Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы изложения.

  • Приемы привлечения внимания аудитории.

  • Единство слова и дела.

  • Учет особенностей аудитории.

  • Знание психологии слушателей.

  • Форма преподнесения материала.

  • Поведение оратора.

  • Голос и процесс его воспитания.

  • Классификация споров.

  • вопросы по экзамену речевая культура юриста. Богатство и разнообразие словаря говорящего


    Скачать 100.72 Kb.
    НазваниеБогатство и разнообразие словаря говорящего
    Анкорвопросы по экзамену речевая культура юриста
    Дата17.01.2022
    Размер100.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы по экзамену речевая культура юриста.docx
    ТипДокументы
    #333796
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Заключение.

    Заключение придает завершенность повествованию, обобщает сказанное, содержит выводы. Заключение занимает примерно 5-7 процентов времени всей речи.

    Основные функции заключения – подвести итог сказанному, суммировать, обобщить все мысли, высказанные в основной части; кратко повторить основные тезисы речи, еще раз подчеркнуть основную мысль и важность ее для слушателей; наметить пути развития идей, высказанных оратором; закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи.

    Особенно важна тщательно продуманная концовка в агитационных речах. Как известно, последнее впечатление – самое сильное, поэтому в конце убеждающих речей обычно звучит основная мысль выступления. Задача оратора сформулировать главную идею своего выступления в яркой и выразительной форме. Готовить заключение, также как и вступление, необходимо заранее и подходить к этому процессу творчески.

    Рекомендуется готовить несколько вариантов заключения, так как реакцию аудитории в точности предсказать невозможно. Можно закончить речь яркой цитатой. Хорошо воспринимаются выступления, конец которых перекликается с началом.

    1. Методы изложения.

    Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам.

    Дедуктивный метод –изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах.

    Метод аналогии – сопоставление различных событий, явлений, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

    Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

    Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

    Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.


    1. Приемы привлечения внимания аудитории.

    Практикой выработан целый ряд эффективных приемов привлечения внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор. К ним следует отнести следующие приемы:

    - Обращение к событию, времени, месту;

    - Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях;

    - Ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации;

    - Риторический вопрос. Если риторический вопрос задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, .

    - Ссылка на свое эмоциональное состояние;

    - Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из жизни, о прочитанном;

    - Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Надо затронуть вопросы, которые могут снять личностное напряжение слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем: основных, групповых, злободневных, конкретных;

    - Возбуждение любопытства. Нужно затронуть необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают, привести парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей.

    1. Единство слова и дела.

    Принцип единства слова и дела применительно к субъекту деятельности, личности, означает требование всегда следовать в своих практических действиях убеждениям, занимать активную жизненную позицию.

    Этот принцип предполагает высокое чувство личной ответственности за совершаемые деяния.

    Прочность идейных позиций, убеждений личности предопределяет силу воли, духа, обеспечивая в трудных ситуациях слитность мыслей, слов и поступков. Поэтому формирование убеждений - главное условие, обеспечивающее «единство слова и дела».

    Встречающиеся в обществе факты расхождения слова и дела обусловлены как субъективными (непрочность убеждений, недостаток воли у отдельных людей), так и объективными причинами, когда сами обстоятельства, в которых люди действуют, препятствуют проявлению у них прогрессивных убеждений и устремлений (например, когда система показателей, по которым оценивается деятельность трудовых коллективов, не стимулирует повышение производительности труда и т.д.).

    Проблема укрепления «единства слова и дела» предполагает совершенствование идейно-воспитательной работы и общественной практики, механизма хозяйственного управления.



    1. Учет особенностей аудитории.

    Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить.

    К основным особенностям аудитории относятся следующие:

    Однородна ли аудитория или нет? Это можно судить по возрасту, полу, национальности, уровню образования, профессиональным интересам, настроению слушателей и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать.

    Существенный признак аудитории — количественный состав слушателей. Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», и они теряют дар речи. Малочисленной аудиторией легче управлять, но в данном случае оратор должен хорошо знать вопрос, о котором идет речь, так как вряд ли удобно читать с «листа» перед небольшим количеством слушателей.

    Для аудитории характерно и чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей. Например, в какой-то части зала возник легкий шум, и он очень быстро распространяется по всему помещению. Ваш сосед одобрительно кивнул выступающему головой. Это определенным образом повлияло на ваше поведение, на ваше отношение к словам говорящего. А вот прозвучала ироническая реплика, и на нее живо реагируют остальные слушатели. Влияние слушателей друг на друга особенно ярко проявляется при одобрении или неодобрении речи выступающего.

    1. Знание психологии слушателей.

    Группа слушателей - нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влиянием.

    Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями.

    Совершенно иное - официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые требования: они предоставили ему главную роль - оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.



    1. Форма преподнесения материала.

    Выделяют 5 основных форм преподнесения материала:

    Доклад. Выступление в такой форме предполагает четко структурированную, заранее подготовленную речь с определенной темой. Речь содержит цель и поставленные задачи, которые широко раскрываются по мере предоставления информации.

    Сообщение. Такой формат подачи информации похож на доклад, но значительно уступает ему по времени − не более 10 минут. Цель сообщения – донести до слушателей определённую проблему, обеспечить ее краткое изложение со всех сторон.

    Выступление. Очень короткое освещение информации по заранее определенной теме, не более 5 минут. Выступление может быть подготовленным или импровизированным.

    Лекция. Как правило, подача информации в таком формате предполагает монолог человека, глубоко разбирающегося в теме. Специалист всесторонне освещает определенный вопрос в зависимости от формата лекции.

    Беседа. При проведении беседы в выступлении активно участвует не только оратор, но и слушатели. Речь может содержать продолжительные монологи, но после них обязательно будут выделены минуты для изучения мнения аудитории. При таком формате общения присутствует не более 30 человек, а время беседы не ограничено нормами.

    1. Поведение оратора.

    Рекомендуется сводить к минимуму воздействия всех посторонних раздражителей. Это значит, что одежда не должна ни противоречить нормам сегодняшней моды, которая кажется естественной и прочной, ни слишком увлекаться ею. Другими словами рекомендуется избегать экстравагантности, с осторожностью относится к ярким цветам одежды, к их необычному сочетанию.

    К своей осанке и движениям, так же как к костюму, не следует относиться с безразличием. Держаться надо прямо и свободно, не застывать в одной позе, время от времени менять свое положение. Но, ни в коем случае делать бесцельные движения, возиться со своими пуговицами, галстуком, прической. Чем меньше внимания привлекает выступающий сам по себе, его внешность и поведение, тем больше внимания остается для его слов.

    Поведение оратора в аудитории не должно быть вульгарным, грубым, агрессивным и наоборот – неуверенным, тихим. Лучший вариант – держаться спокойно, смотреть на аудиторию, время от времени менять свое положение и прибегать к жестикуляции, это делает выступление более живым.

    Также следует отказаться от чтения бумажек – рекомендуется выучить основной текст наизусть, оставив в заметке план выступления, важные данные и подсматривать по необходимости. Структура выступления важна, но ее можно разбавлять примерами из жизни, шутками или взаимодействием с аудиторией, чтобы разрядить обстановку.



    1. Дыхание.

    Правильное дыхание требует от оратора особенного внимания. Когда мы говорим, мы вдыхаем быстрее, а выдыхаем медленнее, чем при молчании. Каждое вдыхание вызывает паузу, перерыв в течение речи. Этот перерыв не может быть сделан произвольно на каком угодно месте речи, но допускается лишь там, где это позволяет сочетание слов. Такими местами являются или большие паузы в конце периодов или малые паузы, разделяющие предложения внутри периода. Благодаря этим паузам, то есть своевременным перерывам, достигается и ясность речи, так как отдельные части ее расчленяются должным образом.

