Главная страница
Навигация по странице:

  • Условные обозначения

  • Средние значения показателей этических черт у лиц с низким и высоким уровнем развития циничности

  • Низкий уровень циничности Высокий уровень циничности Шкалы

  • Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеДобро и зло в этической психологии личности
    АнкорДобро и зло
    Дата27.01.2022
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDobro.i.zlo.v.eticheskoj.psihologii.lichnosti.doc
    ТипДокументы
    #343568
    страница14 из 25
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25

    Условные обозначения. R- коэффициент корреляции; (***)-обозначения шкал, для которых были обнаружены взаимосвязи с циничностью на уровне значимости Р=0.001; (**)-обозначения шкал, для которых были обнаружены взаимосвязи со шкалой «Циничности» на уровне значимости Р=0.01.
    Как видно из представленного выше Рисунка 2, циничность показала значимые обратные корреляции с такими чертами этического слоя личности, как смирение, доверие, скромность, терпение, самовоспитание, совестливость, тактичность и великодушие. Полученные результаты вполне объяснимы, так как выделенные черты выступают компонентами этического слоя личности и отражают конструктивное начало в ее поведении.

    Так, смирение означает осознание личностью своих недостатков и слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости и высокомерия. Под доверием понимается уверенность в честности и порядочности других людей, убежденность в их искренности и добросовестности. Скромность выступает чертой, отражающей умеренность в требованиях и отсутствие стремления высказывать свои качества, заслуги, преподнося собственное Я превыше всего. Терпение – это настойчивость и упорство в ожидании каких-то результатов, а также терпеливость и толерантность к поведению и поступкам других. Самовоспитание это готовность к формированию своей личности в соответствии с поставленными целями. Именно от эффективности воспитания самого себя зависит самооценка человеком самого себя в соответствии с собственными возможностями. Под совестливостью можно понимать черту, характеризующую нравственную ответственность за собственное поведение перед другими, что проявляется в совершении поступков по совести, то есть при нравственном самоконтроле. Высокий уровень развития данной черты предполагает четкое осознание границ добра и зла, стремление к выполнению собой нравственных обязанностей в соответствии с данными границами. Тактичность характеризует способность и готовность следовать определенным нормам и правилам, принятым в данном культурном сообществе (отвечать моральным принципам и вести себя в соответствии с ними). Великодушие предполагает наличие высоких душевных качеств, что проявляется в черте, которая отражает бескорыстную уступчивость, снисходительность, отсутствие злопамятства и способность жертвовать своими интересами. Великодушие подразумевает «душевную доброту человека», идущую из самых внутренних глубин его Я.

    Таким образом, полученные результаты показывают, что смирение, доверие, скромность, терпение, самовоспитание, совестливость, тактичность и великодушие не только выступают составляющими конструктивного начала в этическом слое психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития, но и чертами, наличие которых препятствует развитию такой деструктивной черты как циничность. Проявляясь в конструктивных формах поведения человека, эти черты обеспечивают гармоничные и нормальные формы взаимодействия людей, в целом определяя сосуществование человеческого сообщества, его дальнейшее развитие и функционирование.

    На следующем Рисунке 3 показаны значимые корреляционные связи циничности с показателями опросника Кеттела (16 PF). Все корреляции оказались значимыми на уровне Р=0,001.


    Рис. 3. Корреляции циничности с «16 PF» в выборке юношей и девушек.

    Условные обозначения. ---- Отрицательная корреляция; –––– положительная корреляция; Ц-циничность; До-добросердечность-отчужденность; Пд-подозрительность доверчивость.
    Полученные результаты объясняются особенностями, которые характеризуют данные факторы. Так, фактор «Добросердечность- отчужденность» (фактор А) выступает показателем двух прямо противоположных черт. При этом при высоких значениях доминирует полюс добросердечности, который отражает естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброту и мягкосердечие. Добросердечные люди легко уживаются среди других, хорошо и быстро адаптируются в незнакомой обстановке. Их отношения, как правило, складываются на пересечении сотрудничества и компромиссов с остальными.

    Полюс же отчужденности, относящийся к низким значениям фактора А, характеризуется холодностью, жесткостью и формальностью в контактах с другими людьми, поскольку взаимодействие не направлено на окружающих их людей и общение с ними. Человек с данной чертой часто бывает недоверчивым, полным скептицизма, мрачным и не любит компромиссов.

    Отличительными особенностями людей, у которых подозрительность (фактор L) выступает в качестве одной из ведущих личностных черт являются ревность, догматичность, раздражительность, внутренняя напряженность. Такие люди с самого начала подходят к другим с предубеждением, настороженно и во всем ищут подвоха. Они никому не доверяют и считают всех, включая своих друзе и знакомых способными на нечестность. Они скептически относятся к моральным ценностям, жизненным идеалам других.

    Доверчивость, как полярное качество, отличается простотой и добродушностью. Люди с доминированием подобной черты, как правило легко уживаются среди других, дружелюбны и покладисты.

    Таким образом, значимые отрицательные корреляции циничности с факторами А и L указывают на сопряженность циничности с такими качествами, как отчужденность и безразличие, внутренняя напряженность и скептицизм, что эмпирически подтверждает характерные признаки феномена цинизма, проявляемого через отрицание как общепринятых ценностей, так и игнорирование ценностей внутреннего мира отдельного индивида.

    Кроме того, также необходимо отметить, что в исследованиях создателя опросника «16 PF» Р. Кеттела, низкие значения фактора «Добросердечность-Отчужденность» соотносились с высоким уровнем развития циничности. Следовательно, наличие значимой корреляционной зависимости между этим показателем и шкалой циничности подтверждает валидность шкалы цинизма в методике «ДЗ», измеряющей степень конструктивного и деструктивного начала в человеке.

    Таким образом, проведенный анализ полученных результатов взаимосвязей шкалы циничности со шкалами, отражающими личностные качества, которые относятся к этическому слою субъекта, позволил обнаружить и выделить черты, непосредственно связанные с циничностью. Это дало возможность перейти к более детальному изучению психологических особенностей людей, отличающихся выраженным наличием циничности.

    С этой целью в рамках решения первой задачи был осуществлен анализ особенностей самоактуализации и этических характеристик у испытуемых с различной степенью представленности циничности. Для проведения анализа на основании значений шкалы циничности в результатах каждого испытуемого, были выделены две полярные группы с низким и высоким уровнем циничности, которые и были подвергнуты сравнительному анализу. Для этого, на основании обработки полученных в ходе эмпирического исследования данных методами математической статистики, которые включали в себя корреляционный анализ по Пирсону и статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента для независимых выборок, были составлены корреляционные плеяды и сравнительные таблицы, отражающие достоверные связи и различия в выбранных группах.

    Поскольку критерием отбора служили значения шкалы циничности, то в качестве основного показателя, корреляционные связи которого мы анализировали, была человечность. Подобный выбор был обусловлен тем, что человечность включает систему этических черт человека, как конструктивной, так и деструктивной направленности, и, следовательно, выступает интегративной характеристикой этического слоя личности.

    Как уже было показано ранее, циничность выступила одним из центральных элементов в системе личностных черт этического слоя человека, отражающих деструктивную компоненту в отношениях субъекта к миру. Те личностные черты, которые были включены в эту деструктивную компоненту, были проверены на наличие корреляций в полярных группах испытуемых (с низкими и с высокими значениями циничности). Результаты проведенного анализа представлены ниже, на Рисунках 4,5


    Рис.4. Корреляционные связи шкалы «Человечность» с этическими чертами, составляющими деструктивное начало в выборке с высокими показателями циничности.

    Условные обозначения: Т-тщеславность; Нб- необязательность; Нс-несдержанность; Б-беспринципность; Х-хамство; В-вероломность; А-аморальность; Д-демагогичность; Ж-жестокость



    Рис.5. Корреляционные связи шкалы «Человечность» с этическими чертами, составляющими деструктивное начало в выборке с низкими показателями циничности.

    Условные обозначения: Т-тщеславность; Нб- необязательность; Нс-несдержанность; Б-беспринципность; Х-хамство; В-Вероломность; А-аморальность; Д-демагогичность; Ж-жестокость.
    Сравнение полученных корреляционных плеяд показывает нам следующее основное различие, которое заключается в количестве взаимосвязей между показателями. В группе испытуемых с низкими значениями циничности все рассматриваемые нами показатели, которые отражают отрицательные черты этического слоя личности, оказались мало взаимосвязанными между собой. В то же время, в полярной группе, эти параметры между собой тесно переплетаются и образуют систему, ведущими компонентами которой выступают такие черты, как тщеславность, демагогичность, аморальность, вероломность, хамство, беспринципность.

    Если обратиться к результатам сравнения средних показателей каждого из параметров, представленных в таблице 4, то можно увидеть что в группе людей с низким уровнем представленности циничности, каждая из рассматриваемых нами черт имеет более низкие значения и различается от значений показателей этих же черт в группе испытуемых, имеющих высокий уровень развития циничности на уровнях значимости Р=0,001, Р=0,01 и Р=0,05.

    Таблица 4

    Средние значения показателей этических черт у лиц с низким и высоким уровнем развития циничности

    Низкий уровень циничности

    Высокий уровень циничности

    Шкалы

    Хср.

    G

    Хср.

    G




    35.33

    11.93

    11.82

    23.12

    Уровень человечности (***)

    63.77

    9.44

    81.60

    16.69

    Зло(***)

    99.11

    8.47

    93.40

    9.71

    Добро(***)

    4.73

    2.05

    6.30

    1.90

    Жестокость(***)

    3.52

    1.14

    5.10

    2.47

    Аморальность(***)

    1.26

    0.49

    1.80

    0.76

    Тщеславность(***)

    3.91

    1.76

    5.18

    2.25

    Вероломность(***)

    2.43

    0.88

    3.35

    1.53

    Беспринципность(***)

    3.98

    1.67

    5.55

    2.31

    Хамство(***)

    3.72

    1.38

    4.55

    1.43

    Коварность(**)

    2.59

    1.01

    3.40

    1.52

    Необязательность(***)

    4.86

    2.08

    5.93

    2.59

    Несдержанность(*)

    3.42

    1.22

    4.88

    2.22

    Демагогичность(***)


    Условные обозначения. Х ср.- среднее арифметическое; G- среднее квадратичное отклонение; (***)-обозначения шкал, для которых были обнаружены различия на уровне значимости Р=0.001; (**)-обозначения шкал, для которых были обнаружены различия на уровне значимости Р=0.01; (*)-обозначения шкал, для которых были обнаружены различия на уровне значимости Р=0.05
    Таким образом, полученные результаты корреляционного анализа циничности со шкалами, отражающими этические черты личности и статистического сравнения значений показателей этих черт в группах циников и нециников, позволяют нам прийти к выводу о том, что от того, насколько человек циничен, зависит направленность его этического развития в сторону нравственности или безнравственности. Мы можем говорить о тесной взаимосвязи представленных в таблице 4 этических черт друг с другом, определяющих систему отношений личности в деструктивном направлении. Следовательно, эти личностные качества образуют деструктивную составляющую этического слоя личности, влияющую на нравственное развитие индивида, где циничность выступает как один из основополагающих компонентов их формирования. Подобное предположение также подтверждается взаимосвязанностью данных качеств с такой обобщенной интегративной характеристикой, как Зло (см. Рис. 1).

    На основании проведенного анализа становится очевидным, что превалирование одной из таких черт как жестокость, аморальность, демагогичность, тщеславность, вероломность, беспринципность, коварность, необязательность и несдержанность последовательно сказывается на остальных, ведет к их усилению, что определяет вектор нравственного развития человека по пути античеловечности.

    При рассмотрении особенностей самореализации человека в зависимости от того, насколько он циничен, нами был проведен сравнительный анализ взаимосвязей параметра Человечность со шкалами методики САТ в группах циников и не циников. На рисунках 6,7 представлены основные взаимосвязи параметра человечности с показателями шкал проведенных методик на уровне значимости Р=0.001 и Р=0.01, полученные в результате корреляционного анализа по Пирсону.



    Рис.6. Корреляции человечности с характеристиками самоактуализации в выборке с низкими показателями циничности.

    Условные обозначения. ---- Отрицательная корреляция; –––– положительная корреляция; Ч-человечность; Кв-компетентность во времени; ЦО-ценностные ориентации; Сп-самопринятие; К-контактность; З-зло; Пч-природа человека; П-шкала поддержки.
    Как видно из Рисунка 3, человечность оказалась тесно взаимосвязана со многими основными компонентами, составляющими основу личностного развития в плане ее самореализации. Прежде всего, необходимо отметить корреляционную связь со шкалами компетентности во времени и поддержки, которые, по мнению авторов использованной в исследовании методики (Э. Шостром, Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская) являются базовыми или основными параметрами, отражающими личностную самореализацию. Кроме того, как уже было показано выше, шкала компетентности во времени показала обратную корреляционную связь с параметром циничности. Таким образом, это еще раз подтверждает то, что степень представленности циничного отношения личности к миру сопряжена с ее способностью жить «здесь и сейчас», то есть в реальности, а не в виртуальном мире, созданным собственными абстрактными ожиданиями и стереотипами.


    Рис.4. Корреляции человечности с характеристиками самоактуализации в выборке с высокими показателями циничности

    Условные обозначения. ---- Отрицательная корреляция; –––– положительная корреляция; Ч-человечность; ЦО-ценностные ориентации; С-спонтанность; З-зло; КВ-компетентность во времени; ГП-гибкость поведения.
    Сравнительный анализ корреляций, представленных на Рисунках 3 и 4 показывает существенное различие, которое заключается в изменении характера взаимосвязанности человечности со шкалой компетентности во времени. Как можно заметить, положительная корреляция этой шкалы с человечностью в группе испытуемых с низкими значениями циничности трансформируется в отрицательную - в группе с высокими значениями этой шкалы. Ранее уже отмечалось, что данная шкала является одной из базовых и важнейших характеристик, определяющих способность личности к саморазвитию и отражает целостное восприятие человеком окружающей его реальности, как неотъемлемое условие личностной самореализации.

    Таким образом, отрицательная взаимосвязь человечности со шкалой компетентности во времени может характеризовать следующее. Прежде всего, нравственность человека циниками воспринимается не как система ценностей субъект - субъектного взаимодействия, а как эфемерное образование, которым люди прикрываются для собственного самоуспокоения и упрощения жизни. Это происходит в силу того, что цинично настроенный индивид живет в мире собственных стереотипов и собственных убеждений, предполагающих собственные ценности жизни, которые оторваны от реальной действительности и не согласуются с тем, что общепринято. Внутренний мир циников направлен, прежде всего, на себя, на свои потребности, вне зависимости от других людей. Презирая или отрицая внутренний мир других, циник стремится к ориентации только на собственные желания, установки и убеждения. И, следовательно, для циников принятые в обществе ценности выступают как проблемные точки, мешающие их собственному нормальному существованию и реализации их жизненной стратегии, что и побуждает их к нигилистическому восприятию этих ценностей. В то же время, люди с циничным отношением к миру, безусловно, отличаются тем, что частично «застряли» в прошлом, ориентируясь на временные отрезки прошлой жизни, которые послужили как причиной формирования циничного отношения к окружающему миру, так и продолжают оказывать влияние на настоящую жизнь.

    Далее, другой отличительной особенностью групп с низкими и высокими значениями циничности выступает количество связей параметра человечности со шкалами самоактуализации. Как видно из Рисунка 3, в группе испытуемых с невысокими значениями циничности, показатель человечности имеет прямые корреляции с основными шкалами личностной самореализации, оценивающими глобальные характеристики самоактуализации и рядом дополнительных, выявляющих ее отдельные аспекты. Это целостное восприятие жизни (компетентность во времени), независимость поведения субъекта от воздействий извне, то есть умение не подчиняться чужому влиянию, а следовать собственным ценностям (поддержка), стремление принимать эти ценности, которые являются общепринятыми в определенном сообществе (ценностные ориентации), принятие себя таким, какой есть (самопринятие), умение взаимодействовать с другими людьми (контактность) и понимать природу Злого и Доброго как неотъемлемых элементов человеческой сущности(природа человека).

    В то же время, в выборке испытуемых с высокими значениями циничности, человечность, помимо отрицательной корреляции с базовой шкалой компетентности во времени, имеет несколько положительных связей с дополнительными субшкалами - ценностные ориентации, гибкость поведения и спонтанность. Полученные взаимосвязи именно с данными аспектами самореализации могут объясняться особенностями, характерными для циничности.

    Так как цинизм проявляется через направленность человека исключительно на себя и собственные этические ориентиры, то при высокой представленности циничности его ценностные ориентации выступают как система собственных ценностей, вне зависимости от того, совпадают они с общепринятыми или нет.

    Гибкость поведения при высокой степени циничности отражает не гибкость во взаимодействии с другими людьми и стремление понимать их внутренний мир, становится на их точку зрения, толерантно относиться к ценностям другого, а как способность быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию для наилучшей адаптации себя, как способность находить оправдания собственным поступкам и убеждениям. Корреляция же человечности со спонтанностью показывает, что циник не боится высказывать собственных мнений, не боится демонстрации собственных убеждений и ценностей, не стесняется собственных поступков, считая это нормой поведения во взаимоотношениях с другими.

    Таким образом, в структуре субъекта саморазвития в плане уровня его нравственного развития степень наличия циничного отношения к окружающему миру влияет на особенности его самореализации. Выше уже обсуждались основные аспекты этих особенностей, поэтому, резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что структура людей с нециничным взглядом включает взаимосвязанную систему ведущих компонентов, составляющих его способность к саморазвитию, которые включают:

    • Целостное восприятие жизни в неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего.

    • Независимость субъекта от воздействий извне, способность следовать собственным целям и намерениям, быть изнутри управляемой личностью.

    • Способность человека разделять ценности самоактуализирующейся личности как систему ориентиров, определяющих направленность его развития.

    • Принятия себя таким, какой есть, вне зависимости от осознания собственных достоинств и недостатков.

    • Способность к установлению тесных, эмоционально-насыщенных контактов, то есть к принятию субъект - субъектных отношений.

    Следующим шагом анализа результатов экспериментального исследования циничности личности стало рассмотрение всех показателей, вошедших в корреляционные плеяды значимых взаимосвязей параметра человечности в группе с низкими и высокими значениями циничности на предмет их различий. Нами были проанализированы результаты статистического сравнения по t-критерию Стьюдента, что нашло свое отражение в Таблице 5, которая включает в себя достоверные различия на уровне значимости p=0.001 и p=0.01 между группами с низкими и высокими значениями по шкале циничности.
    Таблица 5
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   25


    написать администратору сайта