Главная страница

Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеДобро и зло в этической психологии личности
АнкорДобро и зло
Дата27.01.2022
Размер1.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаDobro.i.zlo.v.eticheskoj.psihologii.lichnosti.doc
ТипДокументы
#343568
страница20 из 25
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25

4.5. Технология развития духовности


Анализ результатов диагностики представителей различных профессий показал, что очевидные тенденции к снижению духовного уровня имеются у врачей-ветеринаров (показатель духовности ниже среднего), низким уровнем обладают милиционеры и швеи мотористки. Конструкторы и архитекторы находятся на границе, то есть имеют средний уровень духовности и в зависимости от внутренних и внешних влияний на их личность могут либо повысить свою духовность, либо снизить свой духовный уровень.

Подобные заключения, а также изучение имеющихся психологических тренингов[56,59] подвели к мысли о создании тренинговой технологии работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности. Под технологией понимается сумма способов, приемов, соединенных воедино и направленных на такое воздействие на человека или на группу, в ходе которого происходят заметные изменения качественного и количественного плана. Тогда тренинг – это «способ ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующей личности» [78, с. 17]. Предлагается обозначить тренинг как внешнее стимул-средство, а процесс тренинга как процесс социокультурносконструированых паттернов поведения. Тогда тренинг является психотехнологией, опосредствующим орудием, которое служит для овладения собственным поведением.

В. И. Андреев[11] выделяет критерии отличия технологии от других способов развития, среди которых , во-первых, можно выделить приоритетную цель, которая заключается в самой сути предлагаемой технологии - улучшение (позитивное изменение) духовности. Во-вторых, как и во многих известных тренингах (социально-психологический тренинг (СПТ), группы встреч, балинтовские группы и др.) одним из критериев достижения результата является - добровольный характер участия. В – третьих, технология, направленная на позитивное изменение духовности имеет четкую процедуру ее проведения, благодаря чему легко может быть воспроизведена компетентными экспериментаторами. Единственным затруднением которое может возникнуть при применении данной процедуры на практике, является то, что для проведения ее в каждой конкретной профессиональной группе экспериментатору необходимо самому разрабатывать содержательную часть каждого конкретного метода, исходя из тех морально – нравственных качеств, той системы ценностных ориентаций и тех особенностей отношения к своей профессии, которые преобладают в данной профессиональной группе. Как и любая педагогическая технология, как и любой психологический тренинг, описываемая технология имеет систему методов, посредством которых осуществляется воздействие. В данной технологии используются следующие психологические методы развития: а) метод сюжетно – ролевых игр; б) метод дискуссии, которые заимствованы из практики СПТ, а метод сюжетно – ролевых игр также широко применяется в практике игротерапии; в) метод беседы, широко используемый в библиотерапии (А.М.Миллер и др.); г) тренинговый метод, который в данном случае используется при проведении тренинга духовных ценностей. В основе тренинга духовных ценностей лежат идеи частично заимствованные из практики психотерапии по А. Адлеру [191], где основным методом психотерапевтической работы является анализ ранних воспоминаний, а также из практики психодрамы, где человек с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам.

Технология, направленная на позитивное изменение духовности имеет диагностические методики, с помощью которых оцениваются изменения показателей в группе. К диагностическим методикам, используемым при реализации данной технологии можно отнести следующие: - тест «Добро – Зло»; - методика ценностных ориентаций; - методика характеристик профессий.

Данная технология рассчитана на работу в группе численностью не более 20 человек, поскольку в слишком больших группах (более 20 человек), как отмечают психологи – психотерапевты, возникает тенденция обособления отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. При реализации описываемой технологии психолог – экспериментатор проводил работу с группами численностью 20 человек каждая, так как некоторые задания, например сочинение рассказов с использованием духовных ценностей рассчитаны на деление общей группы на подгруппы, причем, эффект выполнения задания увеличивается в зависимости от количества людей в подгруппе и соответсвенно от предоставленных рассказов сочинений. При формировании групп необходимо придерживаться принципа однородности по профессиональному составу. Оптимальная длительность занятий, как показывает практика, составляет 4 месяца. В этом случае технология работы, направленная на позитивное изменение духовности носит кратковременный характер, хотя при желании представителей групп продолжительность занятий может быть увеличена. Занятия, по примеру балинтовских групп, проводятся один раз в неделю, общей продолжительностью 1,5 – 2 часа. Технология, направленная на позитивное изменение духовности проводится в закрытых группах, где число участников постоянно. Во многих тренингах (СПТ, социально – психологические программы по работе с интеллектуально одаренными подростками, мотивационный тренинг, группы встреч и т.д.) в качестве начального выделяется этап знакомства. Этот этап представляет собой обмен приветствиями и краткой информации о себе. Во время знакомства проявляются особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. В описываемой технологии стадия знакомства выделяется как начальный этап внедрения этой технологии, но осуществляется дважды. Вначале с многочисленной группой (опыт был заимствован из практики СПТ в многочисленной группе[151], и после диагностического этапа – с малой группой. Использование диагностического этапа, а также этапов которые бы контролировали (этап контрольного тестирования) эффективность проведения данной процедуры в группе, выделяемые в описываемой технологии, осуществляется не во всех тренинговых процедурах, чего не скажешь о педагогических технологиях, где применение вышеназванных этапов отвечает принципам дидактики. Что касается тренингов, то анализ эффективности их проведения проверяется в основном посредством механизма обратной связи. Также известны методы выявления эффектов СПТ в многочисленной группе [151]: это метод семантического дифференциала для измерения психологической атмосферы в процессе тренинга и метод анализа документов.

В отличие от других способов развития технология, направленная на позитивное изменение духовности, вскрывает психологические механизмы этапно – уровневого строения специально организованной деятельности психолога - экспериментатора, основными задачами которого являются стимулирование развития позитивных морально – нравственных качеств личности, духовных ценностей, гуманного отношения личности к своей профессии.

В этой связи можно перейти к описанию каждого конкретного этапа технологии. Технология работы с людьми, направленная на позитивное изменение духовности включает в себя два больших этапа: диагностический и развивающий. Диагностический этап состоит из следующих элементов:

1. Знакомство с представителями группы людей, работающих на конкретном предприятии. Осуществляется в общих чертах: психолог кратко говорит о себе, объясняет цели своего прихода на данное предприятие.

2. Тестирование данной профессиональной группы людей по следующим тестовым методикам: «Добро Зло»; методика ценностных ориентаций; методика характеристик профессий.

3. Анализ полученных результатов и определение духовного уровня представителей профессиональной группы.

Переходить к следующим этапам могут как представители группы высокими показателями духовности с целью поддержания своих показателей, так и представители со средними и низкими показателями с целью их развития.

4. Набор людей из профессиональной группы в группу участников, к которым будет применяться процедура направленная на позитивное развития духовности.

Требования к группе участников:

  • добровольный характер участия;

  • выполнение всех заданий психолога;

  • прохождение технологии до конца.

Оптимальное количество участников от 15 – 20 человек.

  1. Анализ результатов тестирования конкретно каждого участника описываемой процедуры и выбор помощника для психолога из числа участников группы.

Психолог проводит с помощником работу, в которой разъясняет ему те сферы деятельности, где потребуется его помощь.

Необходимость в помощнике обусловлена следующими факторами:

  • помощник поддерживает беседы и дискуссии;

  • принимает активное участие в играх;

  • с помощью психолога стимулирует группу к деятельности и интеллектуальной активности.

Требования к помощнику:

  • наличие высоких результатов по показателям духовности;

  • следования инструкциям психолога;

  • активное поддержание дискуссий и бесед, активное участие в играх;

  • более тесное знакомство с участниками технологии.

Осуществляется один раз перед началом проведения технологии. И представляет собой обмен приветствиями и краткой информации о себе.

  1. Собственно технология работы, направленная на позитивное изменение духовности.

Проведение собственно технологии является развивающим элементом работы психолога с группой и включает в себя следующие этапы;

I этап: развитие с морально – нравственных качеств личности.

На этом выделяются две ступени:

  1. Развитие позитивных морально – нравственных качеств личности.

  2. Уменьшение негативных морально – нравственных качеств личности.

Развитие позитивных морально – нравственных качеств личности.

В качестве основного способа развития (укрепления) позитивных морально – нравственных качеств, предлагаются сюжетно – ролевые игры.

Это игры, которые способствуют проявлению того или иного позитивного морально – нравственного качества личности, которое было выявлено у всей группы или у конкретного индивида, тем самым сюжетно – ролевая игра способствует его укреплению и развитию. Спецификой сюжетно – ролевых

игр является то, что ситуации (сюжеты) игры должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности данной группы и направлены на проявление одного или нескольких позитивных морально – нравственных качеств.

Уменьшение негативных морально – нравственных качеств личности.

Здесь предлагается использовать два метода: метод активной беседы и метод дискуссии.

Метод активной беседы предполагает обсуждение сильно выраженных негативных качеств в группе, а также обсуждение литературных произведений, иллюстрирующих негативное влияние на личность данных качеств. Здесь возможно задавание домашних заданий, но это лишь на усмотрение психолога.

Метод дискуссии предполагает дискуссию по ситуациям морального выбора. Группе предлагается такая ситуация; дискуссия развивается между представителями, выбравшими Добро и между теми участниками, которые выбирают Зло. Здесь особенно важна роль помощника, который активно развивает и постоянно поддерживает дискуссию. Важным требованием остается то, чтобы ситуации морального выбора были наиболее приближены профессиональной деятельности представителей группы.

II этап: работа с ценностями.

Основным методом работы на этом этапе предлагается тренинговый метод. Именно тренинг является наукой создания в группе событий для участников в их субъективной реальности.

Тренинг духовных ценностей включает следующие звенья:

  1. процедуру выявления психологом тех духовных ценностей, которые оказались на последних местах;

  2. беседу по каждой духовной ценности, оказавшейся на низком ранговом месте;

  3. вспоминание ситуаций, которые препятствовали проявлению данной ценности у каждого конкретного участника (или моментов, периодов в жизни, с которых проявление (развитие) этой ценности стало утрачиваться);

  4. проигрывание участником ситуации, которая негативно повлияла на проявление данной духовной ценности. Для этого участнику, который рассказывает (представляет) свою ситуацию группе необходимо проиграть ее с помощью других участников, которых будем называть актерами. Также, если это необходимо ведущему участнику, он может организовать сцену, наподобие того, как это делается в методе психодрамы;

  5. проигрывание ситуации, которая была бы противоположна рассмотренной. Для этого необходимо обсудить в группе проигранную негативную ситуацию, выявить негативные факторы, которые повлияли на неприятие (отвержение) данной духовной ценности участником, и проследить какой материальной ценностью была заменена отверженная духовная ценность. После этого ведущий участник предлагает противоположный вариант развития данной ситуации. Группе предлагается также проиграть противоположную ситуацию, причем по усмотрению ведущего участника актеры могут меняться ролями или могут быть заменены другими актерами;

  6. заключение о необходимости утраченной духовной ценности.

На основании противоположно проигранной ситуации, которая способствовала проявлению упущенной духовной ценности, делается заключение как самим участником, так и в целом группой о необходимости наличия данной ценности у личности как актуальной.

В качестве другого вспомогательного метода работы с духовными и материальными ценностями предлагается метод сочинений или рассказов. Вся группа разбивается на подгруппы в количестве 2-3 человека. Каждой подгруппе предлагается придумать рассказ, (либо психолог сам дает условия рассказа) с использованием как можно большего числа упущенных духовных ценностей. Члены группы могут самостоятельно разбиваться на подгруппы, либо психолог сам разбивает группу, группируя участников с одинаковыми упущенными духовными ценностями.

Еще одним методом является метод обучения ценности. Психолог дает группе ситуацию, в которой знакомый близкий человек не воспринимает (отвергает) какую – либо духовную ценность. Члены группы должны дать свои советы, относительно того, как сделать данную духовную ценность актуальной. Вариант задания «обучение ценности»: «Мой близкий человек не воспринимает литературные произведения. Что я могу сделать для него, чтобы он понял необходимость данной духовной ценности».

Ш этап: развитие гуманного отношения личности к своей профессии.

Этот этап является необходимым и актуальным, поскольку мы ориентируемся на работу с профессиональными группами. В качестве основного метода работы на данном этапе предлагается активная беседа Участники группы самостоятельно ищут материалы, в которых представлен самоотверженный труд наиболее известных и заслуженных личностей, представителей данной профессии. Участники изучают и обсуждают данные материалы. В зависимости от активности группы, участникам можно предложить домашнее задание на самостоятельный поиск этих данных.

Этот этап требует особой компетентности от психолога, т.к. психолог должен изучить все материалы о наиболее известных и засуженных деятелях исследуемой профессии.

Общая продолжительность одного занятия составляет 1.5 – 2 часа, занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность одного цикла занятий составляет 4 недели, т.к. именно через 4 недели эффективнее всего проводить контрольное тестирование.

Контрольное тестирование участников группы производится по следующим по тестовым методикам:

- Л.М. Попова «Добро – Зло»;

- ценностных ориентаций;

- характеристик профессий.

Данная процедура может проводиться неограниченное число раз до наступления эффективного результата.

Особенности усвоения духовного социокультурного пространства в процессе внедрения технологии работы с людьми, направленной на позитивное изменение духовности

По мнению Л. М. Аболина[1] «духовно – нравственное развитие личности это процесс вживания человека посредством психологических орудий в социокультурное пространство, одухотворение его и вживления в социокультурное пространство человека» [с.48].

В данном случае речь идет о духовном социокультурном пространстве, которое формируется у испытуемых (участников тренинга) в ходе проведения с ними работы, направленной на позитивное изменение духовности. В силу дуального характера духовности, духовное социокультурное пространство может быть добрым или злым, и тогда, соответственно, морально – нравственные критерии его оценки могут быть позитивные (добродетельные) или негативные (злонамеренные). В этом случае основной задачей психолога является формирование у участников тренинга добродетельного социокультурного пространства. Для этого необходимо заполнить стремление человека к добру неким содержательным образованием и создать соответствующие условия, чтобы участники тренинга могли усвоить эти воздействия. Как уже было описано в предыдущих параграфах, стремление человека к добру связывается с тем добрым (позитивным, хорошим) началом, которое заложено в человеке, а именно: 1) это те морально–нравственные качества, которые ведут человека к добру; 2) те ценности, которые способствуют к движению к «хорошему», т.е. к добру; 3) те отношения, которые человек демонстрирует ко всему окружающему, в том числе и к тем сферам профессиональной деятельности, которые соотносятся с видами объектов (другие люди, знаки, техники и т.д.), на базе которых и сложились пять типов профессий «человек – техника», «человек – природа», «человек – знак», «человек - художественный образ», «человек – человек». Тогда основной задачей психолога является: 1) описание окружения социокультурного духовного пространства; 2) описание тех методов воздействия, с помощью которых будет происходить усвоения духовного социокультурного пространства.
Компоненты духовного социокультурного пространства

В соответствии с двумя полюсами всеобщности: человечество в его историческом развитии и личность – можно предположить о существовании двух путей формирования и развития духовно – нравственной личности:

- становление индивида как культурно – исторического субъекта деятельности, воспринимающего историю как свое прошлое и чувствующего ответственность перед прошлым и перед своим будущим, зависящего от его действия в настоящем;

- непосредственное общение с духовно – нравственной личностью (в данном случае это может быть психолог, который по всей вероятности, должен обладать достаточно высоким духовным уровнем и который имеет своей основной целью позитивное изменение духовности участников тренинга) которая является для воспитуемого (а в данном случае для участников тренинга, желающих повысить свой духовный уровень) критерием собственного поведения, его общения с окружающим, его этических оценок и суждений. Ввиду того, что духовность – существеннейший параметр общения и выявления себя в нем, она «заразительна». Тогда можно определить социокультурное образовательное пространство как систему влияний и условий развития творческой личности, а также как систему возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. В качестве таковых были обозначены: природное (психофизическое, физико–химическое) окружения; общественное или социальное окружение, связанное с характером взаимодействий социальных объектов; личностные (биологические и психологические) переменные (особенности) деятельности и жизнедеятельности участников тренинга; профессиональные и личностные (психологические и биологические) переменные (особенности) деятельности психолога – экспериментатора, личностные переменные жизнедеятельности членов семьи.

Формирование идеального социокультурного пространства – это взаимосвязанное и взаимопроникающее проектирование каждого из компонентов в контексте организации системы возможностей для развития и реализации личностных ценностей всех субъектов тренингового процесса.

Природное (психофизическое, физико- химическое) окружение.

В первую очередь это материальные, физические объекты. Они предоставляют основные, базовые возможности для существования человека.

К физическому окружению Г. А. Ковалевым отнесены: архитектура здания (в данном случае того место, где проводится тренинг), степень открытости – закрытости внутреннего дизайна, размер и пространственная структура помещения, легкость трансформации помещения при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений участников тренинга.

Общественное или социальное окружение.

К этому компоненту относятся как конкретные люди и группы, вступающие в разнообразные взаимодействия с субъектом воспитательного пространства, так и нематериальные, идеальные объекты, которые можно обозначить как социальные: социальные роли, законы, регламентирующие поведение в обществе, идеи. Эти объекты предоставляют субъекту возможности благодаря своим социальным, а не физическим свойствам; предоставляют возможность возникать, сохраняться и развиваться в человеке специфически человеческому.

Л.М.Аболин формулирует ряд общих положений по организации социального компонента:

- социокультурное пространство должно обеспечить участнику тренинга возможность опробовать различные социальные роли;

- у психолога и руководителя предприятия не должно быть «разночтений» в понимании смысла проводимой психологом работы по улучшению духовного уровня сотрудников данного предприятия;

- участникам тренинга должно быть понятно значения его членства в данной тренинговой группе;

- участник тренинга должен иметь право выбора социальных объектов, с которыми он будет взаимодействовать.

Также выделяются ряд дополнительных требований к социальному компоненту:

- взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями – доброжелательность, взаимное положительное оценивание;

- преобладающее позитивное настроение – превышение количества эмоционально – положительных ситуаций над эмоционально – отрицательными;

- сплоченность и сознательность всех субъектов воспитательного процесса – сформированность сознания «мы» и отсутствие непреодолимых барьеров;

- продуктивность взаимодействия в тренинге, осмысленность процесса и наличие очевидных для всех позитивных результатов, что существенно определяет всю систему взаимоотношений внутри социального компонента.

Личностные (психологические и биологические) переменные (особенности) деятельности и жизнедеятельности участников тренинга

К этому компоненту можно отнести половые, возрастные и национальные особенности учащихся; успешность профессиональной подготовки, распределение статусов и ролей.

Участники тренинга мотивированы, благодаря потребности в улучшении своей духовности, к проявлению разнообразной активности. Принципиальным показателем качества духовного социокультурного пространства служит его способность посредством предоставляемых возможностей обеспечить удовлетворение этой потребности участников тренинга, создавая соответствующую мотивацию их активной деятельности. Также большую роль в обеспечении адекватного анализа духовного социокультурного пространства играют следующие личностные переменные участников тренинга:

- личная значимость и осмысленность тренинга;

- ведущая роль активности участников тренинга;

- добровольность участия;

- личностная зрелость и ее развитие. В данном случае необходимо выявить уровень развития по следующим характеристикам: принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний (отсутствие защит и искажений в восприятии собственного внутреннего мира), понимание себя, ответственная свобода, целостность (интегрированность всех аспектов изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, постоянно развиваться), принятие других (признание за другими права быть такими, какие они есть, уважение их своеобразия, доверие к ним), понимание других (адекватное, свободное от предрассудков и стереотипов, полное и дифференцированное восприятие людей), социализированность (способность к конструктивным социальным взаимоотношениям), творческая адаптивность участников тренинга (способность творчески решать жизненные проблемы, используя все потенциальные внутренние возможности).

Нравственная зрелость. Ее уровень определяется по следующей шкале:

- ориентация на покорность и избежание наказаний;

- наивный гедонизм (ориентация на индивидуальные сиюминутные интересы и наслаждения);

- ориентация на сохранение хороших взаимоотношений; ориентация на поддержание авторитета;

- ориентация на общественный договор;

- ориентация на индивидуальные принципы совести и справедливости;

- гражданская зрелость. Проявляется как: - гражданская грамотность (готовность адекватно участвовать, в демократических процедурах, критически мыслить, действовать в условиях плюрализма и т.д.), - правовая культура (знание правовых основ общества, готовность жить в «правовом поле»);

- социокультурная компетентность. Проявляется в следующих характеристиках: сотрудничество и ненасилие (способность к диалогу, ненасильственному решению проблем), межкультурная компетентность и толерантность (терпимость к различиям, способность понять, вступить в диалог (способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т.д.).

Профессиональные и личностные психологические и биологические переменные (особенности) деятельности психолога.

К данному компоненту относятся пол, возраст, национальность психолога; стаж профессиональной деятельности и уровень квалификации.

Критерием качества организации психологом духовного социокультурного пространства является его способность обеспечить всем участникам тренинга систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Здесь также можно обратиться к анализу тех возможностей, которые предоставляет духовное социокультурное пространство для удовлетворения личностных потребностей психолога. Это потребности в любви, уважении, признании, в значимой деятельности, в сохранении и повышении самооценки, в познании, в преобразующей деятельности в области профессионального образования и воспитания, в эстетическом оформлении окружающей обстановки, в самостоятельном упорядочивании индивидуальной картины мира через участие в свободных дискуссиях, в высоком уровне мастерства, в самоактуализации.

Также необходимо учесть, на основе какой концепции и каких принципов психолог реализует технологию, направленную на развитие духовности, каковы философско – антропологические основания деятельности психолога (базовые установки по отношению к человеку как таковому: природа человека негативна, природа человека нейтральна, природа человека условно – позитивна, природа человека безусловно – позитивна); каковы представления о детерминантах развития человека (воздействие среды, биологические и наследственные факторы, самодетерминация). Для успешности социокультурного процесса необходима ориентация психолога на гуманистические и демократические ценности и идеалы, адекватное, научно обоснованное представление о сущности человека как объекта воспитания и механизмах его развития.

Таким образом, профессиональные и личностные особенности деятельности психолога в организации социокультурного пространства должны обеспечивать как собственное духовно – нравственное развитие, так и духовно – нравственное развитие личности участников тренинга.

Личностные переменные жизнедеятельности членов семьи.

Можно выделить следующие переменные влияющие на осуществление процессов воздействия на участников тренинга. Это отношения между членами семьи участника тренинга, эмоциональная среда его семьи, идеологическая среда семьи, социально – культурная среда семьи, социально – экономическая и демографическая среда.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


написать администратору сайта