Человеческой
Скачать 120.46 Kb.
|
№25Познание – это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и различные социальные группы. Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления. Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство. На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой набор сведений, правил и т.д. Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия и т.д.; уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве. Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание. Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. В середине XIX века Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания: религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере; философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути; позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента. №26Современная наука руководствуется тремя основными принципами познания: принципом детерминизма(причинности), принципом соответствия(истинности) и принципом дополнительности(относительности). Принцип причинности - установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями. Принцип истинности - то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается. Принцип относительности - любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним; соответствие знаний действительности. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Теория истины в философии имеет два подхода - классический и неоклассический. Классический подход включает в себя следующие концепции: корреспондентскую (мысль и действительность соответствуют друг другу, а представление совпадает с реальностью). авторитарную (глубокие убеждения или абсолютное доверие авторитету); семантическую; теория истины как очевидности (истина является ярким и четким представлением); теория истины в качестве опыта, который имеет подтверждение. Неоклассический подход предусматривает такие концепции: прагматическую теорию (состоит в эффективности и полезности знания); конвенциональную (истина является следствием соглашения). |