Главная страница

Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеДобро и зло в этической психологии личности
АнкорДобро и зло
Дата27.01.2022
Размер1.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDobro.i.zlo.v.eticheskoj.psihologii.lichnosti.doc
ТипДокументы
#343568
страница16 из 25
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДУХОВНОСТИ ЛЮДЕЙ В СВЯЗИ С ПРОФЕССИЕЙ ЧЕЛОВЕКА




4.1. Духовность – высшая добродетель этической культуры личности


В последние годы появилось много новых работ, посвященным проблемам духовности (Л.М. Аболин [1]; Б.С. Братусь [30-36]; В.П. Зинченко[81-83], В.В. Знаков[86]; Л.М. Попов[161] и др.).

Так, В.В. Знаков[86] предлагает четыре направления поиска психологической природы этого феномена. Духовность субъекта, согласно первому направлению – это продукты жизнедеятельности субъекта, возникшие у него в результате его приобщения к общечеловеческим ценностям, духовной культуре, запечатленных в памятниках старины, произведениях науки и искусства, которые становятся достоянием субъекта в ходе его активной деятельности. Согласно второму направлению исследований, духовность проявляется в присутствии у человека духовных состояний, когда человек «временно» не замечает внешнего мира, не ощущает своих органических функции, своей телесности, а сосредоточивается на переживании духовных ценностей, т.е. познавательных, этических, эстетических аспектов жизни. В рамках третьего направления духовность рассматривается как принцип развития самореализации человека, обращения к высшим ценностным инстанциям конструирования личности. Развитие и самореализация духовного «я» субъекта начинается тогда, когда он осознает необходимость определения для себя того, как он конкретно должен понимать общечеловеческие духовные ценности – истину, добро, красоту. Важнейшим показателем стремления личности к саморазвитию является духовное состояние личностной свободы, которое возникает в том случае, если человек осознает наличие внешних возможностей выбора и внутренней готовности осуществить этот выбор. В рамках четвертого направления, духовность выступает как Божественное откровение, где жизнь, духовное – это жизнь с Богом и в Боге.

В психологии описываются три направления, в рамках которых осуществляются теоретические и экспериментальные исследования феномена духовности[35]. В рамках первого направления под духовностью понимаются душевные проявления человека. Такое понимание духовности присуще гуманитарной психологии. Слово «гуманитарность» появилось в последние десятилетия ушедшего века в статье Б.С. Братуся[35], где был поставлен вопрос о необходимости переориентации психологии с идеалов естественных наук на идеалы гуманитарных наук. Аргументация автора основывалась на констатации кризиса психологической науки, связанного с утратой ею своего предмета – того, который общегуманитарная традиция обозначает словами «душа», «духовность».

Итак, в составе гуманитарной психологии Б. С. Братусь[34] предлагает проанализировать три парадигмы: гуманистическую, теологическую, культурно-историческую. Гуманистическая парадигма рассматривает человека как существо самоценное и самооправданное. Источник развития помещен в самом субъекте.

Наиболее яркими представителями гуманистической психологии являются Г. Олпорт[146]; Г.А. Мюррей; Г. Мэрфи; Ш. Бюллер[43]; К. Роджерс[182]; А. Маслоу[126,127], Р. Мэй.

Гуманистические психологи главным источником развития личности считали врожденные тенденции к самоактуализации, т.е. стремление личности к самосовершенствованию, саморазвитию, самовыражению и самовоплощению. Этот источник находится в самом субъекте.

Таким образом, становление гуманистической психологии на Западе способствовало созданию Ассоциации гуманистической психологии в России (Б.С. Братусь, В.В. Майков, В.Н. Цапкин, В.Г. Щур и др.) в 1990 году. Можно привести некоторые известные работы отечественных психологов в этом направлении, которые вошли в книгу Д. А. Леонтьева «Психология с человеческим лицом». Так, В.А. Петровский исследует природу феномена свободной причинности применительно к человеку. Д.А. Леонтьев при анализе феномена самореализации человека затрагивает проблему сущности человека и его сущностных сил. Л.Я. Дорфман, анализируя жизненный мир человека, ставит задачу описать диалектику детерминированности и свободы человека. Известны также и работы А.Г. Асмолова[16,17]; С.Л. Братченко, 1997; Р.М. Загайнова, 1997; В.Е. Каган[91], С.Е. Олишевского и др. по этой проблематике

По мнению Б.С. Братуся[34], вторая парадигма, в рамках которой можно рассматривать гуманитарную психологию – это теологическая парадигма, которая выносит источник развития вовне: из самого себя человек может родить только скверну, грех.

Третья, культурно-историческая, по своей конструкции, структурно-бессодержательному моменту она значительно ближе к теологическому взгляду, чем реалистическая парадигма поскольку, во первых источник развития здесь также выполняется вовне (вовне выносятся образы и эталоны); во вторых, реальным носителем этого источника является, по преимуществу другой человек. Существует, по мнению Братуся[34], еще одно сходство теологического и культурно-исторического подходов, постулат активного, преодолевающего препятствия и соблазн движения к формирующему началу.

Таким образом, в последние годы происходит собирание воедино гуманитарного мировоззрения, происходит поворот в ориентации от прежней естественнонаучной, от подражания, на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижении и ценности гуманитарного восприятия.

Второе направление психологических исследований понимает духовность как способ отношения к другому человеку. С.Л. Рубинштейн[183] писал, что «лишь через свое отношение к другому человеку человек существует как человек» [с.480]. Всякое человеческое действие, это поступок по отношению к другому человеку, выражающий отношения к нему.

Духовность имеет светлую и темную окраску, что передается использованием фундаментальных понятий этики Добро и Зло. Добро и Зло, включенные, в число личностных ценностей являются, сильнейшими детерминантами развития человека и его поведения.

Возникновению этого направления[164] способствовало новое понимание личности как продукта развития культуры социума, философского, психологического, религиозного осмысления Я. Отсюда и возник предметный интерес к таким феноменам как отношение человека к другому, к людям; тип характера и преобладание в нем авторитарных или гуманистических компонентов; совесть, вера, благодеяние, добродетельность, порочность, грех, Добро и Зло.

Третье направление понимает духовность как стремление человека к образу Божию. Развитие духовности – это путь следования, приближение к этому образу (ровно, как если речь идет об аномалиях, отклонениях от этого пути, о способах их корректирования).

В рамках этого направления известны труды Б.С. Братуся[30], который в структуре личности выделяет несколько принципиальных уровней. В качестве критерия классификации предлагает параметр - способ отношения к другим людям, к самому себе. Первый уровень – эгоцентрический. Он определяется преимущественным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде, престижу и т.п.

Другой, качественно иной уровень – группоцентрический. Человек, стоящий на этом уровне, идентифицирует себя с какой – либо группой и отношение его к другим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет.

Следующий уровень называется просоциальным или гуманистическим. Для человека, который достигает этого уровня, отношение к другому уже не определяется только принадлежностью к определенной группе. За каждым человеком, пусть даже далеким, не входящим в группу, подразумевается самоценность и равенство его в отношении прав, свобод и обязанностей. Только с этого уровня можно говорить о нравственности.

Последний уровень - духовный или эсхатологической. На этой ступени человек начинает осознавать и смотреть на себя и другого не как на конечные и смертные существа, но как на существа особого рода, связанные, подобные, соотносимые с духовным миром. Иными словами, это уровень, на котором, в рамках которого решаются субъективные отношения человека с Богом, устанавливается личная формула связи с Ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют, сочетаются в каждом человеке, и в отдельные моменты хотя бы ситуативно побеждает один уровень, а в какие-то – другой.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев[192] выделяют ступени духовного роста в зависимости от обликов субъективного духа. По их мнению, человек духовен в той мере, в какой объективный и абсолютный дух становятся субъективным (индивидуальным) духом какого-либо человека. Субъективный дух обладает определенными уровнями (ступенями) человеческой реальности. Это личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека. Эти ступени являются и ступенями становления духовного мира человека, мерой освоения и принятия им духовного опыта человечества, мерой его духовности в целом. Предпосылкой, основой их является душевная жизнь человека, его субъективность. Многообразные душевные способности, механизмы душевной жизни выступают функциональными органами становления и способами реализации духовности человека, где и сами эти способности продолжают совершенствоваться и утончаться.

Среди работ экспериментального характера по исследованию духовности можно назвать работы Л.М. Аболина и Е.А. Афанасьевой[1], где исследуется эффективность проектирования социокультурной воспитательной модели духовно-нравственного развития, в которых свидетельствуются о том, что экспериментальные воздействия оказались эффективными для подавляющего большинства испытуемых в направлениях формирования как деятельностно-нравственных, так и духовно-личностных показателях.

Психологии известны некоторые методики исследования динамики духовности. Так, Г.А. Аминевым[7] с соавторами разработан опросник «духовного дифференциала», позволяющий построить духовно-нравственный портрет личности на основе принципа семантического дифференциала: духовная сила, духовная красота, духовная активность. Так же Г.А. Аминевым с соавторами разработана методика самой взаимооценки духовно-нравственных качеств. С помощью этой методики определяются следующие духовно-нравственные особенности: духовная упрощенность, слабость, кротость, праведность, милостивость, чистота сердца, миротворчество, правдивость, гонимость.

Н.С. Пряжниковым[170] был разработан активирующий опросник «за и против», где в одном из блоков (за и против – 3), предназначенного для выявления предпочтительных профессиональных ценностей, имеется ценность «духовный поиск», включающая в себя размышление о возвышенном, поиск истины, мечты и размышление о счастье, признание высших ценностей и идеалов.

Проведенный теоретический анализ философской литературы[57-59] показал, что со времен средневековья прочно укоренилось понимание духовности как стремление человека к добру и стремление к истине. Если стремление к истине связываются с интеллектуальным началом человека, то стремление человека к добру можно понимать как обобщающее все хорошее в человеке. Тогда оно включит в себя:

  1. те морально-нравственные (этические) качества, которые ведут к этому;

  2. те ценности, которые способствуют к движению к «хорошему» (т.е. к добру);

  3. те отношения, которые человек демонстрирует ко всему, что его окружает, в том числе и к тем сферам профессиональной деятельности, которые соотносятся с видами объектов (другие люди, знаки, техники и т.д.) на базе которых и сложились пять типов профессий по Е.А. Климову[98,101,103]: «человек – техника», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ», «человек – человек». Тогда этические качества, ценностные ориентации и отношение человека к своей профессии могут выступать характеристиками духовности его личности. В данном параграфе предлагается рассмотреть три указанные характеристики в отдельности.

Как уже было отмечено, духовность, с точки зрения этических психологов, имеет «светлую» и «темную» окраску, что передается использованием фундаментальных понятий этики «Добро» и «Зло». Соответственно духовность человека будет складываться из соотношения количества добра (т.е. позитивных морально-нравственных качеств) и зла (т.е. негативных морально-нравственных качеств).

Позитивные морально-нравственные качества личности определяются:

- готовностью подчиняться (смирение, учет мнения других, поручительство за каждого, скромность, достоинство, честь, честность).

- вежливостью (раскаяние, самообладание, доверие, терпеливость, такт, ответственность, винить себя во всем).

- бескорыстием – истинной способностью на добрые поступки (самовоспитание, человеколюбие, самопожертвование, совесть, великодушие, мысли о жизни и смерти).

Негативные качества личности складываются из:

– стремления к почетному положению любой ценой (убежденность в своей правоте всегда, честолюбие, подхалимаж, несамокритичность, скупость, тщеславие, уступчивость, отсутствие чувства юмора);

- аморальности (коварство, цинизм, обидчивость, ревность, необязательность, может оскорбить, зависть, беспринципность);

- злонамеренности (хамство, вероломство, демагогия, грубость, несдержанность, наглость[164].
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   25


написать администратору сайта