Главная страница

Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеДобро и зло в этической психологии личности
АнкорДобро и зло
Дата27.01.2022
Размер1.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDobro.i.zlo.v.eticheskoj.psihologii.lichnosti.doc
ТипДокументы
#343568
страница2 из 25
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

ГЛАВА 1. ЭТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ФЕНОМЕНЫ




1.1. Обоснование причин становления этической психологии


В период социальных и нравственных потрясений российское психологическое сообщество проявляет интерес к психологии с человеческим лицом [176], это выражается в интересе к гуманистической, экзистенциальной, антропологической психологии, к андрогогике и акмеологии. Традиционная же, абстрактно-аналитическая, "объективная" психология в должной мере не может помочь практико-ориентированным психологам справиться с жизненными проблемами клиентов, обучить руководителя искусству общения с подчиненными, преодолевать застенчивость и т.д. Сейчас растет спрос на другую, нетрадиционную психологию. Лучше сказать - на ту, которая противостоит абстрактно-аналитической и построена на запросах практики, здравом смысле, интуиции. Она сопутствует обострённым переломным периодам в жизни страны, нации, культуры.

Время на рубеже тысячелетий - это время социальных новаций, смены политических, личностных, научных ориентации. Это время обостренной оценки морально-этических парадигм. Научная психология с ее погруженностью в отдельные способности, качества, элементы личностного, деятельностного поведения часто не в силах ответить на возникающие вопросы экзистенциального звучания: в чем смысл жизни, как относиться к сражениям депутатов в Думе, к тем, кто противостоят в военных сражениях на территории России, наркомании, проституции, насилию, агрессии, жестокости? Отсюда возникло обращение к другой психологии: гуманистической, экзистенциальной, этической, духовной...

Такая ситуация уже отмечалась в период социального кризиса в Америке 50-60-х годов, когда упал интерес к объективной психологии, психоанализу, возникло стремление рассматривать и понять человека как целостность, в которой нераздельно связаны органическое и психологическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль [180, с.7]. Целостность человека стала прерогативой исследований, ведущихся под знаком гуманистической и экзистенциальной психологии.

В соответствии с идеей ритмических колебаний [165], вполне распространимой на психологию личности, закономерным было ожидать поворота в движении от научного дифференцированного подхода к человеку к "ненаучному" целостному. Только поняв человека как целостность, можно было через психологию найти ответы на вопросы, которые мучили американцев периода «холодной войны», войны во Вьетнаме, расовых волнений. Экзистенциальный подход помог сфокусировать главные проблемы времен социального кризиса в Америке 50 - 60-х годов. Они сводились к следующему:

  1. Кризису ценностей, связанному с утратой доверия к правительству, государству, социальным институтам. Взамен этому на первый план выходят любовь и психологическая близость.

  2. Проблеме идентичности, которая соотносится с постановкой вопросов к самому себе: кто Я?, к чему стремлюсь? В изменившемся мире человек утратил ориентиры на привычные авторитеты, личностные идеалы, что создало состояние неуверенности и пессимизма.

  3. Проблеме отрицания авторитетов.

  4. Утрате смысла жизни, который, как явствует, появляется только тогда, когда жизнь протекает осмысленно и каждый день приближает тебя к достижению приоритетных ценностей. Утрата смысла жизни побуждает к уходу из жизни, к пассивности, неуверенности, депрессии [176, с.21-23].

Параллели духовного кризиса Америки 50 - 60-х годов и духовного кризиса России 80 - 90-х годов очевидны. Мы находим их по всем четырем пунктам. Отсюда и возник спрос в психологическом сообществе России на понимание человека как целостности и стремление ряда отечественных психологов перенести идеи гуманистической психологии США, внедрить их в российскую духовную культуру (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьев и др.).

Еще раз возвращаясь к социальному фону, на котором развивается российская психология, необходимо согласиться, что стратегия целостного подхода к человеку сейчас более предпочтительна. В период кризиса ценностей, отрицания авторитетов, потери смысла жизни перед большинством людей встала необходимость найти внешние и внутренние ориентиры в своей жизни. В рамках целостного подхода гуманистическая психология побуждает нас в качестве важнейшего ориентира сделать самого себя (Я - самая большая ценность). Отсюда центрация на клиенте, самопознание и самостроительство (самодеятельность, саморазвитие). Экзистенциальная психология помогает тем, кто рассматривает человека как то, что формируется в непрерывном взаимодействии с миром, в постоянном выборе объектов и ценностей, где целостный человек «есть лишь то, что сам из себя делает», т.е. самотворящий, саморазвивающийся субъект.

Справедливости ради следует отметить, что в самой российской психологии так же, как в период кризиса в США, шло осмысление основного экзистенциального вопроса - смысла жизни. С.Л. Рубинштейн считал, что «смысл жизни - это ценностно-эмоциональное образование личности, которое проявляется: 1) в принятии (или отрицании) и реализации определенных ценностей; 2) в усилении (или снижении) их значимости; 3) в удержании (или потере) этих ценностей во времени и обстоятельствах жизни. Смысл жизни отвечает самой высшей личностной потребности в самовыражении» [3, с.232].

Смысл человеческой жизни – «быть источником света и тепла для других людей, быть сознанием Вселенной и совестью человечества, преобразователем жизни и непрерывно ее совершенствовать» [186, с.384].

Движение к экзистенциальной психологии побудило многих психологов поставить центральные вопросы этических отношений человека к другому человеку и к самому себе. Этическая ветвь психологии личности все более стала трансформироваться в этическую психологию. В период нового понимания личности как продукта развития культуры, социума, философского, психологического и религиозного осмысления Я на первое место стали выходить вопросы нравственного порядка, т.е. какой мерой порядочности наделен человек. Отсюда возник предметный интерес к таким феноменам, как отношение человека к другому, к людям; тип характера и преобладание в нем авторитарных или гуманистических компонентов; совесть, вера, духовность, благодеяние, добродетельность, порочность, грех, Добро и Зло.

С.Л. Рубинштейн - один из немногих российских психологов периода 50 - 60-х годов, который обратился к этике как науке о практическом, нравственно оцениваемом поведении человека в его целостности. Это было стремление психолога и философа подхватить и сделать значимой ту нить общечеловеческого знания, которую протянули к нам из глубин веков Конфуций, Лао-цзы, Сократ, Аристотель, Декарт, Спиноза, Л. Толстой, Ф. Достоевский, С. Франк. Все они стремились понять человека как психолого-этическое образование.

Желая понять все многообразие связей и взаимодействий Человека с миром, С.Л. Рубинштейн использует категорию «отношение». Мир может быть представлен величайшим многообразием объектов, но всюду важнейшими отношениями человека являются созерцание (познание) мира и преобразование, осуществляемое в деятельности.

Но если мир представлен таким типом объектов, как Другой (человек) или люди (группа людей), то в действие вступает собственно психологический, этический тип отношений, где Человек учится жить в его отношении к Другому, к людям, который составляет «духовную силу человека, являющуюся необходимой предпосылкой, основой, внутренним условием этического отношения Человека к Человеку» [186, с.330-331], так как взаимодействие человека с человеком побуждает действовать, совершать поступки. А это на каждом шагу ставит этические проблемы.

Этика, таким образом включенная в онтологию человека как субъекта жизни (познание и преобразование), - это выражение включенности нравственности в жизнь. Это значит, что Добро (вообще нравственность) должно быть рассмотрено как содержание личной жизни человека. Личная жизнь включает не только общественное, познавательное, эстетическое отношение к бытию, но и отношение к Другому не как к средству достижения своих целей, а к Другому как ценности с правом признания за ним существования как такового. «Содержанием подлинной этики является воинствующее Добро и борьба за строительство нового человека. Смысл этики состоит в том, чтобы не закрывать глаза на все трудности, тяготы, беды и передряги жизни, а открыть глаза человеку на богатство его душевного содержания, на все, что он может мобилизовать, чтобы устоять, чтобы внутренне справиться с теми трудностями, которые еще не удалось устранить в процессе борьбы за достойную жизнь» [186, с.350].

Введением понятия «нравственная психология» в российскую психологическую культуру 90-х годов Б.С. Братусь как бы продолжает линию С.Л. Рубинштейна и считает, что общим пространством, точкой пересечения этики и психологии является отношение к другому как самоценности [34]. Этика в этом случае является дисциплиной, указующей векторы нормального психологического развития человека. Именно на отношении человека к другому происходит совпадение векторов двух наук, именно здесь соотносятся линии психологии и этики, и для психологии появляется возможность «сознательного служения задачам нравственного развития» [34, с.11].

Этическая психология личности может быть образована как сочетание этики и психологии личности. Этика – это практическая философия или наука о морали (нравственности). Впервые употребленное Аристотелем понятие «этический» образовано от греческого «этос», что означало сначала место обитания, а позднее – привычки, нрав, характер, обычай.

В последующем для передачи одного и того же содержания вместе с этикой стали в разных культурах и странах использоваться термины «мораль» и «нравственность». Слово «моральный» было введено в гуманитарную культуру Цицероном с прямой ссылкой на Аристотеля для перевода греческого «этический» на латинский язык. Так было образовано слово «моральный». Нравственность, согласно этическим справочникам [62] - это термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину «мораль», реже «этика». Это русский аналог этического, поскольку восходит к слову «нрав» (характер).

При всех попытках философов, этиков, педагогов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Ницше и др.) разделить эти три понятия и придать им своё лексическое значение, следует признать не достаточно убедительным все обоснования мыслителей, т.к. три термина (этический, моральный, нравственный) по происхождению и этимологическому содержанию обозначают одно и то же, что и отображено в их значениях по словарным источникам, а также по материалам массовой печати.

Однако в лексике специалистов по этико-морально-нравственному поведению использование трех терминов нашло отражение в смысловых различиях. Так, «этика» стала рассматриваться как наука, область человеческого знания, практическая философия её нормативно-практическая часть, а мораль (нравственность) – её предмет.

В истории этических учений накопилось значительное число позиций по поводу содержания предмета исследования. Это не знания о нравах, поступках, обычаях, а сами поступки (Аристотель), «жизнь в соответствии с законами и обычаями своей страны» (Р. Декарт), свобода человека, понимаемая как освобождение от власти аффектов, пассивно-страдательных состояний (Б. Спиноза), моральная воля в виде «для себя сущей свободы» (Г. Гегель), человеческая активность в её миропреобразующем варианте (Маркс-Энгельс), создание ценностей (Ф. Ницше), которые могут быть гедонистическими, витальными, духовными и религиозными, что сообщает им вневременной характер (М. Шелер), наконец, - это программа и процедура становления добродетельной личности за счет постоянной обращенности сознания на самого себя, т.е. рефлексии.[62].

Постоянная обращенность сознания на самого себя состоит в формировании меры господства человека над самим собой, в формировании самой главной цели своей жизни, которая есть высшее благо. [63, с.12-20].

Это ориентация человека на то, что он считает высшим благом в своей жизни, что помогает каждому иметь некую абсолютную точку опоры, наконец, это то, что признается всеми людьми, что с точки зрения этической психологии личности может рассматриваться как её моральное измерение.

В истории человеческой культуры степень добродетельности отдельной личности определяется по таким показателям как [63]:

1) уровень господства разума над аффектами;

2) наличие в ней доброй воли, т.е. чистого сердца и отсутствия выгоды для себя;

3) способность жить в человеческом общежитии, принимая такой способ человеческого существования как безусловную ценность;

4) человечность, т.е. ориентация в своих деяниях в большей степени на добро (милосердие, свобода, совесть, счастье и т.д.), чем на зло (агрессия, тщеславие, насилие, грубость и т.д.);

5) взаимность отношений, выраженную в общечеловеческом золотом правиле нравственности: (не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.

Психология личности – это отрасль психологической науки, изучающая внутреннее устройство (структуру), механизмы и характер взаимодействия человека как субъекта с полиобъектным миром в виде деятельности, общения и индивидуально обусловленного поведения, детерминированного собственной природой (биологией), местом в социуме, характером направленности (мотивы, потребности, установки, ценности).

Поведение – это та многомерная составляющая психологии личности, которая объединяет две отрасли знания: этику и психологию личности.

Этическая психология личности – это та отрасль человековедческого знания, которая, в первую очередь, дает возможность описать разнообразные типы человеческого поведения (амбивалентное, агрессивное, социальное - асоциальное, бессознательное, деструктивное, полоролевое, ролевое и др.). Во-вторую, - в каждом случае соотнести поведенческие действия и поступки с общечеловеческими, национальными, религиозными, семейными, субкультурными правилами, нормами, обычаями, традициями, нравами, свойственных другим людям. В-третью, оставаясь отраслью не столько теоретической, сколько практической психологии личности, после психодиагностики представляется возможность определять уровень и возможности коррекционной деятельности по движению от порочного поведения к добродетельному.

Большое значение в этом случае придается факторам регуляции поведения, которые делятся на внешние и внутренние [175].

К внутренним относятся ценностные ориентации, установки, личностные смыслы и мотивы. К внешним – социальные, групповые, индивидуальные нормы и ценности. Нормы культивируются и одобряются обществом в целом. Личность соотносит с ними свои поступки. Поступки, о которых ещё говорил Аристотель, - это основная личностная форма и единица поведения, она выражается в действиях, вербально сформулированной личности или невербально представленной позиции либо отношении [175].

Поступок (по М. Бахтину) характеризуется аксиологичностью, ответственностью, единственностью, событийностью. Поступок – движущая сила развития и саморазвития личности [175].

Важнейшее место в поведении отводится позиции личности [175], которая позволяет личности занять свое место в системе межличностных отношений, согласно статусу и роли, а также выразить свое отношение к какому-либо явлению, вещи, оценить их, наконец – принять решение, осуществить личностный выбор.

Таким образом, предметом этической психологии личности становится нравственно детерминированное поведение личности, субъекта. Если в психологии личности изучается поведение такое, какое оно есть в безоценочном ракурсе, то в этической психологии личности следует изучать поведение со стороны его соответствия - несоответствия нормам, сложившимся в какой-либо культуре, субкультуре.

При этом всё поведение личности будет оцениваться в диапазоне «добродетельное - порочное» с тщательным изучением всех детерминант (внешних и внутренних) обуславливающих данный тип поведения.

В пределе этическая психология личности переходит в правовую психологию личности, где её поведение оценивается жёстко с точки зрения соответствия - несоответствия закону.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


написать администратору сайта