    Основное правило заключается в том, что дыхание не должно быть слышным. Начинающие ораторы часто нарушают это правило. Это происходит оттого, что они вдыхают слишком мало воздуха. Если в конце длинного предложения воздуха не хватает, то последние слова предложения произносятся тихо и неясно или же наступает потребность в тяжелом и громком вдыхании. Следует делать вдыхание всегда, когда это допускает речь, и запас воздуха никогда не должен быть доводим до конца. Нужно приучиться вдыхать воздух тогда, когда по смыслу речи можно сделать паузу, а не тогда, когда к этому принуждает необходимость.

    Чтобы научиться правильно дышать, следует тренироваться в дыхательной гимнастике.

    1. Голос и процесс его воспитания.

    В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычных приемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.

    Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

    От чего же зависит нормальное звучание голоса?

    Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: достаточная сила звука; посыл звука; подвижность голоса; тембр голоса.



    1. Дикция.

    Дикция – это ясность и четкость в произнесении слов, слогов и звуков. При хорошей дикции оратора его слушают без труда, непроизвольно различают целиком все звуки, слова и фразы. Усилия слушателя направлены на то, чтобы следить за мыслью говорящего. Небрежную скороговорку, проглатывание звуков и слогов, терпимые в быту, иные ораторы переносят в публичную речь, резко ухудшая её качество, отвлекая от восприятия содержания. И, конечно, речь пропагандиста должна быть свободной от таких недостатков речи, как заикание, гнусавость и т.п.

    Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа.

    Под понятием «дикция» подразумевают отчетливое произнесение звуков и слов с правильной артикуляцией. Механизм, который производит звуки – это речевой аппарат, и очень часто его нарушения и дефекты становятся причиной того, что дикция речи человека отличается низким уровнем качества. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время общения. Слова при этом произносятся глухо и недостаточно четко, а речь кажется «скомканной» и невнятной. Про такого человека говорят, что его дикция и выразительность речи имеет серьезный дефект, который проявляется слишком сильно и требует немедленного принятия мер для исправления ситуации.

    1. Интонация.

    Под интонацией подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

    Бывает так, что интонация, с которой произнесены слова, гораздо важнее самих слов. Хороший оратор должен уметь владеть интонацией, делать логические акценты, повышать и понижать громкость голоса, тон или темп речи, а также делать необходимые паузы.

    Для того чтобы овладеть интонационными средствами во всей их полноте, необходимо понять сущность этого сложного феномена.

    С помощью интонации передается информации об эмоциональном состоянии говорящего, его настроении, физическом состоянии и, самое главное, его отношении к предмету речи и к слушателю.



    1. Пауза.

    Пауза – более или менее длительный и заметный перерыв в произнесении словесных высказываний при общении. Паузы необходимы в полноценной манере общения. Монологическая речь без пауз некачественна, неполноценна. Этим приемом часто подчеркивается значимость сказанного, предоставляется слушателям возможность лучше осмыслить высказанную мысль. Говорящий во время паузы может лучше обдумать следующую свою мысль. Пауза употребляется при выступлении как прием прекращения шума.

    Использование пауз полезно в следующем ряде случаев:22q

    - Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

    - Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

    - Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

    Важную роль в устной речи играют интонационно-синтаксические паузы, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза — на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Пауза заполняет то место в предложении, где подразумевается пропуск слова.

    1. Классификация споров.

    Существуют разные виды споров. В научной литературе делаются попытки их систематизировать. В качестве основания берутся различные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует.

    К. основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора; значимость проблемы спора; количество участников; форма проведения спора.

    Также выделяют такие виды споров как дискуссия, диспут и полемика.

    Дискуссия — публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

    Диспут — первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. В настоящее время в этом значении слово диспут не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему.

    Полемика — это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.


    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта