ВКР поправки Шиповская М.Н.. Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме
Скачать 262.54 Kb.
|
1.3 Педагогическая модель формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье Организацию работы по непосредственному выявлению педагогических условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье мы представим построением теоретической модели данного процесса. Необходимость такой модели обусловлена недостаточной разработанностью в современной педагогике научных подходов к реализации практики духовно-нравственного воспитания детей рассматриваемого возраста в рамках семейного окружения. Отметим, что понятие «модель» с гносеологической точки зрения означает своеобразный «представитель», «заместитель» оригинала некоторого объекта (процесса) в познании и практике. Построение модели объекта осуществляется в тех случаях, когда человек не может непосредственно овладеть искомым природным, или социальным объектом, применить к нему определенные диагностические и формирующие процедуры. Такая ситуация может возникнуть в двух случаях: если объект недоступен для непосредственного взаимодействия с ним исследователя или если объект имеет слишком сложную организацию. В нашем случае имеет место второй вариант: мы рассматриваем процесс духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье достаточно сложным по структуре и факторам его обусловливающим. В нашем случае производилось педагогическое моделирование формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье (рис. 1). Рисунок 1 – Модель формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье Разработанная нами модель включает следующие структурные компоненты: – цель – формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье; – субъекты воспитания - дети младшего школьного возраста; – содержание духовно-нравственного воспитания – развитие тех сторон и качеств личности, которые способствуют духовно-нравственной регуляции младшими школьниками своей деятельности и их позитивной ориентации в социуме; – педагогические условия, в которых осуществляется духовно-нравственное воспитание младшего школьника – повседневная жизнь ребёнка в семье; Процесс формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье осуществляется через: – принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье – основные подходы, используемые родителями и позволяющие усилить воспитательный потенциал семейного окружения; – методы духовно-нравственного воспитания – способы воздействия родителей на детей в направлении цели искомого воспитания; – средства духовно-нравственного воспитания – технологии, направленные на формирование готовности к реализации духовно-нравственных ценностей. Результатом данной деятельности выступает духовно-нравственная воспитанность младших школьников. Раскроем содержание обозначенных компонентов выстраиваемой нами модели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье. Субъектами воспитания в нашем случае выступают дети младшего школьного возраста. Данный возраст обладает рядом особенностей, которые подлежат учету при осуществлении духовно-нравственного воспитания в семье. К младшему школьному возрасту у ребёнка складываются психологические предпосылки, способные выступить основой для образования фундамента его духовно-нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности1. Возрастной особенностью, способствующей организации духовно-нравственного воспитания в семье, является подражательность детей младшего школьного возраста. Они стремятся подражать взрослым и некоторым сверстникам, а также героям любимых книг и фильмов. В первые годы обучения в школе очень заметно развиваются интересы, особенно познавательный интерес, к познанию окружающего мира, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 класс), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями (к концу 3 класса). С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению, сначала к чтению вообще, а затем – к чтению определенной литературы, с острой и занимательной фабулой, сказкам, позднее – к книгам с несложный научно-фантастическим и приключенческим сюжетом. Быстро формируется интерес к технике (преимущественно у мальчиков), причем к современной технике – ракетам, лунным и космическим станциям, луноходам и самолетам новейшего типа2. Это также может быть использовано в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье. Обозначенные познавательные и личностные особенности детей младшего школьного возраста могут быть использованы при организации их духовно-нравственного воспитания в семье. Однако в этом возрасте проявляется ряд особенностей психического развития, подлежащие учету родителями при подборе методов и средств духовно-нравственного воспитания ребёнка. На первое место среди этих особенностей поставим слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничены. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость (в основном, это характеризует учеников 1 и 2 классов). Неустойчивость внимания младших школьников есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Затруднить духовно-нравственное воспитание младших школьников может и то, что среди них могут встречаться интеллектуально-пассивные дети. Они обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, в практической деятельности, но ещё не привыкли и не умеют думать, для них характерно стремление избежать активной мыслительной деятельности1. Несколько осложняет духовно-нравственное воспитание и то, что в данном возрасте характер только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью2. К позитивным возрастным особенностям характера младшего школьника относятся отзывчивость, любознательность, непосредственность, доверчивость. К его негативным проявлениям – импульсивность, т.е. склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, а также капризность и упрямство3. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7-8 лет) ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Это ограничивает возможность использования в рамках духовно-нравственного воспитания метода упражнения. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста обладает рядом психологических характеристик, которые могут, как способствовать, так и затруднить реализацию их духовно-нравственного воспитания в семье1. В качествецели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семьенами позиционируется формирование у него духовно-нравственной воспитанности. Под духовно-нравственной воспитанностью младшего школьника понимается сформированность у него духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовности к их практической реализации. При постановке обозначенной цели воспитания младшего школьника в семье мы исходим из того, что формирование у него духовно-нравственных ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. Под ценностными ориентациями понимается относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности2. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида3. В силу этого ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности самой личности. К основным духовно-нравственным ценностям, подлежащим формированию в младшем школьном возрасте, нами отнесены: – любовь к Родине, своей стране; – уважение родителей, старших; – признание прав другого человека; – отзывчивость по отношению к людям, нуждающимся в помощи; – милосердие по отношению к слабым и беззащитным; – терпимость к непохожему; – верность слову, долгу; – честность и порядочность; – вежливость во взаимоотношениях с людьми; – соблюдение норм социального поведения. При построении модели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье мы предусматривали, что духовно-нравственные ценности, вырабатываемые у них в семье, должны распространяться: на собственную семью, т.е. своих родителей, братьев-сестер, бабушек-дедушек, других родственников; на ближайшее социальное окружение – знакомыми семьи, соседей, товарищей по двору, по школе, по внешкольным заведениям; на социум в целом, т.е. на всех людей вне зависимости от наличия каких-либо предыдущих коммуникативных контактов и возникновения дружеских или деловых контактов. Вместе с тем, недостаточно формирование только ценностных ориентаций, необходимо придание им активной, деятельностной природы. Это возможно, если ориентации человек будет готов реализовать на практике. Формирование готовности младших школьников к практической реализации духовно-нравственных ценностей рассматривается нами в качестве основного критерия эффективности реализации семейного воспитания в искомом направлении. Готовность определяем, как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность. В ряде исследований подчеркивается, что – это не только предпосылка, но и регулятор деятельности1. Соответственно, готовность имеет достаточно сложное содержание. При выделении качеств, характеризующих психологическую готовность человека к выполнению какой-либо деятельности, исследователи отмечают необходимость учета особенностей этой деятельности2. Поэтому готовность младших школьников к практической реализации духовно-нравственных ценностей нами рассматривается как совокупность таких свойств личности, которые необходимы и достаточны для успешного применения этих ценностей в повседневной жизнедеятельности. В составе данной готовности нами выделены следующие компоненты: интеллектуальный, мотивационный и операционально-деятельностный. Интеллектуальный компонент готовности личности к реализации духовно-нравственных ценностей представляет собой информированность о духовно-нравственной стороне жизнедеятельности. Он включает в себя: – знание основных духовно-нравственных ценностей; – представление о том, как духовно-нравственные ценности реализуются на практике; – понимание того, как необходимо реагировать на ситуации, содержащие конфликт с духовно-нравственными принципами. В составе мотивационного компонента готовности личности к реализации духовно-нравственных ценностей нами выделяются два основных компонента: – положительное отношение к соблюдению духовно-нравственных ценностей в повседневной жизнедеятельности; – убежденность в том, что следование духовно-нравственным ценностям является правильным и необходимым в любой ситуации. Операционально-деятельностный компонент характеризуется качеством знаний, умений и навыков, необходимых для разрешения различного рода ситуаций, имеющих духовно-нравственный контекст. Он включает в себя: – умение выделить духовно-нравственный компонент ситуации; – умение использовать духовно-нравственные принципы для анализа ситуации; – способность к выбору поведения, соответствующего духовно-нравственным принципам; – навыки нравственного поведения. Формирование обозначенных нами компонентов психологической готовности младшего школьника к реализации духовно-нравственных ценностей образует, по сути, содержание его духовно-нравственного воспитания в семье. Исходя из раскрытого нами содержания готовности младших школьников к реализации духовно-нравственных ценностей, можно выделить следующие критерии её сформированное: информационный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный. Информационный критерий включает владение младшим школьником совокупностью духовно-нравственного мировоззрения и системой знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей1. Мотивационный критерий включает отношение к соблюдению духовно-нравственных ценностей, потребность в следовании им в повседневной жизнедеятельности и противодействии бездуховности. Деятельностный критерий включает использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике (показатели – регулярность, уровень волевых усилии, последовательность использования нравственных норм в поведении). Рефлексивный критерий включает в себя осмысление ребёнком совершаемой деятельности с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей. К признакам духовно-нравственной воспитанности ребёнка при этом можно отнести: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к взрослым и сверстникам, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении1. Показателем духовно-нравственной воспитанности является осознанность следования ребёнком духовно-нравственным ценностям, адекватность эмоциональных отношений к поступкам, имеющим духовно-нравственную окраску. Отслеживание уровня духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста осуществлялось нами на основе диагностики уровня развития его компонентов. При разработке модели формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье мы учитывали то, что уровень эффективности процесса его духовно-нравственного воспитания во многом зависит от условий его повседневной жизни в семье. К условиям, благоприятствующим духовно-нравственному воспитанию младшего школьника в семье, отнесем следующие условия: – ориентация родителей на личность ребёнка; – сформированность в семье помогающих отношений; – реализация в семье гуманистического общения родителей с ребёнком. Ориентация родителей на личность ребёнка подразумевает то, что в центр всех воспитательных воздействий помещены его потребности, интересы, стремления. При этом исключается давление на личность ребёнка. Он воспринимается как полноценный член семьи, имеющий своё жизненное предназначение. Задача родителей, в связи с этим – помочь найти это предназначение и оказать помощь в том, чтобы стать способным это предназначение реализовать. Соответственно, следующее условие духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье – создание в ней помогающих отношений1. Под помогающими отношениями понимаются отношения, содержащие правдивость, принятие, желание понимать (эмпатию), доверие, понимание. В семьях, в которых укоренилась взаимная забота, безусловное принятие друг друга, наблюдается ускорение интеллектуального и творческого развития детей, усиление их эмоциональной защищенности, формирование более благожелательного отношения к миру и себе. В таких отношениях ребенок получает возможность становиться более цельным, более действенным. У него изменяется самовосприятие; он более реально оценивает себя; он более уверен в себе; лучше владеет собой; на него меньше действует стресс; он становится более зрелым в поведении; у него меньше защитных реакций; он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации. Имеются данные о том, что дети, воспитанные в таких семьях, к концу школы являли собой популярных, доброжелательных, неагрессивных лидеров2. Повышению эффективности формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье, согласно нашей модели, способствует следование родителей следующим принципам духовно-нравственного воспитания: системному, деятельностному и субъектному. Согласно системному принципу, духовно-нравственная сфера личности является системным интегративным образованием, выступающим в единстве её мотивационного, интеллектуального и операционально-деятельностного компонентов. Соответственно, к духовно-нравственному воспитанию младших школьников необходимо подходить системно и формировать у них не только, например, знания, относящиеся к духовно-нравственной сфере, но и направленность на них, и способность реализовать духовно-нравственное поведение на практике. Согласно деятельностному принципу, духовно-нравственное воспитание необходимо реализовывать с учетом взаимодействия духовно-нравственного сознания и поведения (деятельности). Следование принципу субъектности обеспечивает понимание ребёнка в качестве субъекта духовно-нравственного развития, проявляющего психическую активность в освоении соответствующего опыта. Методы духовно-нравственного воспитанияпредставляют собой определенные способы воздействия родителей на детей для достижения искомой цели. Выделение нами данных методов основывалось на анализе возможностей базовых для педагогической науки воспитательных методов. Данные методы достаточно разнообразны. По одной из традиционных классификаций среди методов воспитания выделяют три группы методов: убеждение, упражнение и побуждение. Однако для реализации духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье мы считаем целесообразным использование следующего комплекса воспитательных методов: метод убеждения, метод родительского примера, метод приучения и метод педагогического стимулирования1. Метод убеждения как разновидность вербального метода воспитания представляет собой способ воздействия родителей на ребёнка на основе обращения к его разуму с применением рациональных аргументов, логики. Использование данного метода состоит в том, что информация духовно-нравственного содержания доводится родителями до сознания ребёнка с целью побудить его к принятию нужного решения и реализации нужной формы поведения. Метод родительского убеждения неизбежно включает элементы информационного метода, т.е. предоставление ими информации, позволяющей ребёнку более полно освоить содержание базовых духовно-нравственных категорий: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-черствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость. Необходимой составной частью родительского убеждения как метода духовно-нравственного воспитания является учет нравственно-духовной ситуации, в которой находится ребенок на момент использования этого метода. Метод родительского примера как разновидность наглядно-практического метода воспитания основан на том, что духовно-нравственное поведение родителей обладает наибольшим убеждающим эффектом. В настоящее время воспитание родительским примером остаётся важнейшим методом семейного воспитания. Он представляет собой включение ребёнка как субъекта воспитания в духовно-нравственное пространство, образованное его семьей, демонстрацию родителями и другими членами семьи духовно-нравственных образцов поведения и преимуществ поведения, основанного на духовно-нравственных ценностях1. Метод приучения состоит в том, что в семье ребёнка вырабатывают ориентации на традиционные духовно-нравственные ценности, вырабатывают у него активную духовно-нравственную позицию, приобщают к духовно-нравственному поведению. Ежедневное приучение ребёнка к использованию духовно-нравственных ценностей требует от родителей внимательного отслеживания ситуации, окружающей ребёнка с точки зрения выявления «точек» приложения его волевых усилий по реализации ценностного поведения и побуждения ребёнка к реализации этих усилий. Применение творческого подхода к приучению ребёнка к реализации духовно-нравственных ценностей основано на результатах ежедневной работы в данном направлении. При этом создание критических ситуаций духовно-нравственного выбора может выступать: – средством закрепления результатов, выработанных в ходе ежедневного приучения ребёнка к выполнению основных духовно-нравственных принципов в повседневной жизнедеятельности; – средством создания «зоны ближайшего развития», т.е. обозначения перспектив дальнейшего духовно-нравственного развития ребёнка, т.е. выявления того, что ребенок ещё не способен самостоятельно освоить в духовно-нравственной сфере, но может сделать это в более или менее ближайшем будущем с помощью родительской помощи; – средством ускоренного формирования соответствующих ценностных ориентаций у ребёнка, когда в особой, эмоционально-насыщенной ситуации у ребёнка происходит определенный «рывок» в осознании приоритетности того или иного реагирования на ситуацию, обладающей для него до сего момента неопределенностью духовно-нравственного контекста2. При использовании метода приучения следует учитывать несколько педагогических принципов: – принцип доступности – нельзя требовать от ребёнка совершать духовно-нравственный выбор, который непосилен для него на данный момент (из-за возрастных или каких-либо актуальных психических особенностей); от родителей требуется соблюдать реализм задач, которые они ставят перед своим ребёнком; – принцип системности – при использовании данного метода следует добиваться единства духовно-нравственного поведения ребёнка, понимания им сущности такого поведения и достижения положительного эмоционального отношения к нему; – принцип последовательности – приучать ребёнка к следованию духовно-нравственным принципам следует постепенно, в направлении от простого к сложному, от привычного к новому; – личностная направленность – в центре приучения находится личность ребёнка; родителям необходимо воздействовать на те стороны личности, которые способствуют становлению стабильной духовно-нравственной направленности личности ребёнка и помогают ему воплощать на практике духовно-нравственное поведение, – принцип единства требований – все члены семьи должны принимать участие в духовно-нравственном воспитании, достигая друг с другом согласованности в требованиях, выдвигаемых по отношению к ребёнку. Метод педагогического стимулирования формирования духовно-нравственных ценностей у детей предполагает поощрение у них поведения, соответствующего духовно-нравственным принципам, и пресечения поведения, им не отвечающего. В качестве методов поощрения наша модель предусматривала использование родителями позитивной оценки, одобрения и награды поведения, соответствующего духовно-нравственным ценностям. Таким образом, выстраиваемая нами модель формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье предполагает комплексное использование родителями вербальных, наглядно-практических и творческих методов воспитательного воздействия в искомом направлении. К средствам духовно-нравственного воспитаниянами отнесена программа «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье», разработанная совместно с педагогами 98 и 113 школ г. Барнаула. В рамках работы с родителями по программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» осуществлялась их подготовка к: созданию семейной среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию ребёнка младшего школьного возраста; вооружение родителей знаниями и умениями, необходимыми для духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье. Первая часть программы работы с родителями (практическая) предусматривала их духовно-нравственное развитие и развитие коммуникативной компетентности на основе использования возможностей: игрового моделирования, моделирования духовно-нравственных ситуаций в семье; анализа семейных и жизненных конфликтных и игровых ситуаций; решения моральных и духовных дилемм; рефлексии, вербализации нравственных чувств; элементов социально-психологического тренинга, тренинга эмпатии. Вторая часть программы работы с родителями (теоретическая) предусматривала расширение их информированности в отношении подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье. Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников в семье представляет собой достаточно масштабный процесс, который предусматривает предварительную подготовку родителей к его осуществлению. |