Главная страница

ВКР поправки Шиповская М.Н.. Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме


Скачать 262.54 Kb.
НазваниеДиссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме
Дата09.05.2023
Размер262.54 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВКР поправки Шиповская М.Н..docx
ТипДиссертация
#1116674
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
2.2 Создание среды, стимулирующей развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников

Следующий этап нашей работы имел целью разработку подходов к организации духовно-нравственного воспитания младших школьников. При этом мы исходили из предположения, согласно которому данный процесс может протекать более успешно при создании вокруг ребёнка благоприятной ему семейной среды. На данном этапе мы использовали следующие методы исследования: эксперимент, самооценка, беседа, наблюдение.

Метод эксперимента использовался для подготовки родителей к осознанному и целенаправленному осуществлению духовно-нравственного воспитания своих детей младшего школьного возраста в семье на основе предложенной программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье». В рамках эксперимента они получали ряд теоретических знаний и практических умений, а также обретали возможность способствовать духовно-нравственному воспитанию детей на основе изменения ряда своих личностных качеств.

Самооценкакак метод психологического исследования позволяла собрать данные, характеризующие процесс изменения подготовленности родителей к осуществлению духовно-нравственного воспитания своих детей в семье. Самооценка проводилась в режиме мониторинга и предусматривала отслеживания ряда компонентов готовности родителей к реализации искомого процесса.

Методы беседыи наблюдения использовались для того, чтобы собрать от родителей дополнительную информацию об эффективности программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье».

Используя результаты, укажем, что для формирования у младших школьников духовно-нравственной воспитанности наиболее благоприятны:

– ориентация семьи на воспитательную функцию;

– использование в семье демократического стиля воспитания.

Определенное позитивное влияние на данный воспитательный процесс, как было установлено, оказывают также следующие присущие семье ориентиры:

– на общность интересов;

– на внешнюю социальную активность;

– на эмоционально-терапевтическую функцию.

Объединяющими для семей, обладающих обозначенными характеристиками, являются следующие позиции:

– ориентация родителей на личность ребёнка;

– сформированность в семье помогающих отношений;

– реализация компетентного общения с ребёнком.

Выделенные нами условия духовно-нравственного развития детей в семье получили достаточную разработку в психолого-педагогических исследованиях.

Гуманистические идеи ориентации субъектов воспитания на личность ребёнка нашли отражение в работах видных отечественных ученых второй половины XIX – начала XX столетия. Ими были созданы гуманистические традиции в подходе к человеку и его воспитанию, провозглашены идеалы добра и справедливости, характерные для русской ментальности, русской науки и русского образования1.

На сегодняшний день утвердилось понимание того, что развитие личности, представляя собой сложный процесс, обеспечивается сложной системной детерминацией, позволяющей человеку овладеть общественным опытом, присвоить его, сделать своим фондом развития. Семья в этой системе детерминации призвана играть ведущую роль, т.к. является сосредоточием ценностей, которые передаются из поколения в поколение, позволяя человеку полноценно устанавливать контакты с окружающим социумом. Приобщаясь через семью к общественным нормам, традициям и ценностям, личность ребёнка формирует собственный, неповторимый образ жизни, свой собственный внутренний мир. Задача родителей заключается в оказании на основе воспитания всемерного содействия в этом нелегком процессе. Для того, чтобы справиться с данной задачей, им необходимо уметь использовать наиболее результативные векторы воспитательного воздействия.

Чтобы лучше понять воспитательный потенциал семьи, необходимо знать тип семьи. Существуют различные классификации типов семей. Например, в зависимости от структуры родственных связей выделяется простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке, и сложная семья, если некоторые из детей состоят в браке. По характеру взаимоотношений в них, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная.М. И. Буянов различает такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные недостатки в воспитании.

Конечно, невозможно однозначно ответить на вопрос, какой тип семьи, например, в зависимости от структуры родственных связей, лучше подходит для решения задач воспитания. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Так, в простой семье молодое поколение привыкает к большей самостоятельности и ответственности, в ней меньше конфликтов между поколениями. Однако в подобной семье быстро нарушается связь между поколениями, теряются семейные традиции, объединяющие взрослых и детей, у старшего поколения исчезает возможность общения со своими внуками, снижается участие в заботе об их воспитании. В сложной семье также имеются позитивные и негативные стороны. С одной стороны, большая дружная семья, включающая несколько поколений, создаёт возможность для разностороннего общения и взаимовлияния, облегчает быт. С другой стороны, в вопросах воспитания разные поколения могут расходиться во взглядах, что нередко вызывает бурные столкновения в семье, создаёт драматические ситуации, от которых, прежде всего, страдают дети.

Возможности современной российской семьи в наше время усложнены социально-экономическими трудностями. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияют на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный морально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. Задача родителей в этой связи нам видится в оказании помощи ребёнку в оформлении его внутреннего мира, содействии создания в нем мощных структур духовно-нравственной воспитанности. Очевидно, для этого требуется особая, помогающая среда, которая может быть воссоздана во всей полноте своих проявлений только в семье.

Концепцию помогающих отношений детально разработал К. Роджерс. В его трактовке такие отношения отличаются принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое даёт возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Человек, создавший такие отношения, становится «спутником» другого, сопровождающим его в свободном поиске самого себя1.

Преломляя высказанные позиции к помогающим отношениям в семье, отметим, что их базовыми параметрами могут рассматриваться:

– понимание родителями своего ребёнка;

– тонкая эмпатия чувств и высказываний родителей;

– принятие ребёнка со всеми достоинствами и недостатками;

– взаимная значимость родителей и ребёнка;

– доверие в отношениях с ребёнком;

– наполненность взаимодействия с ребёнком заботой.

В качестве базового аспекта помогающего взаимодействия родителей с ребёнком нами рассматривается понимание. Категория «понимание» или «взаимопонимание» характеризует важнейший компонент взаимодействия людей. Б. Д. Парыгин отмечал, что о взаимопонимании людьми друг друга можно говорить, имея в виду сходство, совпадение или просто созвучие у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения друг друга и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации. Взаимопонимание, в его трактовке, выступает как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т.д.1. В трактовке К. Роджерса понимание имеет двоякую направленность: оно ориентировано на осмысление предмета и субъекта общения через адекватное воспроизведение того, что сообщается2.

На уровне эмоционального «чувствования» родителями состояния ребёнка можно говорить о проявлении ими эмпатического взаимодействия в семейной среде. Эмпатия в настоящее время понимается как постижение эмоционального состояния и проникновение в переживания другого человека. Основной механизм эмпатии – сопереживание, которое помогает проникновению во внутренний мир другого. Эмпатия сознательно или бессознательно возникает и сопутствует процессу взаимоотношений.

Духовно-нравственное становление ребёнка в семье невозможно без его принятия во всей полноте присущего ему бытия. Любой ребенок для формирования его личности нуждается в том, чтобы его просто, без оценки, советов или критики принимали просто как личность, обладающую определенными интересами, способностями, недостатками. Отношения, которые можно обозначить как «принятие-демократичность», согласно результатам исследований, проведённых Дж. Болдуином, из всех отношений к детям наиболее способствуют их личностному формированию. Они способствуют ускорению у детей интеллектуального развития, развития творчества, их эмоциональной защищенности и т.п. Отношения принятие данного рода, отрицая родительскую индифферентность во взаимодействии с ребёнком, рассматриваются в качестве важнейшей предпосылки его полноценного воспитания. Дети, в семьях которых доминировали такие отношения, к старшему школьному возрасту являли собой популярных, доброжелательных, неагрессивных лидеров1.

Значимым воспитательным ресурсом обладает доверие, культивируемое в семейной среде. Доверие предполагает авансирование возможностей развития любому человеку. Авансирование моделирует реальную ситуацию успеха, предполагающую соединение положительных ожиданий, предвосхищающей оценки и выделения значимых мотивов. Отношения истинного доверия предполагают взаимность.

Взаимное доверие субъектов предполагает отношения, которые строятся на взаимопроникновении взаимодействующих людей в личностные смыслы друг друга, что порождает новые смыслы. Доверие подразумевает авансирование и всегда предполагает ценностное отношение к личности другого, основанное на позитивном прогнозировании его будущих поступков2. Таким образом, доверие строится на основе отношения к потенциальным позитивным возможностям личности другого.

Доверие предполагает авансирование возможностей развития любому человеку, что, в свою очередь, моделирует реальную ситуацию успеха. Д. Майерс, ссылаясь на данные экспериментов, указывал, что руками каждого из нас творится своя собственная социальная действительность. Если детям говорить, например, о том, что они трудолюбивы и доброжелательны, они могут подняться до этой планки1. В трактовке Б. Г. Ананьева, только деятельность, реально приносящая успех и максимальное удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития2. Таким образом, доверие, проявляемое по отношению к ребёнку, может выступить фактором, стимулирующим формирование у него лучших качеств личности, в первую очередь, духовно-нравственного плана.

Столь же созидающе действует на ребёнка младшего школьного возраста и родительская забота. Проявление родителями заботы представляет собой важнейшее условие построения ими отношений с ребёнком, т.к. она наполняет его жизнь смыслом, раскрывает неисчерпаемый источник нежности и поддержки. Важность данного чувства трудно переоценить.

Ещё Р. Мэй предполагалось, что наполнение человеческих отношений заботой может спасти человека от апатии. Забота рассматривалась исследователем в качестве состояния, когда что-то действительно имеет смысл. Это особый вид интенциональности, проявление тенденции к склонности, концентрации своего влияния на данном аспекте, движение, источник любви и воли. Он отмечал, что в каждом акте любви и воли мы одновременно формируем самих себя и наш мир.

Родительская забота является для ребёнка реальным подтверждением того, что рядом для него имеется сочувственную помощь близкого, наличие рядом того, кто любит, прощает и защищает. Это позволяет ему быть более открытым позитиву, исходящему от родителей, а, следовательно, позволяет сформироваться и лучшим характеристикам, в частности, его духовно- нравственной воспитанности.

Реализация в семье помогающих отношений, как условия духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье, возможна только при условии наличия в ней полноценного общения, построенного на принципах диалога. Речь идет о следующем выделенном нами условии духовно-нравственного воспитания в семье, – о построении в ней гуманистического, компетентного общения родителей с ребёнком.

Под компетентным общением родителей с ребёнком нами понимается общение, выстроенное с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка и способствующее решению широкого спектра воспитательных задач, включая его духовно-нравственное воспитание.

Создание семейной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей, предъявляет повышенные требования к родителям. Так, в частности, только достижение понимания чужих переживаний и правильному суждению о личности другого, по мнению Г. Оллпорта, способствуют такие качества личности как:

– жизненный опыт;

– общая зрелость, сходство между оценивающим и оцениваемым субъектами (то, что человек сам пережил, понять легче, чем нечто чуждое, постороннее);

– интеллект (люди с более высоким умственным развитием являются лучшими «судьями»);

– знание самого себя (это в определенной степени предохраняет против стереотипных и формальных суждений о других);

– эмоциональная устойчивость (люди тревожные, с неустойчивой психикой, чаще склонны проецировать на других свои собственные качества;

– отчужденность, созерцательность характера (позволяют принимать других дружественно, более-менее беспристрастно);

– интерацептивность, т.е. впечатлительность, чувствительность к внутреннему миру, собственному и чужому.

Построение компетентного воспитывающего взаимодействия с ребёнком невозможно без коммуникативной компетентности родителей. Говорить об обладании человеком коммуникативной компетентностью невозможно без его умения слушать, доказывать, быть убедительным1.

Некоторые родители ошибочно полагают, что воспитанность образуется сама по себе. Они считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность - это удел взрослых, и потому говорят: «Всё придет с возрастом. А пока что с него спросишь. Ребенок!» А это не верно. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. А. С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»2.

Общение «ребенок-родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях. Соприкасаясь с близкими людьми, он постигает азы общественного поведения, воспитывается его характер. Духовно-нравственное развитие личности ребёнка требует от родителей не только знания его возрастных и индивидуальных особенностей, но и умение использовать эти знания для формирования у детей готовности к следованию в своём поведении духовно-нравственным ценностям. Но и первые уроки безнравственности, к большому сожалению, дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое, многое другое формируют сегодня нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума. Необходимо исключить дурные примеры из общения детей с взрослыми, а также резкий недоброжелательный тон, окрики, грубость в отношениях взрослых1.

Необходимо, чтобы семья хорошо владела конкретными методами нравственного воспитания: методам приучения к формам общественного поведения, методам организации творческой беседы, но ещё более важен сам стиль отношений родителей с детьми – стиль доброжелательности и заинтересованности, внимания и участия. Необходимо отметить, что дети легко ранимы и особенно чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые.

Дети словно какими-то щупальцами чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Бывает так, что в семье ребёнка происходит разлад между родителями. Но разрыв ещё только назревает, не произнесено ещё ни одно резкое слово при ребёнке, а холод, отчужденность их отношений уже ребенок улавливает, и у ребёнка формируется чувство неясного беспокойства, страх покинутости, общая нервозность в поведении. Оценки и суждение родителей, высказанные непосредственно в ходе совместной деятельности, легко усваиваются детьми и влияют на их собственные оценки и суждения.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играют взаимоотношения школы и семьи. Они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопрееметвенности и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Если родителям удаётся до школы сформировать у ребёнка прочный нравственный опыт, положительные привычки и устойчивые мотивы поведения, то школа получает наиболее благоприятные условия дальнейшей успешной работы по нравственному воспитанию детей. Сухомлинский писал: «Не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе»1.

Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в её основе. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Для создания реальных условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье нами совместно с педагогами 98 и 113 школ была разработана программа «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье», направленная на создание семейной среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию ребёнка младшего школьного возраста, и на вооружение родителями знаниями и умениями в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Программа была направлена на овладение родителями технологией духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Практическая часть программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» предусматривала работу с родителями в направлении их личностного развития. Данная цель достигалась на основе использования возможностей: игрового моделирования, моделирования духовно-нравственных ситуаций в семье; анализа семейных и жизненных конфликтных и игровых ситуаций; решения моральных и духовных дилемм; рефлексии, вербализации нравственных чувств; элементов социально-психологического тренинга.

Для участия в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» была составлена выборка родителей младших школьников, участвующих в нашем эксперименте. Основные условия участия родителей в программе:

1) добровольное согласие на участие в программе;

2) полученные на первом этапе эксперимента низкие показатели духовно-нравственной воспитанности их детей - младших школьников.

В качестве контрольных показателей качества участия родителей в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» выступала их самооценка:

– информированности относительно организации в семье духовно-нравственного воспитания детей;

– осмысленности собственных действий по духовно-нравственному воспитанию своих детей;

– результативности своей деятельности по духовно-нравственному вос­питанию детей в семье.

В целом, оценивая результаты внедрения программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье», можно отметить её позитивную роль в развитии подготовленности родителей к реализации духовно-нравственного воспитания своих детей в семьях. Произошел значимый рост их информированности в отношении того, что и как необходимо делать, чтобы сформировать у своих детей готовность к использованию духовно-нравственных ценностей в своём поведении.

Отмечен достаточно существенный прирост осмысленности предпринимаемых ими усилий по повышению духовно-нравственной воспитанности детей. В итоговых беседах с исследователем родители отмечали, что их действия по воспитанию детей стали спланированными, они стали фиксировать особенности нравственных поступков детей и своевременно на них реагировать должным образом. Родительское поведение в связи с нравственными проступками детей стало более спокойным и разумным. При этом ими используется достаточно широкий арсенал воспитательных методов, включая словесные, наглядные и практические методы.

Важным выводом, который можно сделать на основе полученных от родителей откликов, состоит в том, что участие в программе помогло им создать в семьях воспитательную среду, стимулирующую детей на соблюдение духовно-нравственных принципов в своём поведении. Родители отметили, что они стали больше времени уделять на общение с детьми, внимательнее, более понимающе и с большим уровнем доверия выстраивать отношения с ними. В семьях в значительной степени уменьшились деструктивные конфликты в супружеских отношениях. Родители стали более ориентированы на осуществление в семье практики взаимопомощи и взаимоподдержки, а также на стимулирование позитивных изменений личности ребёнка.
2.3 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье

Заключительный этап эксперимента своей целью имел изучение особенностей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в результате использования родителями предложенных рекомендаций.

На данном этапе эксперимента проверялось предположение, согласно которому деятельность родителей способствует формированию у детей готовности к использованию духовно-нравственных ценностей в своём поведении, если она ориентирована на:

1) расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,

– развитие у них духовно-нравственных качеств,

– формирование у них готовности к повседневному следованию духовно-нравственным ценностям;

    1. предусматривает использование:

серии мини-бесед, направленных на расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,

– примеров следования духовно-нравственным ценностям,

– возможностей практической психологии для развития духовно-нравственных качеств детей в семье;

– ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях для обретения ими практического опыта духовно-нравственного поведения;

  1. протекает в контексте семейной среды, способствующей духовно- нравственному воспитанию ребёнка.

Для проверки выдвинутого предположения и достижения поставленной цели использовались следующие методы: эксперимент, диагностическая тестовая карта, беседа, наблюдение.

Метод эксперимента состоял в реализации родителями в своих семьях под нашим руководством программы «Духовно-нравственный идеал», составленной на основе тестовой методики диагностики родительского отношения А. Я. Варга.

Данная программа предусматривала:

1. Проведение с детьми серии мини-бесед, посвященных базовым духовно-нравственным категориям: хорошо-плохо, добро-зло, можно-нельзя, правда-ложь, вежливость-грубость, отзывчивость-черствость, сострадание-равнодушие, милосердие-жестокость, терпимость-нетерпимость, щедрость-жадность.

Особенностью технологии проведения данных мини-бесед было соблюдение родителями следующих требований:

– оперативность проведения беседы при наступлении той или иной ситуации, потребовавшей от ребёнка реализации духовно-нравственного выбора;

– наиболее полная «привязка» к контексту ситуации духовно- нравственного выбора, в которой оказывался ребенок;

– компактность материала, излагаемого в рамках беседы;

– отсутствие давления на ребёнка, без оценочного внушения ему необходимости определенного поведения;

– особая структура беседа, позволяющая осуществить переход от анализа поведения вымышленного персонажа к осмыслению поведения самого ребёнка;

– привлечение для аргументации приоритетности определенной духовно-нравственной ценности фактов из собственного жизненного опыта;

– проведение мини-беседы в спокойной обстановке, исключающей вмешательство посторонних лиц.

2. Использование родителями демонстрации своим детям примеров следования духовно-нравственным ценностям.

Особенностью технологии использования данных демонстраций в воспитательных целях было соблюдение родителями следующих требований:

– демонстрируемый пример следования духовно-нравственным ценностям по своему смысловому содержанию должен «увязываться» с содержанием актуального поведения ребёнка;

– пример должен подбираться с такой ситуацией, которая изначально допускает вариативность духовно-нравственного выбора своего персонажа;

– приоритет должен отдаваться примерам из собственной жизни, т.к. родители для младших школьников относятся к числу «значимых взрослых»;

– максимально полно должны использоваться примеры духовно-нравственного поведения отечественных художественных (фольклорных, литературных, телевизионных) персонажей, которые для детей младшего школьного возраста вызывают потребность личностной и поведенческой идентификации;

– примеры следования духовно-нравственным ценностям должны предусматривать однозначно позитивную трактовку последствий своей реализации как для самих персонажей, так и для лиц, их окружающих;

– демонстрация примеров следования духовно-нравственным ценностям должна сопровождаться управляемой родителями рефлексией ребёнком качеств, которые проявились у их персонажей и помогли им «достойно» преодолеть возникшие трудности;

– по итогам демонстрации примеров следования духовно-нравственным ценностям ребёнком с помощью родителей должен быть составлен перечень возможных вариантов поведения в ситуациях, тождественных и схожих с ситуацией, рассмотренной в качестве примера.

3. Использование родителями возможностей практической психологии.

В данном случае предусматривалось привлечение родителями для воспитания детей развивающих игр и психо-гимнастических упражнений. Основное отличие понятий «развивающая игра» и «психо-гимнастическое упражнение» нами выделялось в том, что развивающая игра выстраивается на основе определенного сюжета и предусматривает определенное разделение ролей между родителями и детьми. Психо-гимнастика, в отличие от игры, предусматривает осуществление некоторых упражнений, т.е. некоторой последовательности действий, предусматривающей отработку и закрепление у ребёнка некоторого новообразования, в нашем случае, духовно- нравственного плана1.

Привлечение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений в рамках предложенной программы решало следующие задачи:

– приобретение ребёнком знаний относительно духовно-нравственных ценностей;

– формирование у него умений и навыков следования духовно- нравственным ценностям в различных игровых ситуациях;

– развитие установок, определяющих построение ребёнком своего поведения на основе духовно-нравственных ценностей;

– коррекция и развитие системы духовно-нравственных отношений личности.

Практика привлечения развивающих игр и психотехнических упражнений в рамках духовно-нравственного воспитания родителями младших школьников предусматривала соблюдение ими следующих технологических моментов:

– выбор развивающей игры или психо-гимнастического упражнения должен основываться на текущем состоянии духовно-нравственной воспитанности ребёнка;

– проведение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений определяется четкостью, ясностью, лаконичностью инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию; родителям не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями; не допустима ситуация, когда родитель инструктирует ребёнка дольше, чем длится выполнение самого упражнения;

– игры и психо-гимнастические упражнения должны использоваться с учетом возможности максимальной включенности в них ребёнка; только те игры и упражнения эффективны, которые стимулируют его максимальную активность, свидетельствующую об его заинтересованности в происходящем;

– для наиболее полного использования развивающих ресурсов игр и упражнений родителям необходимо заранее конструировать и организовывать такие ситуации духовно-нравственного выбора, которые давали бы возможность ребёнку осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними; основными характеристиками создаваемой родителями воспитывающей среды при этом должны быть проблемность, неопределенность, принятие;

– проведение родителями с ребёнком игр и упражнений должно обязательно предусматривать обратную связь от него; родителям необходимо по­лучать объективную информацию относительно успешности формирования у ребёнка умений, навыков, установок духовно-нравственного поведения;

– проведение игр и упражнений должно сопровождать партнерское общение родителей и ребёнка, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаётся ценность их личности; только в этом случае создаётся необходимая для духовно-нравственного воспитания атмосфера безопасности, доверия, открытости, позволяющая ребёнку экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Для проведения родителям рекомендованы игры и психо-гимнастические упражнения.

4. Организацию ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях. Использование данного приема в проведении родителями воспитательной работы с ребёнком в семье было основано на том, что успех влечет за собой возникновение у него целого ряда положительных эмоций, поведенческих и личностных изменений.

В рамках практики создания ситуаций достижения детьми ситуаций успеха родителям было рекомендовано следующее:

– на начальных этапах проведения воспитательной работы с ребёнком в семье предпочтение следует отдавать ситуациям достижения успеха в игровых отношениях; такие ситуации являются наиболее безопасными для ребёнка и позволяют ему проверить разные варианты поведения без значительного ущерба для себя;

– к созданию ситуаций достижения успеха в реальных отношениях следует переходить тогда, когда ребенок усвоит основные духовно-нравственные ценности и осознаёт необходимость и возможность следования им в любых жизненных ситуациях;

– проектирование ситуаций достижения детьми младшего школьного возраста успеха должно предусматривать охват максимально возможного спектра духовно-нравственных ценностей, не только органично входящих в повседневную жизнедеятельность каждого человека (например: добро, правда, вежливость), но и те, которые актуализируются в особых жизненных ситуациях (например, отзывчивость, милосердие, терпимость);

– проектирование ситуаций достижения успеха для детей младшего школьного возраста должно осуществляться с учетом возможностей и ограничений возраста; как слишком простая, так и слишком трудная ситуация может вызвать утрату к себе интереса ребёнка и возникновение трудностей для последующей отработки практики реализации соответствующей духовно-нравственной ценности.

Для участия в формирующем эксперименте была создана экспериментальная выборка детей младшего школьного возраста. В неё вошли дети, родители которых приняли участие в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье». Их численность, таким образом, составила 30 детей младшего школьного возраста.

Для получения числовых результатов замеров использовались следующие исследовательские методы – диагностическая тестовая карта, беседа и наблюдение.

Обобщая выявленные изменения, можно утверждать, что целенаправленная воспитательная работа родителей со своими детьми позволила им освоить достаточно сложные духовно-нравственные категории, которые не входят в повседневный обиход ребёнка младшего школьного возраста. Целенаправленное воспитательное воздействие родителей способствовала росту осмысленности поведения детей младшего школьного возраста.

На основе полученных эмпирических материалов можно говорить о том, что целенаправленное воздействие родителей на духовно-нравственную сферу ребёнка младшего школьного возраста по своим результатам отличается от пассивного воздействия на него просто благоприятной семейной среды. Эти изменения носят комплексный характер и касаются не только информированности ребёнка относительно базовых духовно-нравственных ценностей, но и осмысленности своего поведения с точки зрения соблюдения духовно-нравственных ценностей, а также реального использования их в своей повседневной деятельности. Данные проявления свидетельствуют о сформированности у младших школьников духовно-нравственной воспитанности.

Таким образом, проведённый нами эксперимент оказался результативным. Полученные позитивные изменения позволили подтвердить эффективность разработанной программы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье.

Заключение
Как показал анализ проблематики, проблемы духовности и нравственности никогда не были безразличны для общества. В силу этого они получили значительную разработку в рамках философии, социологии, филологии, права и др. отраслей науки. Немалый интерес духовно-нравственная проблематика вызывала в психолого-педагогических науках.

Согласно сформировавшимся подходам, получившим отражение в научных источниках, духовно-нравственное воспитание выступает важной составляющей социализации детей младшего школьного возраста. Духовно-нравственное воспитание позволяет ребёнку усвоить основные ценности, определяющие поведение в разных социальных контекстах, сопровождается личностными изменениями, позволяющими органично вписаться в межличностное взаимодействие в рамках различных видов деятельности и достичь личностной самореализации. В свою очередь, отсутствие должной духовно-нравственной воспитанности влечет за собой различные формы асоциальности и криминальности.

Результаты проведённой опытно-экспериментальной работы дают основания для следующих выводов:

  1. Духовно-нравственное воспитание представляет собой важнейший компонент воспитания детей младшего школьного возраста в семье, представляющий собой формирование у них родителями воспитанности в духовно-нравственной сфере, основанной на информированности детей о базовых духовно-нравственных категориях, позитивном отношении к ним, осмысленности своего поведения с духовно-нравственных позиций и следовании им в своём поведении.

  2. Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста как усвоение ими духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовность к их практической реализации в повседневной жизнедеятельности характеризуется развитием четырех компонентов: когнитивного, аффективного, конативного и оценочно-смыслового.

Когнитивный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста образуется имеющимися у них знаниями о духовно-нравственных ценностях.

Аффективный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой сформировавшуюся у них эмоциональную окраску отношения к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.

Конативный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой наличие у них практики использования духовно-нравственных ценностей.

Оценочно-смысловой компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения.

Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста определяется уровнем сформированности у них названных компонентов.

3. Изучению состояния духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста способствует разработанная диагностическая тестовая карта, основанная на оценивании данной воспитанности по четырем критериям. Первым критерием в диагностической карте выступает сформированность у ребёнка системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей. Вторым критерием является отношение ребёнка к соблюдению духовно-нравственных ценностей. Третьим критерием – использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике. Четвертым критерием – осмысление ребёнком совершаемого поведения с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей. В качестве базисных духовно-нравственных категорий в данной тестовой карте используются следующие категории: 1) «добро-зло»; 2) «хорошо- плохо»; 3) «правда-ложь»;4) «можно-нельзя»; 5) «вежливость-грубость»; 6) «сострадание-равнодушие»; 7) «терпимость-нетерпимость»; 8) «отзывчи­вость-черствость»; 9) «милосердие-жестокость»; 10) «щедрость-жадность».

4. Формирование духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для духовно-нравственной воспитанности младших школьников являются её ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию, а также используемый родителями стиль воспитания детей. Для родителей, достигающих успеха в духовно-нравственном воспитании своих детей, характерными являются: ориентация на личность ребёнка, сформированность в семье помогающих отношений, реализация компетентного общения с ребёнком.

    1. Педагогическим условием духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье выступает создание родителями семейной среды, благоприятной духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Семейная среда, благоприятствующая духовно-нравственному воспитанию ребёнка, характеризуется эмпатийностью родителей, использованием ими демократического стиля воспитания, диалогичного, доверительного общения, культивированием в семье взаимопомощи и взаимоподдержки.

6. Важным условием формирования духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания. Подготовленность родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к созданию семейной среды, благоприятной для такого воспитания, и обладание знаниями и умениями по оказанию целенаправленного воспитательного воздействия на своих детей с целью формирования у них готовности к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.

Проведённое нами исследование ещё раз подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей. Мы исходили из того, что особое внимание данному воспитанию в семье следует уделять в младшем школьном возрасте, когда у детей происходит расширение сферы социальной активности, и они становятся уязвимыми негативному влиянию чужих людей.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта