Эгз архитектура дизайн. Деятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля)
Скачать 0.7 Mb.
|
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТАПространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счет контраста светлого и темного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и площади его распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений. Когда шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, вто время как желтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и от дельный цвет. Здесь еще раз приходится сталкиваться с относительностью цветового воздействия, о котором уже говорилось в разделах, посвященных физической реальности цвета и цветовому воздействию, симультанному контрасту и цветовой выразительности. Еще в 1915 году мною проводилось много исследований, связанных с выявлением возможностей цвета выявлять глубину пространства, в результате которых я пришел к заключению, что шесть основных цветов на черном фоне в соответствии со ступенями проявления их глубины соотносятся с пропорциями золотого сечения. Принцип золотого сечения основан на том, что самый маленький отрезок относится к самому большому, как самый большой к их общей сумме. Если расстояние АВ разделено по принципу золотого сечения в точке С, то это означает, что АС относится к СВ как СВ кАВ. В области цвета это означает следующее: если мы поместим оранжевый цвет между желтым и красным, каждый из которых имеет свою степень глубины, то разница глубины между желто-оранжевым и оранжево-красным будет соответствовать отношениям «меньшего» к «большему». То же отношение «меньшего» к «большему» существует между желто-красно-оранжевым и красно-оранжево-синим. В тех же пропорциях золотого сечения находятся желто-красный и красно-фиолетовый цвет, как и желто-зеленый и зелено-синий. Желтый, красно-оранжевый и синий на черном фоне имеют следующую картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в меньшей степени, а синий кажется почти столь же глубоким, как черный. На белом фоне возникает обратное впечатление: синий сильно выступает вперед, красно-оранжевый остается почти на месте, а желтый только слегка выдвигается вперед. Отношения глубин между желтым и красно-оранжевым, красно-оранжевым и синим соответствуют отношениям «большего» к «меньшему». Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед. Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину. Если встречается контраст светлого и темного, то ощущение глубины или усиливается благодаря цвету, или нейтрализуется, или же будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так: красно-оранжевый выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь. Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще сильнее. Если слегка осветлить сине-зеленый, то он произведет то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлен еще сильнее, то выступит вперед, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад. Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и темного или холодного и теплого, впечатление глубины снова изменяется. Контраст размеров цветовых пятен играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое желтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и желтый цвет в этом случае выступает вперед. Если мы будем увеличивать площадь, занятую желтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда желтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Желтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперед. Если бы мы захотели рассмотреть все возможные варианты сточки зрения изменения впечатлений относительно глубины цвета, то это не дало бы нам никакой уверенности в правильном создании пространственного равновесия каждой цветовой композиции. Здесь можно рассчитывать на личный тонкий вкус художника и поставленные им цели. Для того чтобы пронаблюдать пространственные возможности диагоналей, нужно желтый, красно-оранжевый и синий расположить на черном и белом фоне в двух диагональных направлениях, в одном случае — слева направо и в другом — справа налево. Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить, сравнивая, например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и горизонтальных их положениях, пересечениях и наложениях, используя для этого белый и черный фон. Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспечить живописную глубину, то для этого нужно упражнять свое видение в восприятии возможностей цвета в построении пространства. «Не устраивайте окон, не делайте дыр в картине», — говорил Коро, призывая живописцев быть внимательными к общей целостности живописного пространства. Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Как правило, пространство картины строится за счет двух, трех и большего количества планов. Например, Клод Лоррен пространство своих пейзажей строит на использовании пяти планов. Но наиболее распространенный вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах. 6. Психологическое воздействиеПри психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета. Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем. При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым. Часто белый цвет определяется как "некраска". Он есть, как бы символ мира, где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый цвет на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей. Черный цвет, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый цвет не может дать ни движения, ни звука. Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера, чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый цвет - это безутешная неподвижность. Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность. Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное. Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора. На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный. Зависимость выбора предпочтительного цвета от темперамента иллюстрируется на рисунке. Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота. Это явление невозможно точно описать для каждого конкретного цвета, но не найдется ни одного человека, который стал бы искать впечатления от ярко-желтого на басовых клавишах рояля. 7. Основные элементы и носители фирменного стиляОсновными элементами фирменного стиля являются: Товарный знак (изображение); Фирменная шрифтовая надпись (логотип); Фирменный блок; Фирменный лозунг (слоган); Фирменный цвет (цвета); Фирменный комплект шрифтов; Другие фирменные константы. Товарный знак (знак обслуживания, торговая марка, фирменный знак) является центральным элементом фирменного стиля.Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются его владельцем для идентификации своих товаров. Выделяют пять основных типов товарных знаков: Словесный - товарный знак, который характеризуется лучшей запоминаемостью. Может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Изобразительный представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Объемный – знак в трехмерном измерении. Звуковой – товарный знак более характерный для радиостанций и телекомпаний (музыкальная фраза, композиция, несколько нот для голоса или музыкальных инструментов и т.п.). Комбинированный товарный знак представляет собой сочетание приведенных выше типов. Фирменная шрифтовая надпись (логотип) – оригинальное начертание или сокращенное наименование учреждения, фирмы. Как правило, логотип состоит из четырех-семи букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в форме логотипа. Фирменный блок представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего – это изобразительный товарный знак (эмблема) и логотип. Он может также содержать полное официальное название фирмы или учреждения. Иногда фирменный блок включает в себя фирменный лозунг. Фирменный лозунг (слоган) представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки. Фирменный цвет (цвета) также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, запоминающимися, позволяющими оказать сильное эмоциональное воздействие. Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женственный», «легкий» или «тяжелый», «элегантный» или «грубый» и так далее. Задача разработчиков фирменного стиля – найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Другие фирменные константы – это некоторые элементы деятельности фирмы или учреждения, в том числе в сфере коммуникаций, характеризующиеся постоянством, обязательным и долговечным характером использования, играют несколько важную роль в формировании образа и поэтому могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. К указанным константам могут относиться: различные эмблемы, не получившие в силу каких либо причин правовую защиту и не являющиеся товарным знаком; фирменные особенности дизайна; оригинальные сигнатуры и пиктограммы – абстрактные графические символы; определенные внутрифирменные стандарты. Используя составляющие элементы фирменного стиля, можно задавать фирменный стиль практически во всем. Основными носителями фирменного стиля являются: Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.п. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д. Сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и др. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т.д.), фирменные папки – регистраторы, фирменные блоки бумаг для записей т.п. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д. Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах. Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д. Существует множество вариантов носителей фирменного стиля. Перечислим лишь те, которые будут актуальны для данного дизайн-проекта и помогут сформировать целостный образ фирмы/магазина: Каталоги, буклеты, т. е. печатную рекламу фирмы, которая будет демонстрировать продукцию магазина. Это поможет потребителю ориентироваться в ассортименте, что значительно облегчит выбор продукции. Фирменные бланки, папки, конверты– элементы делопроизводства (для приказов, внутренней переписки сотрудников, коммерческого письма и т.д.) Визитные карточки, бейджи. Позволят облегчить общение сотрудников и покупателей, сделать их сотрудничество плодотворным. Фирменная одежда сотрудников. Фирменная одежда используется для обозначения принадлежности работников к определенной фирме, учреждению. Корпоративная одежда должна гармонично сочетаться со стратегией и миссией компании, в этом случае она становиться дополнительным средством развития и достижения поставленных целей, Фирменная одежда поможет «сблизить» клиентов с организацией, укрепить установившиеся отношения. По данным маркетинговых исследований, чаще всего первое, на что обращает внимание клиент, это внешний вид сотрудников. Ценники, ярлыки. Товарный ценник является обязательным атрибутом торговой деятельности, его главная функция – донесение до потребителя правдивой информации о свойствах товара, его производителе, а также цене на товар. Указатели. Помогут быстро ориентироваться в магазине, облегчат выбор продукции и еще раз напомнят о фирменном стиле магазина. Пакеты, авторучки, диски, подарочные сертификаты – сувенирная продукция фирмы, полезный и приятный носитель корпоративного стиля формирует доверие и говорит об уважительном отношении фирмы к своим покупателям. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КОМПОЗИЦИИ * Контраст * Нюанс * Тождества * Симметрия * Ассиметрия * Ритм * Модуль * Пропорциональность * Масштабность Контраст Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют: Одномерный контраст. Идет различие по одной категории. Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. Нюанс Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть. Тождество Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству. Симметрия Это тождественное расположение элементов относительно точки, оси или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии. Виды симметрии: зеркальная, осевая, зеркально-осевая, винтовая. Зеркальная. Это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е. одна фигура зеркально повторяет другую. Осевая симметрия. Это симметрия относительно оси, линии пересечения двух или большего числа плоскостей симметрии. (В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение!) Зеркально-осевая или смешанная. Существует два вида такой симметрии: 1) когда в одном произведении идет совмещение и зеркальной и осевой симметрии. 2) когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов. Винтовая симметрия. Элемент совершает одновременно вращательное и поступательное движение вокруг оси. (Только для объемных тел) Асимметрия Это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей, плоскостей симметрии не наблюдается. Это отсутствие, или нарушение симметрии (дисимметрия). Ритм Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая. Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными. 1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. (См рис.1) рис.1 2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на: - Чередование на одинаковых интервалах. (См. рис.2) рис.2 - Чередование равных элементов с неравными интервалами (См. рис.3) рис.3 - Ряд с чередованием неравных элементов (См. рис 4) рис.4 Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии. рис.5 рис.6 (на рис.5,6 показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу). Важно! В ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество элементов не составляют ряд. Из всех признаков формы наиболее значимыми для ритмизации являются (в порядке убывания): 1) Размер 2) Интервал 3) Цвет (светлота) Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных к светлым, от малых интервалов к большим. Модульность Модуль является универсальным средством дизайна, хотя до сих пор толкового объяснения ему не существует. Модуль — это величина принимаемая за основу расчета какого-либо предмета. Главная особенность модуля: кратность к целому произведению ( т.е. это один и тот же элемент, размножив который и комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы, пример: паркет, плитка на тротуаре). Модуль бывает: плоскостной, рельефный (керамика, гипс) и объемный. Рассмотрим главные требования к модулю: 1) Простота. Модуль должен быть простым, т.к. он является частью целого произведения. 2) Целостность. 3) Выразительность. 4) Модуль должен позволять комбинировать различные варианты произведения.
Оздоровление городской среды Чтобы приблизить городскую среду к природной и создать в ней комфортные условия проживания, а также чтобы превратить уже построенные большие и малые города в уютные и привлекательные, необходимо сделать следующее: • сокращать до минимума расстояния между жилыми, промышленными и деловыми кварталами, что снизит затраты энергии, уменьшит нагрузку на транспорт, а также городские площади, необходимые для движения и парковки автомобилей; • снижать неоправданную зависимость от личных автомобилей, создавая эффективную сеть автобусных и троллейбусных маршрутов и выделяя велосипедные дорожки для проезда без препятствий; • внедрять экологическое планирование; • повсеместно строить здания различного назначения, сберегающие тепло и энергию; • сохранять вокруг города свободные земли с зелеными насаждениями; • не застраивать окрестные сельскохозяйственные поля и не уничтожать лесные массивы; • высаживать деревья на неиспользованных землях, вдоль улиц и дорог, что позволит очистить и освежить воздух, уменьшить уровень техногенного шума и создать условия для обитания диких животных; • выращивать культурные растения на заброшенных землях, в огородах, в небольших фруктовых садах, оранжереях и парниках; разводить рыбу в обогреваемых солнцем прудах и водоемах; • высаживать на свободных местах кустарники и дикие цветы вместо газонов, требующих ухода, удобрений и пестицидов; • производить энергию в основном из местных природных ресурсов, максимально используя солнечные тепло и свет, малые гидроэлектростанции, ветряные установки, геотермальные источники и различны виды биомассы; • законодательно утверждать стандарты и нормативы эксплуатации зданий, предусматривающие сбережение тепла, экономию энергии и воды; • выполнять на всех уровнях установленные законодательные нормативы, ограничивающие шумовые, тепловые, электромагнитные и радиоактивные загрязнения; • крупные промышленные предприятия, потребляющие много сырья, энергии и воды и загрязняющие окружающую среду, строить вне города; • восстанавливать береговые зоны рек, ручьев, бухт; эстуарии и болота; • строить биологические очистные станции на окраине города в местах с зелеными насаждениями; • использовать компостированные пищевые отходы, частично очищенные сточные воды и отсортированные осадки из очистных станций в качестве удобрений для парков, обочин дорог и цветников; • поощрять экономию воды, устанавливая счетчики воды во всех домах и квартирах; • добиваться устойчивого равновесия между потребностями города и деревни путем увеличения инвестиций в сельское хозяйство и улучшения социального обеспечения жителей села; • не занижать искусственно цены на продовольствие, с целью предотвращения падения объемов производства продуктов питания, снятия зависимости от импорта продовольствия, ослаблять миграцию сельского населения в города; • легализовать лачуги и предоставить их жителям поддержку в виде низкопроцентных ссуд для приобретения жилья либо строительства домов; • стимулировать на государственном уровне строительство средних и малых городов, чтобы исключить перенаселенность и скученность крупных мегаполисов; • контролировать численность населения города. Все названные мероприятия, планы и действия под силу любому городу. Совершив их по воле городских властей при поддержке на государственном уровне и при активном участии всех горожан, можно превратить непривлекательный город в город-сад с удобными и комфортными условиями проживания и работы, в которых человек, приближаясь к живой природе, не будет ощущать городской среды. |