Главная страница

курсовая. Курсовая. Дмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография


Скачать 85.5 Kb.
НазваниеДмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография
Анкоркурсовая
Дата05.08.2022
Размер85.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипБиография
#641293
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф. И. ТЮТЧЕВА

§1. Биография Ф. И. Тютчева


Тютчев Федор Иванович (1803—1873) происходил из старинного дворянского, но небогатого рода. Получил полноценное гуманитарное образование, в некоторой степени литературное – в начале домашнее (под руководством Раича), затем университетское (курс русской словесности Московского университета. В 1822 году, в возрасте 19 лет, был отправлен в дипломатическую миссию (в Германию, Италию). Тютчев провел 22 года за границей, лишь иногда посещая Россию. Продвижение по службе у Тютчева происходило медленно, так как он не был усердным чиновником. В 1839 году поэт был отстранен от дипломатической службы.

Будучи образованным, остроумным и умным человеком, Тютчев пользовался популярностью среди мюнхенской интеллигенции и аристократии. Он дружил с Шеллингом, Гейне (перевел его на русский язык). В 1844 году Тютчев вернулся в Россию, где восстановился в правах и званиях и до конца своих лет служил в цензурном ведомстве1.

§2. Становление Тютчева как поэта


Литературное творчество Тютчева относительно небольшое. За период своего творчества им было написано около 300 стихотворений. Хотя Тютчев начал печататься рано, в возрасте 16 лет, печатался он редко и в основном в малоизвестных журналах и альманахах («Урания», «Северная лира», «Галатея», «Денница», «Телескоп» и др.). В период 1837—1847 гг. он практически ничего не писал.

В 1836 году А. С. Пушкину доставили из Германии стихи Тютчева, отнесся к ним с «изумлением и восторгом» и напечатал их в «Современнике». Так на Тютчева впервые обратили внимание. После этого становлению Тютчева как поэта помогли статья Некрасова, напечатанная в «Современнике», в 1850 году, а также первое собрание его стихотворений, в 1854 году Тургеневым. Тем не менее, следует сказать, что при жизни Тютчев не обрел широкую популярность. Она ограничивалась кругом литераторов и знатоков. Последний прижизненно изданный сборник был подготовлен зятем Тютчева – И. С. Аксаковым.

Только в конце XIX века тютчевская проза обрела заслуженную известность среди широких масс2.

§3. Периодизация творчества


1-й начальный период (20 – ые годы XIX в.)

Первые стихотворения поэта весьма условны, умозрительны и во многом подражательны. Однако уже к 1820-ым гг. эти признаки начали исчезать. В этот период в его поэзии уже прослеживается глубокая философская мысль. Основные темы, к которым прибегает Тютчев – любовь, философия, природа, - слиты воедино.

2-ой период (30-е - 40-е гг. XIX в.)

Тютчев остается поэтом – мысли. И. С. Аксаков сказал о Тютчеве, что для него «жить – значило мыслить». Стихотворения Тютчева наполнены не только художественной красотой, но умом мыслителя3. Поэт-мыслитель, поэт-философ и поэт-художник – таковы три ипостаси Тютчева-творца.

В этот период Тютчев по –прежнему пишет о любви и о природе, но в его поэзии проявляются тревожные мотивы. Это тревожное начало выражается в ряде стихотворений о странничестве (например, «Странник», «Пошли, Господь, свою отраду»).

3-й период (50-е - 60-е гг. XIX в.)

Тревожность Тютчева перерастает в мрачное и безысходное мировосприятие4.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА АНТИТЕЗЫ

§1. Антитеза как литературный прием


Проблема определения антитезы состоит в терминологических разногласиях. Очень часто антитезой называют те речевые конструкции, которые не отвечают основным признакам данного приема, заложенным в определении. В связи с чем представляется необходимым проанализировать определения антитезы из разных литературных словарей и энциклопедий для выявления наиболее точной дефиниции и обосновать признаки, по которым антитезу следует выделять из ряд других риторических приемов, основанных на антонимии.

В широком смысле антитеза понимается как «стилистическая фигура сближения двух противоположных образов, понятий, мыслей»5, «постановка рядом противоположных по значению слов, антонимов»6.

То вся она – печаль, то вся она – приманка,

То всё в ней – блеск и свет, то всё – позор и тьма…

(С.Я. Надсон «Жизнь»)

Данный подход приравнивает к антонимам все средства речевой выразительности, основанные на антонимии. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что семантические отношения антонимов выходят за рамки отношений противопоставления. Антонимы могут выступать в отношениях:

  • соединения (и сзади и спереди) - амфитеза;

  • сопоставления (Горсть отвоёванной России / Он захотел на память взять, / и не сумели мы, живые, / Те пальцы мёртвые разжать. –Я.В. Смеляков «Пряха») - оксюморон;

  • сравнения (Лучше поздно, чем никогда – пословица);

  • усиления одного за счёт отрицания противоположного (Не худой, толстый) - акротеза;

  • превращения (Всё стало блеклым – даже самое яркое7 [3, с. 121]. Та-

Следует четко обозначить границы такого речевого приема как антитеза.

Согласно другим источникам антитеза заключается в «резком противопоставлении понятий, мыслей, образов»8.

И падают светлые мысли,

Сожжённые тёмным огнём. (А. Блок)

Противопоставление, согласно толковым словарям, значит «сравнить, указав на различие, противоположность признаков одного и другого»9. Из этого определения следует, что, во –первых, противопоставляемые компоненты должны быть сопоставимы по какому-либо смысловому компоненту. В пара «низкий - высокий» смысловой компонент – «рост» (ср. ночь свежа, а девушка нежна – общего смыслового компонента нет).

Во-вторых, противопоставляются только прямо противоположные признаки, исключается существование схожих признаков (например, черный – зеленый). Например, лучше горькая правда, чем сладкая ложь – пословица.

В-третьих, противопоставляться должны разные вещи, а не характеризовать одну и ту же сущность. Следовательно-Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, Матушка Русь! - не является антитезой.

Однако существуют и другие взгляды на противопоставление. Например, «Поэтический словарь» А. П. Квятковского10 иллюстрирует антитезы строками из стихотворения Державина «Бог»: Я – царь, я –раб, я – червь, я – бог. Как видим, между словами царь – раб, червь – бог отношения противопоставления не наблюдаются. Все названные позиции соединены в одном объекте, но один человек не может быть одновременно царем, слугой, червем и богом. Это уже отношения не противопоставления, а противоречия, которые размывают понятие противопоставления.

Помимо семантики противопоставления встречаются и другие основания для формирования антитезы. Например, Л.А. Введенская выводит следующее основание: антитеза «основана на сравнении двух противоположных явлений»11: Не надо о плохом, подумай о хорошем.

Некоторые авторы рассматривают антитезу как фигуру, состоящую в «сопоставлении логически противоположных понятий или образов»12. Исходя из большого количества определений антитезы можно сделать вывод, что данное понятие является не до конца утвержденным в науке.

Антитеза может быть классифицирована следующим образом:

  • Словесная антитеза – соединение в одном предложении или в одной поэтической фразе слов или словосочетаний с противоположным значением или противоположной эмоциональной окраской.

  • Образная антитеза – противопоставление образов героев, характеров персонажей.

  • Композиционная антитеза – более развернутая антитеза, по принципу которой могут быть построены целые литературные произведения: происходи противопоставление фрагментов, сюжетных линий и эпизодов в произведении, строф в лирическом стихотворении.

Еще одним видом антитезы в XIX веке может выступать сословная антитеза, то есть антитеза, затрагивающая взаимоотношения власти и народа, дворянства и крестьянства, их быта и устоев13.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта