Главная страница

курсовая. Курсовая. Дмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография


Скачать 85.5 Kb.
НазваниеДмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография
Анкоркурсовая
Дата05.08.2022
Размер85.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.docx
ТипБиография
#641293
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

§4. Резюме.


За базовое определение возьмем определение Петровского из «Литературной энциклопедии».

Антитеза (от. греч. противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов.

Антитеза можно классифицировать по следующим способам применения:

  1. Антитеза, сопоставляющая образы или понятия, контрастирующие между собой. Напр., в «Евгении Онегине»:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

  1. Антитеза, выражающая характеристику чего-то единого. Например, уже вышеназванные строки из Державина «Я царь — я раб, я червь — я бог», т. е. обозначение человека, как весьма противоречивого существа. У Пушкина Россия выражается антитезами географических ее пределов: «От Перми до Тавриды, от финских хладных скал до пламенной Колхиды, от потрясенного Кремля до стен недвижного Китая».

  2. Антитеза, применяемая для оттенения центрального образа. Например, у А. С. Пушкина:

«А ночью слышать буду я

Не голос яркий соловья,

Не шум глухой лесов,

А крик товарищей моих,

Да брань смотрителей ночных,

Да визг, да звон оков».

У Спенсера антитеза о черном пятне на белом как раз построена на данном основании. Белое не входит в состав черного, но оттеняет его, усиливает контраст.

  1. Антитеза, выражающая альтернативу: или – или. Так, у Пушкина слова Лепорелло Дон-Жуану: «Вам все равно с чего бы ни начать, с бровей ли, с ног ли». 16

Антитеза может быть словесной, т.е. выражаемой в поэтической фразе или предложении, построенном на контрасте; образной, т.е. противопоставляющей образы и характеры героев (например, Ольга и Татьяна Ларины); композиционной – антитеза, противопоставляющая целые фрагменты произведений: смысловые линии в прозе или строфы в поэзии. Также встречается особый вид антитезы – сословная антитеза, связанная с противоречиями внутри сословной структуры общества в XIX веке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 3. АНТИТЕЗА В ТВОРЧЕСТВЕ ТЮТЧЕВА


В творчестве Тютчева встречается большое количество повторяющихся антитез, таких как космос – хаос, день – ночь, свет – тьма, горнее – дольнее. Интересен тот факт, что при анализе его поэтического творчества наблюдается отсутствие стабильных заключенных значений внутри антитетических пар. Встречаются случаи, когда одинаковые члены, образующие антитезу, имеют прямо противоположное значение.

§1. Антитеза «день – ночь» в творчестве Тютчева


Рассмотрим антитезу «день –ночь», построенную на контрастных понятиях, в творчестве Тютчева.

День вечереет, ночь близка,

Длинней с горы ложится тень,

На небе гаснут облака…17

В данном стихотворении день и ночь употреблены в своем прямом значении – как времена суток: день вечереет, ночь близка. Ключевые слова, свидетельствующие о процессе перехода дня в ночь, наступления сумерек, имеют значения угасания, растворения: ложится тени, гаснут облака.

В следующих строках мы сталкиваемся с тем же значением антитезы:

Сентябрь холодный бушевал,

С деревьев ржавый лист валился,

День потухающий дымился,

Сходила ночь, туман вставал18.

В стихотворении «Как ни дышит полдень знойный…» антитеза «день-ночь» выражает соединение, постоянство (и днем и ночью).

Как ни дышит полдень знойный

Здесь фонтан неутомимый

День и ночь поет в углу

И кропит росой незримой

Очарованную мглу19.

Перейдем к рассмотрению более глубоких значений антитезы «день-ночь».

В. Брюсов отмечал, что для творчества Тютчева характерно видение двух миров – дневного и ночного20. Противопоставленность двух миров выражена в стихотворении Тютчева «День и ночь»:

На мир таинственный духов,

Над этой бездной безымянной,

Покров наброшен златотканый

Высокой волею богов.

День — сей блистательный покров

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Но меркнет день — настала ночь;

Пришла — и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!21

Данное стихотворение полностью построено на композиционной антитезе. Тютчев вводит день в ранг живого существа (друг человеков и богов»). С самого начала день - это лишь покров ночи. И хотя семантика слова «день» должна быть связана со светом, на самом деле день искусственен и сделан. Он является лишь обманом, дарующим облегчение «человекам». День является прикрытием мира таинственных духов, безымянной бездны.

«Но меркнет день – настала ночь» - эта строчка разрывает стихотворение на две части, становится рубежом противостояния всего текста. Здесь ночь выступает как некая истина, которая обнажает роковой мир, бездну. Бездна наделена «страхами и мглами» каждого человека:

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!22

День выступал посредником между человеческими внутренними страхами и самим человеком. Следует заметить, день противопоставляется ночи как внутренняя сущностная сила, а не во времени. День исчезает с наступлением ночи, а ночь исчезает с наступлением дня.

Проанализировав антитезу «день-ночь» можно увидеть еще одну антитезу «бездна – человек». Эти сущности могут сосуществовать, но бездна прикрыта днем, а ночь ее обнажает. В результате между «днем» и «ночью» возможны довольно мирные отношения.23

В позднем стихотворении Тютчева наблюдаются эти отношения:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной24.

В целом, можно говорить о том, что «бездна» вмещает в себя «день» и «ночь».
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта