Эгз архитектура дизайн. Деятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля)
Скачать 0.7 Mb.
|
9. Первые теории дизайна. (Готфрид Земпер, Джон Рескин, Уильям Моррис.)Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне, одним из инициаторов и устроителей которой был и Г. Коул, до конца обострила культурные проблемы взаимодействия человека с предметной средой, искусства (художественной деятельности) — с техникой (инженерным проектированием). Наиболее прогрессивные европейские архитекторы, художники и искусствоведы были поражены «бесстильем и эклектикой» изделий машинного производства и произведений прикладного искусства, представленных на выставке. Художник и общественный деятель Уильям Моррис под влиянием идей Дж. Рескина предпринял в Англии утопические попытки через движение за обновление искусств и ремесел вернуться к высокому художественному уровню ремесленного труда. Джон Рескин (1819—1900), английский философ, писатель, теоретик искусства выступал с лекциями-проповедями, пользовавшимися большим успехом. Большинство его идей и утверждений сегодня кажутся тривиальными (лишенными оригинальности), но надо помнить, что они высказывались полтора столетия назад. Это он впервые заговорил в Оксфорде о первостепенности утилитарного, что «здоровое направление искусства, прежде всего, зависит от его приложения в промышленности», что искусство любой страны «есть выражение ее общественной и политической добродетели». Он проклинал машинное производство, т.к. оно, по его мнению, разрушает красоту и радость, присущие вещам, созданным руками человека. Уильям Моррис (1834—1896) сыграл завидную роль в развитии культуры своей эпохи. Он был не только талантливым художником, но и теоретиком искусства, публицистом, издателем, политическим деятелем и организатором. У. Моррис не принимал современную ему техническую цивилизацию и пытался осуществить на практике идеи Дж. Рескина по возрождению средневекового искусства, ремесленного изготовления вещей. С друзьями он основал фирму «Моррис и К0», где на основе ручного труда создавались мебель, посуда, занавеси, ковры, обои, витражи и пр. В 1865 году было основано движение «Искусства и ремесла» с мастерскими, издавался журнал «The Studio» (1893), появилось понятие «Нового английского стиля», или стиля «Студия» [7.2]. Позиция Морриса: от массовой продукции с безвкусной имитацией ручного декора назад к выразительной работе ремесленников для широких народных масс. Это были наивные и безрезультатные попытки остановить технический прогресс, уничтожить машинное производство с гораздо более дешевой продукцией. Но его усилия помогли увидеть и осознать проблему необходимости иного, чем ремесленный, подхода к воссозданию предметного окружения, к проблемам материально-художественной культуры в период промышленной революции. Идеи и деятельность У. Морриса, его лозунг «Красота и удобство» были подхвачены художниками модерна, нашли продолжение в деятельности английских рационалистов рубежа XIX и XX веков, во многом повлияли на формирование течений функционализма и конструктивизма, в т.ч. в Германии и России. Готфрид Земпер (1803—1879), немецкий архитектор и теоретик искусства, иначе относился к машинному производству, чем Дж. Рескин и У. Моррис. Он был достаточно известным архитектором, построил, в частности, Оперный театр и здание Картинной галереи в Дрездене, реконструировал район в Вене. После участия в революционных событиях 1850 года эмигрировал из Германии в Англию, где занимался подготовкой экспозиции Первой Всемирной выставки 1851 года. Сразу после закрытия выставки вышла его небольшая книга «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по улучшению вкуса народа в связи со Всемирной промышленной выставкой в Лондоне». Он попытался дать анализ современной ему культуры с точки зрения связи художественного творчества и массового промышленного производства, разбирая представленные на выставке произведения прикладного искусства и изделия промышленности. Отмечал, что неудовлетворительное положение в художественной промышленности основано на «отсутствии таких уже требуемых наукой материалов, которые придали бы новым творениям качество строгой необходимости». Углубляясь в анализ вопросов эстетического и художественного порядка в изделиях машинного производства с позиций теории стиля, написал труд «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика». В этом 2-томном капитальном труде (1860—863), оставшемся незаконченным, Земпер попытался создать всеобъемлющую теорию художественной формы и обозначить пути выхода из кризиса. Он впервые достаточно полно рассмотрел причины, определяющие характер формы объектов в природе и в искусстве, в повседневных вещах. По его суждениям, форма вещи определяется: целью, которой вещь служит (утилитарной функцией); используемым материалом; технологией производства вещи; религиозными установлениями и социально-политическими порядками (идеологией); личностью творца — художника (архитектора). Земпер не был противником машинного производства, а искал новую «эстетику » в изделиях этого производства. Его учение во многом предопределило идеи теории функционализма. Функционализм — направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Возник в Германии (школа «Баухауз») и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд). Используя достижения строительной техники, функционализм дал обоснованные приёмы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Любопытно, что функционализм позволял строить дома в зависимости от их предназначения. Например в Англии, использовалось строительство высотных зданий на участках с большой плотностью населения. В то время как на окраинах более востребованным оставалось малоэтажное строительство. При этом учитывались особенности старой застройки и национальная специфика.[1] Ле Корбюзье вывел пять конституирующих признаков функционализма, от которых, однако, некоторые ответвления могли отступать: Использование чистых геометрических форм, обычно прямоугольных. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала, как правило, монолитного и сборного железобетона, стекла, реже — кирпича. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации и выступающих деталей, лишённых функционального назначения. Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли. От этой идеи Ле Корбюзье нередко отказывались «северные» функционалисты, строившие здания, способные противостоять сложным погодным условиям (см., например, Центральная больница Северной Карелии). Для промышленных и частично жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос (так называемое «ленточное остекление»). Широкое использование образа «дома на ножках», заключающегося в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием для общественных функций. Идеология и критика функционализмаСжатая философия стиля — «форма определяется функцией» (Луис Салливан). В области жилой архитектуры заключена в знаменитом постулате Ле Корбюзье: «Дом — машина для жилья». Критики концепции функционализма обычно говорят о «безликости», «серийности», «бездуховности», серости и искусственности бетона, угловатости параллелепипедов, грубости и минимализме внешней отделки, стерильности и бесчеловечной холодности кафельной плитки. Контраст между циклопизмом внешних размеров и микроскопическими внутренними помещениями и окнами часто делает дома этого стиля похожими на ульи. Функционализм и другие стилиВ отличие от конструктивизма функционализм чаще всего лишён монолитности образа. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки. В отличие от сталинского ампира функционализм лишен помпезности, претенциозности и до предела технологичен. Дома напоминают не дворцы, а серийные ульи с квартирами-сотами. В отличие от неоготики — дешёвые искусственные материалы и видимое отсутствие крыши. В отличие от хай-тека — закрытость маленьких окон, тяжеловесность и непрочность. 10. Современые тенденции в формировании общественных зданий и сооружений В условиях современной глобализации и тенденции к постоянному росту городов актуален поиск современных подходов к архитектурному проектированию. Новые типы полифункциональных общественных сооружений (ПОС) становятся важным градостроительным звеном, поэтому их разработка и внедрение является важной стратегической задачей. Как показывает зарубежный и отечественный опыт, развитие инфраструктуры сферы услуг крупнейших городов наиболее эффективно происходит в рамках полифункциональных комплексов. Формирование таких общественных объектов позволяет создать условия для наиболее полноценного и комплексного удовлетворения потребностей населения и гостей города, повысить уровень ценовой и территориальной доступности товаров и услуг. Сегодня архитектурная среда крупных полифункциональных общественных объектов имеет разнообразное функциональное насыщение и несет особое организующее начало, которое интенсивно влияет на механизмы поведения людей. Насыщение транспортными и общественными функциями близлежащих зон транспортно-пересадочных узлов приводит к образованию новых полифункциональных пространственно развитых общественных сооружений. Основные узлы находятся, главным образом, вблизи общегородского центра (и в самом центре), а также в срединной или периферийной зонах города, в местах размещения вокзалов различных видов внешнего транспорта. Создание на базе транспортно-пересадочных узлов полифункциональных центров стало ведущим направлением в практике современного градостроительства. Пространственное объединение различных видов и форм обслуживания на территории, непосредственно примыкающей к узлам пересадки, или их включение в транспортные объекты способствует комплексному освоению городской территории, высокому уровню ее благоустройства и инженерного оснащения. Тесная взаимосвязь этих полифункциональных сооружений с прилегающей территорией и застройкой повышает ценность окружающего их городского пространства, что требует обоснованного подхода к функциональному насыщению этой территории, ее рациональной планировочной организации и интенсификации использования. Основные схемы расположения блоков полифункциональных сооружений Обособленные блоки полифункционального общественно-транспортного центра могут быть объединены с помощью подземных и наземных коммуникаций, обеспечивающих беспрепятственный проход пешеходов, проезд транспортных средств, включая скоростной. К коммуникационным сооружениям и устройствам центра относятся: подземные переходы, галереи с устройством пандусов и движущихся тротуаров, наклонных подъемников и т.д.; наземные крытые переходы с регулируемым климатом, «воздушные мосты», соединяющие здания, сооружения на разных уровнях. Сооружения, обеспечивающие коммуникативные связи по вертикали: лифты, в том числе выжимные, эскалаторы, подъемники всевозможных модификаций и т. д. Лифты, эскалаторы, подъемники могут иметь наземные вестибюли, иногда остекленные. Целесообразно использование таких сооружений в местах резких перепадов рельефа. При объединении двух или нескольких учреждений каждое из них имеет полный набор помещений, самостоятельный график работы для посетителей и служебного персонала. При объединении нескольких учреждений, предприятий в блок необходимо найти правильное технологическое решение каждой составляющей. Примерами объединения блоков, функциональная взаимосвязь которых не является необходимой, в одно сооружение могут служить центры в г. Брюсселе (Бельгия), где в здание автовокзала включены почтамт, торговый пассаж, и в г. Дублине (Ирландия), где в одном здании объединены автовокзал и административный корпус страховых обществ, гостиница. Подобное объединение позволило сократить размеры участков строительства вдвое, добиться большей архитектурной выразительности зданий. Кооперированное размещение является наиболее эффективным приемом взаимного размещения предприятий, при котором возможно совместное использование целого ряда помещений. Кооперирование должно предусматривать не механическое объединение различных учреждений в одном здании, а единство технологических и объемно-пространственных систем с объединенной архитектурной средой. Создаются не только общие коммуникации, но и объединенные административно-хозяйственные помещения и помещения технического обслуживания. В полифункциональных кооперированных комплексах создается центральное пространство, которое может занимать до 30 % объема и до 10 % рабочих площадей, включающее холлы, вестибюли, фойе, зоны отдыха и общения, деловых встреч и др., что обеспечивает общую экономию площадей по сравнению с разрозненным размещением таких помещений. Многофункциональные архитектурные сооружения нецелесообразно разделять по принципу набора функций: торговых, развлекательных и т.д. Хотя в любом многофункциональном комплексе есть, так называемый, генератор многофункционального образования, но все же основой общей типологической принадлежности может служить наличие единого коммуникативного пространства и его характер. Сейчас можно видеть два основных направления развития подобных комплексов, обусловленных, прежде всего, их градостроительным положением: локальные многофункциональные образования и общегородские. В свою очередь, исходя из условий функционирования, локальные комплексы могут иметь как городское, так и районное значения. Локальные многофункциональные комплексы городского значения располагаются, как правило, на периферии городской застройки, в местах крупных транспортных развязок основных подъездов к городу. Это дает возможность легкого и экономичного размещения необходимого числа парковочных мест и обеспечивает доступность к ним владельцев личного транспорта. Многофункциональная структура локальных комплексов районного значения обеспечивает потребности отдельных удаленных от центра городских районов. Расположение таких комплексов, прежде всего, предполагает пешеходную досягаемость для жителей прилегающих районов, но также и общегородское использование. Условия расположения на периферии, где сооружения могут занимать большое количество относительно дешевой земли, формируют свойственные локальным комплексам особенности внутренней организации и объемно-планировочной структуры. Как правило, структура таких зданий развивается по горизонтали, а высота не превышает 3-4 этажей. Из-за значительной протяженности сооружения требуется гибкая организация доступа к различным функциональным блокам, не только из общего коммуникативного пространства, но через отдельные входы. Объемно-планировочное решение обычно продиктовано, прежде всего, максимальной функциональностью. Заключение Полифункциональная организация пространства позволяет не просто максимально эффективно реализовать утилитарные потребности. Комплексность доступа к различным услугам и процессам в многофункциональном пространстве дополняется созданием некой физически выявленной социальной среды, удовлетворяющей потребность человека в общении. Единая организация коммуникативной структуры создает психологически комфортные условия для потребителя. А комплексное потребление различных функций позволяет человеку более эффективно распоряжаться пространством и временем. Создание полифункциональных многоуровневых общественных сооружений является объективной необходимостью, вызванной, с одной стороны, социальными требованиями (экономия времени и удобства населения) и, другой стороны – градостроительными условиями (связь с транспортом, рациональное использование городских территорий). 11. Общие принципы проектирования несущих конструкций.
Общие принципы проектирования несущих конструкций. Несущие конструкции - конструктивные элементы здания или сооружения, воспринимающие основные нагрузки (вышележащие конструкции, напор ветра, вес снега, находящихся в здании людей, оборудования, давление грунта на подземные части здания и т.п.). По характеру этих нагрузок различают несущие конструкции: · работающие на сжатие (колонны, отдельные опоры, фундаменты, стены, несущие стеновые панели и др.) · работающие преимущественно на изгиб (панели и балки перекрытий, стропильные и мостовые фермы, ригели рам и др.) · работающие в основном на растяжение (мембраны, ванты, подвески, оттяжки и т. д.) В зависимости от геометрической формы несущие конструкции подразделяют на линейные (балки, колонны, стержневые системы), плоскостные (плиты, панели, настилы), пространственные (оболочки, своды, объемные элементы). Несущие конструкции здания (сооружения) в совокупности образуют его несущий остов, который должен обеспечивать пространственную неизменяемость, прочность, жесткость и устойчивость здания (сооружения). Несущие конструкции должны отвечать следующим требованиям: · несущая способность · долговечность · все виды изоляции ( шумо-, тепло-, гидроизоляции, радиационная изоляция и др.) · герметичность · экологические · технологические · экономические Благодаря современной индустрии на сегодняшний день существует широкий выбор конструкций из различных материалов: · Деревянные материалы (брусы, брёвна, стропила, стойки, раскосы; деревянные клееные конструкции (ДКК) — балки, рамы, арки, фермы, пространственные структуры) Выставочный дворец на городской ярмарке в Авиньоне (Франция) покрыт ребристым куполом из ДКК пролетом 102 м. Ребристый конический купол диаметром 47,7 м построен для цирка в Мюнхене (Германия). · Материалы из природного камня (блоки для фундаментов, стен – из известняковых блоков, туфа, песчаника) Древний Рим, Греция, Византия, Армения, Грузия и, конечно, Древняя Русь. · Керамические материалы (кирпичи, камни и блоки) Очень распространен в современном малоэтажном строительстве. · Металлические материалы (каркасы промышленных и гражданских зданий, большепролетные покрытия, каркасы зданий повышенной этажности (более 30 этажей), мосты и путепроводы, радио- и телевизионные башни, висячие покрытия — криволинейные ограждающие поверхности над сооружениями, перекрестные тросовые системы — поверхности двоякой отрицательной кривизны, мембранные покрытия) · Минеральные вяжужие и материалы на их основе ( железобетон ). Сборный и монолитный. Конструкции гражданских и промышленных зданий Общие принципы проектирования несущих конструкций. Несущие конструкции - конструктивные элементы здания или сооружения, воспринимающие основные нагрузки (вышележащие конструкции, напор ветра, вес снега, находящихся в здании людей, оборудования, давление грунта на подземные части здания и т.п.). По характеру этих нагрузок различают несущие конструкции: · работающие на сжатие (колонны, отдельные опоры, фундаменты, стены, несущие стеновые панели и др.) · работающие преимущественно на изгиб (панели и балки перекрытий, стропильные и мостовые фермы, ригели рам и др.) · работающие в основном на растяжение (мембраны, ванты, подвески, оттяжки и т. д.) В зависимости от геометрической формы несущие конструкции подразделяют на линейные (балки, колонны, стержневые системы), плоскостные (плиты, панели, настилы), пространственные (оболочки, своды, объемные элементы). Несущие конструкции здания (сооружения) в совокупности образуют его несущий остов, который должен обеспечивать пространственную неизменяемость, прочность, жесткость и устойчивость здания (сооружения). Несущие конструкции должны отвечать следующим требованиям: · несущая способность · долговечность · все виды изоляции ( шумо-, тепло-, гидроизоляции, радиационная изоляция и др.) · герметичность · экологические · технологические · экономические Благодаря современной индустрии на сегодняшний день существует широкий выбор конструкций из различных материалов: · Деревянные материалы (брусы, брёвна, стропила, стойки, раскосы; деревянные клееные конструкции (ДКК) — балки, рамы, арки, фермы, пространственные структуры) Выставочный дворец на городской ярмарке в Авиньоне (Франция) покрыт ребристым куполом из ДКК пролетом 102 м. Ребристый конический купол диаметром 47,7 м построен для цирка в Мюнхене (Германия). · Материалы из природного камня (блоки для фундаментов, стен – из известняковых блоков, туфа, песчаника) Древний Рим, Греция, Византия, Армения, Грузия и, конечно, Древняя Русь. · Керамические материалы (кирпичи, камни и блоки) Очень распространен в современном малоэтажном строительстве. · Металлические материалы (каркасы промышленных и гражданских зданий, большепролетные покрытия, каркасы зданий повышенной этажности (более 30 этажей), мосты и путепроводы, радио- и телевизионные башни, висячие покрытия — криволинейные ограждающие поверхности над сооружениями, перекрестные тросовые системы — поверхности двоякой отрицательной кривизны, мембранные покрытия) · Минеральные вяжужие и материалы на их основе ( железобетон ). Сборный и монолитный. 12. Графический дизайн — процесс визуального общения и решения проблем с использованием типографики, фотографии и иллюстрации. Поле считается подмножеством визуальной коммуникации и коммуникационного дизайна, но иногда термин «графический дизайн» используется как синоним. Графические дизайнеры создают и комбинируют символы, изображения и текст для формирования визуальных представлений идей и сообщений. Они используют типографию, изобразительное искусство и методы верстки для создания визуальных композиций. Обычное использование графического дизайна включает в себя корпоративный дизайн (логотипы и брендинг), редакционный дизайн (журналы, газеты и книги), навигационный или экологический дизайн, рекламу, веб-дизайн, коммуникационный дизайн, упаковку продукции и вывески. |