Главная страница

курсовая. Курсовая. Дмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография


Скачать 85.5 Kb.
НазваниеДмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография
Анкоркурсовая
Дата05.08.2022
Размер85.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипБиография
#641293
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

§3. Пространственные антитезы в творчестве Тютчева


Тютчева можно назвать поэтом пространства. Ю.М. Лотман в своей статье «Поэтический мир Тютчева» говорит о том, что «в целом для Тютчева характерно расширяющееся, а не сужающееся пространство33. Он располагает пространство скорее по вертикали нежели по горизонтали. И хотя Тютчев наблюдает красоту мира земного, величие природы, его душа постоянно ищет возвышенное, космос, небеса. «Движение человеческого взора по вертикали – к вершинам гор, облакам, зорям, звёздам, –символизирует у него движение человеческого сердца ввысь, к романтическим высотам идеала»34.

Пространственный тип антитетической композиции, часто применяемый Тютчевым, предполагал разделение реального мира и идеального, мира, который «здесь» и мира, который «там». Земное поэт связывает с «пошлым и ложным», а небесное – с возвышенным. Поэтический мир Тютчева строится в соответствии с вертикальной ориентацией. В тютчевской поэзии направленность взгляда, как правило, движется снизу-вверх. Лотман выделяет три ступени подъема: низ-среднее звено-верх. Для каждой ступени характерны свои антитезы.

Рассмотрим эти три ступени подъема на примере стихотворения Тютчева «Над виноградными холмами».

Над виноградными холмами

Плывут златые облака.

Внизу зелеными волнами

Шумит померкшая река.

Взор постепенно из долины,

Подъемлясь, всходит к высотам

И видит на краю вершины

Круглообразный светлый храм.

Там, в горнем, неземном жилище,

Где смертной жизни места нет,

И легче, и пустынно чище

Струя воздушная течет,

Туда взлетая, звук немеет...

Лишь жизнь природы там слышна,

И нечто праздничное веет,

Как дней воскресных тишина35.

Действительно, хронотопом стихотворения создается восприятие мира в стихотворении по степени постепенной градации. Первые четыре строки уже представляют двоемирие: «Над виноградными холмами плывут златые облака», «Внизу зелеными волнами шумит померкшая река». Противопоставление достигается также за счет глаголов: облака плывут, а река шумит.

Итак, на нижнем уровне встречаются следующие слова: «внизу», «зелеными волнами шумит померкшая река», «из долины».

Среднее звено представлено фразой «над виноградными холмами».

А верх уже рисуется перед читателем в виде «златых облаков», «в горнем, неземном жилище», «к высотам», «на краю вершины храм».

Стихотворение является продолжением темы Тютчева о противопоставлении земного и небесного, суеты, обыденности и гармонии, возвышенности и одухотворенности. Согласно композиционной антитезе стихотворение можно разделить на две части. В первой обозначается нахождение лирического героя, упоминаются элементы земного мироздания - «виноградные холмы», «померкшая река». Эпитет «померкшая» говорит об обыденности, простоте этого мира, а река «шумит зелеными волнами» одновременно означает два смысла. С одной стороны, зеленый цвет – это символ природы, гармонии, а с другой – он также символизирует материальность, безнадежность, замкнутость. Соответственно, не может быть гармонии там, где шумит зеленая река.

Другой мир, небесный, представлен совсем другими цветами. В нем присутствуют эпитеты «златые облака», «светлый храм». Они рисуют возвышенную гармонию, где есть Бог, который таковым и является.

Во втором эпизоде Тютчев знакомит нас с гармоничным миром. Гармония живет в горнем и неземном, она свободна и чиста. Это самая настоящая свобода, свобода души. Гармонии присущи тишина и чистота: «и легче и пустынно чище струя воздушная течет»; «Туда, взлетая, звук немеет, лишь жизнь природы там слышна».

§4. Трехэлементная антитеза


Юрий Тынянов, советский литературовед, отмечал такую особенность тютчевской поэзии, как ее фрагментарность36, построенную на принципе антитезы. Для тютчевского фрагмента характерен «динамический процесс движения от начала к концу произведения»37. Фрагмент у поэта закончен. Обширное поле изображаемого предмета здесь сужается до минимума, за счет чего слова приобретают значимость в этом небольшом фрагменте. Каждый образ усиливается тем, что сперва дан противоположный, из-за чего он выступает вторым членом антитезы.

Некоторые стихотворения-фрагменты у Тютчева, построенные таким образом, включают в себя не два, а три элемента. Учителю Тютчева, С.Е. Раичу, была известна такая антитеза. Одно з его стихотворений построено именно на основе динамического процесса. Это элегическая "Песня соловья" (1827), содержащая строки: "Сладко чувства нежить утром /... / Минет утро, день настанет / ... / День умрет, другой родится". Как видим, Раич использует сложную лексическую фигуру с тремя противопоставленными элементами, два из которых сами являются симметричными антитезами.

Раич сосредотачивал внимание своего ученика на приемах противопоставления. Он сыграл большую роль в становлении Тютчева как поэта. Тютчев отдавал должное поэтическому дару своего учителя. Перед разлукой с ним в 1822 году из-за своего отъезда в Мюнхен, Тютчев написал ему посвящение «На камень жизни роковой...», содержащее слова: «его годы созрели под крылом Музы».

Трёхэлементная антитеза выражается тем, что на протяжении одного цикла динамического образ сферы предмета на протяжении одного цикла динамического процесса (терминология Тынянова) трижды получает новое содержание.

Например, в оде Тютчева "На Новый 1816 Год" встречается следующая антитеза:

О Время! Вечности подвижное зерцало! <...>

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим.

В данном случае предметов выступает века (столетия), образ которых трижды меняется: рождаются - исчезают - одно столетие стирается другим (т.е. века вновь рождаются). Можно заметить, что второй элемент противопоставлен первому и третьему. «Одно столетие стирается другим» - в данном случае процесс не прекращается, наоборот, наступает преемственность. «Века рождаются», следовательно, начинается воспроизведение нового цикла.

В заключение приведем стихотворение Тютчева, состоящее из множества антитез.

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит...

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры... но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой,

Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, боже мой!

Приди на помощь моему неверью!..38

Доминирующей антитезой является пара «безверие – вера». Поэта беспокоит именно такое положение дел. Уже не раз отмечалось, что Тютчева волновала тема бытия, мироустройства, самопознания.

Вот какие антитезы употребляет Тютчев:

  • Не плоть, а дух растлился в наши дни…

  • Он к свету рвется из ночной тени...

  • И жаждет веры... но о ней не просит...

  • Я верю, боже мой! Приди на помощь моему неверью!

В данном стихотворении автор обращается к христианским мотивам. Тютчев сталкивает понятия, вечно находящиеся в борьбе: «плоть – дух», «свет – тень», «жажда веры» - «нежелание просить», «вера – неверие». Подобные противопоставления встречаются в большом числе в Библии.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта