Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности
Скачать 1.6 Mb.
|
4.2. Духовность и профессияПочти каждый взрослый человек посвящает примерно одну треть своей жизни осуществлению избранной профессиональной деятельности. С.П. Безносов[19], отмечает, что профессиональная деятельность человека есть стержневая, ведущая характеристика личности. Именно в процессе работы человек развивает собственные задатки, проявляет свойственные ему способности, формирует свои ценности, удовлетворяет свои потребности и запросы. В самом общем смысле профессию можно определить как относительно самостоятельный род деятельности, занятий, который обусловлен общественным разделением труда и требует определенной подготовки. Существует различные классификации профессий. Все классификации профессий можно условно подразделить на «непсихологические» и «психологические». К первым следует отнести классификации, в которых деление профессий на группы происходит на основе технологических и производственных признаков без раскрытия их психологических особенностей. К «психологическим» можно отнести классификации, в которых дается определенное психологическое обоснование принципа деления профессий и содержательное психологическая характеристика выделенных групп. В качестве примера можно назвать наиболее известные классификации О. Липмана, С.Г. Струмилина, К.М. Гуревича, Е.А. Климова и др. В классификации Е.А. Климова, где критерием классификации явился предмет труда. По предмету труда было выявлено пять типов профессий: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знак», «человек – художественный образ». Человек – художественный образ. К профессиям этого типа относятся профессии, основные функции носителей которых заключаются в оперировании различными художественными образами. Это профессии модельер, столяр, художник, архитектор, композитор и др. Человек – знаковая система. К профессиям типа «человек – знаковая система» относятся те профессии, в которых работа со знаками и знаковыми системами является основной как по роли в деятельности, так и по затрачиваемому на нее времени. Это профессии бухгалтер, чертежник, конструктор, звукооператор, телефонист и др. Человек – техника. К профессиям типа «человек – техника» относятся те профессии, в которых основной является работа с механизмами. Это профессии автослесарь, швея – мотористка, радиотехник, киномеханик и др. Человек – природа. К профессиям этого типа относятся те профессии, в которых требуется взаимодействие с природными объектами. Это профессии врач-ветеринар, биолог, агроном, зоотехник, овощевод и др. Человек – человек. К профессиям этого типа относятся те профессии, основные функции представителей которых заключаются во взаимодействии с людьми. Это профессии учитель, врач, милиционер, юрист и другие. По утверждению Е.А. Климова (1997) любая профессия осваивается человеком, постигшем до некоторой степени содержание и смысл социальных отношений, т.е. профессия осмысливается им (индивидом) как процесс при котором происходит формирование целостной личности, приобщении ее к общечеловеческим культурным ценностям. Профессия – это ценность. По мнению В.Г. Игнатова [87] ценностью профессия выступает потому, что в ней и посредством нее раскрывается весь человек, его свойства, особенности и качества. Ценность профессии проявляется в том, что она обнажает сущность самого человека как социального существа, служит условием полноценного существования индивида, средством реализации его знаний, опыта и мастерства. Вообще ценность есть то, что люди ценят и профессия ценится человеком потому, что она жизненно необходима ему для удовлетворения потребностей. Говоря о профессии как ценности, имеется в виду то, она представляет также и общечеловеческую ценность. Правда речь здесь идет не о какой-то одной ценности, а о ценностях во множественном числе. Деятельность предстает перед нами в виде различных, многочисленных профессий, на которые в полной мере переносятся все определения этой деятельности. Профессия – это не что иное, как определенный род трудовой деятельности, которым индивид обычно вынужден заниматься всю свою сознательную жизнь. По мнению Н.С. Пряжникова [170] профессиональная деятельность, конкретный труд (каменщика, плотника, ткача, учителя, животновода и др.) создает высочайшие ценности материального и духовного порядка. Только люди различных профессий устанавливают между собой извечный диалог, обмен произведенными ценностями. В деятельности одного человека другой индивид обнаруживает предмет своей потребности, в чужом продукте он находит жизненно важную для него ценность. Состоявшийся обмен ценностями и создает объективный культурно-исторический процесс. Смысл человеческой жизни, согласно Н.С. Пряжникову в конечном счете, выливается в процесс самоутверждения человека в деятельности, в профессии, ибо только в ней индивид может совершенствовать все свои способности. Профессия делает возможным понимание человеком своего предназначения, места в жизни, а также порождает желание оправдать это предназначение, которое состоит в том, чтобы подняться над временем, над преходящим. Профессия придает жизни человека подлинную ценность, является уникальной возможностью, чтобы он мог наиболее плодотворным способом принести как можно больше пользы. Поэтому смысл жизни и деятельности имеет ценность в той мере и степени, в какой соответствует высоким целям и задачам, нравственным принципам и гуманистическим традициям. Понятия «предназначение человека», «нравственные принципы», «гуманистические традиции» и т.д. выражают вполне конкретные и реальные состояния человеческого бытия. Анализируя историческую природу труда В.Д. Шадриков [219] определил, что первоначально труд имеет плотскую мотивацию. Но труд несет очень важную характеристику. Результаты труда часто предназначены для других, от результатов труда зависит социальный статус его субъекта. Это, прежде всего, относится к качеству труда и продуктов труда. Качество же труда определяется качествами работников, которые в свою очередь, развиваются в процессе труда. В силу того, что качество труда оценивается другими, появляется социальная мотивация труда, не связанная непосредственно с биологической мотивацией. Это социальная мотивация является важнейшим фактором роста профессионального мастерства. На высших уровнях своего развития профессиональное мастерство выступает как искусство. К сожалению, людьми утрачено понятие искусства как меры мастерства, но если мы обратиться к Древней Греции, то можно увидеть, что искусен был и оружейник, и гончар и ткач, и скульптор, и воин, и певец, и т. д. В наши дни искусство стали связывать только с отдельными видами деятельности. В историческом плане искусство – это мера мастерства человека. Поскольку мастерство связано с качествами, оно одновременно, по мнению В.Д. Шадрикова, является и мерой творчества человека в избранном виде труда. Творчество - это выход за известные (заданные) границы, образцы, с проявлением свободы человека, его индивидуального видения мира, уникального понимания сути предназначения вещей. Творческий труд выводит человека за границы существующего, обогащает его бытие. Творческий труд, вовлекая в процесс созидания всего человека, все его качества, позволяет проявиться и выразиться человеку во всем его многообразии, порождает особые состояния творческого успеха, достижения желаемого, задуманного. Эти состояния можно отнести к духовным состояниям. Духовность личности будет характеризоваться высшей мерой мастерства, когда в труде воплощается не только высокая техника исполнения, но и замысел и чувства создателя. Мастерство требует подвижничества и жертвенности во имя достижения поставленной цели и одновременно веры в возможность достижения задуманного. По мнению В.Д. Шадрикова [219] «духовность в труде есть интегральное (синергетическое) проявление подвижничества, жертвенности, веры, ответственности, устремленности, знания и технического мастерства» [с.123]. В.Д. Шадриков также отмечает, что духовность труда, заключаясь в его отрыве от бытия, от конкретных потребностей, выражение того, на что способен человек в периоды своих творческих возможностей. Духовность есть порождение этого подъема и одновременно его условие. Благодаря такому единству духовность получает способность к саморазвитию. Духовность – условие и следствие успеха в деятельности. Но путь к цели творческого человека лежит через неудачи, потери, разочарования и лишения, через жертвы и подвижничество. И это делает творческий труд духовным. Еще А.С. Макаренко [122] писал, что «труд без нравственного начала ничего не дает» [с. 389]. В.А. Пономаренко[157] рассматривает деятельность профессионала (на примере летчиков – испытателей и космонавтов) с точки зрения духовности, где профессия рассматривается как «особый духовный источник добра и добродетелей». Духовное начало присуще людям любой профессии, но у людей, находящихся в небе, особенно значимыми характеристиками являются «любовь» и «дух». Последний проявляется в возвышенном психическом состоянии, возникающем в процессе постижения смысла своей деятельности, в открытии правды о себе, о своем моральном и профессиональном «потолке», т.е. в Откровении. Н.С. Пряжников [170] касается вопросов поиска смысла труда для каждого конкретного человека и указывают на то, что в эпоху массовой культуры и потребления, ценность самого труда все больше отодвигается на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни. Н.С. Пряжников считает, что важнейшим смыслом для трудящегося человека является утверждение своего достоинства, значимости собственной жизни, постоянное доказывание себе и окружающим того, что жизнь прекрасна (именно моя собственная жизнь, реализуемая через основное дело моей жизни, т.е. через общественно полезный, творческий труд). Человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше, «прекраснее» окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей. Как отмечает С.П. Безносов [19], профессия и личность находится в постоянном взаимовлиянии. Влияние профессии на личность принято называть профессиональной деформацией. Сущность ее заключается в том, что под влиянием исполнения профессиональной роли у человека изменяются те или другие свойства личности, возникает профессиональный тип личности, который проявляется и вне профессиональной сферы. Профессиональная деформация отличается по своей направленности. Она может носить положительный или отрицательный характер. Благотворно воспитывающее влияние профессии на личность проявляется в формировании у человека позитивного, ответственного отношения к труду, в накоплении им служебного опыта, в навыках, умениях. Например, работники правоохранительных органов очень тонко могут замечать признаки противоправного поведения людей. Отрицательные изменения в личности специалистов под влиянием их профессиональной роли проявляются, например, в поучающем тоне преподавателей, в эмоциональной черствости медперсонала, в повелительно-приказном тоне начальников. Р.М. Грановская [61], много изучавшая влияние профессий на человека, пишет: «Профессиональная роль многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, тем самым преобразует весь его облик. Когда зрелый специалист сталкивается с новым человеком и создает свое представление о нем как о личности, его собственная профессия неизбежно откладывает свой отпечаток, предопределяя понимание и отражение внутреннего мира воспринимаемого человека. Важно подчеркнуть, что профессиональная позиция определяет не только реальные поступки, с помощью которых человек утверждается в ней и способ восприятия другого человека, но и ожидание окружающих. Если ролевое взаимодействие человек распространяет на все сферы, то общение с ним затрудняется. Осуществление той или иной профессиональной роли, особенно, если она личностно значима для человека и выполняется им продолжительное время оказывает заметное влияния на такие элементы структуры его личности, как установки, ценностные ориентации, мотивы деятельности, отношение к другим людям [с.132]. Изменение человеческих свойств под влиянием профессии можно наблюдать в разных специальностях. Но особенно остро оно проявляется у представителей тех специальностей, которые имеют дело с людьми, по наблюдениям С.П. Безносова[19] - это: работники сферы обслуживания, медперсонал, официанты, продавцы и т.п.; руководители коллективов, учителя, сотрудники МВД. В настоящее время наиболее полно описаны причины профессиональной деформации у медицинских работников (Р. Конечный и М. Базхал; Л.А. Китаев; А.Н. Орлов; В.Е. Рожнов; В.Д. Тополянский и М.В. Струковская и сотрудников милиции (А.В. Дулов; Л.М. Колодкин; Д.П. Котов и А.И. Шиханцев; А.М. Лебедкин; В.С. Олейников; В.Ф. Робозеров; А.М. Роша; Г.И. Рябов; А.И. Шестак). Детальный анализ имеющихся причин профессиональной деформации сотрудников милиции позволил утверждать, что практически во всех концепциях указывается на недостаточную развитость морально-нравственных качеств, которая проявляется как следствие низкого духовного уровня. Здесь логично напрашивается вывод о необходимости определения духовного уровня представителей разных профессий и поиске способов для его повышения (улучшения). |