П_К_Лекц_ї. Что такое интерфейс
Скачать 1.02 Mb.
|
конфигурирование Рабочего стола; разграничение прав пользователей по работе с объектами приложения; разграничение прав пользователей по использованию элементов управления; изменение визуальных атрибутов отображаемой на экране информации. Первые три пункта представляют собой различные варианты фиксированной адаптации. Например, в зависимости от того, к какой категории относится пользователь, ему может быть запрещено, разрешено (или разрешено с некоторыми ограничениями) формирование собственной конфигурации Рабочего стола. При необходимости приложение может автоматически выполнить конфигурирование Рабочего стола. Аналогичным образом может производиться настройка интерфейса и относительно используемых в приложении объектов. В частности, определенным категориям пользователей может быть запрещено подключение принтера. Третий вариант фиксированной адаптации — разграничение прав пользователей по использованию элементов управления — предполагает возможность дифференцированного формирования подмножества доступных пользователю элементов управления как в первичном окне приложения, так и во вторичных окнах. Например, в пакете RTWin, предназначенном для создания систем управления реального времени, предусмотрена возможность разграничения прав доступа к элементам интерфейса для различных категорий операторов. Как правило, основное предназначение рассмотренных выше способов фиксированной адаптации — обеспечение требуемого уровня безопасности (в смысле защищенности) системы. Тем не менее, их использование во многих случаях способ но существенно облегчить работу недостаточно опытным пользователям («меньше знаешь — спокойнее спишь»). Изменение визуальных атрибутов отображаемой информации является для GUI-приложений одним из основных способов косметической адаптации. Если «инициатором» фиксированной адаптации выступает, как правило, приложение, то при выполнении косметической адаптации интерфейса ведущая роль отводится пользователю. Однако если в приложении предусмотрены дополнительные способы настройки интерфейса (по сравнению со стандартным минимумом), оно должно каким-то образом известить об этом пользователя. С этой целью может использоваться, например, окно «Полезные советы», отображаемое на экране при первом запуске приложения. Стандартные методы косметической адаптации — выбор цветовой палитры, шрифтов, изменение расположения панелей инструментов и т.д. — были рассмотрены при описании свойств элементов интерфейса. Остановимся немного подробнее на тех способах косметической адаптации, которые значительно реже используются в приложениях (хотя также основаны на стандартных свойствах элементов интерфейса), но оказывают значительно большее влияние на эффективность работы пользователя. В эту группу, в частности, входят: назначение (или переопределение) клавиш-акселераторов; изменение состава отображаемых пунктов меню; изменение состава кнопок панелей инструментов; изменение формы представления кнопок панелей инструментов. Использование клавиш-акселераторов позволяет во многих случаях существенно повысить скорость работы пользователей, особенно тех, которые испытывают затруднения при работе с мышью. Их применение дает существенный эффект и при выполнении наиболее распространенных операций. Напомним, что назначение (пли переопределение) клавиш-акселераторов производится с помощью специального текстового поля, которое так и называется - поле назначения горячих клавиш. Это поле обычно помещается на панели свойств с соответствующим названием (например, Параметры или Настройки) и используется вместе со списком, отображающим текущее распределение горячих клавиш. Если приложение может использоваться несколькими пользователями, целесообразно предусмотреть средства раздельного сохранения индивидуальных подмножеств горячих клавиш для каждого из них. Широкий спектр параметров косметической адаптации пользовательского интерфейса связан с использованием мультимедийных средств. Ориентация на применение этих средств проявляется все в большем числе приложений. Вместе с тем, говорить о стандартных подходах к их проектированию и включению в качестве обязательной компоненты интерфейса нам представляется несколько преждевременным. Отметим лишь в качестве примера, что в состав ОС MS Windows 2000 входит компонента Microsoft Screen Reader, которая позволяет озвучивать изображение на экране (названия кнопок, пунктов меню и т.д.). К сожалению многих русскоязычных пользователей, эта компонента пока не локализована. В связи с этим уместно еще раз вспомнить о такой форме косметической адаптации, как поддержка родного языка пользователя. Эффективная реализация многоязычности GUI-приложений стала возможна благодаря появлению международного стандарта представления алфавитов Unicode UTF-8. Первый известный нам программный продукт, полностью реализующий такую возможность (правда, пока «только» для 30 языков) - это средство динамического анализа данных Gentia 4.0 (производитель — фирма Gentia Software). В Gentia 4.0 вся текстовая информация хранится в независимом от языка виде до тех пор, пока пользователь не запустит программу на исполнение. Преобразование данных в конкретный язык достигается за счет использования двух типов таблиц: таблиц приложения и таблиц сообщений. Первые переводят в UTF текстовые строки, применяемые в приложении для обозначения элементов управления (например, названия пунктов меню). Таблицы сообщений содержат переводы каждой такой строки на другие языки и позволяют пользователям запускать приложение на базе выбранного ими языка. Полная адаптация интерфейса, как было отмечено в главе 2, предполагает наличие динамически корректируемой модели пользователя. При этом основное ее отличие от фиксированной и косметической форм адаптации заключается в том, что она инициируется не пользователем, а самим приложением. Для реализации такого вида адаптации пользовательский интерфейс приложения должен обладать как бы двунаправленной обратной связью: информация о действиях пользователя должна не только визуализироваться, но и регистрироваться приложением с целью формирования модели пользователя. 7.1. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ Организация пользовательского интерфейса определяется решаемой задачей. Стремительное развитие Интернета, и главное, широкое распространение этого комплекса технологий в «пестрых» массах пользователей с самым разным уровнем подготовки, потребовали появления новых пользовательских интерфейсов. Первые шаги Интернета были связаны с текстовым интерфейсом, ориентированным на профессионалов: программистов, ученых, военных и студентов. Для обмена файлами и пересылки сообщений по каналам с низкой пропускной способностью текстовый интерфейс был вполне пригоден. Да и на «посторонних» здесь явно не рассчитывали. Но «всемирная паутина» росла, менялась аппаратура, накапливались информационные ресурсы, доступ к которым хотели получить многие и многие. Потребность в новом пользовательском интерфейсе созрела и он появился. Родился новый класс программ, предназначенных для работы в Интернете и просмотра документов, полученных из сети и составленных по ее правилам. Эти программы называют броузерами (browser) или обозревателями сети (есть и другие варианты названий, на пример, навигаторы, гляделки, бродилки или смотрелки, но оставим их обсуждение лингвистам). Броузер позволяет соединиться через модем или сетевую карту с провайдером (продавцом сервисов Интернета) — открыть сеанс работы, а затем, следуя адресам, вводимым пользователем, обеспечивает переход к соответствующим ресурсам (серверам, порталам, сайтам, узлам, ftp-архивам или отдельным документам). Кроме того, броузер позволяет принимать и отправлять электронную почту, получать новости, вести беседу в чате (chat), работать на удаленном компьютере (telnet) или участвовать в телеконференциях. Функций у хороших броузеров так много, что им посвящены объемистые руководства. Вот перечень основных задач, решаемых броузером (а задачи, как вы помните, определяют требования к пользовательскому интерфейсу): работа с аппаратурой (конфигурирование модема, настройка портов компьютера, учет особенностей линии связи и т.д.); открытие и закрытие сеанса работы (дозвон до провайдера, ввод идентификационных данных, согласование параметров); ввод адресов информационных ресурсов Интернета (числового IP-адреса или алфавитно-цифрового — URL); ожидание получения документа (имитация перехода по ссылке или наоборот — подкачки материалов, что, собственно, на самом деле и происходит); визуализация документа; информирование о проблемах (уважительные и неуважительные причины отказов); поиск в документе; сохранение документа (перевод на локальные носители компьютера), его распечатка на принтере; редактирование локальных документов; настройка самого броузера. Перечень заведомо не полон, ведь есть еще и упомянутые ранее задачи, связанные с реализацией многочисленных Интернет-технологий (почта, новости, chat, конференции и т.д.). Но и приведенного списка вполне достаточно, чтобы задаться вопросом: достаточно ли «традиционных» средств и методов организации пользовательского интерфейса для эффективного решения этих задач? Здесь имеет смысл сделать небольшое отступление. Изыскания в области методов построения гибких интерфейсов приводили к интересным, но, как правило, громоздким и неуклюжим решениям. Это, разумеется, было не следствием низкого профессионального уровня разработчиков, а проявлением «капиталистических» отношений в программной индустрии. Борьба с монополизмом Microsoft, развернутая в последние годы, проходит под флагами Интернета. Именно в этой борьбе родилась новая парадигма, основанная на достаточно старой технике текстовой интерпретации. Любой из современных броузеров, помимо всего прочего, является интерпретатором текстов Web-страниц. В броузере объединены два аспекта, два подхода к построению пользовательского интерфейса: во-первых, броузер предоставляет пользователю свой собственный интерфейс — как и любое другое приложение какой-либо операционной системы; во-вторых, броузер реализует пользовательский интерфейс, разработанный автором ресурса, к которому обратился пользователь. Реализация первого аспекта подчинена, как правило, гласным и негласным правилам и традициям в организации интерфейса приложений для той операционной системы, на которой функционирует броузер. Имеющиеся отличия определяются дополнительными задачами, решаемыми броузером, но и они, чаще всего, соответствуют общим принципам организации взаимодействия с пользователем, принятым в соответствующей операционной среде. Совсем другие концепции положены в основу интерфейса, реализуемого средствами создания Web-страниц. Исполняя роль интерпретатора текста, содержащегося в отображаемом документе, броузер обязан наиболее точно «воплотить в жизнь» замысел автора документа. И здесь почти вся ответственность за организацию взаимодействия с пользователем ложится на создателя ресурса. Именно этим объясняется многоликость Интернета, проявляющаяся в многообразии способов организации информации, выставляемой на всеобщее обозрение. С другой стороны, разные виды ресурсов и технологий требуют разных подходов к построению интерфейса. Добавьте к этому и разнообразие аппаратно-программных платформ, участвующих в создании, развитии и эксплуатации Интернета. В результате возможна ситуация, когда пользователь IBM PC, управляемого Windows 95, может просматривать в броузере Netscape Navigator страницу, полученную с сервера, функционирующего под управлением ОС UNIX, подготовленную на компьютере Macintosh. Вот где поистине начинаешь ценить те усилия, которые вкладываются в согласование и стандартизацию! Без этого Интернет просто перестал бы существовать (точнее, не появился бы). Но вернемся к пользовательскому интерфейсу. При всем нашем желании дать как можно более полную его характеристику, многие чрезвычайно интересные области останутся за рамками нашего обзора; как говаривал Козьма Прутков, «нельзя объять необъятного». 7.2. WEB-СТРАНИЦЫ И САЙТЫ С развитием Интернета появилось множество новых областей деятельности и даже профессий, одна из которых — Web-дизайнер. Так называют специалиста, создающего основной вид информационных ресурсов сети — Web-страницы, а точнее, их системы. Страницы объединяются с помощью гипертекстовых ссылок (связей) и образуют тематические Web-узлы и сайты (граница между этими категориями весьма условна и касается только масштабности творения или претенциозности автора; считается, что сайт заметно больше узла и полнее раскрывает основную тему). В последнее время появился еще один термин — портал, под которым в общем случае понимается объединение нескольких тематических направлений. Тем не менее, в некоторых источниках приводится и более развернутая трактовка этого термина: портал - это Web-узел, предоставляющий посетителю персонализированную начальную страницу, бесплатные услуги электронной почты, новостной и развлекательный сервисы; как правило, портал является точкой входа пользователей в Интернет. Поскольку и порталы, и сайты состоят из страниц, то именно о них и пойдет речь далее. Вообще полный цикл создания Web-страниц и сайтов рассматривается в специальной и популярной литературе. В этих изданиях представлен широкий спектр проблем: от чисто эстетических до лингвистических и технологических. Мы рассмотрим те же проблемы, но под определенным углом зрения: как обеспечить единство восприятия документа его автором и пользователем. Для начала выделим основные компаненты Web-документа, формирующие его пользовательский интерфейс (важно отметить, что современные Web-документы, в отличие от привычных текстов с картинками, обладают интерактивностью, то есть в их отношении можно говорить о полноценном пользовательском интерфейсе). Итак, интерфейс большинства Web-страниц определяют следующие компоненты: пассивные элементы страницы (фон, текст, графика, таблицы, разделители, фреймы); интерактивные элементы (списки, кнопки, сенсорные карты, формы); элементы эстетического оформления (фоновые изображения, звуковое со провождение, анимационные эффекты); средства навигации по странице (документу) и в системе страниц; ссылки на внешние ресурсы Интернет. Не следует также забывать, что Web-документы могут взаимодействовать и с броузером, что обуславливает многие особенности отображения их содержимого. Формами такого взаимодействия, например, могут быть указания о необходимости открытия нового окна, включение или отключение полос прокрутки, запрос на запуск программы, формирующей сложную сцену или выполняющей вычисления. К слову сказать, существуют и прямо противоположные возможности. Пользователь может так настроить броузер, что тот будет практически полностью игнориро вать художественные изыскания автора страницы и выводить только текстовое наполнение, да еще и вполне определенным шрифтом. При нынешней стоимости доступа в Интернет, когда многие пользователи вынуждены стать аскетами, необходимо учитывать и эту, не совсем приятную для Web-дизайнера, ситуацию. Не хочется, чтобы последующие замечания воспринимались как попытка ограничить чью-нибудь творческую свободу, но, заботясь все о тех же пользователях, мы считаем необходимым высказать некоторые наблюдения и рекомендации по использованию перечисленных выше элементов Web-страниц. ПАССИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Старайтесь использовать преимущественно спокойные тона для фона; помните, что работа с текстом на белом фоне аналогична чтению надписей на горящей электролампе. Долго всматриваться в такую страницу пользователь вряд ли захочет и уж наверняка испытает внутреннее раздражение по отношению к ее автору. Другой крайностью можно считать применение светлых букв на темном фоне. Здесь есть две «западни». Во-первых, если в качестве фона выбрано темное изображение, а пользователь отказался от загрузки изображений, (такая возможность есть в броузерах и часто используется для уменьшения трафика в целях экономии времени и денег), то пользователь получит светлые символы, неразличимые на светлом фоне. Во-вторых, психологи и специалисты в области эргономики установили, что цвет оказывает заметное влияние на настроение человека. И это влияние тем сильнее, чем интенсивнее цвет. Если вы испытываете затруднение в выборе цвета, воспользуйтесь личными предпочтениями пользователя и задайте для своей страницы установки цветов по умолчанию (default). В этом случае при отображении документа будут использоваться настройки броузера или операционной системы на компьютере пользователя. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ Главный принцип разработчика должен быть тем же, что и при создании локальных приложений: никаких неожиданностей для пользователя. Продиктован он, как вы понимаете, требованием согласованности интерфейса. Его реализация частично возлагается на броузер, обязанностью которого является обеспечение привычного вида и поведения таких элементов (кнопок, списков и т.п.), а частично -на Web-дизайнера, задача которого — не переусердствовать в изобретении образов тех же кнопок, представленных на странице, например, в виде сенсорных карт. Область применения интерактивных элементов на Web-страницах достаточно широка, перечислим лишь несколько примеров, которые помогут лучше представить варианты их реализации, согласующиеся с уже сформировавшимися представлениями пользователей. Ввод информации для ее пересылки на сервер (на основе заполнения форм); Выбор информации из имеющегося перечня (работа со списками); Навигация по сети или внутри данного сайта (работа с гиперссылками и сенсорными картами); Настройка визуальных атрибутов и содержимого страницы (списки или переключатели вариантов оформления). ФОРМЫ НА WEB-СТРАНИЦАХ Заполнение готовых форм — это один из вариантов ведения диалога с пользователем. Во времена текстовых интерфейсов он прекрасно себя зарекомендовал, так как сочетает высокую наглядность, поддержку пользователя и более эффективное использование ресурсов компьютера, чем, например, диалог в форме «вопрос-ответ». Современные графические интерфейсы несколько повысили наглядность форм, добавив флажки, переключатели и заменив текстовые указания типа «После заполнения всех полей нажмите клавишу [Enter]» кнопками с требуемым текстовым комментарием. Заполнение таких форм осуществляется заметно быстрее за счет применения мыши и техники прямого манипулирования. Да и сами формы практически ничем не отличаются от диалоговых панелей, работа с которыми понятна каждому пользователю современного ПК. СЕНСОРНЫЕ КАРТЫ Сенсорные карты — это графические объекты, содержащие специальные области, так называемые активные зоны (hotspots), которые позволяют пользователю перемещаться на связанный (ассоциированный) с картой URL или на другую страницу в пределах того же URL посредством щелчка ЛКМ на выбранной зоне. Сенсорная карта может иметь несколько активных зон, с каждой из которых связан собственный URL. Хотя в большинстве случаев сенсорные карты используются для перехода на другую страницу или на другой URL, с их помощью можно также вызывать файлы произвольного типа (например, звуковые). Сенсорная карта может быть создана на основе любого графического изображения, представленного в одном из поддерживаемых броузерами форматов (.gif или .jpg). В связи с этим у некоторых авторов появляется искушение изобразить на создаваемой странице что-нибудь «этакое», способное, на их взгляд, произвести на потенциального посетителя незабываемое впечатление (например, использовать в качестве сенсорной карты собственную фотографию). Тем не менее, такой подход вряд ли поможет посетителям узла быстро сориентироваться в предлагаемой им информации и решить свои проблемы за минимальное время. Графическое изображение сенсорной карты должно обеспечивать: Наглядное представление структуры узла (или системы взаимосвязанных узлов); Предоставление посетителю дополнительных сведений, способствующих вы бору им собственного рационального маршрута перемещения по узлу; такими сведениями, в частности, могут быть: краткая характеристика содержащейся информации; относительный объем информации; периодичность (или последняя дата) обновления информации. НАСТРОЙКА ВИЗУАЛЬНЫХ АТРИБУТОВ ОТОБРАЖАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ Забота об удобстве пользователя должна стать одним из основных приоритетов Web-дизайнеров (сейчас, к сожалению, на первом месте чаще оказывается демонстрация собственных прикладных навыков или шокирующих эстетических изысков; но будем считать это «болезнью роста», в преодоление которой мы тоже пытаемся внести свою лепту). На Web-страницах элементы настройки интерфейса хотя и нечасто, но встречаются. Наиболее популярным вариантом настройки является возможность выбора языка и способа кодировки символов для отображения текстового содержимого страниц. Реже предлагается выбрать размер и способ вывода графических изображений, и совсем редко предлагается выбрать один из нескольких вариантов общего дизайна страницы (простейший случай: текстовый или графический). Большинство авторов ориентируются только на средства настройки, предоставляемые броузерами, либо просто указывают, в каком формате следует просматривать их творения. Существует несколько веских причин «собственноручной» настройки страниц пользователем: необходимость учета характеристик аппаратуры и соединения с Интернетом; необходимость учета особенностей применяемого пользователем программного обеспечения; языковые предпочтения и индивидуальные психофизиологические характеристики людей, для которых эти страницы созданы. Конечно, нереально удовлетворить пожелания всех пользователей, но знание аудитории, на которую ориентированы конкретные материалы, поможет в этом нелегком деле. Мы не будем подробно освещать тактику и технику решения названных проблем, этому учат пособия по Web-дизайну. Остановимся на вопросе организации интерфейса для настройки визуальных атрибутов страницы. Рекомендация первая. О возможности настройки страницы пользователь должен быть уведомлен сразу, как только он ее открывает; соответствующее сообщение может быть выведено в отдельном фрейме (лучше — в верхней части окна). Рекомендация вторая. Если страница содержит много графики (которая загружается значительно медленнее текста и потому появляется на странице в последнюю очередь), следует предусмотреть текстовый вариант переключателя, реализуемого в форме меню или списка. Таким образом, оформляются, например, переключатели используемого языка и кодировки символов текста страницы. В некоторых случаях переключатели языка имеют вид небольших изображений с символикой соответствующих национальностей (например, флага государства). Этот вариант хорош своей наглядностью и компактностью, но предполагает определенный уровень образованности и сообразительности пользователя. Если в броузере отключен вывод графики, предлагаемый вариант должен предусматривать вывод альтернативного текста, что легко реализуемо в языке HTML (Hyper Text Markup Language - язык гипертекстовой разметки), но используется не всегда. УПРАВЛЕНИЕ СОСТАВОМ ОТОБРАЖАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ Интересы пользователей, посещающих те или иные информационные ресурсы Интернета, достаточно разнообразны, и не всегда совпадают с тематикой и широтой охвата, предлагаемыми разработчиком. Идеальной можно считать ситуацию, когда пользователь, посетив тот или иной сайт, получил все необходимые ему сведения и ни разу не отвлекся на что-то лишнее, избыточное или не относящееся к делу. К сожалению, реальность еще очень далека от идеала. В стремлении наиболее полно удовлетворить информационные потребности потенциальных пользователей, а часто просто в наивной надежде объять необъятное, некоторые разработчики наполняют свои сайты всевозможными сведениями, разобраться в которых бывает достаточно сложно. Существующие на данный момент инструменты не позволяют непосредственно встроить в Web-страницу средства фильтрации предоставляемой информации на основе предпочтений конкретного пользователя. Для уяснения интересов пользователя требуется достаточно длительное время (либо неоднократное посещение узла пользователем). Этого недостатка лишены так называемые групповые фильтры, которые обеспечивают практически мгновенную настройку узла на определенный класс (группу) посетителей, имеющих сходные характеристики. Примером такого фильтра является программа GroupLens фирмы Net Perceptions. Как групповые фильтры, так и инструменты типа Learn Sesame достаточно сложны, имеют высокую стоимость (порядка $.30 000) и ориентированы на применение на крупных Web-узлах. Поэтому для многих Web-дизайнеров одним из наиболее доступных средств индивидуализации предоставляемой информации являются рассмотренные выше сенсорные карты, помогающие пользователю выбрать собственный маршрут перемещения по узлу. ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ Поразительные темпы роста количества информационных ресурсов Интернета не могли не стимулировать появления специализированных сервисов, обеспечивающих систематизацию и поиск информации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что информационно-поисковые системы — ИПС (называемые также поисковыми машинами) являются наиболее популярными ресурсами, без которых не обходится ни один из пользователей Интернета. хороший интерфейс должен отвечать двум главным требованиям: точное соответствие проблемной области и максимальная дружественность пользователю. Степень соблюдения этих требований отражается в такой трудно формализуемой характеристике, как удобство использования программной системы. Пользовательский интерфейс ИПС должен обеспечивать удобство формирования информационных запросов, удобство просмотра и анализа результатов поиска и удобство доступа к найденным в результате поиска документам. Удобство формирования информационных запросов обеспечивается: полнотой и наглядностью языка запросов; удобством ввода и редактирования запросов; доступностью и качеством составления справочной информации. Удобство просмотра и анализа результатов поиска определяется: структурой отчета о результатах поиска; удобством навигации (перемещения) по этому документу; составом и объемом сведений о найденных документах, включаемых в отчет. Удобство доступа к найденным документам зависит от: полноты и качества описания документов в соответствующих пунктах отчета; наличия и корректности ссылок на документы; • корректности реакции на ситуации, связанные с недоступностью документа (отключен сервер, изменен или удален документ с момента последнего индексирования и т.д.) ЭЛЕКТРОННЫЕ МАГАЗИНЫ С распространением в Интернете электронной коммерции все более актуальной становится задача побуждения посетителей к повторному визиту. В связи с этим для порталов, реализующих функции электронных магазинов, на первое место выходит необходимость реализации на них средств коллективной фильтрации, ранжирования и ускорения выдачи результатов поиска. Таким образом, эффективность электронной коммерции опять-таки зависит от умения приспосабливаться к интересам пользователей. Разработчик электронного магазина может достичь требуемого уровня его посещаемости, используя следующие рекомендации: предоставьте потенциальному покупателю несколько способов поиска нужных ему товаров; продумайте классификацию предлагаемых товаров, сопроводив каждую группу товаров краткой характеристикой; при использовании графических иллюстраций учитывайте скорость их загрузки; в этом отношении очень полезным может оказаться применение миниатюрных изображений, которые будут служить ссылками на полномасштабные версии иллюстраций; обеспечьте посетителям легкий и удобный доступ к дополнительной информации по заинтересовавшему их товару; не жалейте времени и сил на эстетическое оформление создаваемого узла. ТАБЛИЦЫ СТИЛЕЙ Весь предшествующий материал, посвященный Web-дизайну, должен был убедить в том, что весьма сложно выбрать такой стиль оформления Web-узла, который отвечал бы как вкусам разработчика, так и интересам посетителей. Но, пожалуй, еще труднее многократно воспроизвести найденное удачное решение, не забыв при этом тот или иной нюанс. И чем крупнее узел, тем острее встает проблема сохранения стиля на всех его страницах. А как быть в том случае, если первоначальный проект удалось улучшить уже после того, как узел, насчитывающий десятки страниц, был «сдан в эксплуатацию»? Решение указанных проблем было найдено в 1996 году, когда Консорциумом 3W (WWW Consortium - W3C) была стандартизована технология иерархических таблиц стилей (Cascading Style Sheets - CSS). Суть технологии CSS заключается в том, что она позволяет добавлять в HTML-код описание «стиля страницы», содержащее такие атрибуты, как тип шрифта, цвет, отступы, способ выравнивания элементов текста и т.д. Другими словами, таблицы стилей по своему предназначению аналогичны шаблонам текстовых документов, используемым, например, в редакторе MS Word. Используя CSS, Web-дизайнер может создать один файл с таблицей стиля и затем применить его ко всем страницам узла. Соответственно, любое изменение в таком файле приведет к автоматической корректировке всех использующих его страниц. Иерархия таблиц стилей имеет два аспекта. Во-первых, речь идет о том, что для одного Web-документа может существовать одновременно несколько таблиц стилей, образующих иерархию; например, может существовать таблица стилей, общая для всех страниц узла, но при этом для некоторых страниц может быть определен индивидуальный стиль. В таких случаях реализуется стиль самого нижнего уровня. Во-вторых, иерархию образуют таблицы стилей, созданные автором узла (страницы) и посетителем: если созданные ими стили конфликтуют, то приоритет отдается авторскому стилю (хотя, следуя золотому правилу «клиент всегда прав», броузеры позволяют изменить иерархию на противоположную). 7.3. ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ |