Главная страница

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова


Скачать 2.8 Mb.
НазваниеБиография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
Дата23.06.2022
Размер2.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_Filosofia (1).docx
ТипБиография
#611648
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Диалектика и майевтика Сократа:

Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).

Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора.

Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. Сократ называл эту систему майевтикой. Он помогал людям «беременным» мыслями возродить мысли. Метод, которым пользовался Сократ – метод индукции (наведения от частного к общему).

Билет 13

. Философия эпохи Возрождения.


Таблица 12. Периодизация философии Возрождения. Представители

I период (с 1350 по

450/60) – гуманизм

II период (с 1470 по 1530) – неоплатонизм

III период (с 1530 по 1610) – натурфилософия

В центре интересов гуманистов находилось учение о человеке (философская антропология), вопросы морали, политики, государства и права, эстетики.

Огромное влияние платонизма в XVXVI вв. объясняется тем, что в философии Платона гуманисты увидели опору для противостояния схоластике, которая базировалась на философии Аристотеля.

В эпоху Возрождения усилилось стремление к более достоверному познанию природы, которое противостояло абстрактной умозрительности схоластики.

Данте Алигьери (1265-1321)

Петрарка (1304-1374)

Никколо Макиавелли (1469-1527)

Эразм Роттердамский

(1469-1536)

Мишель Монтень (1533-1592)

Томас Мор (1478-1535)

Марсилио Фичино (1433–1499)

Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494)

Николай Кузанский (1401–1464)

Парацельс (1493–1541) Бернардино Телезио (1509–1588)

Джордано Бруно (1548–1600)

Томмазо Кампанелла (1568–1639).

Разрабатывая учение о достоинстве человека, гуманисты (Петрарка, Боккаччо) переосмыслили учение христианства о душе и теле, о грехах.

Христианство объявляет гордыню главным человеческим грехом.

В противоположность этому гуманисты развили учение о земной жизни как единственной, в которой уважающий себя, гордый человек должен реализовать все свои способности. Растратить попусту земную жизнь, «зарыть свой талант в землю» – вот главный грех человека.


Основные черты философии неоплатонизма:

противопоставляли схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению к миру и вещам) идей;

не отрицали божественную природу человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы.

Вместе с тем, отстаивая автономию природных законов, мыслители Возрождения создали учение об обожествленном космосе, обожествленной материи, отождествлении природного и божественного начал (пантеизм Дж. Бруно).

Главные завоевания ренессансной натурфилософии:

вера в познаваемость мира;

учение об автономии природы;

стремление к опытному знанию, к объективной истине.


2. Рациональное познание и его формы. Сенсуализм и рационализм.

Рациональное познание (абстрактное или логическое мышление) – постижение внутренних, относительно устойчивых связей, дающих понимание сущности. Базируется на основе того материала, который дается органами чувств.


Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение). В философии Нового времени сенсуализм получил наиболее развитую форму и в течение длительного времени был главной формой эмпиризма.



Схема 66. Влияние Декарта на развитие философии и науки XVII–XVIII вв.


Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто существенным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.







Готфрид Вильгельм ЛЕЙБНИЦ

(1646-1716) –

немецкий философ, математик, физик

Бенедикт (Барух) СПИНОЗА

(1632-1677) –

нидерландский философ-пантеист



Главные произведения –

«Основы философии Декарта»,

«Богословско-политический трактат»,

«Этика».

В основу философской системы положил учение о единой субстанции («Бог, или субстанция, или природа», которая есть причина самой себя).

Основные атрибуты этой единой субстанции – мышление и протяженность.

В структуре познания выделил три ступени:

наивысшая (познание, которое непосредственно исходит из разума и не зависит ни от какого опыта);

рассуждения разума (менее истинное познание, результат размышлений и логических операций);

чувственное познание (недостоверно, недоказуемо; при помощи его можно получить лишь неполное, поверхностное знание о единичных вещах).

