют свои идеи.

· Идеи Платона не объясняют ни бытия, ни генезиса, или происхождения вещей, идеи не обусловливают собою бытия вещей, потому что они им внутренне не присущи. Вечные, неподвижные, они могли бы быть причинами скорее покоя и неподвижности, чем началом движения и генезиса. Без действия какой-либо живой силы единичные вещи, причастные идеям, не могли бы возникнуть.

· Парадоксы «третьего человека» - следующее, с чем был не согласен Аристотель. Следуя Платону, что кроме чувственного отдельного человека и идеи человека как его сущности должно существовать нечто общее между ними, то есть еще одна идея человека, которая будет отличной от первой.

· По убеждению Аристотеля, столь же мало платоновские идеи способствуют и познанию вещей. Они не могут быть их сущностью, раз они вне их, ибо сущность не может быть вне того, чего она есть сущность. Аристотель считал, что идеи должны существовать внутри чувственных вещей, чтобы иметь для них значение. Он предложил теорию синтеза материального и формального, он возвращает миру формы, как внутренне присущие вещам.

· По Платону вещи движутся и изменяются, а идеи — неизменны и недвижимы. Здесь не ясно, в чем тогда находится источник и причина движения. Аристотель считал, что Платон обособил отдельное, единичное от общего и противопоставил их друг другу

· Аристотелевская критика Платона сводится в основном к тому, что понятия не следует разделять от вещей: «единое во многом» не следует превращать в «единое отдельно от многого», как это делает Платон с идеями.

2. Философское осмысление будущего. Философия и футурология.

Футурология (от лат.futurum будущее время + греч. logos сло­во, учение) - совокупность учений о будущем человечества; область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов; часто употреб­ляется как синоним прогнозирования и прогностики.

Предвидение (научное) - обоснованные предположения о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению. Предсказание - локализованное во времени конкретное предвидение.

Периодизация будущего: 1. Непосредственное будущее - прогноз на 25 - 30 лет (количество населения в начале XXI векачисленность населения отдельных стран). 2.Обозримое будущее – до конца века 90 – 100 лет. 3. Отдаленное будущее- за переделами XXI века; можно судить только на основе различных гипотетиче­ских предположений, они не должны противоречить реальным возможностям.

Критерии предвидения: обобщение теоретических и экспериментальных данных; учет закономерностей и связей явлений, распространения познанного на область еще непознанного, объективная логика всемирной истории; строгое проведение различия между тем, что можно предвидеть как магистральное на­правление социального прогресса и тем. что можно обоснованно прогнозировать.

Методы прогнозирования: 1. Экстраполяция (распространение выводов по одной части кого-либо явления на другую часть). 2. Историческая аналогия. 3. Компьютерное моделирование. 4.Сценарии будущего. 5. Экспертные оценки.

 При оценке перспектив развития человечества происходит острая борьба «оптимистического» и «пессимистического» направлений. Будущее человечества зависит от того, насколько удастся наполнить научно-техническую революцию гуманистическим содержанием и преодолеть ее негативные последствия.
Билет 23

1. Проблема бытия в древнегреческой философии (линия Демокрита, линия Платона).

Бытие – одно из центральных понятий философии; философская категория, обозначающая многообразие реальности, существующего, материальных и идеальных объектов. В разные культурно-исторические эпохи формировался особый язык для выражения разных определений бытия. Понятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производны от понятия

«бытие» и представляют его различные аспекты


1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта