Главная страница

Эгз архитектура дизайн. Деятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля)


Скачать 0.7 Mb.
НазваниеДеятельности (например, в таких словосочетаниях, как дизайн автомобиля)
АнкорЭгз архитектура дизайн
Дата27.01.2020
Размер0.7 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаpopov.docx
ТипДокументы
#106018
страница1 из 11
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1.

Диза́йн — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайнавтомобиля»).

Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Дизайн архитектурной среды — искусство проектирования предметно-пространственной среды, имеющее целью оптимизацию функциональных процессов жизнедеятельности человека и повышение ее эстетического уровня

Архитектурный дизайн (от латинского architectura от древне-греческого αρχι — старший) — вид дизайна, а также искусство проектирования зданий и их строительства.
2.

Искусственное освещение с каждым годом приобретает все большее значение в различных областях жизни современного города, в его архитектуре и благоустройстве.

Уличное движение, различные виды отдыха, учреждения культуры, торговля, информация, пропаганда и агитация – все это в той или иной степени обеспечивается искусственным светом, который принимает самые разнообразные формы. Светящиеся точки и пятна, линии сложного рисунка, плоскости крупного размера, динамика, многообразие цвета – таков далеко не полный перечень современных форм искусственного света, применяемого в городе.

Технические средства освещения в последние годы значительно усложнились. Появились и внедрены новые типы ламп накаливания, различные типы газоразрядных источников света с использованием и без использования люминесценции, световые приборы сложной конструкции. Многообразней стала техника управления городским освещением, использование средств автоматики и электромеханики изменили хозяйство городского освещения.

За последние два-три десятилетия искусственное освещение стало неотъемлемым элементом градостроительства при создании новых и реконструкции старых городов. Естественно, что в связи с этим появилась необходимость в теоретическом осмыслении вопросов, связанных с его проектированием в архитектурно-художественном, светотехническом и электротехническом, экономическом аспектах (под архитектурно-художественным аспектом подразумеваются не только вопросы эстетические, но и удобство, комфорт городской жизни).

По архитектурно-художественным вопросам городского освещения нет установленных или утвержденных положении, и статьи на эту тему появляются редко. В связи с этим решения таких вопросов на практике часто имеют случайный характер, не преследуют ясно поставленной цели, осветительные установки нередко выполнены на низком художественном уровне, иногда с некритическим подражанием приемам устройства световой рекламы в городах капиталистических стран.1. Значение искусственного освещения в архитектуре города

Многообразная жизнь современных городов продолжается не только при солнечном свете, но также в вечернее и ночное время, а некоторые важнейшие процессы городской жизни достигают особого напряжения именно вечером при искусственном освещении. Для наших широт с коротким зимним днем это тем более характерно.

Самое интенсивное движение транспорта и пешеходов в часы пик большую часть года приходится на утро и вечер. Магазины наиболее оживленно работают в вечернее время; разнообразные пункты массового питания и бытового обслуживания – столовые, кафетерии, ремонтные мастерские и т.п. – наиболее загружены в первые часы после окончания работы на предприятиях и в учреждениях.

Вечер – время отдыха, прогулок и развлечений. Посещение театров, кино, концертных залов, ресторанов, спортивные занятия, гуляния – все это повседневно происходит, главным образом, тогда, когда отсутствует солнечный свет и требуется искусственное освещение. Однако оно служит в современном городе не только для этого, но и для создания определенных удобств и комфорта городской жизни.

Мощные средства современной светотехники и их квалифицированное архитектурно-художественное применение позволяют создать рекламу, информацию и агитацию такой большой силы воздействия, какую невозможно создать при дневном свете никакими другими художественными средствами – ни живописью и скульптурой, ни музыкой.

С давних времен у многих народов гуляния, карнавалы и другие празднества сопровождались различными видами иллюминации: кострами, плошками, факелами, фонарями, а позднее фейерверком. И в наше время массовые празднества – фестивали молодежи, спортивные праздники, демонстрации и карнавалы сопровождаются разнообразными световыми эффектами, для создания которых применяются мощные пиро- и электротехнические средства, которые производят сильнейшее впечатление на фоне темного ночного неба. Исторический опыт световых праздников, отдельные их элементы используются во всех видах освещения современного города, особенно в рекламе.

Современная световая реклама своей яркостью, цветом и динамикой вносит совершенно новый элемент в архитектуру вечернего города, а в капиталистических городах в значительной мере и дневного. Это, а также масштаб современной световой рекламы по отношению к отдельному зданию заставляют считать ее необходимым и важным элементом в архитектуре города, который нельзя решать самостоятельно, т.е. без прямой органической связи с архитектурой.

Однако решения световой рекламы в капиталистических городах и в значительной мере в социалистических часто не связаны с архитектурой отдельных зданий, районов и города в целом. В отечественной практике это явление имеет место главным образом при устройстве световой рекламы на ранее построенных зданиях. Следует отметить, что в наших крупных городах, особенно в Москве и Ленинграде, световая реклама контролируется городскими архитектурно-планировочными организациями, и с каждым годом влияние архитектурного контроля возрастает.

Большое значение в создании архитектурного образа современного вечернего города имеют здания нового типа (с большой поверхностью витражей), особенно те, которые функционируют в вечернее время.

Огромные светящиеся полосы окон в современных многоэтажных зданиях занимают нередко большую часть фасадов. Сплошная полоса ярко освещенных витрин магазинов на торговой улице, ярко освещенные входы в кинотеатры, рестораны и кафе – все это новые элементы архитектурного образа современного ночного города.

В результате совместного действия всех элементов искусственного освещения (проезжей части улиц, рекламы, витрин, сооружений, фасадов зданий) архитектура города в вечернее время в целом приобретает совершенно особую, специфическую образность, характерной чертой которой является фрагментарность.

При искусственном освещении выделяются, прежде всего, группы зданий или отдельные здания, или даже некоторые их части, освещение которых необходимо по чисто практическим соображениям. Поэтому архитектура зданий, сооружений и всего города зрительно искажается, нарушается ее целостность.

В противовес этому появилось стремление выделять светом, показывать при помощи искусственного освещения архитектурные сооружения, либо группы зданий, имеющие большое градостроительное или историческое значение, памятники архитектуры или наиболее интересные примеры современной архитектуры. И все же при помощи искусственного освещения невозможно воссоздать вечером архитектуру ни всего города, ни его части, значительной по размерам.

Этому препятствуют по крайней мере два основных обстоятельства. Первое – чисто природное: никакими искусственными средствами нельзя высветить ночное небо так, чтобы оно стало похожим по свету на дневное, поэтому ночью черный фон для архитектуры пока неизбежен.

Второе обстоятельство – экономического порядка: чтобы ночью создать близкую к дневной освещенность фасадов, поверхности улиц и площадей, необходимы такие гигантские затраты электроэнергии, которые непосильны даже в самых экономически развитых странах. Если же это оказалось бы возможным, все равно был бы потерян специфический эффект, на котором основано воздействие искусственного света, эффект контрастности яркого, цветного света с темным фоном ночи.

Таким образом, устройство искусственного освещения современного города является трудной градостроительной задачей, многообразность которой определяется функциональной службой освещения, ее архитектурно-художественным содержанием, сложностью свето- и электротехнических средств, а также необходимостью затрат больших количеств электроэнергии для питания мощных осветительных установок.

Однако без правильного решения этой задачи, всех элементов искусственного освещения, органически связанного со всеми основными градостроительными функциями, современная архитектура города, крупнейших общественных сооружений, площадей и улиц потеряла бы it вечернее время выразительность. Те архитекторы-градостроители, которые к искусственному освещению города относятся как к чисто инженерно-технической проблеме, лишают себя одного из сильнейших современных средств художественной выразительности и подвергают совершенно неожиданным, случайным искажениям архитектурный облик города.

Архитектурно-художественное решение вечернего освещения города в целом и его частей необходимо принимать при проектировании (с самого начала) одновременно с инженерным решением, разрабатывая при этом все чисто функциональные и архитектурно-художественные задачи.

Еще в начале этого века в творческой деятельности архитекторов появилось новое направление, рожденное сложностью и многообразием жизни современного города и развитием светотехнической науки и промышленности, – разработка архитектурных задач освещения современного города. В настоящее время она требует всемерного внимания архитекторов-градостроителей и архитектурно-проектных организаций.
3.

Инсоляция и солнцезащита жилых и гражданских зданий

Инсоляция — облучение поверхности прямыми лу­чами солнца.

При разработке проектов жилой застройки, промышленных предприятий и общественных зданий перед архитектором в области инсоля­ции возникают двоякого рода задачи:

-первая связана с использованием солнеч­ного света для освещения и оздоровительного действия ультрафиолетовых излучений (бак­терицидного и эритемного1), повышающего гигиенический уровень помещений;

-вторая связана с отрицательным действи­ем солнечного света, проявляющегося в разру­шительном действии солнца на некоторые ма­териалы (ткани, бумагу, печать и др.), пере­греве помещений в летние месяцы, слепящем действии при попадании солнечных лучей в глаз человека.

Продолжительность инсоляции какой-ли­бо точки на территории или в помещении за­висит от затенения, создаваемого окружающи­ми зданиями. В частности, для жилых по­мещений рекомендуемая фактическая продол­жительность инсоляции составляет не менее 3 ч в сутки (весной, летом, осенью).

Необходимая продолжительность инсоля­ции обеспечивается обычно архитектурно-пла­нировочными средствами на основе норматив­ных требований. В этих нор­мах для различных климатических районов приведены секторы горизонта, неблагоприят­ные по ориентации, и применительно к жилым зданиям указывается, сколько комнат в квар­тирах разных типов допускается ориентиро­вать на эти секторы; наряду с этим в нормах регламентируются минимально допускаемые разрывы между зданиями. Однако эти нормы в ряде практических случаев не обеспечивают необходимой продолжительности инсоляции жилых зданий; это особенно нетерпимо в средних и северных районах, где жилые по­мещения должны получать возможно боль­шее количество инсоляции.

Основные требования к инсоляция зданий (жилых, лечебных, детских учреждений) за­ключаются в том, чтобы солнце проникало в помещение в любое время года.

Современные жилые здания разбиваются на две группы:

-первая характеризуется односторонним расположением квартир (секции меридио­нального типа);

-вторая характеризуется двусторонним рас­положением комнат в квартире (секции ши­ротные со сквозным проветриванием).

Наиболее широкое распространение получили здания с односторон­ним расположением квартир; это объясняется конструктивными и экономическими их преи­муществами.

Такого типа здания целесообразно приме­нять в центральных районах Союза при ори­ентации окон на восточный (Ао = 60—120°) и соответственно западный (Ао = 240—300°) секторы. Этого типа секции не рекомендуются для южных районов вследствие возможного перегрева комнат, ориентированных на запад­ный сектор, и из-за отсутствия сквозного про­ветривания.

Секции широтного типа имеют значитель­ные преимущества перед меридиональными: они допускают свободную ориентацию зданий и обеспечивают сквозное проветривание.

В лечебных зданиях (больницах, санато­риях), а также в зданиях детских садов и яс­лей инсоляция является важным лечебным фактором. Основные помещения этих зданий должны инсолироваться и в зимние месяцы; рекомендуемая продолжительность зимней инсоляции не менее 1 ч.

Продолжительная инсоляция основных ле­чебных помещений в течение всего года обе­спечивается совокупностью архитектурно-планировочных и конструктивных мер. К ним относятся свободная планировка зданий на участке для устранения затенения, ориента­ция окон, устройство эркеров, террас, аэросо­ляриев и др.

Стремление обеспечить наиболее продол­жительную инсоляцию в жилых, лечебных и других зданиях надо умело сочетать с мерами защиты их от перегрева, создаваемого солнеч­ной радиацией в летние месяцы.

В ряде зданий (школьных, производствен­ных и др.) прямые лучи солнца являются при­чиной зрительного дискомфорта, сопровожда­ющегося резким нарушением функций зрения. В этих случаях необходимо предусматривать защиту помещений от прямых лучей солнца в течение всего рабочего времени.

Наиболее дешевыми для защиты зданий от инсоляции являются архитектурно-планировочные средства, связанные с расположением зданий на генеральном плане. Опыт показы­вает, что при одностороннем освещении наи­меньшая инсоляция помещений обеспечивает­ся при ориентации на северную четверть неба (северо-запад, север, северо-восток). Однако в тропических районах (широта < 20°) ориента­ция светопроемов на север не защищает поме­щения от инсоляции в летние месяцы; в этих условиях архитектор при выборе ориентации зданий на участке должен руководствоваться так называемой гелиотермической осью. Рас­положение зданий вдоль этой оси обеспечива­ет наименьшее тепловое воздействие солнеч­ной радиации на наружные стены зданий в те­чение года.

Защита от инсоляции в летние месяцы тер­ритории отдыха и детских игровых площадок в микрорайонах осуществляется совокупно­стью зеленых насаждений, тентов, аэросоля­риев. Выбор деревьев с густой кроной, их рас­положение, а также архитектурное решение тентов, аэросоляриев, учитывающих траекто­рию движения солнца в летние месяцы, ис­пользование водоемов позволяют экономичны­ми средствами улучшить микроклимат микро­района.

Архитектурно-конструктивные средства за­щиты от солнца могут быть:

а) постоянными, являющимися органической частью здания;

б) временными, представляющими собой предмет оборудования.

К постоянным солнцезащитным средствам относятся: козырьки, навесы над световыми проемами, вертикальные экраны, сотообразные устройства, лоджии, веранды, галереи и др.

К временным средствам относятся: жалю­зи, шторы, маркизы; эти предметы оборудова­ния осуществляются обычно в процессе эк­сплуатации зданий.

По своему типу солнцезащитные устройства делятся на:

а) горизонтальные (козырьки, навесы, веранды, жалюзи и др.);

б) вертикальные (экраны, жалюзи и т. д.);

в) смешанные (сотообразные, лоджии, маркизы и т. п.).

По условиям эксплуатации солнцезащит­ные устройства могут быть:

а) регулируемыми (жалюзи, ставни, зонты и др.);

б) постоянными, нерегулируемыми (лод­жии, веранды, козырьки и др.).

Выбор типа солнцезащитного устройства зависит в основном от ориентации светопрое­мов по странам света.

При проектировании аэросоляриев (в больницах и санаториях) целесообразно применять сотообразные решетчатые конструкции.

Надежным средством для защиты помещений от светового и теплового действия солнца являются специальные сорта стекол (теплопоглощающее, светорассеивающее стекло), а также пустотелые стеклянные блоки, цементные швы между которыми служат солнцезащитной решеткой. Применение в стеклянных блоках специального рифля при соответствующем расположении блоков по отношению к солнцу значительно уменьшает интенсивность теплового потока, проходящего в помещение через стекложелезобетонное покрытие.

Солнцезащитные устройства оказывают положительное влияние на равномерность освещения, поэтому их применение в южных районах оправдывается и требованиями улучшения качества освещения.


4.

Теория цветовой выразительности

grafika-online.com

Различным процессам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за каким-либо цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания и чувства, возникающие при восприятии цвета, могут определять духовное восприятие и эмоциональное равновесие человека.

Нет ничего удивительного, что синева моря и отдаленных гор очаровывает нас. Однако тот же цвет во внутренних помещениях кажется нам безжизненным и неспокойным. Синие отражения на коже делают ее бледной, почти как у мертвеца... Ночью синий неоновый свет кажется привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, а вместе с красным и жёлтым светом создаёт весёлое и приподнятое настроение. Синее небо, залитое солнечным светом, оказывает на человека оживляющее, бодрое и активное действие, тогда как синие оттенки лунного неба могут вызвать некую отрешенность, сердце буквально заливается тоской и грустью.

Целью данной статьи является объяснение самым точным образом названия цвета и его характера, а также определение психологической и духовной выразительности цвета.

Желтый цвет

Жёлтый цвет является самым светлым из всех цветов. Но он теряет это качество, как только его затемняют серым, чёрным или фиолетовым цветом. Можно даже сказать, что жёлтый - это как бы уплотнённый и более материальный белый цвет. Золотой цвет, как один из самых распространенных оттенков желтого, означает светящуюся, излучающую свет материю. Золотые мозаичные своды византийских соборов, как и задние планы картин старых мастеров выступали в роли символического пространства нездешнего мира, чудесного царства солнца и света. Золотой нимб святых являлся признаком их особого озарения. Символом небесного света могло быть только золото.

Говоря о каком-нибудь человеке, что у него "светлая голова", мы подразумеваем, что он умный. Жёлтый как самый светлый из цветов символизирует разум, познание. А вот тусклый жёлтый цвет будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие, поэтому при его использовании необходимо тщательно смотреть в контекст рисунка, чтобы случайно не добавить лишних отрицательных эмоций.

Красный цвет

Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого оттенка. Его ослепительную, неотразимую яркость нелегко затмить, однако он без особого труда изменяется и легко принимает самые различные характеры. Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах - неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла. Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет.

Красный цвет также символизирует страстную физическую любовь. Чистый красный цвет означает любовь духовную. В пурпурно-красном объединена светская и духовная власть.

Синий цвет

Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. Однако с точки зрения духовной нематериальности синий производит активное впечатление, а красный цвет - пассивное.

Синий цвет всегда холодный и он словно сжат и сосредоточен в себе. Люди, которые предпочитают синие тона, в большинстве своем отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением, но нервная система у них выносливее. Синий всегда производит впечатление тени, он неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба.

Стоит принять во внимание, что когда синий затенён, то его тусклый цвет может вызвать чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к чему-то высокому и духовному.

Зеленый цвет

Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - жёлтого и синего цвета, но при смешении какой-либо из цветов будет обязательно преобладать.

Зелёный - это цвет растительного мира. Плодородие и удовлетворённость, покой и надежда - вот основные выразительные качества зелёного цвета, в котором соединяются познание и вера. Но примите во внимание, что если яркий зелёный затемняется серым цветом, то он возбуждает чувство ленивой вялости.

Оранжевый цвет

Оранжевый цвет - смесь жёлтого с красным - расположен в фокусе максимальной активной яркости. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тёплой энергии. Но в разбелённом виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в невыразительный сухой коричневый. Однако, если попробовать коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.

Фиолетовый цвет

Обычно фиолетовый цвет имеет красноватый или синеватый оттенок. В противоположность жёлтого цвета - цвета познания - фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, всегда впечатляющего. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он часто способен вызвать гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие площади, он может стать определённо угрожающим, особенно рядом с пурпурным цветом.

Если два цвета являются дополнительными по отношению один к другому, то и их выразительные качества должны быть дополнительными между собой.

Еще очень важный момент: каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:

- в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок; 
- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим; 
- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом
- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, например, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного; 
- в результате возникновения различных контрастных воздействий.

Все изложенное выше позволяет сделать окончательный вывод по отношению к творческому процессу художника-дизайнера. С самого начала работы над своим произведением он должен выбрать из множества цветов и их оттенков основной, из нужной для него группы, иначе конечный результат получится более чем сомнительным. Чтобы этого не происходило, подсознательное восприятие, интуитивное мышление и теоретические знания должны составлять одно целое, чтобы в результате выбрать именно то, что нужно.

5.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта