Диплом Гофман Ирина. Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме
Скачать 5.68 Mb.
|
ГЛАВА 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в системе общего образования Патриотическое воспитание как педагогическая проблема Современный этап развития нашего государства характеризуется пристальным вниманием к личности, её формированию, повышением значения человеческого фактора. В это связи возрастает роль системы воспитания и всех её звеньев. Проблема воспитания любви к своему отечеству, преданности, готовности, служить совей Родине, всегда занимала главенствующее положение в теории и практике патриотического воспитания и представляет исключительную важность на современном этапе развития общества1. Проблемы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновало умы отечественных просветителей и педагогов. Как известно, ещё Владимир Мономах в своём «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая её для детей и внуков2. В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе горячей любви к Родине. Свой неоспоримый вклад в формировании патриотической мысли в России в XVIII-XIX вв. внесли многие выдающиеся ученые. Так, М. В. Ломоносов российский гений, энциклопедист рассматривал природу человека иерархически: «нижняя» – чувственная, эгоистическая, и «высшая» – духовная, патриотическая1. Отсюда и цель просвещения – научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства пользы общественных интересов над личными, к достижению одной из ведущих целей патриотического воспитания в современном его понимании2. Во многих работах общественных деятелей и педагогов особенно XVIII века, когда происходило оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» синонимичны. Смысловая нагрузка слова «гражданин» была не просто иной, она была скорее противоположной современному пониманию. Гражданин – это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и благо народа, нации, страны прогрессивный человек3. Взгляды Е. Р. Дашковой на патриотическое воспитание подрастающего поколения заключалась в том, чтобы укоренить в «...нежные сердца воспитанников любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским», уважение к родителям и убеждение в той истине, «что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего»4. Известный педагог-просветитель второй половины XVIII в. А. Н. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё отечество. Отечественный историк Н. М. Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной, гордости» выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству (физическая, нравственная и политическая)1. Определить и рассмотреть место, цель, и содержание патриотического воспитания в 19 веке пытались А. И. Герцен, А. Ф. Афанасьев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, H. A. Добролюбов, Д. И. Писарев. Среди русских ученых, которых привлекала проблема патриотического воспитания, следует особое внимание уделить А. Ф. Афанасьеву, который определил, что воспитание должно приготовить человека для общества и ля жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить; по обширности того поприща, на котором он; предназначается действовать»2. Он отметил главные основания, на которых формируется патриотизм, выступают нравственное и умственное воспитание. Русские демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, H. A. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский утверждали, что патриотическое воспитание это один из путей преобразования России, а его цель подготовка патриота-гражданина, широко образованного и трудолюбивого3. Велико значение известного патриота России, великого русского педагога К. Д. Ушинского в решение проблемы патриотического воспитания. Через всё его педагогическое наследие прошла мысль о воспитании патриотизма и национального самосознания. Он утверждал, что воспитание должно воспитывать у подрастающего поколения чувство долга перед Отчизной, национальной гордости и уважения к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке»1. По его мнению, национальное самосознание человека, его любовь к Родине закладывается с детства в семье, школе. Особое внимание вопросам формирования патриотизма уделял отечественный педагог XIX в. Л. Н. Толстой. В своей философской системе Л. Н. Толстой «патриотизм» рассматривает через призму христианской религии, и в этой связи он выделял два способа постижения божественной благодати: через правильное отношение к другим людям и правильное отношение к самому себе. Крупская Н. К. подчеркивала важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе изучения детьми жизни и деятельности выдающихся организаторов советского государства и участия в общественно-трудовой жизни страны. Именно она ввела понятие «военное воспитание», которое сегодня трактуется как «военно-патриотическое воспитание». В её трудах обстоятельно раскрывается содержание, методика и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании патриотических чувств. Она доказывала, что патриотизм должен воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь2. Большой вклад внес A. C. Макаренко в решение проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Рассматривая цели воспитания в советской школе, он отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом»1. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная»2. Макаренко A. C. отмечал, что «патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению: важного дела для Родины»3. Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В. А. Сухомлинский4. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной их главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир5. Активно разрабатывали теорию патриотического воспитания подрастающего поколения, проблемы советского патриотизма Н. И. Губанова, Н. М. Конжиев, И. Е. Кравцева, Т. Н. Мальковская. Патриотическое воспитание школьников было одним из приоритетных направлений советской школы. У учащихся формировали чувства патриотизма, большого и глубокого уважения к подвигу старших поколений; готовность защищать и укреплять Родину; самоотверженно служить в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота; свято чтить память мужественных воинов, отдавших жизнь за Отчизну, приумножать славу ратного подвига1. В современных условиях, когда отсутствует приемлемая для большинства граждан России общенациональная идея как основа всеобщего единства, согласия и прочного гражданского мира, многие педагоги и представители общественности справедливо ставят вопрос о значимости патриотического воспитания учащихся. Сегодня у общеобразовательных учреждений есть мощный потенциал, способный возродить всё лучшее в деле воспитания подрастающего поколения. Потенциал этот связан, прежде всего, с возрождением России, а это дело рук людей увлеченных, патриотически мыслящих, граждански зрелых2. В активную творческую жизнь наступившего нового века и третьего тысячелетия вступило новое поколение юных граждан, воспитываемых в условиях нового понимания демократии, строительства гражданского общества. Именно на плечи этого поколения ложится в будущем основная нагрузка в деле защиты и восстановления величия и могущества нашего славного Отечества3. В настоящее время идет многосторонний и интенсивный поиск подходов к новой стратегии патриотического воспитания школьников. Была принята Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», в которой патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»1. Для обоснования исходных теоретических позиций нашего исследования рассмотрим педагогический смысл понятий «патриотизм», «воспитание», «патриотическое воспитание». Так, в толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает любитель отечества, ревнитель о благе его2. Патриотизм, по мнению Г. Х. Валеевой, включает чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету родины3. Валеева Г. Х. выделяет два ключевых понятия, используемых для характеристики патриотизма – Родина и Отечество. Разграничение понятий Родина и Отечество обуславливает включение в определение патриотизма таких составляющих, как отношение к Родине и верность Отечеству. Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность». Датский В. А. выделяет следующие подходы к определению понятия «патриотизм»: компетентностный, эмоционально-аксиологический, акмеологический, комплексный, социально-психологический1. По его мнению, компетентностный подход рассматривает патриотизм как готовность к защите Родины. На протяжении многих веков «любить Родину» означало «защищать Родину», и такое понимание продолжает оказывать влияние на распространённость данного подхода и сегодня. Защита Родины рассматривается не как профессиональное, а как общенародное дело. Под компетенцией понимается готовность к мобилизации определённых знаний, умений и навыков для совершения правильных действий в необходимой ситуации. Достоинство рассматриваемого подхода – в осмысленности единства чувства и действия: любовь к Родине не просто прочувствована гражданином, но и проявляется в его конкретной деятельности. Патриот - человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Недостаток такого понимания чувства патриотизма проявляется в его узости: «оборонный» аспект – лишь один из множества аспектов патриотизма, хотя бы и носящий сам по себе комплексный характер. Эмоционально-аксиологический подход трактует патриотизм как особое чувство. Этот подход преобладает в обыденном сознании; здесь делаётся упор на эмоциональную окраску рассматриваемого явления. Наиболее распространённое с точки зрения эмоционально-аксиологического подхода определение понятия «патриотизма» – это эмоционально окрашенное стремление своими действиями служить интересам Родины, защищать её от врагов, любовь к Отечеству, языку, традициям, обычаям. В рамках данного подхода патриотизм – политический и нравственный принцип, содержанием которого является любовь и преданность к Отечеству, стремление защищать интересы Родины1. Согласно акмеологическому подходу, патриотизм – высший духовный идеал человека. Данная традиция понимания патриотизма рассматривалась ещё К. Д. Ушинским. Разрабатывая свою теорию воспитания, Ушинский пришел к выводу, что краеугольным камнем педагогической теории должен стать принцип народности, базирующийся на духовно-нравственной традиции православия. Ушинский К. Д. считал патриотическое чувство самым сильным нравственным чувством в человеке. Комплексный подход (индивидуально-психологический): рассматривает патриотизм как совокупность личностных психологических качеств – составляющих патриотизма. С точки зрения комплексного подхода в содержание комплексного понятия «патриотизм» могут входить следующие составляющие: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; забота об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины2. Социально-психологический подход определяет патриотизм как особое состояние общества. Над разработкой данного подхода, относительно нового для отечественной педагогической науки, в настоящее время работают М. П. Бузский и А. Н. Вырщиков1. С позиций социально-психологического подхода патриотизм представляется как особое внутреннее состояние общества, особый способ обособления и формирования самобытности, в рамках которого формируются самосознание данного сообщества, его мировоззрение, ориентиры, уровень активности, условия самореализации. Иначе говоря, патриотизм как состояние духовной мобилизации народа определяется в виде особого «внутреннего перенапряжения» общества2. Мы рассматриваем патриотизм с позиции комплексного подхода и формируем его определение следующим образом. Патриотизм – это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины, стремление нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины3. Мы считаем, что анализ сущности понятия «патриотическое воспитание» невозможен без понимания более широкой категории, коей является воспитание. Понятие «воспитание» в научной литературе трактовалось и сегодня трактуется неоднозначно. Имеется значительное количество его определений и целей, а от исходного понимания сущности воспитания зависит оценка его результатов и эффективность. Так, К. Д. Ушинский воспитание трактовал как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение1. Это привело к тому, что педагогику стали определять, как науку о воспитании. В последние 20 лет исследователи стали отходить от такого широкого понимания воспитания. Например, в учебнике «Педагогика» под редакцией Ю. К. Бабанского даётся следующее определение: «Воспитание, в специальном педагогическом смысле, есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе»2. Ильина Т. А. воспитание определяет как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что более правильно отражает специфику воспитательного процесса3. Андреев В. И. считает, что «воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и' другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию»4. В своем исследовании мы придерживаемся вышеприведенного определения воспитания. Таким образом, в большинстве случаев воспитание определяется как целенаправленный процесс организации и управления воспитательным воздействием, причем акцент делается на создание условий развития и саморазвития личности воспитуемого, на совместную деятельность и сотрудничество субъектов воспитательного процесса – учащихся и педагогов. Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время в педагогической науке нет единой точки зрения на понятие «патриотическое воспитание». Так, М. В. Талдина считает, что патриотическое воспитание – это воспитание патриота, способного к активной и преобразующей деятельности в обществе, обладающего чувством гордости за свою Родину и ответственностью перед ней1. Дьяченко В. В. отмечает, что патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины2. Исходя из совокупности понятий, мы отмечаем, что «патриотическое воспитание» – это один из аспектов целостного воспитательного, процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во благо интересов Родины и служение ей. Цель патриотического воспитания – формирование патриотизма как интегративного качества личности. В настоящее время разрабатываются различные направления в патриотическом воспитании школьников: патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание3. Рассмотрим эти направления подробнее. Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах нашей великой страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Родине в период военных испытаний, гордость за прошлое нашей страны, за научно-технический и культурный вклад нашей страны в мировую цивилизацию, отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважительное отношение к историческому прошлому и традициям нашей Родины1. Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и преумножение славных воинских традиций. Военно-патриотическое воспитание – это самое важное направление воспитания. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи потому, что их деды, отцы, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами2. Героико-патриотическое воспитание – то также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям. Национально-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, основанная на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям и старшим, стремлении к созданию семьи, на высокой нравственности и высочайшем понятии чести. Гражданско-патриотическое – воспитание базируется, прежде всего, на сложившейся между государством и гражданином правовой базе, которая на практике даёт молодежи всё необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у неё законную гордость за свою страну. В работах В. Ю. Микрюкова по военно-патриотическому воспитанию школьников в современной России рассматриваются различные проблемы, решение которых он видит в совершенствовании воспитательного процесса в средней школе1. Анализ литературных источников по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Вместо типологии военно-патриотического воспитания в ряде случаев анализировались формы и способы военно-патриотической работы. История нашей страны, пишет В. Ю. Микрюков, свидетельствует о том, что чем больше внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию, укреплению Вооружённых Сил, тем крепче была страна2. И наоборот, – забвение военно-патриотического воспитания, пренебрежение к нуждам армии и флота неизбежно приводили государство Российское к самым тяжелым последствиям. Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных1. Поэтому отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся не обойтись. Нужна реорганизация всей системы патриотического воспитания в России на основе инновационных преобразований. А начинать эту реорганизацию необходимо с уточнения основополагающих понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» и усвоения их уже учащимися младших классов школы. Определяющую роль в патриотической работе образовательного учреждения играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения. Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, во внеурочной деятельности, на что администрации образовательного учреждения необходимо акцентировать внимание учителей-воспитателей. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу2. В нашем исследовании мы исходим из того, что патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой, Малой родине, привычному укладу жизни. С развитием государства патриотизм наполнился политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества. К настоящему времени в русской историографии обозначенной проблемы, как отмечает А. Г. Вороненко, выделяются три традиции, толкования, направления, понимания патриотизма. Это: военный патриотизм, гражданский и духовно-религиозный1. Это три разных понимания и три разных варианта организации, три модели патриотического воспитания. И именно с этим разночтением приходится иметь дело общеобразовательной школе. Вороненко А. Г. отмечает, что сегодня сложились и функционируют концептуальные модели патриотического воспитания, перспективные для России, среди которых он выделяет следующие: а) предметно-тематическая модель (введение в систему общего образования новых учебных курсов граждановедческого характера); б) надпредметная, ценностная модель (актуализация педагогическими средствами в процессе образования ценностей патриотического характера, иной смысловой контекст общего образования); в) институциональная модель (моделирование жизни образовательного учреждения по сценариям патриотического общества и направленность на формирование патриотической культуры – школьное самоуправление, формирование демократического уклада школьной жизни, создание в школе правового пространства); г) проектная модель (участие педагогического и ученического коллективов в осмыслении и решении общественно значимых проблем своего города или населенного пункта). Примерные модели школьной системы патриотического воспитания учащихся позволяют конкретизировать их содержательное наполнение в контексте реализации школьных курсов и внешкольных мероприятий, занятиями по призванию в соответствии с комфортностью организационно- педагогических условий развития системы патриотического воспитания учащихся. Таким образом, на основании проведенного анализа литературных источников нами выявлены современные подходы к формированию ценностных ориентаций патриотической направленности у школьников. Переживания, связанные с деятельностью и её результатом, выступают не только в виде непосредственного отклика на сам процесс её осуществления, но и приобретают для человека нравственный смысл, выявляя то личностное значение, какое получает для него учебная и трудовая деятельность. Сущность высших чувств требует освоения индивидом системы соответствующих знаний, на основе которых формируются оценочные суждения и разнообразные чувства человека, становясь обоснованными и достаточными. Среда, окружающая личность, на познание и овладение которой направлена её активность, является средой «очеловеченной», т.е. воплощающей в себе социально организованный, исторически сложившийся опыт людей, данный в форме предметов материальной и духовной культур. Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений. |