Главная страница
Навигация по странице:

  • Эмоции, настроения учеников

  • Возможные листы для наблюдения Тип активности на уроке На кого на- правлена активность Форма работы

  • Активное слушание Проблема.

  • Как надо Как не надо

  • Возможный лист для наблюдения Фамилия отвечающего ученика Невербальные выражения активного слушания Вербальное

  • Принятие и выражение эмоций Проблема.

  • Листы для наблюдения Тип действия учителя (принятие или выражение эмоций) Ситуация на уроке, в которой учитель

  • Невербальное поведение Проблема.

  • Мимика (выражение лица).

  • Листы для наблюдения Невербальное поведение человека слишком многосторонне, что- бы оценить его целиком. Поэтому желательно оценивать разные аспекты по отдельности.Визуальный контакт

  • Поза учителя t Действие (сидит — обозначает- ся стрелкой вниз, сто- ит — стрелка вверх, ходит — разнонаправ- ленные стрелки)

  • Тип позы (открытая, закрытая) Примечания

  • Мимика Снова в ход идет план класса.

  • Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в шк. Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе


    Скачать 1.64 Mb.
    НазваниеДесять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе
    Дата27.02.2022
    Размер1.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДесять эффективных способов улучшения качества преподавания в шк.pdf
    ТипКнига
    #375384
    страница11 из 19
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19
    Личные интересы и увлечения (учитель может сначала по- интересоваться увлечениями ребенка, а впоследствии стараться приводить примеры, связанные с этими интересами).
    Эмоции, настроения учеников (таким вопросом учитель как бы показывает ученику, что он имеет право чувствовать, показывает внимание к личности).
    Мнения и ценности, которых придерживаются дети (один из важных плюсов такого типа вопросов в том, что для многих учени- ков такие размышления в классе едва ли не единственный способ научиться рефлексии о важном).
    Разумеется, стоит избегать слишком личных вопросов и затра- гивать табуированные темы (политика, религия, доходы, семейные проблемы, серьезные заболевания).
    Объекты наблюдения
    При анализе похвалы схема остается похожей на предыдущие.
    Важно при этом только обратить внимание на:
    • наличие личностных групповых заданий на уроке;
    • выражение интереса к отдельным ученикам;
    • тип обращения;
    • реакцию ученика (опционально).

    114
    Возможные листы для наблюдения
    Тип
    активности
    на уроке
    На кого на-
    правлена
    активность
    Форма
    работы
    Содержание задания
    Реакция
    ученика или
    класса
    Проверка понимания текста
    Весь класс
    Письмен- ное зада- ние на 10 минут
    Учитель литературы предлагает ученикам оказаться на месте
    Татьяны Лариной и от- ветить на признание
    Евгения Онегина
    Большинство учеников вы- глядят эмоцио- нально увлечен- ными заданием
    Я помню, в школе мы писали сочинение по пьесе «Ромео и Джуль- етта». Один из учеников написал сочинение про то, что, в сущности, герои произведения — глупые дети и что любовь не стоит жизни, в то время как все другие работы были примерно одинаковые: про великую любовь, трагедию и пр. Учитель отметила точку зрения этого ученика как отличающуюся и поддержала «инаковость» позиции.
    На мой взгляд, это хороший пример принятия чужих ценностей, даже если они отличаются от позиции большинства.
    Активное слушание
    Проблема. Учителя так привыкают к роли рассказчика, что часто забывают слушать и слышать детей. В то же время активное слу- шание — это важнейший навык в работе учителя. В педвузах его формированию, к сожалению, не учат (хотя множество тренингов коммерческих компаний посвящены именно этому навыку). Умение выслушать ученика и дать ему понять, что его мнение важно, — это один из главных путей для создания доверия в классе.
    Возможные решения
    Активное слушание — это довольно проработанный теоретически и практически навык. Он включает в себя свод правил, как делать что-то и как не делать. Опишем основные из них.

    115
    Как надо?
    Как не надо?
    1. Использовать слова, демонстрирующие вни- мание (это могут быть короткие слова и междо- метия: «да», «конечно», «так»).
    2. Демонстрировать невербальные знаки вни- мания, то есть буквально слушать всем телом
    (идеальный портрет: присутствует визуальный контакт, лицо выражает внимание, позиция открытая и расслабленная, учитель полностью повернут к говорящему ученику).
    3. Поощрять продолжение рассуждения (напри- мер, «То, что ты говоришь, очень интересно. Не мог бы ты развить мысль?», «Расскажи, пожа- луйста, подробнее», «Давай обсудим деталь- нее»…).
    4. Задавать вопросы, чтобы продемонстриро- вать искренний интерес.
    5. Использовать технику «эхо», то есть перефра- зировать сказанное учеником другими словами
    («Если я тебя верно поняла...», «Поправь меня, если я неправильно поняла твои слова…»).
    6. Демонстрировать уважение к точке зрения ученика, высказывать согласие
    1. Перебивать ученика или не давать ему высказаться.
    2. Резко менять тему обсужде- ния.
    3. Навязывать свою точку зре- ния как «более правильную»
    (часто учитель во время ответа продумывает свою версию ответа: это обычно читается по некоторой рассеянности и невнимательности к ответу, по желанию показать, что ответ учителя лучше).
    4. Использовать фразы нео- добрения, критицизма, неуве- ренности («Ты уверен?», «Ты не должен так думать / иметь та- кую точку зрения», «Тебе лучше еще поразмыслить над этим»,
    «Ну да, более-менее неплохо»).
    5. Рассматривать посторонние предметы, отвлекаться
    Объекты наблюдения
    Хотя активное слушание — довольно сложный объект для на- блюдения, можно постараться заострить внимание на следующих элементах:
    • каковы преобладающие стратегии учителя: активное или пас- сивное слушание;
    • какие из техник активного слушания использует учитель;
    • отличается ли поведение с разными группами учеников.
    Возможный лист для наблюдения
    Фамилия
    отвечающего
    ученика
    Невербальные
    выражения активного
    слушания
    Вербальное
    выражение активного
    слушания
    Ошибки
    учителя
    Пеночкин (1)
    Смирнов (2)
    Веснина (3)

    116
    Активное слушание — это навык, который полезен не только на уроке, но и за его пределами. Тренировка умения слушать и слы- шать, на мой взгляд, пригодится и в собственной семье, и в общении с друзьями и коллегами.
    Принятие и выражение эмоций
    Проблема. Часто все «человеческое» удаляется из процесса обу- чения, нужен только результат — знания. Студентов педагогических вузов, как правило, не учат выражать свои эмоции на уроке: это не оценивается и не поощряется. Не учат и работать с эмоциями детей
    (часто в школе можно услышать фразы типа: «Маша, чего это у тебя такое лицо недовольное? Твоя тройка заслуженная!»).
    В то же время обучение в школе — это во многом общение подра- стающих детей и взрослого человека. Многое в обучении строится на эмоциях, на привязанностях («Почему ты старательно учишь химию?» — «Мне вообще-то не очень интересно, но я не хочу учи- тельницу расстраивать»).
    Возможные решения
    Чтобы создать положительную атмосферу в классе, учителю важно включать эмоциональность, принятие и выражение чувств в общий процесс обучения. Это не значит, что он обязан быть с детьми «на короткой ноге», обязательно дружить со всеми. Как правило, это невозможно и не всегда нужно. Речь идет о доброжелательной ат- мосфере в классе, которая, кстати, повышает успеваемость.
    Для выражения принятия чувств TESA рекомендует несколько стратегий.
    • Использование перефразирования (когда учитель после фразы ребенка повторяет ее же своими словами, подчеркивая то, что ребе- нок чувствует: «Правильно ли я поняла, что ты расстроен из-за того, что родители будут недовольны твоей плохой отметкой?»).
    • Обобщение сказанного («В целом ты хочешь сказать, что тесты слишком сложные и из-за других контрольных работ в это же время ты не успеваешь к ним готовиться»).
    • Признание чувства («Я понимаю, как ты расстроена из-за боль- шого количества ошибок»).
    • Реакция на чувства ребенка при оценке работы или при обратной

    117
    связи, но делать это нужно неосудительно (например, осудительно звучат фразы типа: «Эй, мальчики не плачут, особенно на уроках»,
    «Ты должна лучше скрывать свое раздражение. Я не виновата, что у тебя плохая оценка»).
    • Создание атмосферы в классе, когда о чувствах говорить можно, безопасно («О, кажется, ты уже предвкушаешь выходные!»).
    • Перед тем как объяснять оценки и их обоснованность, что нужно сделать дальше, уместно сказать пару фраз об эмоциях учеников.
    Сейчас все чаще используют «смайлики» в начале или в конце урока, чтобы ученики могли выразить свое состояние и настроение.
    Это может быть простым шагом, чтобы сделать уроки более эмоци- онально открытыми.
    Но чтобы дети легко говорили о своих переживаниях, учитель не должен выглядеть роботом. Вот несколько стратегий, как выразить свои чувства.
    • Удовлетворенность или неудовлетворенность работой детей можно чаще выражать словами, но не делать это обвинительно
    («Меня порадовало, как вы написали тест. Вчера вечером, когда я проверяла тетради, у меня было хорошее настроение от этого».
    «Я очень расстроился, когда понял, что весь класс проигнорировал дополнительное задание»).
    • Порой не помешают краткие истории из жизни, которые под- черкивают, что учитель тоже человек. Не все умеют легко вспоми- нать и рассказывать истории, поэтому некоторые можно держать наготове.
    Листы для наблюдения
    Тип действия
    учителя (принятие
    или выражение
    эмоций)
    Ситуация на уроке,
    в которой учитель
    проявляет эмоции
    Формулировка
    фразы учителя
    Реакция
    учеников
    Выражение эмоций
    Начало новой темы по английскому языку
    Учитель рассказывает пример из жизни, как знание языка помогло познакомиться с инте- ресными людьми
    Высокая во- влеченность, ученики внимательно слушают

    118
    Кому-то выражение или принятие эмоций дается легко и есте- ственно. Например, легко вспоминаются жизненные истории или чувства школьников видны как на ладони. Другим же учителям, воз- можно, придется несколько постараться и заранее готовить идеи, которые можно естественно вплести в ход урока. В любом случае усилия того стоят.
    Невербальное поведение
    Проблема. То, что мы говорим, лишь на 7–10% влияет на отноше- ние других людей к нам, на их восприятие. Наша интонация и то, как мы говорим, тоже может быть информативным. Эти факты дают нам
    30% информации. Остальные 60% — это следствие невербального поведения (выражение лица, жесты, поза и т. д.). Довольно неожи- данные цифры?*
    Как правило, люди не осознают, что на невербальном уровне де- лают что-то не так (например, никогда не улыбаются детям). Поэ- тому такие ошибки повторяются раз за разом. Многие проблемы на уроке (с дисциплиной, вовлеченностью) возникают не из-за низкого качества заданий, а из-за невысокого качества отношений.
    Возможные решения
    В первом разделе речь шла о важности проксемики, то есть расположения учителя в классе. Если ученик чувствует близость к педагогу, больше вероятность того, что он не будет ощущать себя потерянным на уроке.
    Кроме проксемики есть и другие элементы невербального общения.
    Мимика (выражение лица). Как правило, люди хорошо считы- вают отношение другого человека по выражению лица. Демонстри- рует ли лицо учителя на уроке дружелюбие, доброжелательность по отношению к ученикам? Нет ли дискриминации: хорошим ученикам улыбаюсь, с плохими — хмурюсь? Некоторые учителя стремятся быть нарочито строгими, поэтому почти никогда не улыбаются. Но это может считываться учениками не как требовательность и строгость, а как злой характер и безразличие.
    * Исследования школьных уроков в рамках TESA показывают, что примерно 75% указаний
    учителей в классе имеют невербальный характер.

    119
    Визуальный контакт. Если учитель мало смотрит на свои записи или доску, когда общается с учениками, то это в большей степени способствует доверию, признанию, вниманию детей на уроке. Час- тые ошибки: смотреть в одну точку (в окно, потолок) или на одно- го-двух человек при объяснении новой темы, избегать визуального контакта с более слабыми учениками, использовать слишком долгий, агрессивный или наоборот слишком короткий визуальный контакт.
    Жесты. Учитель опускает ладонь вниз при входе в класс, и дети понимают, что это значит: «Садитесь». Машет указательным пальцем вправо-влево — и ребенок понимает: «Я знаю, что ты списываешь, так нельзя!» Поднимает вверх большой палец (или хлопает в ла- доши), и весь класс считывает фразу: «Молодец! Классно!» Широ- кий арсенал жестов учителя не менее важен, чем широкий арсенал педагогических методик или большой словарный запас.
    Жесты могут использоваться и как подсказки. Когда я учила не- мецкий, мы постоянно делали в разговоре одни и те же ошибки
    (например, нарушали порядок слов или искажали окончания). У учи- теля были подсказывающие жесты почти на все основные огрехи.
    Скажем, пальцы в форме V (Verb) указывали на то, что с глаголом что-то не в порядке.
    Поза. Обычно разделяют открытые и закрытые позы. Открытые
    (когда руки и ноги открыты, не скрещены) демонстрируют внима- ние человека, готовность к общению. Закрытые, наоборот, говорят о замкнутости. Порой учитель выслушивает ответы детей, скрестив руки и глядя в другую сторону — это говорит об отсутствии заинте- ресованности. Считается, что если какой-то предмет (стол или стул) создает преграду (например, педагог сидит за своим столом), то это, скорее, говорит о закрытости.
    Важно, чтобы учитель имел расслабленную (то есть открытые ровные плечи, отсутствие напряжения, нервных движений) позу, в которой нет агрессии (например, руки на поясе).
    Прикосновения — это тоже важный элемент общения. Хотя из-за культурных особенностей в каких-то школах может быть не принято, чтобы учитель прикасался к ребенку. Плечи, руки, верхняя часть спины — это те части тела, прикосновение к которым культурно допустимо. Что может делать учитель? Пожать руку (при хорошей работе ребенка), легко дотронуться до плеча (чтобы не привлекать

    120
    внимания всего класса, а обратить внимание одного ребенка), взять за руку (чтобы утешить, если ученик расстроен или плачет). Однако любые прикосновения должны быть короткими и ненавязчивыми.
    Если ребенок демонстрирует, что ему это неприятно, лучше не ис- пользовать прикосновения снова.
    Интонации. Если учитель постоянно говорит монотонно, то дети устают и теряют концентрацию внимания. Повышения и понижения голоса, паузы в речи практически обязательны, чтобы привлечь уче- ников к предмету разговора. Более высокий быстрый голос говорит об интересе, низкий медленный создает ощущение загадки. Паузы дают детям время осмыслить чуть лучше сказанное до этого, под- черкивают значимость прошлой фразы.
    Осознанность невербального поведения тоже должна быть педа- гогической задачей учителя. Иногда важно посмотреть на себя со стороны (хотя некоторые люди психологически очень сложно это переносят). Например, записать урок на камеру (это не так слож- но, как кажется: можно просто в углу кабинета закрепить телефон с видео) и оценить именно невербальное поведение.
    Листы для наблюдения
    Невербальное поведение человека слишком многосторонне, что- бы оценить его целиком. Поэтому желательно оценивать разные аспекты по отдельности.
    Визуальный контакт
    Для оценки визуального контакта также используется план класса.
    Наблюдающий фиксирует, куда смотрит учитель. Куратор каранда- шом заштриховывает все акцентированные взгляды учителя. Корот- кий взгляд (1–3 секунды) можно фиксировать узкими тонкими лини- ями, длинный визуальный контакт обозначается большим нажимом карандаша. Если учитель смотрит на одного ученика довольно долго
    (более 10 секунд), ставится цифра и ниже записывается примечание, что это была за ситуация. Например.
    1 — Объяснение новой темы, учитель смотрит на двух учеников,
    которые внимательно слушают.
    2 — Ответ на домашнее задание, учитель смотрит на отвечающего.
    3 — Самостоятельная работа.

    121
    Поза учителя
    t
    Действие
    (сидит — обозначает-
    ся стрелкой вниз, сто-
    ит — стрелка вверх,
    ходит — разнонаправ-
    ленные стрелки)
    Тип позы
    (открытая,
    закрытая)
    Примечания


    Открытая
    Введение в урок, рассказыва- ет из жизни


    Закрытая
    Слушает ответы учеников, которые говорят с места, немного напряженная поза
    10»


    Преимущественно открытая
    Как правило, учитель обращен к ученикам, но при общении с двумя учениками руки скре- щены на груди
    15»

    Открытая по отно- шению к отвечаю- щему у доски
    Стул учителя развернут к отве- чающему
    Условные обозначения:

    — учитель стоит;

    — учитель сидит;
     
    — учитель перемещается по классу.
    Прикосновения
    Вновь используется план класса. Каждое касание отмечается галочкой. При обсуждении будет понятно, насколько равномерно распределен такой тип внимания учителя.
    В более сложном варианте рядом с каждой галочкой ставится порядковый номер, который потом расшифровывается. Например,
    «1» — пожал руку за отличную работу; «2» — похлопал по плечу,
    «3» — прикоснулся к руке.
    Мимика
    Снова в ход идет план класса. На нем отмечается, как часто и кому учитель улыбался и как часто демонстрировал негативное отношение через выражение лица.
    Если учитель выражал чувства по отношению к какому-то конкрет- ному ученику, то рядом с партой отмечался тип эмоции:

    122
    :) — улыбка, доброжелательное лицо;
    :( — нахмуренное лицо, выражение недовольства.
    Если выражение эмоций адресовано не одному-двум ученикам, а всему классу, то можно рисовать смайлик возле стола учителя или в том месте, где он находился (можно еще рисовать стрелочку, в какую сторону был обращен взгляд).
    Интонация
    Для анализа интонации урок можно записать на аудио. Некоторые программы позволяют почувствовать тональность голоса. Затем нужно послушать те куски аудиозаписи, где тон повышался или понижался.
    Можно использовать примерно такие листы для наблюдения.

    п/п
    Повышение / понижение го-
    лоса (обозначается стрел-
    ками вверх или вниз)
    Монотонность (горизон-
    тальная стрелка), паузы
    (многоточие)
    Ситуация
    на уроке
    Реакция учеников*
    1

    Рассказывает си- туацию из жизни в начале урока
    Выглядят заинтересован- ными
    2

    Объясняет новую тему
    Часть учеников заинтере- сованы, часть учеников отвлекается

    Повышает голос, чтобы успокоить учеников
    Большинство успокаива- ется, несколько человек продолжают баловаться
    * Часто эмоциональную реакцию учеников очень сложно проследить
    наблюдающему, так как он видит преимущественно спины детей.
    Этот пункт можно сделать необязательным или ставить значок НН
    (не наблюдается).
    Условные обозначения:

    — повышение голоса (например, при вопросе или эмоциональ- ном рассказе);

    — понижение голоса;

    — ровная интонация;
    … — пауза.

    123
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   19


    написать администратору сайта