Главная страница
Навигация по странице:

  • противоречило очевидно­сти

  • пути истины и пути мнения

  • 1.Социально-политическая доктрина К. Маркса.

  • 2.Объективная и субъективная диалектика.

  • 1.Эллинистическая философия.

  • 2.Роль научной рациональности в развитии общества. Современная наука и перспективы развития гражданской авиации

  • Биография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова


    Скачать 2.8 Mb.
    НазваниеБиография Конфуция по большей части неизвестна, но коекакие сведения всетаки дошли до наших дней. Авторами воспоминаний являются ученики великого мастера слова
    Дата23.06.2022
    Размер2.8 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_Filosofia (1).docx
    ТипБиография
    #611648
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    2.Общая характеристика диалектики. Концепция развития.

    Под диалектикой понимали искусство спора, умение находить противоречия в мыслях собе­седника, плодотворно развивать обсуждаемую тему, искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды.

    Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона. 

    Зенон доказывал то, что явно противоречило очевидно­сти — он говорил, что летящая стрела на самом деле не летит, ибо в каждый момент полета находится в определенной точке, и зафиксировать момент движения не удается. Он утверждал, что быстроногий Ахилл не сможет догнать мед­лительную черепаху, так как каждому его шагу соответствует шаг черепахи. За этими парадоксальными рассуждениями, несоответствие которых данным че­ловеческих ощущений не подлежит никакому сомнению, обнаруживается все то же представление о несовместимости пути истины и пути мнения,сконста­тации которого начинает свое философское построение Парменид.

    Платон определяет истинное бытие как тожде­ственное и неизменное, но в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает вывод о том, что высшие роды сущего могут мыс­литься только таким образом, что каждый из них равен себе самому и не равен, тождественен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и мно­жественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоит­ся и движется. Противоречия есть необходимое условие для по­буждения души к размышлению. Это искусство и является ис­кусством диалектики.

    Большой вклад в разработку диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг. Однако наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля.

    Гегель понимал под диалектикой метод познания, кото­рый учитывает противоречивость мира, его постоянное измене­ние, взаимосвязь явлений, вещей, процессов, качественное пре­вращение, переходы от низшего к высшему, через отрицание от­жившего и утверждение нового. В диалектике идей Гегель гени­ально угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружаю­щего мира определяется саморазвитием абсолютной идеи, кото­рая в процессе саморазвития стремится к самопознанию.

    диалектика сегодня понимается как учение о всеобщей связи и развитии, как метод познания, противоположный метафизи­ческому. Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Диалектика утверждает, что все в мире взаимо­связано, взаимообусловлено. Связь представляет собой отноше­ние между предметами и событиями, когда изменение одного ве­дет к изменению другого. Связи бывают общими и частными, непосредственными и опосредованными, необходимыми и случайными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, главными и второстепенными, явными и скрытыми и т.д. Все виды связей взаимодействуют между собой.
    Билет 30

    1.Социально-политическая доктрина К. Маркса.

    Одним из влиятельнейших направлений социально-политической мысли во второй половине XIX века стал марксизм, основоположниками которого явились Карл Маркс (1818—1883 и Фридрих Энгельс (1820—1895).

    Для понимания марксистской политологической мысли чрезвычайно важно уяснение основных периодов в создании и развитии марксистского учения. В работе «Исторические судьбы учения Карла Маркса» В. И. Ленин выделил три основных периода в создании и развитии этого учения.

    Первый период — возникновение марксизма — с 1842 года по 1848 год. Второй — от европейских революций 1848—1849 годов до Парижской коммуны. Третий период — от Парижской коммуны до конца жизни и деятельности основоположников марксизма.

    Краткое изложение марксистского учения дано самим Карлом Марксом в предисловии к работе «К критике политической экономии»- «В общественном производстве своей жизни — писал К. Маркс, — люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, па котором возвышается юридическая и политическая надстройка... Способ производства материальной жизни составляет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще... На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из формы развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке... Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс К., лье Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 13. — С. 6—8). Центральное место в марксистском учении занимает социально-экономический анализ капитализма, раскрытие его структуры, функционирования. Анализируя капиталистическое общество. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что в недрах этого общества постоянно присутствуют и разрастаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями, трудом и капиталом. Причина этих противоречий — в неравном отношении классов к средствам производства. Для устранения указанных противоречий, подчеркивали они, необходимо обобществление собственности на средства производства. Осуществление этого возможно в результате социалистической революции. Эта революция, по Марксу, — результат разрешения противоречий капиталистического общества. Капитализм создает не только соответствующие для социалистической революции условия, по и силу, способную ее осуществить — пролетариат. В отличие от прежних революций, которые сменяли одну форму эксплуатации другой, социалистическая революция, подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, должна уничтожить частную собственность, утвердить общественную собственность, а тем самым ликвидировать всякую эксплуатацию. Эта революция, но их мнению, будет означать переход к уничтожению классового деления общества, утверждению нового общества.

    Уничтожение частной собственности и основанного на нём классового деления общества, полагали К. Маркс и Ф. Энгельс, закономерно приведет к разрушению и орудия классового господства — буржуазного государства. «Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая власть в собственном смысле слова это организованное насилие одного класса для подчинения другого»

    Для решения указанной задачи, полагали К. Маркс и Ф. Энгельс, пролетариат «должен прежде всего завоевать себе политическую власть для того, чтобы этот класс, ...мог представить свой интерес как всеобщий...» 
    2.Объективная и субъективная диалектика.

    Объективная диалектика - это диалектика реального мира, природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение, возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

    Субъективная диалектика или субъективное мышление - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

    Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

    Билет 31

    1.Эллинистическая философия.

    Эллинистическая философия — завершающий период развития философии в Древней Греции, который последовал за Аристотелем. Основными чертами эллинистической философии называют этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов. В IV веке до нашей эры центром философии считался город Афины, где были сформированы четыре школы: Академия, Ликей или перипатетики, "Сад" (школа эпикурейцев) и Стоя (школа стоиков).
    В данную эпоху широкое распространение получили следующие течения в философии:
    Киники. Самые известные представители киников являются ученик Сократа Антисфен (около 450 — около 360 до нашей эры) и его ученик Диоген (около 400 — около 325 до нашей эры). Антисфен считал, что главное состоит в упрощении жизни, выступал за то, чтобы философия была ближе к природному началу и единению. «Тонкое» мудрствование он почитал за никчёмность. По его словам, совсем не нужны ни правительства, ни государства. Антисфен презрительно относился к богатству и роскоши.
    Скептицизм Скептицизм — это то течение в философии, которое возникло под тесным влиянием философии античности, когда в основе лежит идея о текучести всего сущего («все течёт, все изменяется»). В частности, следует уточнить, утверждение Демокрита о том, что мёд ничуть не более сладок, чем горек, кроме того он постоянно видоизменяется. Такой несложный пример можно привести в понимании данного устоявшегося факта. Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем то».

    Скептики-мыслители также отмечают некую разницу между чувственными восприятиями и мышлениями. Поэтому, по их мнению, ставить, как утверждение чего-то в точности нет никакого смысла.
    Эпикуреизм. Самые яркие представители эпикуреизма считаются Эпикур (341—270 до нашей эры) и Лукреций Кар (около 99—55 до нашей эры). Эпикур рассматривал идеи атомизма. Эпикур приписывал атомам способность двигаться в противоположные стороны в результате двигательных процессов, когда они выстраиваются «связной цепью». Он фактически приписывал атомам некую определенную волю, из-за которой мир не может являться хаотичным. Познания Эпикур представляет, как результат осмысления чувственных опытов. Высшее благо для философа Эпикура предполагается постоянное ощущение наслаждения, то есть удалить из собственной души и собственного тела страдания. Поэтому он наставляет жить разумно и нравственно, выказывать уважительное почитание богам.
    Стоицизм Стоицизм как направление в философии существовал с III века до нашей эры до III века нашей эры. Трактаты и работы стоиков раннего периода (Хрисиппа , Зенона Китийского) дошли до современности не в полном объёме. К поздним стоикам относят период I, II век, это Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий. Их труды дошли до современной философии в виде неполных очерков, писем и сочинений.
    Неоплатонизм Виднейшим из неоплатоников считается Плотин, который жил в третьем веке. Мир – единое целое, по мнению Плотина, но не таким образом, что везде, а в каждой области вселенной существует одно и то же в равных долях. Душа всегда будет считаться прекрасней косной материи, совокупность идей, Мировой Ум будет пониматься прекрасней Мировой Души (то есть всех душ), а Единое целое – это Благо прекрасней Мирового Ума. Источник всего прекрасного как раз и представляет собой Единое, то есть, то самое Благо.
    2.Роль научной рациональности в развитии общества. Современная наука и перспективы развития гражданской авиации

    Понятие рациональности в истории мысли формировалось как производное от “рацио” - разума, то есть определение того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых достоверных расчетов.

    Рационализм - оптимистическое отношение к реалиям, исходящее из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, которой усматривает в разуме высшую из способностей человека.

    Наука выступает как рациональное знание, ориентированное на добывание истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая.

    В техногенной цивилизации конца 20 века научная рациональность обретает особую значимость. Отношение к миру с позиций научной рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия человека с миром и самим собой. Наука сегодня во многих случаях единственный источник принципиальных инноваций в технологии.

    1. Фейерабент: научная рациональность - потенциальный носитель догматизма и авторизма; при определенных социальных условиях может выступать как средство укрепления всевластия авторитарной догмы, от имени которой определенные социальные силы могут осуществлять свое господство над людьми. Считал, что значение и роль рациональности не следует слишком преувеличивать. Науку следует лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями. 

    2. Швырев: специфика рациональности науки, как формы рационального аппарата, моделирования реальности. Рациональное сознание создает особый мир идеальных конструкций (теоретический мир) отрыв теоретического мира от мира, в котором существуют живые индивиды. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксации в идеальных конструкциях - закон, объективная необходимость и т.д. - может приводить к претензиям на авторитет по отношению к другим формам - нравственным, эстетическим религиозным. Отчужденные от действительности идеальны конструкции при определенных соц. условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве тотального плана преобразования - общества, людей, природы.

    Это может проявляться в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания.

    Рац. поведением с точки зрения конформиста является успешное решение возникающих задач в заданных рамках внешней социальной детерминации, т.е. адаптация и приспособление.

    3. Степин: рациональность науки организует все разнородные знания в некоторую целостность, определяет стратегию научного поиска и обеспечивает включение его результатов в культуру соответствующей эпохи.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта