Всем кого. Действующие лица миша брат Кости, он же положить ладонь на горло, тронуть пальцами ухо Костя
Скачать 61.38 Kb.
|
Директор. Я-то пойду сейчас, но я тебе серьёзно говорю, у них анамнез прям не очень, они просто чума какая-то. Софья Алексеевна. Хорошо. Я тебя поняла. Я тебя, собственно, сразу поняла, Марат, можно было без танцев. Директор. Слушай, я на следующие выходные уезжаю, ты Басю не возьмешь на два дня? Софья Алексеевна. Приду покормить. Директор. Она скучать будет одна. Софья Алексеевна. Ну ничо, поскучает — крепче любить вас будет, Марат Камилич. Директор. Понятно. Спасибо. А! Вот еще, приходи завтра на совещанку, раз в месяц-то хотя бы можно, я же не прошу каждый раз ходить. Софья Алексеевна. А хоть раз можно что-то попросить без поигрываний на чувстве вины, а? Ты же знаешь, со мной это не работает. Директор. Не работает, хорошо, но ты приходи. Софья Алексеевна. Я поняла, поняла. Басю покормлю, на совещании буду. Директор. Прекрасно. Звонок. Оба выходят. Сцена 3 Знакомый класс, звонок уже верещит, все вваливаются толпой, торопясь, рассаживаются, последней влетает Софья Алексеевна, закрывает за собой дверь, бросает сумку на стул, открывает крышку ноутбука, разворачивается к классу. Софья Алексеевна. Так, пока вы возитесь, я начну, чтобы время не терять. Я прочла вчера ваши эссе, спасибо, что почти все прислали вовремя. Кто прислал поздно, вы сами это о себе знаете, надеюсь, у вас были веские причины отнять у меня два часа сна. Хочу вам сказать, что вы все большие молодцы. Много дельных мыслей, и видно, что это именно ваши мысли, некоторые вещи были для меня неожиданными. Вот по форме у меня есть несколько вопросов и замечаний. Во-первых, объясните мне, пожалуйста, как вы умудряетесь делать ошибки при наличии спелл-чекера и интернета? Семён. Спелл-чекер — это неспортивно! Софья Алексеевна. У вас-то, Семён, как раз все без ошибок, но нельзя было промолчать, да? Семён. Конечно. Софья Алексеевна. Ребята, пожалуйста, проверяйте, что вы пишете, когда у вас есть такая возможность, спортивно вам будет на зачете, успеете еще облажаться. Да, Гузель, что? Гузель. Но если за нас проверяет компьютер, мы же сами никогда не научимся? Софья Алексеевна. Во-первых, читайте, что и почему он вам правит, старайтесь запомнить. А во-вторых, когда вы, Гузель, будете работать, скорее всего, журналистом и сдавать работу, вашему редактору будет безразлично, чем вы пользовались, ему главное — результат. И мне тоже главное результат, и как вы мыслите, понятно? За свою грамотность вы отвечаете сами, я за нее четыре года отвечала и сделала для неё все возможное, а сейчас ваша очередь, разбирайтесь, в трудных случаях спрашивайте. В вашем возрасте уже надо стиль оттачивать, а не предлоги учить. Гузель. Понятно. Софья Алексеевна. Продолжаю про общие моменты. Вы все злоупотребляете журналистскими штампами. Всё у вас важное, главное и актуальное, ну вы серьёзно, что ли? От слова “оптика” вас самих не тошнит еще? Какой-то кружок “юный физик” — такая оптика, сякая оптика. Раньше всё было стильным, эксклюзивным и авторским, сейчас всё подряд важное. Важность вот тут уже сидит. В общем. За штампы я теперь буду снижать оценку. Лиза. А почему журналисты пишут, а нам нельзя? Софья Алексеевна. Потому что, Лиза, журналисты не учатся за чудовищные деньжищи в гимназии, где полтора человека в классе и к преподам требования, как в марсианской миссии. И потому что не я их редактор, была бы я, я бы уже их порола. Лиза. Ну то есть вы просто запрещаете какие-то слова? Типа как тиран? Софья Алексеевна. Ну, если вы хотите считать меня тираном, то я не могу вам запретить. Но я, заметьте, не просто запрещаю, я объясняю, почему! Штампы — это отмершие клетки языка, они совершенно бессмысленные, но люди их используют по привычке, потому что они создают иллюзию понимания. “Лиза Осокина — эссеист с особой оптикой” — и все закивали со значением. А что это значит? Какой именно “особой”? В чем её особенность, скажите мне? Это пустышка! Лиза. А как еще сказать? Софья Алексеевна. Если вы в состоянии оценить, что у кого-то особый взгляд на вещи, значит, вы можете объяснить, в чём его особенность. Вот про это и пишите. Конкретнее, ребята, текст должен быть конкретным. Лиза. Понятно. Семён. Софья Алексеевна, вы щас как Че Гевара прям, я уже почти пошел убивать за штампы, чувствую в себе сильный порыв. Софья Алексеевна. Да потому что бесит, Семён. Ладно, давайте почитаем немного, что вы написали на тему “Как избежать зла”. Кто-то хочет сам прочесть свое произведение? Тишина. Софья Алексеевна. Чо молчим? Никто не хочет? Ну ладно, я почитаю сама, то, что показалось мне интересным. Кто-нибудь против, чтобы я читала его текст? Скажите сразу. Тишина. Софья Алексеевна. Никто не против. Хорошо, я не буду объявлять авторов, сами объявитесь, если захотите. Читает с экрана ноутбука: “Самое важное — чтобы от чего-то избавиться, нужно сначала понять, где оно. Зло — очень широкое понятие, и оно очень зависит от того, с какого ракурса мы смотрим. Я считаю злом бездумные действия. Даже бескорыстная помощь может причинить вред, если сначала не проанализировать ситуацию. Поэтому, чтобы избежать зла, надо думать головой”. Софья Алексеевна. Там еще три страницы, остановимся на этом, там дальше просто развитие той же мысли. Мой единственный комментарий по сути — очень многословный текст, а идея озвучена в первом же абзаце. Вроде бы и не поспоришь, но в тексте хотелось бы какого-то развития. Живого примера, или выводов, или решения — какого-то выхода на следующий уровень рассуждений. Вы тут немного ходите по кругу. У кого-то есть еще комментарии? Карим. Это, наверное, Валя написал? Валентин. Ну я, да, и что? Карим. Не, ничо, просто очень в твоем духе. Семён. Да, очень в твоем духе, Валентин, занудству храбрых поем мы песню! Софья Алексеевна. Семён, вы не согласны, хотите что-то возразить? Семён. Не-не, я же не дурак, возражать Правильным Мудрым Мыслям. Софья Алексеевна. Семён, я слышу в вашем выступлении критическую ноту, но не могу вербализовать ее, не могли бы вы сами как-то конкретнее выразиться? Рита. (тяжело вздыхая) Он хочет сказать, что все слишком гладко и логично, не за что зацепиться, чтобы подумать. Софья Алексеевна. Спасибо, Рита. Я, наверное, соглашусь. Валя, возможно, вам это будет полезно, попробуйте в следующий раз оставить в тексте пространство для спора? Может быть даже искусственно как-то зацепить читателя, понимаете? Валентин. Нет, если честно. Софья Алексеевна. В вашем эссе не хватает легкой здоровой провокации. Валентин. А это обязательно? Софья Алексеевна. Нет, конечно. Просто вам было бы полезно попробовать, мне кажется. Валентин. (в недоумении) Ну, ладно. Софья Алексеевна. Ладно, у нас еще много всего. Спасибо вам, Валентин. А мы едем дальше. Читает: “Многие считают, что нужно быть ко всем одинаково добрым, подставлять вторую щеку и все такое. Хочу сказать, что это не работает. Если тебя ударили, и отобрали шапку, а ты стоишь такой и улыбаешься, как Иисус Христос, то тебя ударят опять и отберут еще куртку. А если ты дашь сдачи, то они потом будут думать, прежде чем нападать. Чтобы искоренить зло, нужно уметь драться и всегда отвечать”. Дорогой автор, мне кажется, у вас в тексте есть паразитные слова, которые можно найти и убрать, пожалуйста, сделайте это. Второе — начинать предложения с союза не очень хорошо, это не ошибка, но без особой надобности советую этим не злоупотреблять. А по сути высказывания — мне кажется, это любопытная позиция. (классу) Что скажете? Лиза. Это тупо, все тогда просто будут всех бить бесконечно. Софья Алексеевна. Ребят, что с вами стряслось за лето? Вежливость на солнце выгорела? Лиза. Извините. Я имела в виду, что насилие приводит только к насилию, и нельзя так добиться мира. Паша. А тема была как зло убить, а не как мира добиться. Семён. Это ты что ли накатал? Каратист-каратель. Паша. Да иди ты. Софья Алексеевна. Не скатываемся в базар, пожалуйста. Гузель. Можно я? Софья Алексеевна. Конечно, Гузель, говорите. Гузель. (встает, бросает короткий взгляд на Пашу) Мне кажется, эта позиция отчасти верна, потому что некоторые люди совсем не понимают, когда с ними общаются цивилизованно. Но даже применяя силу, нужно руководствоваться какими-то правилами и уважать чужие права. А не просто лупить. Даже самые испорченные люди отзываются на человеческое к ним отношение и становятся лучше. Семён. Ты где это вычитала? В учебнике правильности? Гузель. Не нравится — не слушай. Семён. Кстати, отличная мысль (Надевает наушники, до этого висевшие на шее, врубает тяжеляк, басы пробиваются наружу). Софья Алексеевна. Семён, пожалуйста, снимите наушники. Семён. (громко) Софья Алексевна! Говорите громче, я не слышу! Софья Алексеевна. (жестами показывает, что надо снять наушники) Вер-ни-тесь к нам, Се-мен! Э-то, не-у-ва-же-ние! Семён. (орет) Что-о-о? Софья Алексеевна стремительно звереет, в один прыжок подскакивает к Семёну, срывает у него с головы наушники так, что он вскрикивает, швыряет их об пол. В классе мертвая тишина, в тишине слышно только, как двигаются Миша и Костя. Костя. (счастливо улыбаясь) [трижды стучит ладонью по груди Миши, щипает Мишу за подбородок] Миша. [трогает висок Кости] Семён. (вставая, широко улыбаясь) Вот это я и хотел сказать своим эссе! Есть вещи, которые решаются только силой. Софья Алексеевна, прошу меня простить. (картинно кланяется) Софья Алексеевна. Это будет непросто, Семён. Вы меня взбесили не на шутку. Семён. Но вы же просили легкую провокацию? Мгновенная доставка, бззззз. (жужжит) Софья Алексеевна. Я не у вас просила ее, вам бы как раз поучиться обратному. И знаете, задача была аргументировать свою позицию словами, а не перформансом. Так что это незачет. Семён. Я был готов к потерям! (садится) Гузель. (разочарованно) Так это ты эту херню написал. Семён. Что, Гузя, если автор не Пашечка, то сразу херня? Гузель. Гондон ты, Сема (вскакивает, выбегает из класса) Софья Алексеевна. Семён, что с вами происходит? Семён. (самодовольно) Увлекся театром. В классе по-прежнему напряженная тишина. Слышен тихий смех, смеется Костя. Все поворачиваются на него. Семён. (мрачно) Только немой полудурок меня оценил. Дожили. Класс неуверенно хихикает. Софья Алексеевна. Так. Друзья мои, так не пойдет. Вы не слепые... Семён. Только некоторые немые. Софья Алексеевна. Семён, заткнитесь на время. Семён. Ооок. Софья Алексеевна. Так вот. Вы не слепые, вы все прекрасно видите, что никто так с вами не общается в школе, как я общаюсь. Я всегда надеялась, что у нас с вами взаимное уважение и совместная работа. Никогда не считала вас детишками, которых нужно дрессировать, как в армии. Но если вы хотите армии, то я могу вам её устроить. Если еще один мой урок будет сорван по вашей вине, то я не буду тратить свое время и нервы и сдам вас другому преподавателю. Второго предупреждения не будет. На сегодня мы закончили, увидимся на следующей неделе, хороших выходных. (подходит к столу, упаковывает ноутбук в чехол) Лиза. (неуверенно тянет руку) Софья Алексеевна? Софья Алексеевна. Да, Лиза, у вас какой-то вопрос? Лиза. А вам не кажется, что несправедливо из-за одного Семёна нас всех наказывать? Мы же не можем к нему в голову залезть. Софья Алексеевна. Нет, не кажется. Вы коллектив, пока вы в школе, у вас не будет личных проблем, все проблемы будут общие. Так что решайте как-то, проявите себя, вы же все такие умные, лучший класс. Я уверена, вы справитесь. (выходит) Все рефлекторно встают. Пашаподходит к Семёну сзади, бьет его ногой под колено. Семён оседает, Паша легко и даже как-то нежно опрокидывает его на спину. Семён не сопротивляется, не пытается встать. Закидывает руки за голову, и ногу на ногу, как на пляже. Смотрит снизу вверх. Вокруг стягивается в кольцо весь класс. Кроме братьев, они наблюдают издалека. Паша. Ну что, блять, доигрался, клоун? Семён. Паша, дорогой, тебе удобно стоять? Приляг со мной, не стесняйся. Лиза. Ты можешь объяснить, что это было вообще? Паша. Неважно, что это было, он щас пойдет извиняться. Семён. Да? И как же ты меня заставишь? Паша. Давно носом пол не бороздил что ли? Семён. Никогда, Пашечка, не бороздил. А все потому, что вы тут все хренова элита, и будете меня вежливо уговаривать, пока не опухнете, а потом прозвенит звонок, и вы такие опухшие пойдете учиться. Ты хоть на карате-то на своем людей бьешь? Или такой типа “ооо, смотри, у меня есть руки, я тебя ударю когда-нибудь”. Паша. Если так хочешь разбитую рожу, сходи вон в автосервис, там повыебывайся. Звук сирены. Карим. Что, опять? Лиза. Да все равно Софья ушла. Пошли отсюда. Паша, Лиза, Валентин и Карим берут вещи и бредут к выходу. Семён встает и отряхивается, Миша и Костя возятся с сумками, Рита стоит и ждет Семёна. Рита. Домой пойдешь? Семён. С чего бы? Дальше химия, пойдем на химию. Если не эвакуируют. Миша. А вы брат и сестра, да? Рита. (мрачно) Угу, близнецы. Миша. Вы разные. Рита. А мы атипичные близнецы. Миша. Просто фамилия одна, и я подумал... Рита. На самом деле я младше. Пришлось перескочить один год, чтобы попасть к Софье, а этот придурок сейчас все испортит. Семён. Да она блефует, Марго. Кто ей даст нас бросить в начале года. Рита. Да ладно, она же упертая. Я не видела ни разу, чтобы она просто так угрожала. Семён. Это потому, что все всегда выполняли требования, не было шанса проверить. Рита. Я надеюсь, ты не будешь проверять? Семён. Не, не буду. Никто не ценит, вон только русалочка наша оценил. Миша. Вообще-то мы все еще здесь. Семён. Чо вы так радовались-то? Миша. Я не радовался. Семён. Ну этот твой. Миша. Костян сказал, что это смешной обман. Семён. Так и сказал? Миша. Угу. Рита. А как это будет на вашем? Миша. Ну, если я покажу, ты тоже будешь орать, что я тебя облапал. Рита. Не, я не буду, я просто молча уебу, если что. Миша. Очень располагает к дальнейшей коммуникации. Рита. Да ладно. Ну покажь, давай. Семён. Она просто любит, когда ее щупают, в отличие от Лизки. Рита. Сказал человек, целый день просящий в морду. Семён. Сказала девочка, нюхающая книги. Миша подходит, становится вплотную к Рите. Миша. Вот это значит, что ты радуешься [тихонько хлопает Риту ладонью по грудной клетке несколько раз], а это значит вранье, или розыгрыш, или шутку [щипает ее за подбородок] Рита. Вот так? [трогает подбородок Миши] Миша. Нет, это просто говорить. А если врать, то надо ущипнуть прямо. [щиплет Риту за подбородок] Рита. Понятно. А Лизке вы что сказали? Миша. Костян просто представился. Мы не подумали, что так получится. Рита. Круто, то есть чувака зовут жопохватальщик на вашем языке джунглей? Миша. Не было такого. Рита. Да? А что было? Миша. [кладет Рите ладонь на живот, трогает пальцами ее подбородок] Рита. А что из этого “КО”, а что “СТЯ”? Миша. Ничего. Это не так работает. Рита. А тебя как зовут? Миша. [медленно кладет ладонь Рите на горло, потом касается пальцами уха] Рита. Круто. А можно нам эту хрень вместо французского! А меня как зовут? Миша. Ну, ты можешь придумать сама. Рита. Реально? Миша. Ну, да. Рита. А если я придумаю, что меня зовут Маргарита-пиздануть-по-башке табуретом? Миша. То это и будет твое имя. Но без Маргариты. Семён. А я тогда буду “Потереться-ушком-о-коленки”. Но я буду представляться только девахам. Миша. (невозмутимо) Я знаю, что это смешно. Нам тоже смешно, поверьте. Костя. (кивает) [стучит себя ладонью по груди] Семён. (подходя к Косте) Э. Привет. Меня зовут [хлопает Костю по подбородку снизу] Костя. (слегка пошатнувшись от неожиданной оплеухи, но не изменившись в лице) [кладет Семёну ладонь на живот, трогает пальцами его подбородок] Рита. Ух ты. А можно я? (подходит к Косте) [берет ладонь Кости, дует на нее] Костя. (улыбается) [кладет ладонь на живот Риты, трогает пальцами ее подбородок] |