Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности
Скачать 1.6 Mb.
|
2.2. Добро и Зло – двойственное образованиеИсходя из приоритета практико-действенных исследований в сегодняшней психологии, целесообразно еще раз поставить вопрос и о теоретическом осмыслении человека, и об «идеологии» (как сумме идей) действий психолога по отношению к человеку как объекту воздействия и субъекту самодеятельности, саморазвития. К числу идей, способных составить своего рода идеологию работ в области психологии развития и саморазвития, которые могут быть положительно оценены в общей психологии, следует отнести следующие: двойственности и полюсности психических характеристик, способностей человека; трансформации и детрансформации в становлении и разрушении психики; психологической толерантности, состоящей в праве выбора психологом одной из предложенных ниже стратегий при работе с людьми и в теоретических исследованиях. Сформировавшийся еще в работах Р. Декарта дуалистический подход к пониманию психосоматической природы человека позднее, например, в работах К.А. Абульхановой-Славской [4,5], А.Н. Леонтьева [112], Я.А. Пономарева [155] переводится в идею двойственности. Классическим образцом наличия двойственности человеческой психики является деятельность ее материального субстрата - мозга, состоящего из двух полушарий, «специализирующихся» на рационально-логическом, дискретном и иррационально-интуитивном, целостном мировосприятии. Двойственность в психологии - это идея диалектического подхода к пониманию любого явления, его полюсной характеристики, когда на одном полюсе сосредоточивается противоположное тому, что есть на другом. Например, сознательному противостоит бессознательное, созиданию - потребление, экстраверсии - интроверсия, силе - слабость, интуиции - логика и т.д. Но в любой двойственности в ее перенесении на психику есть зародыш некоторого противоречия, стимулирующего самостоятельную деятельность субъекта, направленную на его преодоление. Данное положение исстари нашло свое выражение в монаде, где нечто целое состоит из взаимопроникающих, находящихся в постоянном сочетании двух полярных частей (доброе и злое, свет и тьма), и где каждая часть как уравновешивает другую, создавая баланс в природе, так и, не являясь абсолютно «чистой», содержит в себе элементы другой части. Дисбаланс, скорее всего, возникает, когда маленькие шарики, находящиеся в обрамлении противоположной характеристики, начинают увеличиваться или уменьшаться. Научно-практическая направленность исследований В.М. Бехтерева, например, в этом случае проявляется двойственным пониманием человека и как целостного образования (что познается практикой), и как средства, состоящего из множества элементов, подсистем, когда лечение может проходить с углубленным проникновением в одну из них и достаточно автономно. Еще будучи в Петербургской военно-медицинской академии, В.М. Бехтерев обнаружил интерес к установлению связи душевных заболеваний и температуры тела (докторская диссертация, 1881 г.). Он считал, во-первых, что действовать по отношению к другому следует адекватно его природе и психосоциальным характеристикам. Во-вторых, следует не только всесторонне познать другого человека, но и всячески прямо или косвенно стимулировать оздоровление его тела, организма, а также его развитие как самоценной личности. Перспективность идеи двойственности человека и двуполюсности любой человеческой характеристики в психологии саморазвития субъекта очевидна. Саморазвитие, на наш взгляд, оценивается, прежде всего, через продукты созидательной деятельности: созидание содержательное и технологическое, где в первом случае дается ответ на вопрос «что созидается», во втором – «как это делается, каким способом?». В то же время совершенно очевидно, что эффекту созидания предшествует стадия «потребления» [112]. В нашем варианте потребление рассматривается как «насыщение» - первейшая фаза внутреннеплановых действий в структуре динамической составляющей интеллектуального комплекса субъекта саморазвития [163]. Итак, двойственность - это не только объяснение противоречивости человека, но и фактор, обуславливающий его внутреннюю активность и саморазвитие. Обращение к идее трансформации и детрансформации сознания начинается у В.М. Бехтерева в 1884 -1885 гг., когда он изучал состояние европейской экспериментальной психологии в лаборатории В. Вундта (Германия, Лейпциг). Здесь он знакомится с его концепцией, в соответствии с которой психика рассматривается как нечто независимое от внешнего мира, познаваемое с помощью аналитической интроспекции (самонаблюдения), а полную картину о своем внутреннем мире может дать только сам рефлексирующий человек. В определенной степени под влиянием В. Вундта начинается теоретико-экспериментальная работа В.М. Бехтерева в Казани, где им в 1885 г. была открыта первая в России психофизиологическая лаборатория. Здесь он стремится осмыслить феномен человека как сложное психосоматическое образование. При оценке любой душевной болезни, следуя В.М. Бехтереву, необходимо принимать во внимание уровень развития сознания и самосознания человека. Выделяя шесть уровней развития сознания [2], В.М. Бехтерев рассматривает человека как существо, имеющее психические способности к пространственно-временной ориентации, к самоанализу, формирующее в себе нравственные, религиозные, правовые представления. Именно сознание, по его мнению, связывает воедино все психические переживания человека. На базе работ Я.А. Пономарева (первого лауреата премии им. В.М. Бехтерева, учрежденной Российской Академией наук) можно заключить, что у нормально развитого человека по мере прохождения им этапов развития сознания от первого до шестого (рис. 4) осуществляется перевод данных этапов в структурные уровни организации его сознания с допускаемой мыслью о том, что не все люди проходят в своем развитии все шесть этапов. Задержка или остановка в развитии возможна на любом из них. В психологии и философии идея последовательного перевода этапов развития явления (в данном случае таким явлением выступает «сознание») в структурные уровни его организации связывается с формулировкой принципа трансформации этапов развития явления в структурные уровни его организации [155]. Рис.4. Схема этапов-уровней развития сознания (по В.М.Бехтереву) Особого внимания в наше время заслуживает мысль В.М. Бехтерева об объяснении того, как будет не формироваться, а разрушаться сознание личности: при расстройстве (патологии) сначала расстраиваются высшие формы сознания, затем более простые, низшие. Сформулированное положение о порядке расстройства уровней сознания может быть названо эффектом (законом, принципом) детрансформации. И тогда принцип трансформации мог бы именоваться «принципом трансформации – детрансформации». С помощью указанного принципа, действие которого можно распространить и на более частные психические образования, и на социально-психологические общности людей типа «группа», можно объяснить, в первую очередь, последовательность разрушения уровней сознания личности. Оно идет от высшего, например, шестого уровня (рис. 4) к нижеследующему уровню, вплоть до первого. Обогащение принципа трансформации при формировании человеческого сознания идеей детрансформации может быть полезно для понимания стадий поведения деструктивной личности [208], поведения группы с асоциальной направленностью, формирования «фантомного сознания» у клиента с признаками скуки, отчуждения от других людей, отказа от психического развития, от усилий по преодолению житейских трудностей [2]. В.М. Бехтерев - один из первых исследователей, кто выдвинул и настойчиво проводил в теории и на практике идею изучения человека в его целостности [23, 24, 38]. Человек здесь предстает сложным многоуровневым образованием, всестороннее изучение которого должно осуществляться с помощью психологии, физиологии, анатомии, педагогики, социологии на основе единой теоретической концепции взаимодействия человека с миром. Он сформулировал 23 универсальных закона, которые лежат в основе понимания неорганического мира, природной, социальной, психической реальности и самого человека: закон сохранения энергии, закон противодействия, закон эволюции, закон взаимодействия и т.д. При всей дискуссионности такого взгляда заслуживает внимания то, что В.М. Бехтерев стремится поместить человека в пространство природной, психической и социальной жизни, а также распространить на него действие законов, более пригодных для описания неорганической природы. Конечно, значительная часть их нуждается в «психологической привязке». Это может стать направлением специальных исследований в общей психологии. Достаточно вспомнить, что в свое время обращение Р. Декарта к идеям Г. Галилея, а К. Левина к идеям А. Эйнштейна привнесло в психологию новые идеи. В связи с этим пристального внимания заслуживают законы периодичности, или ритма, непрерывного движения и изменчивости, введенные В.М. Бехтеревым [24] для объяснения динамики больших групп. Они могут получить новое развитие в современной науке о человеке. Перспективным является нетрадиционное определение В.М. Бехтеревым понятия «человеческая личность». Она рассматривается им «как повторяющаяся и постоянно колеблющаяся величина, где каждый день дает ей новый опыт, восполнив ее знание и ее навыки» [24, с. 260]. В физиологии выделяется множество функций, проявляющихся в форме ритма и указывающих на прямую связь человеческой ритмики с ритмами Вселенной. Совершенно неосвоенной классической психологией является астрология как область знания о типах людей, рожденных под различными знаками Зодиака, поведение которых обусловлено ритмическими движениями звезд, планет, Луны в годичном и 12-летнем циклах [18]. Еще в «Книге перемен», написанной в Китае более 2,5 тыс. лет назад, говорилось о том, что весь мировой процесс, представляет собой чередование ситуаций, происходящих от взаимодействия и борьбы сил света и тьмы, напряжения и податливости. Мир представляет собой единство изменчивого и неизменчивого, в основе этого лежит проходящая через весь мир полярность, антиподы которой столь же противоположны друг другу, сколь и тяготеют друг к другу. В их отношениях проявляется мировое движение как ритм. Благодаря этому ритму ставшее и еще не наступившее объединяются в одну систему, по которой будущее уже существует в настоящем, как ростки наступающих событий [227]. Новые возможности для исследования психического как процесса и экстернально-интернальных движений в нем возникают в связи с попыткой их интерпретации через понятия «ритм», «колебания», «психологический маятник». Ритм рассматривается как «временная структура любых воспринимаемых процессов, образуется акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности» [212]. Для объяснения сложных ритм - процессов в составе психического целесообразно использовать некоторые выводы по исследованиям ритма в художественном творчестве. Так, ритм сообщает стиху определенную энергию. И здесь мы еще раз можем обратить внимание на «связываемость» В.М. Бехтеревым в своем миропонимании идеи колебаний, ритма и идеи «энергетической природы психических явлений», где энергия рассматривается в качестве базового источника развития [38, с.5]. Небесполезным для психологии является положение о том, что ритмичные движения вызывают своего рода резонанс, сопереживание. Они выражаются в стремлении воспроизводить эти движения. В ритме объединены эмоциональные и рациональные признаки человеческого поведения. Чем ближе ритм к такой физиологической характеристике, как пульс с его жесткой повторяемостью, тем более ритм становится характеристикой, измеряющей время. Чем ближе ритм к такому расплывчатому процессу, как дыхание, тем ближе он выражает экспрессивную, эмоциональную сторону поведения. Особый интерес для психологов может представлять понятие «свободный несимметричный ритм», используемый для характеристики фольклорных форм песенного творчества [212]. Колебание как явление природы передается с помощью таких производных от него понятий, как «колеблющаяся величина», «тип колебательных систем», «ось колебаний и ее смещение», «диапазон колебаний». В.М. Бехтерев, использовав понятие «колеблющаяся величина» по отношению к человеческой личности, стремился установить связь психологии с естественными науками. Он небезосновательно считал, что колебания, ритм, периодичность могут характеризовать все процессы человеческой жизнедеятельности. Что и наблюдалось им при анализе смены настроения, возбуждения и угнетения как отдельного человека, так и общественных процессов, настроений, которые происходят «то более быстро, то более медленно» [38, с. 245]. Колеблющаяся величина в интеллектуальных, личностных, коммуникативных процессах, на наш взгляд, идентифицируется с понятием «способность». Так, ранее проведенные нами исследования по психологии самодеятельного развития личности и группы позволяют интерпретировать способности к самоанализу, саморазвитию, к интеллектуальной инициативе и т.д. как движение колеблющихся величин, помогая увидеть резервные возможности в интеллектуально-личностном саморазвитии субъекта [163]. Вместе с понятием «колебание» небезынтересным для психологов является установленный в механике активный и пассивный тип колебательных систем [60]. Применительно к исследованиям в области психологии субъектом является, прежде всего, тот, кто активно действует, инициирует и осуществляет изначально практическую деятельность, общение, поведение [37]. В механике таким аналогом становится активный тип колебательных систем, который имеет в качестве источника колебаний внутренние силы. Ему противостоит пассивный тип колебательных систем, который приобретает движение только под воздействием внешних сил. Отсюда общенаучные параллели механики и психологии: активный тип колебательных систем есть субъект, пассивный - то, с чем взаимодействует субъект, объект, которым в ряде случаев может выступать другой человек, предельно внутренне пассивный. Важным в концепции колебаний для исследований в психологии может стать понятие «ось колебаний» и ее смещение в сторону интернальных и экстернальных зон для объяснения мыслительных процессов в психологии мышления и творчества. Следует также говорить о минимальном и максимально возможном диапазоне интеллектуальных, эмоциональных и других колебаний в поведении индивидуального субъекта. Явно нуждаются в психологической интерпретации попытки найти новые возможности использования для объяснения поведенческих характеристик субъекта других проявлений колебательных процессов: вынужденные, возвратно-поступательные, волнообразные, синусоидальные, затухающие колебания; периоды, амплитуда, энергия колебаний. Ритмико-колебательную природу поведенческих актов человека как субъекта саморазвития можно передать в связи с введением метафорического для психологической науки образа психологического маятника[100]. Введение идеи колебаний, ритма, психологического маятника в число идей, способствующих пониманию вероятных закономерностей интеллектуального развития (саморазвития) субъекта, осуществлено в наших исследованиях при модельном построении его динамической (временной) составляющей в структуре пространственно-временного комплекса [163]. Образ психологического маятника в этом случае помогает осознать неизбежность постоянных «взаимопереходов» (А.Н. Леонтьев) экстернальных действий в интернальные, и наоборот. Он вполне уместен для понимания механизмов мышления и творчества, где требуется дать характеристику процессам, этапам, ступеням постоянных аритмичных колебаний, построенных по типу «извне – вовнутрь» и наоборот, и наконец - надстроечно-базальных психических моделей, включающих внешне - и внутреннеплановые характеристики. Найденный образ помогает продвинуть сформулированное Я.А. Пономаревым положение о структуре центрального звена психологического механизма творчества [155, 156]. Основу его составляет «взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модельного) планов действий» [155, с.178]. Предлагаемое дополнение состоит в том, чтобы ввести в состав центрального звена представление о: 1) линиях количественного и качественного изменения внутреннеплановых характеристик человека как субъекта саморазвития; 2) линиях содержательного и технологического созидания со своими ступенями достижений во внешнеплановой сфере. Именно здесь совершенно предметно возникает вопрос о выделении зоны минимального развития личности. Она включает этапы «количественного насыщения» во внутреннем плане и «репродукции без импровизации» во внешнем плане. Именно здесь возникла возможность в рамках реализации положения Л.С. Выготского о зонах ближайшего развития сформулировать представление о зонах достигнутого и максимального развития. Зона максимального развития, по нашим представлениям, включает фазу «формализации» с ее продуктным аналогом во внутреннем плане и ступень содержательного или технологического созидания «для культуры в целом», также с ее продуктным аналогом во внешнем плане. |