Исходил из понимания свободы как познанной необходимости. Истинная свобода – «свободная необходимость».

Критически анализировал современное ему общество, раздираемое индивидуализмом своекорыстных интересов.

Был убежден, что подлинная религия тождественна наивысшей моральности, ибо в основе их лежит максимально достоверное знание.



Наиболее значительные работы –

«Рассуждения о метафизике»,

«Новые опыты о человеческом разумении»,

«Монадология» (1714).

Учение о «монадах» – ядро философской системы Лейбница.

Монада характеризуется как простая, неделимая субстанция.

Субстанций бесчисленное множество, они являются носителями силы, имеют духовный, нематериальный характер.

По степени развития различаются монады трех видов:

низшая форма характеризуется «перцепцией» (способностью восприятия). Неживая природа – минералы;

монады высшей степени способны иметь ощущения (монады-души). Относятся к живой природе – это растения и животные;

монады наивысшей степени развития способны к апперцепции (наделенные сознанием монады-духи). Носителем таких монад является человек.

В логике развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания.

Содействовал созданию в 1700 Берлинской академии наук, первым президентом которой стал он сам.

Побуждал русского императора Петра I основать Российскую Академию наук и составил план ее организации.


Билет 14
1. Ф. Бэкон: эмпиризм, разработка индуктивного метода.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский политический деятель, литератор и философ- материалист, один из родоначальников философии Нового времени. Он жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема и развития Англии (Ф. Бэкон был современником У. Шекспира).

Философ считал, что единственно надежным источником познания является опыт, а един- ственно правильным методом познания – индукция. Под индукцией Ф. Бэкон понимал обобще- ние множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов.

Эмпиризм (от лат. empeiria«опыт») – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знания.

Понятие «эмпиризм» объединяет более 10 отдельных направлений в теории познания. Общая черта различных теорий эмпиризма: познание – результат жизненного опыта. Он является достоверным знанием, поскольку отображает события, произошедшие в действительности. Но нельзя считать жизненный опыт единственным источником достоверного знания. Единичный опыт не отражает полноту наблюдений, он – одна из версий объективной реальности.

Индукция (лат. inductio – наведение) – это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Его характеризует переход от знания повторяющегося признака у отдельных явлений к выводу о его принадлежности всем явлениям определенного класса. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. Индуктивный метод Бэкона – это аналитический метод, поскольку он исходит из того, что природа должна быть расчленена на первичные элементы или качества, такие как теплота, плотность, тяжесть и так далее. Каждая сложная субстанция, утверждает Бэкон, может быть сведена к простым качествам, число которых ограничено.
Для реализации индуктивного метода философ предлагает составлять три типа таблиц:

- «таблица присутствия» – перечисление объектов, в которых присутствует данное свойство;

- «таблица отсутствия» – перечисление свойств, похожих с первыми, но не являющихся таковыми;

- «таблица степеней» – одно и то же свойство представлено в разной степени проявления.

И хотя на практике получить новое знание таким путем крайне сложно, но индуктивно-эмпирический метод сыграл большую позитивную роль в становлении экспериментальной науки Нового времени.
2. Личность. Проблемы ее индивидуальности и развития. Типология личности.
Личность– общежитейский и научный термин, обозначающий

(1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности – лицо, в широком смысле слова и (2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Индивидуальность

неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека.

Проблемы ее индивидуальности и развития.
Проблема личности в философии это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

Типология личности

Первый тип — «традиционно-ориентированный». Данный тип привержен традициям, обычаям, устоявшимся образцам поведения.

Второй тип — «извне-ориентированный». Данный тип подвержен влиянию других, моды, средств массовой информации, социальных институтов.

И, наконец, третий тип — «изнутри-ориентированный». Данный тип ориентируется более на свои индивидуальные цели, интересы, на изменения и перспективу, привержен идеям самостоятельности и автономности.

При всей условности и ограниченности такой типологии она позволила оценивать то или иное общество (по распространенности соответствующей ориентации) и выделить некоторые социальные типы личности:

  • • фанатик, догматик, традиционалист (основная ориентация — традиционные ценности);

  • • конформист (основная ориентация — «извне»);

  • • бунтарь, эскапист (основная ориентация — «изнутри»).

В обществе, в котором происходят радикальные изменения, появляются другие типы личности:

  • • «флюгер» — его ориентации неустойчивы, изменяются; главное для него — реагировать на любые изменения;

  • • «маргинал» — характеризует людей, находящихся в промежуточном положении между разными социальными, культурными, этническими средами; отличается острым, болезненным ощущением неполноценности своего статуса, отсутствием четких ценностно-нормативных установок и ориентиров, агрессивностью поведения.

Приведем еще одну типологию личности, которую предложил выдающийся немецко-американский психолог Э. Фромм.

  • 1. Накопительский тип. Данный тип пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; он стремится избегать любых поползновений на свои накопления. «Накопитель» тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он упрям, осмотрителен, сдержан, лоялен.

  • 2. Рецептивный тип. Люди данного типа пассивны, доверчивы, сентиментальны. Они зависимы и не способны делать что-либо без посторонней помощи. Рецептивные типы неуверенны в себе, нуждаются в поощрении окружающими.

  • 3. Эксплуататорский тип. Эксплуатирующие типы берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью. Они тоже неспособны к творчеству и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.

  • 4. Рыночный тип. Данный тип исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны. Рыночный тип может быть описан как бестактный, бесцельный, неразборчивый в средствах, опустошенный. К положительным качествам данного типа можно отнести открытость, любознательность, щедрость. Э. Фромм полагал, что рыночный тип сформировался в современном капиталистическом обществе.

Приведенные четыре типа личности Э. Фромм относил к непродуктивным типам, однако он выделяет еще один тип, который называет продуктивным типом.

5. Продуктивный тип. Данный тип независим, честен, спокоен, он является творцом и совершает социально полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на Земле (биофилия). Продуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению. Результатом реализации всех вышеперечисленных сил является зрелая и целостная структура характера.

Билет 15
1. Рационализм Р. Декарта. Разработка дедуктивного метода.



Развитие дедуктивного метода началось во времена Аристотеля и философских наук. Когда необходимо было выявить истину, для вывода из ряда суждений использовались силлогизмы.

Чем характеризуется современный дедуктивный метод? Дедуктивный метод подразумевает фактическую осведомленность, сбор достоверной информации и выяснение её формальных условий.

Дедуктивное мышление включает в себя построение причинно-следственных связей. Связь устанавливается либо между двумя реальными фактами, либо фактом и представлением о том, как он повлияет на будущее. В суждение (логическое выражение) входит: первое – предпосылки, второе — вывод.

Общая предпосылка имеет значение некоторого всеобщего закона, который вводит остальные малые предпосылки в систему. Малые предпосылки имеют значение частного случая, который попадает под этот закон. Вывод – это то что следует ожидать при выполнении условий общей предпосылки.

Например, общим законом может быть всемирный закон тяготения: Земля притягивает к себе все материальные объекты (имеющие вес). Малой посылкой будет – «яблоко имеет определенный вес». Отсюда вытекает вывод «яблоко притянется и упадет на землю вниз, также как и все тяжелые предметы».

Согласно правилу дедукции, общая предпосылка берется как уже доказанный закон, лежащий в основе реального явления, которое человек наблюдает непосредственно:

  • основным способом получить общее знание является пристальное наблюдение за природными и общественными явлениями, абстрагирование от конкретных их признако;

  • вторая малая частная предпосылка приобретает характер косвенной информации, чисто теоретической и её истинность опосредуется через основное правило явлени;

  • общая главная предпосылка наиболее абстрактная. Частная предпосылка более конкретная.

Нам необязательно многократно проводить опыты над яблоком (и многими другими предметами, которые имеют вес), чтобы лишний раз подтвердить общий закон. Человек с успехом пользуется дедуктивным методом, не прибегая к ненужным действиям и повторным проверкам. Кроме того, метод позволяет строить вполне реальные гипотезы о будущих событиях, выстраивать цепочку предпосылок и выводов, уводя человеческое мышление далеко вперед.

Поэтому данный метод ускоряет получение проверенной информации в рамках теоретической логики.

В двух словах, дедуктивное мышление позволяет делять выводы и стоить прогнозы о частных событиях на основании общих признаков наблюдаемого объекта или явления.

2. Философия науки. Наука и закономерности ее развития. Концепции развития науки в XX веке.

Наука как самостоятельное направление философии


В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине XIX в. в деятельности первых позитивистов. Вдохновленные гигантскими успехами науки, они связывали именно с ней задачи подлинного постижения мира.



У истоков философии науки стояли Дж. С. Милль, О. Конт, Г. Спенсер



утверждение примата науки и естественнонаучного метода;



ОБЩИЕ ПРОГРАМ-

МНЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ ПОЗИТИВИСТОВ



абсолютизация каузальности (от лат. causa– причина) – каузальные законы распространяются не только на природу, но и на общество;





теория развития общества как своеобразная социальная физика (так понимается социология) претендует на статус точной науки и уподобляется науке о естественных фактах человеческих отношений;





неизменность прогресса, понятого как продукт человеческой изобретательности, вера в бесконечный рост науки и научной рациональности.




ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Этапы развития философии науки

Представители

философии науки

Главные идеи и типологические

особенности философии этапа

I этап – XIXв.

Дж. С. Милль,

О. Конт, Г. Спенсер

В фокусе внимания философии науки оказалась главным образом проблематика, связанная с исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания.

II этап – (1900-20)

Э.Мах, М.Планк, А. Эйнштейн

Главным предметом агнализа стали содержательные основоположения науки.

III этап (аналитический, неопозитивистский) – (1920-40)

М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат

этап определяется программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом.

Модель роста научного знания Р. Карнапа

Принцип верификации логического позитивизма

Принцип фальсификации (опровержения) критического рационализма К. Поппера

IV этап (постпозитивистский) – сер. XX в.

Т. Кун, К. Поппер

Этап развития философии науки связан с дискуссиями между представителями «исторической школы» и «критического рационализма»

V этап (2-я половина XX в.)

Этап связан с расширением предмета философии науки.

Значительными явлениями становятся авторские концепции:

  • концепция неявного, личностного знания (М. Полани);

  • концепция эволюционной эпистемологии;

  • историко-эволюционистское направление (Т. Кун);

  • логико-нормативная модель роста знаний;

  • концепция плюрализма эпистемологии, методологоический анархизм;

  • концепция тематического анализа науки

Современный этап философии науки

Характеризуется комплексной оценкой, в которой причудливо сочетаются многообразные концепции:

  • семантическая модель научной теории Патрика Суппеса;

  • тезис онтологической относительности в концепции американского философа и логика У. Куайна;

  • в центре философии науки находится и осмысление процессов синергетики (самоорганизация, стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы) и др.

Билет 16

1. Основные принципы марксистской философии.

Особенности марксистской философии


Своеобразное порождение немецкой классической философии: «перевернутый» объективный идеализм Гегеля здесь превратился в материализм, а «перевернутый» антропологизм Фейербаха превратился в социологизм.

  • Тесно связана с политэкономией и теорией социализма – на основе переосмысления классической политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и утопического социализма К. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.

  • Ее основой является диалектика, как учение о наиболее общих закономерностях функционирования и развития бытия и сознания применительно к человеческому обществу (диалектический и исторический материализм).







ОСОБЕННОСТИ МАРКСИСТСКОЙ

ФИЛОСОФИИ



Тесно связана с политэкономией и теорией социализма – на основе переосмысления классической политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и утопического социализма К. Сен-Симона, Ш. Фурье и Р. Оуэна.

  • Ее основой является диалектика, как учение о наиболее общих закономерностях функционирования и развития бытия и сознания применительно к человеческому обществу (диалектический и исторический материализм).









Ее основой является диалектика, как учение о наиболее общих закономерностях функционирования и развития бытия и сознания применительно к человеческому обществу (диалектический и исторический материализм).


2. Роль научной рациональности в развитии общества. Современная наука и перспективы развития гражданской авиации.

1. Фейерабент: научная рациональность - потенциальный носитель догматизма и авторизма; при определенных социальных условиях может выступать как средство укрепления всевластия авторитарной догмы, от имени которой определенные социальные силы могут осуществлять свое господство над людьми. Считал, что значение и роль рациональности не следует слишком преувеличивать. Более того, науку следует лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями.

2. Швырев: специфика рациональности науки, как формы рационального аппарата, моделирования реальности. Рациональное сознание создает особый мир идеальных конструкций (теоретический мир)  отрыв теоретического мира от мира, в котором существуют живые индивиды. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксации в идеальных конструкциях - закон, объективная необходимость и т.д. - может приводить к претензиям на авторитет по отношению к другим формам - нравственным, эстетическим религиозным. Отчужденные от действительности идеальны конструкции при определенных соц. условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве тотального плана преобразования - общества, людей. природы и т.д.

Это может проявляться в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания.

Рац. поведением с точки зрения конформиста является успешное решение возникающих задач в заданных рамках внешней социальной детерминации, т.е. адаптация и приспособление.

3. Степин: рациональность науки организует все разнородные знания в некоторую целостность, определяет стратегию научного поиска и обеспечивает включение его результатов в культуру соответствующей эпохи.

4. М.Вебер считает, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых “технику овладения жизнью” - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых - методы мышления, ее “рабочие инструменты” и вырабатывает навыки общения с ними.

5. Сциентизм. Наука превыше всего и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и абсолютной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Только с помощью науки можно решить все общественные проблемы.

6. Антисциентизм. Наука не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшение жизни людей.. абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.

Понятие рациональности в истории мысли формировалось как производное от “рацио” - разума, то есть определение того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых достоверных расчетов.

Рационализм - оптимистическое отношение к реалиям, исходящее из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, которой усматривает в разуме высшую из способностей человека.

В современных условиях возникла необходимость введения в понятие рациональность представления о ее историчности, так как сам разум тоже историчен.

В самом широком смысле Р может быть истолкована как способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.

Наука выступает как рациональное знание, ориентированное на добывание истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая.

В техногенной цивилизации конца 20 века научная рациональность обретает особую значимость. Отношение к миру с позиций научной рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия человека с миром и самим собой. Наука сегодня во многих случаях единственный источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

Нынешняя ситуация • Гражданская авиация Российской Федерации находится на переломном этапе своего развития, когда при решении вопросов безопасности полетов необходимо учитывать рост объемов перевозок за последние пять лет и последовавший за ним кризис, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов. • Непоследовательность принимаемых решений являлась основным недостатком, который всегда отмечался экспертами ИКАО при проверках соблюдения Российской Федерацией Положений Конвенции о международной гражданской авиации и приложений к ней, а также фактором, сдерживающим развитие российской гражданской авиации, несмотря на имеющийся потенциал.
Билет 17

1. Философия эпохи Просвещения.

Просвещение – особый вид мировоззреня и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в XVIII в. Пафос эпохи – уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создании условий для экономического и социального благоденствия.

Схема 70. Основные направления французской философии XVIII в.


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ФИЛОСОФИИ XVIII В.



Деистическое

Атеистическо-материалистическое

Утопическо-социалистическое



Мабли, Морелли,

Бабёф, Сен-Симон, Фурье

Дидро, Ламетри,

Гельвеций, Гольбах

Вольтер, Монтескьё,

Руссо, Кондильяк



Отвергали идею личного Бога.

Отвергали пантеизм.

Видели в Боге причину всего сущего (но не более).

Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и людей, на ход истории, окружающий мир после его сотворения.

Жестко критиковали существующий строй.

Выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, всеобщее равенство.

Отвергали саму идею существования Бога в любых формах.

Объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций.

В вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.


2. Диалектическая и синергетическая картины мира.

Диалектика и синергетика: сравнительный анализ


Синергетика как теория самоорганизации обогащает картину развития тем, что она акцентирует внимание на новых, как бы не замеченных диалектикой особенностях этого процесса.




ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ И СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

Характеристики

Диалектика

Синергетика

1. Причины

развития

Борьба противоположностей

Неравновесность, нестабильность систем, процессы коэволюции (эволюции двух и более видов).

2. Формы

развития

Прерывы постепенности, «скачки», переходы от низшего к высшему.

Накопление флуктуаций (постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения), самопроизвольные переходы системы в новое состояние, нелинейность, лавинообразные процессы.



3. Характер

развития

Детерминированность (предопределенность) развития. Случайность трактуется как форма проявления необходимости.

«Вероятностные» случайности, проявлении веера возможностей в процессе развития и реализации одной или нескольких из них.


4. Факторы

развития

Действие объективных и субъективных факторов.

Малые воздействия, воздействие на микроуровне через мезоуровни (от греч. mesos – средний) на макроуровни, действие аттракторов (притягивающая точка или периодическая траектория, к которой стремится развитие системы).

5. Результаты

развития

Необходимые, в конечном счете, возвратные движения, но на новом (более высоком) уровне.

Возникновение в процессе самоорганизации многоуровнего целого, неравного сумме частей, появление новых неравновесностей, необратимость, несоответствие «замыслу», непредсказуемость развития, проходящего точку бифуркации (от лат. bifurcusраздвоенный; раздвоение, разделение чего-либо).


Билет 18

1. Философия марксизма в России.



2. Философская антропология. Человек: единство биологического и социального



Человек: единство биологического и социального

Билет 19

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Основными чертами философии Л, Фейербаха являются:

    • полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

    • попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы. Бог – порождение сознания человека, а распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям. То есть философ видел в религии отражение жизни людей, их реального бытия;

    • материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека (природа вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

    • человек часть природы, он есть единство материального и духовного;

    • вопрос о сущности человека – главный для философии. Но человеческая природа трактуется Л. Фейербахом биологически. Человек – это абстрактный индивид. Таково содержащего принципа антропологизма, который не учитывает общественную практику;

    • большой интерес к социально-политическим вопросам. Определяющей чертой социальной философии Л. Фейербаха остается идеализм. Подобно французским материалистам XVIII в., он полагает, что разумный эгоизм, т. е. правильно понятый интерес каждого отдельного человека совпадает в конечном счете с общественным интересом;

    • убеждение в познаваемости окружающего мира. Познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно- технического прогресса. Суть данной идеи философ выразил словами: «То, что не знаем мы, познают наши потомки».

2. Отражение как всеобщее свойство материи. Социальная природа сознания.

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение существует, проявляется в виде физико-химических взаимодействий (нагревание проводника, гистерезис, химические реакции). В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятии представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы — ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия — безусловные и условные (инстинкты — половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образуют первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую — слова.

Если у животных отражение играет активную роль, обеспечивая приспособительный тип поведения и способствуя его развитию, то социальное отражение присуще человеку, обществу. Его основу составляет развитие прежде всего трудовой, а также всей совокупной человеческой деятельности.

Социальное отражение (сознание) — высшая форма отражения действительности, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.
Билет 20

1. Исторические условия развития философии в России. Характерные черты и периодизация русской философии.

Русская философия вписывается в западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии.

Восточная философия гораздо меньше, чем западная, непосредственно воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей (например, мистицизм).

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта