Главная страница

ВКР поправки Шиповская М.Н.. Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме


Скачать 262.54 Kb.
НазваниеДиссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме
Дата09.05.2023
Размер262.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР поправки Шиповская М.Н..docx
ТипДиссертация
#1116674
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
1.2 Семья как фактор развития духовно-нравственных ценностей личности

Воспитание человека, позволяя осуществить воспроизводство традиционных для общества ценностей, имеет огромное социальное значение.

Не случайно, в нем сформирован ряд институтов: образование, церковь, армия, право – на которые возложена более или менее выраженная обязанность воспитывать у человека конкретные черты, востребованные обществом на определенный момент исторического развития. Центральную роль среди подобных социальных институтов на протяжении веков неизменно-выполняет семья2.

Проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны её функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей, взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. На семейное воспитание влияют наследственность и биологическое (природное), здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребёнку1. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Семья, самое первоначальное, но, вместе с тем, и наиболее устойчивое звено общества, является одним из самых совершенных эволюционных изобретений человечества. Это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит своё «Я» с «Я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения2.

Соединяя гармонично собственное существование с продлением семейного рода и фамилии, семья реализует триединую по своей сути воспроизводящую функцию: семья обеспечивает не только воспроизводство населения в обществе, но и воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Тем самым осуществляется непрерывное снабжение социальных институтов необходимым количеством статусно-ролевых исполнителей, поддерживается выживание и существование общества в целом. Благодаря семье, достигаемой в её рамках преемственности поколений, осуществляется функционирование всей социальной структуры общества в целом. То, насколько успешно будут протекать данные процессы, во многом зависит от успешности реализации семьей воспитательной функции1.

Понятие «воспитательная функция» является производным от понятия «воспитание», относящегося к ключевым категориям педагогики. Педагогическое понятие «воспитание» утвердилась в XVIII веке, одновременно с развитием гуманистических взглядов М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева.

На сегодняшний день понимание статуса, содержания и принципов воспитания сохраняет достаточную неоднозначность среди теоретиков и практиков педагогики и психологии. Мы будем придерживаться трактовки, предложенной И. Б. Котовой и E. H. Шияновым, согласно которой воспитание есть процесс и механизм целенаправленной и сознательно контролируемой социализации в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой2. Под содержанием воспитания будет пониматься система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которым она должна овладеть в соответствии с поставленными целями и задачами3.

Одной из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, отличительным признаком которой является сочетание целенаправленных действий родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным, выступает семейное воспитание4. Изучение роли семьи в нравственном воспитании ребёнка имеет уже достаточно значительную историю. Ещё Ж.-Ж. Руссо уникальность домашнего воспитания объяснял, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребёнка в силу его биологической и психологической зависимости1.

В отечественной науке проблемы семейного воспитания и развития личности ребёнка под влиянием семейного окружения также составили важнейшую область исследований. Значительный вклад в разработку теории семейного воспитания внес П. Ф. Каптерев, который считал, что нравственные элементы воспитания должны получать приоритет над умственными элементами. Обоснование этому положению он видел в том, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности2.

Значительное развитие идеи воспитания нравственности ребёнка в семье было предпринято П. Ф. Лесгафтом. По его мнению, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себя выработал человека, гармонически развитого, высоконравственного, критически мыслящего, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности. Ученый подчеркивал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребёнка, признавая за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть продуманными, помогающими выработке навыков спокойного, дисциплинированного поведения, сознательного отношения к своим поступкам, а также умения преодолевать трудности3. Тайну семейного воспитания П. Ф. Лесгафт видел в том, чтобы, основываясь на знании внутреннего мира ребёнка, дать ему возможность самому развиваться, считая, что взрослые должны относиться к ребёнку с полным признанием его личности1.

Воспитательная функция семьи особо подчеркивается в работах С. Т. Шацкого. Используя термин «воспитание» в широком и узком смыслах, воспитание, осуществляемое в стенах школы, он называл «малым педагогическим процессом», а воздействие семьи, сверстников, взрослых - «большим педагогическим процессом»2. Педагог был убежден, что воспитание детей только «в стенах» школы, обрекает усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные жизнью, или не будут приняты учащимися, или будут способствовать воспитанию «двуликих янусов», соглашающихся с установками педагогов на словах, но поступающих вопреки им.

В воспитании детей заинтересовано всё общество, это не только личное дело родителей. Семейное воспитание – часть общественного воспитания. Уникальность его состоит, во-первых, в том, что оно даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых3. Центральное место в семейном воспитании занимает духовно-нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.

В настоящее время, к сожалению, в обществе происходят сложные процессы деградации семейного образа жизни. Наблюдается упадок духовных и нравственных ценностей семьи. Снижается потребность иметь детей в браке. Всё чаще имеет место насилие в семье. Растет количество разводов, пополняя армию одиноких матерей и их детей. Ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребёнком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тыс. браков, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска1.

Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовершеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством2. Под влиянием этих и многих других факторов семья претерпевает значительные трансформации, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В то же время именно семья, современное состояние которой можно характеризовать как кризисное, остаётся основным фактором сбережения национальной культуры, менталитета и духовности нации. В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в ней сохраняются многие непреходящие духовные ценности. Это особенно важно, ведь семья является первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности3.

Как бы не определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность – это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одно из главнейших забот общества во все времена1. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение2.

Выстраиваясь на определенных принципах, семейное воспитание имеет содержательную определенность и типичные способы реализации. В качестве таких принципов, обеспечивающих эффективность отношений «родители-дети», выделяются следующие: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях; готовность оказывать помощь ребёнку, отвечать на вопросы3. Именно следование данным принципам, по мнению ряда зарубежных авторов позволяет семье реализовать её основную функцию – обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребёнка любого возраста при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования4.

Вместе с тем, влияние семьи на ребёнка не всегда однозначно. По мнению таких исследователей, как Балинский И. М., Захаров А. И., Сикорский И. А. семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в его воспитании5. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья1. Нарушение реализации воспитательной функции семьи может вызываться: аморальным поведением родителей (алкоголизм, девиантное поведение); недостаточным уровнем знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативностью отношений между родителями; конфликтностью семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи); вмешательством со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей2. Кроме того, воспитательный процесс осложняется в неполной семье.

Построение гуманистического семейного общения предполагает присутствие в нем диалога. Признаками такого диалога являются наличие в семье личностно и духовно ориентированного взаимодействия, проникнутого духовно-нравственными ценностями добра, любви, искренности, открытости, прошения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребёнка. Такое общение делает возможным развитие здоровой, духовно-нравственной личности3.

Сила воспитательного воздействия, оказываемого семьей на ребёнка, во многом заключена в том, что воспитание в семье осуществляется через её жизнедеятельность путём индивидуального воздействия на ребёнка4. Если рассматривать факторы, определяющие практику семейного воспитания, то по большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, необходимо выделить культурный и исторический контекст, в котором существует семья1. Вместе с тем, необходимо учитывать то, что в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.

В данном случае речь идет о формировании в семье некоторой воспитательной системы2. Петровский A. B. справедливо отмечал, что определенная система воспитания объективно складывается в каждой семье, но далеко не всегда она осознана ею. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка3.

В качестве системообразующего фактора воспитания, по A. C. Макаренко, выступает его цель. Данная цель может формулироваться по-разному, но одним из первых её емкое определение предложил П. Ф. Каптерев. Педагог утверждал, что цель воспитания – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту4. Исследователи указывают, что воспитательная система семьи формируется эмпирическим путём. Стройной и упорядоченную форму она может принимать при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят её в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребёнка и перспективы его развития1. Авторы обращают внимание на то, что реализация воспитательной функции семьи зависит от её структуры, т.е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между её членами. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. На протяжении какого-то времени семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социальных взаимодействий. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает такие особенности семьи, как её тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль, социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое2. Они определяют действенность влияния семьи на воспитание в ней ребёнка. В качестве факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания называются такие факторы как: постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую деятельность семьи3. Если оценивать воспитательный потенциал семьи, исходя из места детей во внутрисемейных отношениях, можно выделить три варианта психологических типов семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая)1.

В традиционных (патриархальных) семьях отношения ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж-отец- «кормилец», принимающий основные решения, касающиеся её членов, представляет семью в обществе; жена, занимающаяся воспитанием детей, имеющая заработок гораздо ниже, чем у мужа, поддерживающая домашнее хозяйство; и дети, мнение которых чаще всего имеет подчиненное значение2. Такие семьи называют «внешне благополучными», подразумевая полную и материально обеспеченную семью, без явных криминогенных факторов, не оказывающую прямого отрицательно воздействия на своих членов. Однако в них материальное благополучие сочетается с бездуховностью, эмоциональные контакты в семье минимизированы, наблюдается отчуждение образующих её членов.

Детоцентрические семьи в центре своих жизненных интересов имеют ребёнка, его интересы, развитие. В таких семьях наблюдается сензитивность не к запросам общества, а к интересам и запросам своих детей, к их внутреннему миру. Эмоциональные связи между родителями и ребёнком характеризуется эмпатией, что обуславливает безоценочную заинтересованность им, центрацию на его внутреннем мире, безусловное принятие ребёнка, активное его слушание. Причем в данном случае проявляется подлинная эмпатия, предполагающая признание, принятие и сочувствие сформированному у него миру переживаний. Именно поэтому в семье с детоцентрированной ориентацией принятие ребёнка не подменяется полной идентификацией, а непринятие – не становится полным3.

Супружеские семьи характеризуются реализацией различных типов и форм взаимоотношений, являющихся инвариантами, призванными преодолеть стереотипы и правила семейной жизни, задаваемые извне – предписаниями, нормами, моралью. Голод И. С., характеризуя такие семьи, подчеркивает, что отношения в ней определяются не родством, не родительством, а брачностью, с непременной акцентацией личностных аспектов, т.е. нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи1.

Сатир В. семьи подобного типа обозначает в качестве зрелых. В её трактовке, для них характерны высокая самооценка; прямые и честные коммуникации; подвижные и гуманные правила, ориентированные на понимание и приятие; социальные связи открыты и полны позитивных установок2. Атмосфера зрелой семьи строится на любви и уважении друг к другу. Искренность, естественность, юмор, непосредственность, дружелюбие, открытое выражение чувств, независимо от возраста – постоянные спутники зрелых семей.

Семьи супружеского типа способны к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, а изменения в них принимаются как неотъемлемая часть бытия, позволяющая их творчески использовать. Зрелые родители основную свою задачу видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации, их поведение не расходится со словами. Девиз таких семей: «Чувства людей – самое важное!».

При оценке воспитательного потенциала необходимо учитывать ролевую структуру семьи, которой может определяться тип воспитания в семье. Ролевая позиция, занимаемая в воспитательной системе семьи матерью и отцом ребёнка, оказывается значимой для формирования его личности1. Варга А. Я. отмечает, что родительское отношение – это многомерное образование, включающее в себя, по крайней мере, три структурные единицы: интегральное принятие или отвержение ребёнка; межличностную дистанцию, т.е. степень близости к ребёнку; форму и направление контроля за поведением ребёнка. Причем каждое из трех измерений представляет собой сочетание в разной пропорции эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента отношения2. Комбинации обозначенных параметров взаимоотношения родителей с детьми позволяют выделить различные стили воспитательного воздействия.

Широко используемую систематизацию типов родительского воспитания предложил Э. Г. Эйдемиллер. Исследователь выделяет: скрытую и явную гопопротекцию, доминирующую и потворствующую гиперпротекцию, явное и скрытое эмоциональное отвержение, жестокое обращение с ребёнком, повышенную моральную ответственность, противоречивое воспитание, смену воспитательных приемов в зависимости от динамики семейной жизни, воспитание вне семьи3. Помимо обозначенных нежелательных типов воспитания Э. Г. Эйдемиллером выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх утраты ребёнка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств, внесение конфликта между супругами в сферу воспитания4.

В качестве наиболее конструктивного и позитивного в психологии позиционируется демократический стиль, который включает рациональную, разумную любовь, сотрудничество, принятие и одновременно целесообразную долю авторитаризма, ценностное отношение к ребёнку, наличие рефлексивной оценки. Для него характерна любовь, тепло и аттрактивное принятие. Взрослый прибегает к справедливым, обоснованным требованиям. Контроль осуществляется в сотрудничестве исходя из разумной заботы1. Здесь реализуется личностно-ориентированная модель взаимодействия. Подобный стиль обеспечивает развитие самостоятельной автономной личности, способной к конструктивному общению, обладающей чувством собственного достоинства.

При рассмотрении поведенческого аспекта семейного воспитания достаточно часто выделяют факторы: доминирование-подчинение; зависимость-независимость; сотрудничество-конкуренция. Опираясь на характеристики типов семейных взаимоотношений A. B. Петровский, выделяет в семье определенные тактики воспитания. Стили воспитания при этом рассматриваются как предпосылки и, в то же время, как результат этих отношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество2.

В формировании воспитательной системы в конкретной семье немаловажно также то, как родители понимают и как они удовлетворяют потребности ребёнка (потребность в безусловном позитивном внимании, потребность в принадлежности и любви, потребность в безопасности и защите, потребность к общению). Данные факторы также входят в воспитательный потенциал семьи.

Исследования А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина показали, что психическое развитие ребёнка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями3. Авторы установили, что непринятие, эмоциональное отвержение оказывает крайне неблагоприятное воздействие на ребёнка. В данном случае происходит нарушение важнейшего параметра детско-родительских отношений. Ряд авторов обозначают как «эмоциональная близость»1. Причиной многих проблем в воспитании, по мнению Г. Т. Хоментаускас, является то, что взрослые часто не пытаются понять переживания и эмоциональные состояния своих детей. Для подростка очень важно, любят ли его родители, значим ли он для них. Исследователь подчеркивает, что можно выделить четыре обобщенные установки и внутренние позиции, которые занимают дети по отношению к родителям и к себе: я нужен и любим, и я люблю вас тоже; я нужен и любим, а вы существуете ради меня; я нелюбим, но я от всей души желаю приблизиться к вам; я не нужен и нелюбим, оставьте меня в покое2.

Понимание важности эмоционального контекста родительского воспитания обусловило появление попыток построения типологий семей по типу и окрашенности эмоциональных межличностных связей. По данному основанию можно выделить четыре группы семей:

– семьи с наибольшим числом положительных эмоциональных связей и отсутствием негативных эмоций – гиперопекающие родители;

– семьи с преобладанием положительных эмоций при незначительной доле отрицательных, возникающих как непосредственная реакция на запреты поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребёнка, его поступков;

– семьи с сосуществованием в равной мере положительных и отрицательных отношений – амбивалентное родительское отношение;

– семьи с преобладанием отрицательных эмоциональных связей между родителями и детьми.

Данная классификация указывает на значимость характера эмоциональных связей в семье. Подтверждением этого являются исследования А. И. Запорожца, отмечавшего, что только через эмоциональную оценку своих действий взрослым ребенок усваивает и понимает смысл ситуации1.

Немаловажным параметром родительского контроля является уровень требований, предъявляемых родителями к ребёнку. При предъявлении детям определенного количества требований у детей можно обнаружить низкую агрессивность (у мальчиков), альтруизм чаще, чем эгоизм, весьма высокий уровень самостоятельности и активности. Важно, чтобы отношение родителей к себе, предъявляемые требования ребенок расценивал в качестве справедливых.

Отмечается прямая связь используемого в семье стиля воспитания и самооценкой ребёнка. Имеются, в частности, данные о том, что высокая самооценка и хорошая социальная и личная адаптированность сочетаются с наличием теплых, доверительных отношений между детьми и родителями, требовательностью и строгой дисциплиной одновременно с уважением и относительной автономией подростка. Дети с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в межличностных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание «воспитательных» рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы. Таким образом, благоприятным условием развития позитивной самооценки можно считать эмоциональную вовлеченность родителей в жизнь ребёнка, не препятствующую, однако, развитию его самостоятельности2.

Наряду с устанавливаемым типом отношений родителей и ребёнком, воспитательный потенциал семьи подвержен влиянию и других обстоятельств. В частности, можно назвать даже такой специфический фактором семейной жизни, как «порядковый» номер ребёнка в семье, т.е. время появления. Например, специальными исследованиями было выявлено, что этот фактор закладывает различное отношение детей к профессии: ориентации детей на меру принятия в расчет определенных факторов при её выборе (поиск нового, неизведанного, творческого или озабоченность практическими соображениями)1.

Семья, являясь своеобразным посредником между индивидом и обществом, имеет решающее значение в развитии человека, в самоактуализации человека как такового. Для того, чтобы развиваться интеллектуально, эмоционально, социально и нравственно, ребёнку необходимо участвовать в прогрессивно усложняющемся взаимодействии, осуществляющемся на регулярной основе и на протяжении значительного периода жизни ребёнка, с людьми, с которыми у ребёнка устанавливается сильная взаимная иррациональная эмоциональная связь и которые озабочены благополучием и развитием ребёнка желательно на протяжении всей своей жизни2. Согласно сложившимся представлениям, отношения, устанавливаемые ребёнком с окружающим миром, во многом определяются теми ценностями, которые культивируются в семье и усваиваются под влиянием воспитательных воздействий ребёнком3.

На сегодняшний день утвердилось понимание того, что семейные ценности являются глубоко гуманистичными, так как они концентрированы на человеке, его физическом и психическом благополучии. В центре социально благополучной семьи находится человек. Именно он как высшая ценность определяет смысл и назначение семейной жизни, а её ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия).

При этом семейные ценности достаточно разнообразны. К ним в настоящее время относятся:

– ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения: социальная значимость семьи, традиционность роли семьянина, признание каждого члена семьи ближайшим окружением, приобретение определенного статуса в обществе и т.д.;

– ценности, удовлетворяющие потребность в родительстве, в отцовстве и материнстве: принятие на себя новой социальной роли родителя, самоутверждение в этой роли, осознание творческого характера воспитательного процесса в семье, осознание ребёнка как ценности и т.д.;

– ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании: принятие каждого члена семьи со всеми его достоинствами и недос­татками, возможность чувствовать себя любимым, нужным, и самому иметь возможность проявлять свои чувства в отношении близких людей и т.д.;

– ценности, удовлетворяющие физиологические потребности: сексуально-интимные отношения супругов;

– ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность: длительность семейно-брачных отношений, постоянство партнера, экономическая поддержка, психологическая защита, эмоциональная разрядка и т.д.;

– ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг: общение с детьми, с супругом, с родственниками, с друзьями супруга и детей, обмен духовными ценностями и т.д.;

– ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические по­требности: совместная форма владения имуществом, увеличение доходной части семейного бюджета, ожидание помощи от детей в будущем и т.д.1.

Таким образом, можно отметить, что к семейным ценностям самодостаточного типа относятся социальный статус и социальная значимость семьи, ответственность перед близкими людьми, возможность самоутверждения, привязанность к детям и супругу. Каждая семья – мини социальное общество, формирующее личность, согласно требованиям государства и культуры народа. Любое общество через семью формирует востребованные нормы и моральные критерии. Из поколения в поколение в семье осуществляется воспроизводство инвариант, без которых невозможно функционирование самого общества. Эти инварианты составляют основу духовно-нравственного воспитания человека. Десятилетия бездуховности привели к ослаблению способностей семьи к реализации функции духовно-нравственного воспитания ребёнка. Утрата многих семейных традиций в данной сфере, не умение многих родителей адаптировать собственные духовно-нравственные ценности к современному социальному контексту делают необходимым оказание помощи семье по реализации ею данной воспитательной функции.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта