курсовая. Курсовая. Дмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография
Скачать 85.5 Kb.
|
§2. Первые случаи использования антитезыАнтитеза как средство художественной выразительности возникло еще на начальных стадиях развития культуры. Восприятие мира характеризовалось принципом двойственности. вода — суша, свет — тьма, небо — земля, правый — левый, север — юг. Интерес к антитезе во времена античности был вызван расцветом ораторского искусства. В те времена данный прием воздействия на слушателя был самым востребованным элементом большинства устных выступлений. Например, для Аристотеля антитеза — определенный «способ изложения» мысли, средство создания особого — «противоположного» — периода. Антитеза, наряду с другими средствами речевой выразительности, изучалась в специальном разделе риторики - элокуции, отвечающем за построение такой тактики речевого поведения, которая приводит к желаемому результату. В устном народном творчестве антитеза использовалась с целью выражения многообразных оттенков противоположности, создания необходимо полноты и выразительности. зачастую поддерживалась метафорой, а также повторением слов, звуков и даже рифменным созвучием: На языке мед, а под языком лед. На голове густо, да в голове пусто. Герои русских народных сказок часто противопоставлялись друг другу. Например, Алеша Попович – Тугарин змей (герой – противник), Иван-дурак и его братья (герой – мнимый герой). Антитеза была одним из самых востребованных стилистических приемов у русских писателей. Например, А. С. Пушкин использовал данную речевую фигуру, чтобы противопоставить характеры героев. М. Ю. Лермонтов с помощью этого приема подчеркивал классовое расслоение русского общества в дореволюционной России ХIХ века. §3. Антитеза в творчестве писателей XIX векаПрежде чем устанавливать место и значение этого принципа в поэзии Тютчева, скажем о его функции в поэзии XIX в. Русская поэзия XIX века широко использовала принцип антитезы. Уже в XVIII в. это принцип занимает важную роль: его считают формой и символом поэтического обобщения, в особенности, среди философской лирики. Для дальнейшей работы необходимо понять, какие факторы оказали влияние на формирование антитезы как принципа, отражающего личностное сознание поэта в XIX веке. Романтизм пришел в русскую литературу в начале XIX века под влиянием европейского романтического движения. Вслед за этим движением литература обрела раскрепощение личности, свободу человеческого духа и творческой мысли. Мир, или универсум в сознании романтиков— это весь мир, весь мир, как совокупность явлений материального мира и человеческого сознания, противоречивый и бесконечно меняющийся. Он состоит из окружающей человека действительности и его сознания. Универсум включает в себя две сферы-антипода, две реальности бытия, противостоящие друг другу. В первой реальности существуют низменные чувства и повседневные материальные интересы. В этом мире, в своем большинстве, живут обыватели. В другой реальности людей не так много. Это личности одухотворенные, талантливые, возвышенные, иначе говоря, «романтические энтузиасты» или «аристократы духа». Два романтических мира не соприкасаются между собой – художник не сможет найти себя в мире обывателей и будет страдать, и испытывать одиночество. Обитатели двух взаимоотчужденных миров существуют как бы в разных «измерениях»; художник в мире обывателей обречен на страдания и одиночество, так как его внутренний мир непостижим для тривиального сознания. Эта концепция двух реальностей, или «двоемирие»14. Таким образом мы видим, что антитеза «мечта -действительности» прочно входит в литературу начала XIX века и закрепляется в ней на долгое время. Что же может дать антитеза писателю? Поле, образуемое антитетическими парами достаточно широки и дает простор для размышлений. Например, характерные для поэзии XIX века антитезы земля – небо, счастье – одиночество, свобода – неволя, личность – толпа, надежда – безысходность. В рамках этих границ поэт показывает свое ощущение бытия. Частая сменяемость антитез показывает эволюцию сознания самого поэта, его внутренний духовный рост, отрицание старого и введение нового понимания, некая подвижность художественного сознания. Таким образом, это антитетическое поле выступает как некий символ духовной борьбы и постоянного движения, «знак живого присутствия его личности и духа, синоним сложности самого бытия»15. Если проанализировать лермонтовскую антитезу, то можно заметить, что его антитеза счастье — страдание проходит определенную эволюция. Так, в самом начале его творчества счастье противопоставлялось страданию в качестве ценности — неценности, как хорошее – плохому, как наполненность личности – пустоте. Например, в стихотворении «Исповедь»: Что время лечит от страданья, Что мир для счастья сотворен, Что добродетель не названье И жизнь поболее, чем сон! Далее, значение полюсы меняются, и уже счастье выступает как отрицательный член антитезы, а страдание стало положительным вектором как выражение полноты существования. С этим смыслом мы встречаемся в стихотворении «Я жить хочу»: Я жить хочу! хочу печали Любви и счастию назло; Таким антитетические противоречия, незакрепленность смысла в антитетических парах вовсе не говорят о незрелости поэта. Это как раз есть свидетельство эволюции его духовного состояния, мироощущения, той самой внутренней борьбы, характерная для разных периодов творчества Лермонтова. Такая ценностная стабильность образующих антитезу членов свидетельствует об адекватности антитетического мышления художественному поэтическому сознанию XIX в. |