Главная страница

Детско-родительские отношения в неполной семье. Детскородительские отношения в неполной семье


Скачать 183 Kb.
НазваниеДетскородительские отношения в неполной семье
АнкорДетско-родительские отношения в неполной семье
Дата07.10.2020
Размер183 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДетско-родительские отношения в неполной семье.doc
ТипРеферат
#141494
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6

2.2. Методика "Рисунок семьи"



Анализ метода «рисунок семьй» был направлен на изучение семейных отношений и эмоциональной сферы в семье. В большинстве случаев дети с одним родителем не изображали отсутствующих родителей на своих рисунках или рисовали его в отдалении от себя и других членов семьи. Также среди детей из неполных семей были рисунки, когда ребенок не включал себя или вместо семьи рисовал только себя. Рисунки детей из неполных семей характеризуются разделением членов семьи друг от друга. Это указывает на чувство отчуждения. В некоторых случаях дети с одним родителем имеют тенденцию не дорисовывать членов своей семьи. Но так, же были и рисунки, на которых наоборот были все члены его семьи, не смотря на отсутствие кого-либо из родителей, и в устном рассказе ребенок акцентировал  свое внимание, и  рассказывал о нем более подробно.

Общий состав рисунка для девочек из неполной семьи во многом аналогичен составу девушек из полных семей. Этот тип рисунков выполнен в смешанных и теплых тонах, с использованием символов и непосредственной близости фигур. Как правило, такие рисунки изображают либо игровую ситуацию, либо групповой портрет членов семьи. В то же время, в отличие от рисунков девушек из полных семей, сюжетов, связанных с повседневными семейными ситуациями, нет. Также важно, что на этих рисунках нет улыбок на лицах персонажей.

Как и следовало ожидать, рисунки девочек из неполных семей различаются по количеству представленных символов - у них нет фигуры отца. Образ матери и сама фигура ребенка очень разные. Это позволяет нам сделать вывод, что эмоциональное благополучие девушки из неполной семьи не столь успешное. В этом случае, вероятно, можно говорить о наличии внутреннего эмоционального конфликта у девочки, которая воспитывается в неполной семье. Девочка из неполной семьи не рисует себя больше других фигур, а наоборот, изображает себя меньше других (или равной). Помимо этого, она не ставит себя на первое место.

Фигура матери изображена совершенно по-другому. Во-первых, образ матери выполнен в смешанных цветах, что позволяет сделать вывод, что ребенок амбивалентен по отношению к ней. Во-вторых, способ изображения матери с контуром с отслеживанием только отдельных элементов также может указывать на неоднозначность отношений ребенка с матерью. Тот факт, что мать изображается больше, чем другие фигуры, ясно указывает на ее доминирование. Социальная напряженность отношений с матерью также подтверждается порядком ее расположения (как правило, она изображается первой). Все эти характеристики позволяют сделать вывод, что мать воспринимается ребенком как доминирующий взрослый и, что отношения ребенка с ней эмоционально более отстранены. Разница лишь в стратегии, связанной с авторитарным образованием и ориентированной на развитие нравственных качеств. Видимо, именно здесь следует искать те особенности поведения матери, которые характеризуют особенность рисунка ребенка, выражающего особенности переживания девочкой из неполных семей своих отношений с матерью. Эту стратегию в полной семье реализует по отношению к дочери отец. Принятие незамужней матерью этой отцовской линии поведения и усиление контролирующей, оценивающей функции явно проявляется  в детском рисунке. Характерно, что не только отношения с матерью воспринимаются дочерью как более отстраненные, но и изменяется характер переживания собственного Я самим ребенком.10

Рисунки мальчиков, растущих в семье с одним родителем, принципиально отличаются от всего вышеперечисленного. Эти рисунки в основном контурные, черно-белые или выполнены исключительно в холодных тонах. Фигуры не связаны и находятся далеко друг от друга. Вертикальный возраст отсутствует, о чем свидетельствуют разные размеры членов семьи. Улыбка на лицах персонажей, подчеркивающая позитивное эмоциональное состояние членов семьи, также отсутствует. Фигуры имеют относительно большое количество символических элементов. Характерной чертой рисунков является то, что в их действиях не возникает повседневных ситуаций семейной жизни и основное действие связано с «обучением».

Анализируя структурную композицию рисунков у мальчиков из неполной семьи, отметим существенное отличие этих рисунков от рисунков девочек из неполных семей. Если фигура отца отсутствует на рисунках девочек (другими словами, он «исключен» из восприятия ребенком семейного положения), то фигура отца присутствует на рисунках мальчиков неполной семьи и, кроме того, является предоставлено достаточно большое количество параметров. По нашему мнению, это чрезвычайно важное различие, которое отражает особый опыт его семейной ситуации как мальчика из неполной семьи: несмотря на реальное отсутствие отца, в идеальном плане («образ его семьи») ) не "многолюдно", а активно присутствует. Это указывает на особую эмоциональную связь между сыном и его отцом («отсутствует»). Чтобы понять уникальность этого типа детского рисунка, давайте перейдем к более детальному анализу изображений членов семьи.

Фигура ребенка на рисунке характеризуется довольно небольшим количеством элементов. Он изображен контуром, а не нарисован, выполнен в смешанных цветах. Это свидетельствует не только об отсутствии четко выраженных позитивных ощущений самого себя, но и в целом о сниженном внимании ребенка к своим эмоциональным состояниям и чувствам.

Образ матери задается контуром, не рисуется и выполняется в холодных тонах. На рисунке мать явно занимает последнюю позицию. Все эти параметры указывают на отчуждение, «холодные» отношения, когда мать воспринимается сыном довольно отдаленно.

Напротив, отец в первую очередь композиционен, а его фигура больше других. Это указывает на значение позиции отца в восприятии ребенком его семейного положения. Поскольку, как мы отмечали выше, мать занимает последнюю позицию на рисунке, вывод о том, что ребенок ближе к отцу, занимает положение между отцом и матерью, является верным. Тот факт, что отец вызывает у ребенка положительные эмоциональные переживания, также подтверждается тем фактом, что его фигура выполнена в теплых тонах. Этот момент следует особо подчеркнуть, поскольку отец является единственным членом семьи, в образе которого ребенок использует теплые тона. В то же время следует отметить, что фигура отца определяется контуром, а не рисуется. Это обстоятельство также имеет большое значение, поскольку оно доказывает "размытость", неопределенность представлений ребенка об отце и отсутствие подробной информации о его отношениях с отцом. В этом контексте чрезвычайно важно сравнить этот тип изображения фигуры отца с его изображением мальчиков из полных семей, структура которого фиксирует, с одной стороны, хорошее отслеживание его фигуры, а с другой стороны, довольно сложные и противоречивые отношения к социальному статусу отца в структуре семьи.

Последний пункт пояснить, потому что он фундаментальный. Когда обсуждается общая композиция рисунка мальчика из целой семьи, обнаруживается своеобразный конфликт социального статуса, ядром которого является желание ребенка занять первую позицию на рисунке и представить себя больше, чем другие фигуры. В то же время те же тенденции, связанные с доминированием, также проявляются в образе фигуры отца. Мать, которая «решает» такой конфликт, изображена на рисунке между фигурами отца и сына. На рисунке же мальчика из неполной семьи подобного социально-статусного конфликта нет: отец занимает безусловно доминирующую позицию и стоит на первом месте, с выраженной эмоциональной привязанностью к отцу (так как он изображен в теплых тонах), находится сын и на последнем месте расположена мать, она показана в холодных тонах, что свидетельствует о ее своеобразном эмоциональном «отторжении» ребенка. Таким образом, в ситуации, когда ребенок воспитывается в неполной семье, фигура отца явно «идеализирована», мать эмоционально «отвергается», а сам конфликт связан с ребенком. Доминирующее положение в структуре социальных ролевых отношений в семье отсутствует.

Ясно, что высказанные соображения нуждаются в дополнительном подтверждении, поэтому мы переходим к анализу стратегий матери по воспитанию мальчика в неполной семье. Если сравнивать стратегии матерей с особенностями картины семейной ситуации на рисунках мальчиков «Моя семья», то, на наш взгляд, выделяются некоторые важные моменты. Ситуация воспитания мальчика в семье с одним родителем отличается по двум причинам. Один из них включает в себя стратегию, направленную на поддержание активности ребенка и самовыражения и сосредоточение на развитии своих умственных способностей. Эта стратегия типична для воспитания мальчика в неполной семье - не случайно на рисунках изображены сцены, связанные с образовательной деятельностью. Кроме того, отличительной чертой стратегии незамужней матери является ее желание использовать в качестве наказания ограничение общения со сверстниками и отказ выполнять свои обещания. Мать строит свой контроль над поведением ребенка, постоянно исправляя угрозу разрыва межличностных отношений. Можно предположить, что именно такая стратегия («игра на разрыв межличностных отношений») заставляет ребенка реагировать на «отторжение» матери, что выражено на его рисунке в изображении ее контуром, в холодных тонах и, наконец, последней.11

Другим отличием является воспитание у ребенка точности, дисциплины и усердия, которого одинокая мать пытается достичь в отношении своего ребенка. Эта стратегия типична для воспитания девочки, и в полной семейной ситуации отец подавляет ее как культурно неадекватную, ориентированную на создание «женских» личностных качеств у ребенка. В отсутствие отца мать обновляет этот вид образования, который в целом соответствует позиции матери в воспитании девочки: но, как мы теперь видим, ссылаясь на анализ рисунков мальчиков от родителей-одиночек, аналогичный протест в отношении Реализация этой линии поведения возникает у самого ребенка. Однако мальчик не может «подавить» эту линию поведения своей матери, запретить ее, как это делает его отец в полной семейной ситуации. Единственная возможность для ребенка разрешить этот конфликт - это его негативные чувства о своих чувствах с матерью, его эмоциональное «отторжение», которое зафиксировано на изображении его фигуры на фигуре «Моя семья» (холодные тона, отсутствие рисунка, контур).

Таким образом, анализ детских рисунков «Моя семья» позволил выявить действительно значимые особенности семантической позиции дошкольников и девочек по отношению к их опыту, связанному с различными типами семейных ситуаций.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта