курсовая. Курсовая. Дмитриевой Светланы Михайловны 1 Петрозаводск 1 введение 4 основная часть 6 теоретическая часть 6 глава творческий путь ф. И. Тютчева 6 биография
Скачать 85.5 Kb.
|
§ 5. Сравнение антитезы в творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. ФетаПроанализировав творчество Тютчева, можно выделить некоторые смысловые доминанты. Наиболее характерными для его творчества антитетическими парами являются: день – ночь, свет – тьма, смерть – сон. Это те пары, которые способствуют раскрытию философского замысла Тютчева. В творчестве Фета встречаются подобные смысловые пары: день – ночь, луна – солнце, смерть – жизнь. Как и Тютчев Фет употреблял многие антитезы с целью показать, что внешний мир пуст и скучен, а внутренний мир полон радости и мечтаний. Различием здесь может послужить только то, что Фет более оптимистично говорил о мире, находя в нем все-таки некоторые радости, тогда как во многих стихотворениях Тютчева все безысходно: и день не есть истина, а ночь просто угрюма и печальна. «Мы здесь горим, чтоб в сумрак непроглядный К тебе просился беззакатный день»39 Фет также употребляет антитезу «небо — земля». Мы не встречаем этих слов открыто, но подразумевается, какие понятия противопоставляются. «Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орел...»40 Антитеза «страдание – радость» также присутствует в творчестве Фета, и выражена напрямую этими словами, в то время как Тютчев говорит о страдании и радости через антитезу «день-ночь». У Тютчева мы видим следующую антитезу: Встает ли день, нощные ль сходят тени – И мрак и свет противны мне... Моя судьба не знает изменений – И горесть вечная в душевной глубине!41 Фет употребляет другую антитетическую пару: «чем радостной обязан я судьбе — Страдать! — Страдают все...»42 Вообще, можно говорить о том, что у Фета встречается большее разнообразие антитез. Например, такая антитеза как «он – она», противопоставление мужского и женского, некий диссонанс. «Она ему — образ мгновенный, Чарующий ликом своим, Он — помысел ее сокровенный…»43 В творчестве обоих писателей встречается антитеза «звук — тишина»: У Фета она выражается в виде прерывание сна звуком, например: «Тоскливый сон прервать единым звуком» Тютчев употребляет антитезу «звук-тишина» немного иначе: «Туда взлетая, звук немеет... Лишь жизнь природы там слышна, И нечто праздничное веет, Как дней воскресных тишина»44. Фета можно назвать тончайшим певцом природы, который остро ощущал тайны «живой жизни». Тютчев также пытался разобрать в себе и в окружающем мироустройстве. Путешествие Фета по Германии, Франции и Италии повлекло за собой появление новой антитезы в его стихотворениях: «родная природа» - «чужие небеса». «Италия, ты сердцу солгала! Как долго я в душе тебя лелеял, — Но не такой мечта тебя нашла, И не родным мне воздух твой повеял. В твоих степях любимый образ мой Не мог, опять воскреснувши, не вырость; Сын севера, люблю я шум лесной И зелени растительную сырость».45 В «Ответе Тургеневу» Фет использует большое количество противопоставлений, показывая, как сильно он любит родные края: «Что ж! пусть весна у нас позднее и короче, Но вот дождались наконец: Синей, мечтательней божественные очи, И раздражительней немеркнущие ночи, И зеленей ее венец. … «Вечерней ли зари последнее прощанье Иль утра пламенного луч?»46 Творчество Фета более направлено на красоту мира и окружающей его природы, на понимание любви, тогда как Тютчев скорее анализирует себя самого и окружающее мироздание при помощи антитез. Фет передает свою готовность восхищаться душевной красотой, которая в его творчестве, в отличии от творчества Тютчева, представляется не умершей, а спящей, через глагольные противопоставления: в сон погружена — проснется и затрепещет: Спасибо жизни! Пусть по воле рока Истерзана, обижена глубоко, Душа порою в сон погружена, — Но лишь краса душевная коснется Усталых глаз — бессмертная проснется И звучно затрепещет, как струна47. У обоих поэтом встречается пространственный тип антитезы, о котором мы уже говорили, анализируя стихотворение «Над виноградными холмами». У Фета же такой тип композиции встречается скорее в описательных стихах, например, в стихотворении «На Днепре в половодье». Если Тютчев поэт-философ, то Фет – это поэт-импрессионист. Для него было важно не сколько проанализировать глубинный смысл какого-либо явления, сколько передать впечатления от него. Фета раскрывает состояние человек в момент встречи с природой. Его лирический герой наслаждается красотой природы любит и любим, необычайно счастлив48. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Антитеза – весьма неоднозначная стилистическая фигура, имеющая множество подходов к ее определению. В данной работе мы руководствовались следующим определением: Антитеза (от. греч. противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Романтизм вошел в русскую литературу в начале XIX века и привнес в нее явление антитезы. Выявление характерных для романтизма черт - распад мира на две реальности - антипода: бездуховное физическое существование (обывательская реальность) и мир высокой духовности («романтические энтузиасты, аристократы духа»)- позволило лучше понять смысл использования антитезы в творчестве Тютчева. В результате проведенного исследования можно сделать выводы о том, что антитеза являлась важным художественным средством в творчестве Тютчева. Она организует повествование, обеспечивает последовательность определенных смысловых планов: сон — явь, день — ночь, зима — лето, внешнее — внутреннее, земное — небесное и т.д. Антитеза выступает в качестве симметричной фигуры и обычно значимость сопоставления мира человека и мира природы, земного и небесного. Тютчев предстает перед нами как поэт-философ. Его антитезы чаще всего выражают противопоставление не реальных предметов, которые наделены конкретным смыслом, а включают в свое содержание более глубокий смысл. Антитезы в творчестве Тютчева обычно являются не однозначными и требуют вдумчивого прочтения и осмысления. Ф.И. Тютчев чувствовал себя частью мира, мира природного и мира духовного. Для него все чувства и настроения человека являются проявлениями космического бытия. Стихотворения Тютчева наполнены контрастностью, двойственностью, внутренней борьбой. Тютчев в своей лирике стремился за пределы земного мира. В явлениях природы, в отличии, например, от Фета, Тютчев искал сокровенный смысл, а не описывал их просто ради красоты, ради пейзажной лирики как таковой. Тютчев понимал, что, живя в мире людей, необходимо постоянно стремиться вверх, к небесам, к нравственной чистоте. Антитезы в его творчестве именно из-за этого часто выстроены по вертикали, а не по горизонтали. Причем он выстраивал не антитезы «земная поверхность – небо», а именно противостояние земной жизни небесной. Поэт радовался вертикальным стремлениям, а все земное, плоское вызывало эстетически негативное отношение. Тютчев понимает, что вся земная грязь существует не из-за каких-то явлений природы, а именно из-за человеческой природы, порождений человеческих отношений, греховной плоти. Решение противоречий, конфликта земного и небесного Тютчев искал в стремлении к последнему. |