Главная страница
Навигация по странице:

  • Действительное(ость)

  • Действительное

  • ДИНАМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПВК СУБЪЕКТА РАЗВИТИЯ

  • Рис. 2. Зоны развития динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта развития

  • Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеДобро и зло в этической психологии личности
    АнкорДобро и зло
    Дата27.01.2022
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDobro.i.zlo.v.eticheskoj.psihologii.lichnosti.doc
    ТипДокументы
    #343568
    страница5 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    1.4. Психологическая модель человека как субъекта развития и саморазвития с ее этической составляющей


    Человек как субъект развития и саморазвития в научной психологии рассматривается как системно-структурное образование. Представление о его психологической организации строится на базе основных принципов системного подхода 118: наличие в системе статичного и динамичного; иерархического соподчинения структур; развития системы во времени, которое содержит линии прогресса и регресса 118, а проявляется в постоянной дифференциации ранее найденного216.

    Наличие целостного и системно-структурного подходов в понимании психологической организации человека отразилось в использовании терминов «психология человека» и «структура» психологической организации человека. Психология человека может быть рассмотрена как «внутренний мир» 218 или вводимое в последнее время 84, 218 – «душа» человека». Структура психологической организации человека представлена иерархически упорядоченными элементами (когнитивными, регулятивными, коммуникативными) и «психологическими механизмами» деятельности, общения, поведения, которые были предметом исследования А.Н. Леонтьева112, Б.Г. Ананьева8,9, Я.А. Пономарева155, С.Л. Рубинштейна183,185 и других.

    Концепция психологической организации человека как субъекта развития, предлагаемая в данной работе, - это синтез наших теоретических представлений и экспериментальных наработок [159, 160, 163, 164], а также идей: С.Л. Рубинштейна183,185], А.В. Брушлинского37, А.Л. Журавлева74 по психологии индивидуального и группового субъекта; В.М. Бехтерева24, 26,, Л.С. Выготского48, А.Н. Леонтьева112, А.В. Петровского150 по психологии личности, деятельности, зонам развития; А.В. Брушлинского39, Д.Б. Богоявленской28, Б.М. Кедрова94, Я.А. Пономарева155 по психологии творчества и мышления.

    Синтез всех указанных подходов позволяет нам рассматривать данную концепцию как со стороны общефилософского, целостного подхода, который помогает выявить существенное в психологии человека, так и со стороны системно-структурного подхода, при котором акцентируется внимание на познании элементов явления. Однако в целом, в рамках указанной концепции актуальной является проблема поиска резервов и новых идей в теоретико-эмпирическом исследовании и осмыслении феноменов развития и саморазвития. Цель исследования состоит в том, чтобы, упорядочить на уровне философского обобщения набор основных психологических понятий, привычных для теоретической психологии личности, психологии субъекта, а также ряда понятий, родившихся в экспериментальной психологии. Упорядочение предполагает также и теоретическое осмысление результатов кандидатских диссертаций, выполненных под нашим руководством в русле указанной выше концепции и дающих новые сведения:

    о барьерах в структуре психологического механизма интеллектуально-деятельностного развития (И.Ф. Бурганова 41);

    о креативных способностях в интеллектуальной и коммуникативной деятельности, условиях их обнаружения и развития (Л.М. Закирова79, А.Н. Голованова53, Н.Г. Климанова 96);

    о саморазвитии, как феномене, вбирающем в себя самопознание и самоизменение, самокомпенсацию, самоопределение, самопроекцию, самопрезентацию личности при работе по методу «Интервью с самим собой» в различных его модификациях (Л.В. Белова[20, М.Я. Разногорская177, И.С. Шевченко222);

    о нравственно-этическом компоненте личности, выявленном на базе методики «Добро-Зло» у представителей 10 видов профессий О.Ю. Голубевой59, городских и сельских подростков О.И. Мантониной123, склонных в разной степени к добродетельному и злонамеренному поведению и способов, стимулирующих нравственно-положительное поведение;

    циничности как проявлении нравственно этического начала у многих молодых людей и способов ее преодоления (П.Н. Устин201), особенностях смысловой сферы личности при разрушении ценности собственной жизни (К.И. Насибуллов[137]).

    Дедуктивный путь поиска резервов развития личности, субъекта позволяет определить сначала наименьшее число категорий, с помощью которых можно акцентировать внимание на существенном во внутреннем мире и жизнедеятельности человека. Так были определены философско-психологические категории (понятия): действительное, должное, возможное и развитие 204.

    Действительное(ость) – это то, что существует реально и развивается, содержит в себе наличие всего существенного и несущественного, а также результаты своего собственного действия и развития. Действительное дает представление о человеке как реально существующем объекте нашей жизни, его деятельности, общении, поведении.

    Исследования философов и психологов позволяют зафиксировать набор понятий, отражающих сегодняшнее представление того, что является действительным знанием о человеке как субъекте развития и его жизнедеятельности (поведении, общении, деятельности).

    Человек – базовое понятие теоретической и практической психологии. Как личность и субъект развития, саморазвития он формируется и проявляет себя в постоянном взаимодействии с миром и с самим собой. Важно зафиксировать наше внимание на том, что моменты развития человека как субъекта могут быть вскрыты, если будут рассмотрены объекты, продукты, процессы и детерминанты взаимодействия человека с миром и с самим собой. Человек (личность, субъект) складывается во взаимодействии с целой плеядой объектов, соотносимых с миром природы, культуры, людей, техники, знаков, согласно работам Е.А. Климова99. На полюсе субъекта эффекты взаимодействия с ними оформляются в виде когнитивных образов: перцептивных, мнемических, понятийных, обозначаемых понятием продукт взаимодействия.

    Термин «взаимодействие», как нельзя лучше передает все то, что соотносится с понятием «процессы» в жизнедеятельности человека и в его обращении к самому себе. Перечень процессов в психологии включает как традиционно относимые к ним «психические процессы (ощущение, восприятие, мышление), проходящие внутри человека, так и «общение», «деятельность», «поведение» - процессы, проходящие во вне.

    Термин «детерминация», относимый в науках о природе и человеке к набору условий, факторов, причин, оказывающих определенное воздействие на процессы, проходящие внутри и во вне у человека, а также на формирование продуктов когнитивного плана, в психологии определяется понятиями внешняя и внутренняя детерминация. Наиболее значимым проявлением внутренней детерминации является набор детерминант, которые мы обозначаем как мотивационно-личностная полисфера163. Менее значимым может быть в этом случае набор детерминант с условным обозначением Я-характеристик человека, хорошо представленных в Я-концепции22.

    Действительное, таким образом, может быть передано понятиями процессы, продукты, условия (детерминанты), которые сопутствуют реальной жизнедеятельности человека как субъекта развития и саморазвития.

    «Должное», являясь категорией этики, науки о практической философии, науки о нравственности, - в самой этической науке соотносится с категорией «сущее». Обе категории (должное и сущее) являются своего рода противоположными полюсами, охватывающими духовный мир человека со стороны нравственно ценного (должное) и фактического (сущее) положения дел 204.

    Должное в психологии может отображать то, что нравственно ценно и к чему человек стремится сам или его к этому побуждают другие. Но это, на наш взгляд, также и та категория, которая дает представление о будущем в сфере человеческой психики. Предлагаемое нами представление о должном может быть результатом воздействия на человека извне и изнутри и проявляется в виде продукта, состояния на полюсе субъекта, а также в виде новых, производимых им действий.

    Расширенное толкование категории «должное», в таком случае, вбирает как этические, так и когнитивно-деятельностные характеристики поведения человека, дает представление о том, что может быть в той же когнитивной сфере представлено не только в настоящем (реально), но и в будущем: новые образы, новые процессы (качественное наполнение) или прежние образы, процессы, но с элементами дополнений количественного плана.

    Исходя из предложенного, считаем возможным отметить следующий вариант ее психологической трактовки: должное является ведущей категорией этической психологии, необходимость создания которой мы определили ранее163. Она, в этом случае, отображает то, к чему следует стремиться личности, ориентирующейся на определенный нравственный идеал. Должное в то же время является и категорией, охватывающей ту часть интеллектуально-деятельностного поведения личности, где речь идет о, своего рода, нормировании достижений. Они известны тем, кто управляет когнитивно-преобразующими действиями человека, помещенного в экспериментальную ситуацию решения проблемы и являются новыми для испытуемого.

    Возможное – это категория, выражающая объективную тенденцию развития, заложенную в существующих явлениях, наличие условий возникновения объекта (предмета, явления)… деятельность по превращению некоторых из них в действительность… Возможное становится действительным тогда, когда стихийно возникает или сознательно подготавливается полный комплекс условий существования определенного явления, чем больше условий и чем они существеннее, тем более реальной оказывается возможность 204.

    С одной стороны, возможное, применительно к психологии субъекта, его общению, деятельности, поведению, характеризуется теми границами, ориентирами, векторами субъектного развития, которые ему обозначают извне: воздействующий на него человек, экспериментатор, социальная общность (микрогруппа, субкультура и т.д.). Это то, что по аналогии с должным известно и чего может достигнуть подвергаемый прямому или косвенному воздействию человек в своем интеллектуально-деятельностном, коммуникативном, эмоциональном, волевом, духовном развитии. С другой стороны, категория «возможное» обозначает наше знание о человеке, его возможных достижениях и отклонениях от принятого, общественно одобряемого. Это то, что на сегодня не сознается в силу ограниченности привычного представления о человеке и его возможностях во всех вышеуказанных направлениях, но что может неожиданно обрести статус действительного. Отсюда понятно, например, то направление поисковой деятельности последних лет В.В. Давыдова88, где, стремясь раздвинуть границы действительного в развитии ребенка, он стимулирует его поисковую активность не в логически упорядоченном (мыслительном), а в иррациональном направлении: эмоциональном, интуитивном и фантазийном. Именно фантазии, опирающиеся на индивидуально-неповторимое восприятие, сознание Мира, помноженные на интуицию и неожиданные ассоциации, служат условием преодоления логически выстроенных границ, т.е. когнитивно представляемого «должного».

    Еще раз обратим внимание на ту сторону философской характеристики возможного, где речь идет об его осуществлении, т.е. о полном комплексе условий, сопровождающих процесс перехода действительного в возможное.

    Развитие как самая привлекательная для практикоориентированной психологии категория – это «необратимые количественные и качественные изменения психики» 173. С учетом трех предлагаемых категорий развитие – это обозначение перехода от действительного к возможному с учетом должного.

    Чтобы психологу в рамках концепции человека как субъекта развития и саморазвития более полно учитывать весь спектр развивающих моментов кратко зафиксируем самое существенное в психологической трактовке выше означенных философских категорий.

    Действительное, до предела направленное в психологию, в итоге может быть представлено:

    процессами взаимодействия: общение, деятельность, поведение;

    продуктами взаимодействия: личность, субъект, образы, черты, знания, умения;

    состояниями, испытываемыми человеком: положительными, отрицательными, длительными, кратковременными;

    условиями, при которых осуществляется «действительное» взаимодействие: внешняя и внутренняя детерминация, способы и средства, используемые субъектом по отношению к себе (саморазвитие), используемые другими по отношению к человеку как к звену взаимодействующей системы.

    «Должное» (психологически адаптированное) существует в двух проявлениях: когнитивно-деятельностном и нравственном (этическом):

    1) когнитивно-деятельностный вариант должного представлен как и в психологических вариантах действительного в виде процессов, продуктов, состояний и условий. Однако отличие состоит в том, что все они планируются с теми показателями, которые определяются субъектом, управляющим их поведением: экспериментатором, учителем, родителем, каким-либо социальным институтом, референтной группой;

    2) нравственно-этический вариант «должного» характеризуется заметным смещением акцента у отдельного человека, группы в сторону ориентации на те показатели, которые входят в нравственный идеал личности, социальной группы сообщества.

    Возможное (психологически адаптированное) может быть рассмотрено как все то, что составляет действительное и должное, чтобы всегда иметь в виду «объективную тенденцию развития». Однако фактор «комплекса условий», среди которых в экспериментальной психологии достаточно хорошо изучены способы и довольно мало изучены средства – позволяет определять возможное, наряду с представленным в философском словаре и как новое, неожиданное, неопределимое изначально в рамках рационального.

    Таким проявлением возможного как неожиданного для буржуазной морали, например, стало объяснение психического заболевания З. Фрейдом на основе неудовлетворенных сексуальных желаний, хранящихся в бессознательной сфере человека. Проявлением возможного - неожиданного, алогичного стало, например, использование террористами такого средства как самолет с пассажирами и смертниками, врезавшийся в здание торгового центра в США 11 сентября 2001г.

    Концепция человека как субъекта развития с учетом действительного, должного и возможного является, таким образом, развивающейся системой, в которой трудами многих исследователей определены основные контуры, характеризующие ее со стороны действительной (в научной психологии) психологической организации субъекта. Она включает процессы, продукты взаимодействия человека с миром объектов и с самим собой, а также условия, в которых оно проходит: состояния, средства, способы, характер внутреннего настроя (внутренняя детерминация) и характер внешних воздействующих факторов (внешняя детерминация).

    Дальнейшая задача – показать теоретическую реализацию категории развития как движение от действительного представления о психологической организации человека, субъекта развития и саморазвития (как она сложилась в наших работах), к новому возможному ее наполнению в когнитивно-деятельностном и нравственно-этическом компонентах.

    Развитие будет рассмотрено как дальнейшее наполнение новыми элементами концепции психологической организации человека – субъекта развития и саморазвития.

    Развитие как подверженность субъекта количественным и качественным изменениям психики необходимо рассматривать в контексте работ по творчеству (творчество есть механизм развития, созидания нового), по мышлению (мышление как искание нового), по деятельности (реальному преобразованию действительности). Синтез этих подходов позволяет нам ввести понятия «психологическая организация субъекта развития» и «психологический механизм интеллектуально-деятельностного развития субъекта», где все внутреннее соотносится с термином «интеллектуально-», а все внешнее, связанное с реальными действиями человека вовне, где объектами преобразования становятся люди, техника, природа, знаки, культура – с термином «деятельностное».

    Психологическая организация человека как субъекта развития, саморазвития – это понятие, включающее в себя все то, что принято называть внутренним миром человека, включая механизм приведения его в движение.

    Внутренний мир представляет из себя то, что дано человеку от природы и что отложилось и постоянно откладывается на полюсе субъекта в виде продуктов идеального плана (образов, моделей), имеющих личностно-характерологическую окраску. Это то, что сейчас можно называть душевной организацией человека, его душой, по представлениям таких авторов как В.П. Зинченко, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.

    Механизм приводится в движение человеком, который находится в постоянном взаимодействии с миром и самим собой. Он представляет собой сочетание выше указанных продуктов и личностных особенностей с процессами познания, воспроизведения (репродукции) и преобразования объектов окружающего мира, детерминированное внешними и внутренними условиями.

    Оставаясь сторонником того взгляда, что между науками не должно быть жестких границ как и в окружающей нас природе, мы считаем целесообразным использовать категорию «взаимодействие» как объединяющую усилия представителей естественных и гуманитарных наук в объяснении жизнедеятельности человека как субъекта. Взаимодействие – понятие, активно используемое Я.А. Пономаревым, С.Л. Рубинштейном передает процессуальность жизнедеятельности субъекта, когда осуществляются обоюдоактивные действия между объектами, где действию с одной стороны сопутствует противодействие с другой, где нет абсолютно первичного и абсолютно вторичного (по Ф. Энгельсу), где «процесс угасает в продукте», а продукт выступает условием нового процесса (по К. Марксу)155. Взаимодействие охватывает все процессы, ведущиеся субъектом с окружающим миром и самим собой. Окружающий мир – это мир объектов типа: природа, человек (другие люди), предметы их материальной и духовной культуры (техника, знаки, художественные достижения).

    Процессами взаимодействия, адаптированными к психологической науке, выступают: познание, репродукция и преобразование, созидание, а также общение, поведение и многочисленные самопроцессы.

    Процессы познания, репродукции, преобразования и созидания могут быть названы интеллектуально-деятельностными процессами. В этом их отличие от принятого в общей психологии понятия «психические процессы». Здесь осуществляется упорядоченный перенос сведений об окружающем мире в сознание (бессознательную сферу) субъекта путем интериоризации, а также осуществляются такие действия субъекта по отношению к объектам окружающего мира и выделенным в самом субъекте, которые направлены на частичное или полное их преобразование или создание новых.

    Процессы общения субъекта, имеющие вербальный и невербальный характер направлены на установление обоюдных контактов с животными, другими людьми с целью поддержания определенных отношений, познания, полного или частичного их (людей и отношений) преобразования.

    Процессы поведения – это акты представления субъекта другим людям с учетом следования определенным этическим правилам, соответствующим субъективно выработанному нравственному идеалу.

    Самопроцессы личности – самая многочисленная группа процессов, характеризующая взаимодействие субъекта с самим собой: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоуправление, самодеятельность, самопреобразование, самопрезентация, самокомпенсация, самоопределение.

    В дальнейшем, развитие как феномен, характеризующий реальные изменения субъекта, следует рассмотреть со стороны организации комплекса условий, стимулирующих рост интеллектуальных, личностных, регулятивных компонентов психологической организации человека как субъекта развития.

    Стадия «действительного» применительно к научному изучению человека как субъекта развития может быть представлена концепцией его психологической организации представленной в наших работах159, 164, 160, где строение интеллектуально-деятельностного механизма субъекта развития включало описание пространственно-временного и детерминантного комплексов.

    Остановимся на том новом, что может обогатить представление о пространственно-временном комплексе человека как субъекте развития. Прежде всего, это касается динамической составляющей.

    Во-первых, мы обосновали необходимость включения в динамическую составляющую пространственно-временного комплекса такой активности субъекта как «интеллектуальная инициатива»159. Она в качестве его необходимого элемента проявлялась в виде стимульно-продуктивной, эвристической и креативной активности субъекта по отысканию новых способов решения однотипных задач28, т.е. на технологическое совершенство, а также на созидательную деятельность. Было выявлено, что интеллектуальная инициатива может проявляться на всех уровнях интеллектуально-деятельностного развития субъекта и направляется на: анализ прошлого опыта, поиск новых способов, с одной стороны, и антиципацию вероятностного будущего – с другой, а также на практическое создание новых задач, что рассматривалось как подлинная креативность.

    Во-вторых, что было установлено в ходе работ, выполненных под нашим руководством И.Ф. Бургановой41,- это введение понятия психологического барьера в динамическую составляющую пространственно-временного комплекса, более дифференцированного, чем у Б.М. Кедрова94.

    Психологический барьер рассматривается как психологическое препятствие в решении творческой задачи, т.е. это вся совокупность привычных представлений, образов, способов интеллектуальных действий, которая мешает увидеть более рациональный вариант решения.

    Барьеры во внутриплановой деятельности препятствуют переходу от одних (более привычных и известных) способов действий к другим (менее известным, нестандартным, нешаблонным). Процесс развития и саморазвития – это постоянное преодоление барьеров все большей сложности, где одни и те же способы действия на одном этапе выступают как «трамплин», помогающий преодолеть барьер, а на другом – как барьер, мешающий увидеть другой, более эффективный путь к решению. Основной барьер при столкновении с творческой задачей возникает между фазами «крах логических программ» и «интуитивное озарение». Другие, менее значимые барьеры возникают: 1) при переходе от фазы интуитивного решения к его вербализации; 2) при переходе от фазы вербализации к фазе формализации, т.е. поиску теоретически представленного принципа решения проблемы, имеющего вид правила, закона, формулы.

    В-третьих, синтезировано учение о фазах интеллектуально-деятельностного развития с учетом работ не только Я.А. Пономарева, Б.М. Кедрова, Д.Б. Богоявленской по фазам творчества, но и работ С.Л. Рубинштейна, А.В. Брушлинского по фазам мышления, а также работ ряда авторов по прикладным вопросам психологии развития.

    Учение о фазах развития – центральное в строении интеллектуально-деятельностного развития субъекта. На наш взгляд, перечень фаз развития вполне безболезненно может быть дополнен звеном «насыщение», которое необходимо включить, если обратиться к онтогенезу на самых ранних ступенях развития психики человека.

    Тогда во внутреплановой деятельности, согласно подходу С.Л. Рубинштейна185 - А.В. Брушлинского[39], действия субъекта осуществляются по следующим последовательно проходящим фазам: насыщение – проблема – гипотеза – постановка задач – выводы (суждения, умозаключения) – формирование обобщенного образа объекта, ситуации, т.е. постижение его сути, остающейся в виде модели в сознании. Согласно подходу Я.А. Пономарева, действия субъекта осуществляются по фазам: насыщение – проблема – крах логических программ – интуитивное озарение – вербализация – формализация. Отличие подходов происходило из-за различной степени включенности в фазовую часть психологического механизма интуиции и бессознательно формирующегося побочного продукта действий[155].

    Во внешнем плане, по нашим представлениям, деятельностное развитие строится по двум ветвям: технологической (где речь идет о средствах, приемах, способах) и содержательной, что чаще всего в творчестве рассматривается как созидание нового. В той и другой ветвях фазами развития являются: репродукция – репродукция с импровизацией – создание первого, второго, третьего уровней значимости.

    Новое в понимании функционирования интеллектуально-деятельностного механизма развития субъекта состоит в учете того, чтобы: 1) конкретизировать внешне- и внутриплановую деятельность на практико-ориентированную и теоретическую; 2) соотнести фазы внешней и внутриплановой деятельности для практико-ориентированной и теоретической деятельности.

    С учетом предложенного напомним, что типы профессий по Е.А. Климову «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ» дают нам полноту возможных объектов, с которыми взаимодействует субъект. Это объекты типа другой человек, люди, группы; технические устройства: явления, эффекты живой и неживой природы; знаки, знаковые системы; объекты художественного плана, представленные во всех видах художественного творчества (музыка, поэзия, живопись и т.д.).

    С определенной долей условности мы можем соотнести эти объекты с двумя видами действий субъекта: практико- и теоретикоориентированными действиями. К практикоориентированным действиям можно отнести действия с объектами типа: человек, техника, художественный образ, живая природа. К теоретикоориентированным – знаки, неживая природа как объект изучения науки.

    Процессы, которые проходят как внутрисубъектные в ходе движений от фазы к фазе, также могут быть соотнесены со спецификой практико- и теоретикоориентированной деятельности, а также согласно классификации видов мышления на наглядно-действенное и наглядно-образное (практикоориентированные виды) и теоретическое.

    Отличия (см. рис.1), которые существуют в характере фаз мышления (работы С.Л. Рубинштейна – А.В. Брушлинского) и творчества (работы А.Я. Пономарева, Б.М. Кедрова, Э. де Бонэ) состоят в том, что в первом случае фазы проходят осознанно (проблема – гипотеза – задачи – суждение), а во втором включают и неосознаваемые моменты: проблема – крах логических программ – интуитивное озарение – вербализация – формализация. Два подхода не противоречат один другому. На том подходе, который развивал Я.А. Пономарев и который воплотился в учение о психологическом механизме творчества со схематическим его отображением в виде пяти параллельных уровней, пронизанных сферой интуитивного и логического – итак, здесь видно, что фазы мышления С.Л. Рубинштейна – А.В. Брушлинского показывают диапазон движения в пределах 2-5 уровней. Фазы же творчества Я.А. Пономарева включают в этот диапазон и первый (неосознаваемый, невербализуемый интуитивный) уровень, где осуществляется акт интуитивного озарения.

    Новое по фазам психологического механизма интеллектуально-деятельностного развития (ПМИДР) субъекта во внутреннеплановой деятельности состоит в следующем:

    1. В процессе практикоориентированной деятельности:

    1.1. имеющей поисковый характер, проходящей осознанно как закономерный поиск нового и не опускающейся ниже второго уровня ПМИДР отмечаются фазы: насыщение – проблема – цель – гипотеза – задачи – суждение (2-4 уровни ПМИДР);

    1.2. при практикоориентированной деятельности, включающей неосознаваемые действия, отмечаются фазы: насыщение – проблема – крах логических программ – инкубация – интуитивное озарение – вербализация в виде суждения (1-4 уровни).

    2. В процессе теоретикоориентированной деятельности:

    2.1. проходящей осознанно как искание нового, т.е. не опускающейся ниже второго уровня ПМИДР фазы имеют следующий вид: насыщение – проблема – цель – гипотеза – задачи – умозаключения – обобщенное понятие (2-4 уровни);

    2.2. проходящей как научное открытие, т.е. с привлечением интуиции и полным крахом предшествующих решений, отмечаются фазы: насыщение – проблема – крах логических программ – инкубация – интуитивное озарение – вербализация (умозаключение) – формализация в идее формулировки закона, формулы (1-уровни).

    В фазах внешнеплановой деятельности при выполнении практико- и теоретикоориентированной деятельности может быть отмечено большое сходство. Более того, сходство отмечается и по двум составляющим: технологической и содержательной.

    Новое, то, что хотелось бы привнести в ранее развиваемую концепцию фазового развития внешнеплановой деятельности состоит в наполнении технологической составляющей понятием «способы и средства». В итоге технологическая составляющая всех видов внешнеплановой деятельности имеет следующий фазовый характер: репродукция  созидание с учетом новых способов и старых средств  созидание с учетом старых способов и новых средств  созидание новых технологий (новые средства, новые способы).

    В составе содержательной составляющей внешнеплановой деятельности по-прежнему четыре фазы: репродукция  созидание «для себя»  созидание «для субкультуры»  созидание «для культуры в целом».

    Последующее включение идеи ритмов, расплывчатых колебаний, взаимопереходов более полно дадут представление о выделенных ранее четырех зонах ближайшего развития с учетом профиля деятельности субъекта: практико- и теоретикоориентированного.

    В-четвертых, на основе введения понятия «психологический маятник»163, которое является метафорическим выражением «взаимопереходов» (по А.Н. Леонтьеву) [112] внешних процессов во внутренние и наоборот, удалось связать воедино фазы внутреннеплановых и внешнеплановых процессов. На основе этого конкретизирована идея Л.С. Выготского о развитии как движении в зоны ближайшего развития. Таких зон было выделено по четыре во внешнеплановой и внутриплановой деятельности (см. рис. 2).

    Первая зона развития включает такой диапазон качания маятника, при котором начальные проявления активности человека осуществляются от воздействия извне каким-либо простым стимулом через стадию принятия этого воздействия, в виде первоначального насыщения до – репродуктивного ответа на него.

    Вторая зона развития, включая все то, что делается в первой зоне, охватывает новый слой интеллектуально-деятельностных проявлений активности: от стадии постановки проблемы и первоначального поиска ее решения, с включением стадии краха логических программ (внутреннеплановая деятельность) до продолжающихся во внешнем плане действий типа репродукции с импровизацией, когда в процесс воспроизведения включаются инициативные действия субъекта по частичному творчеству, а технологическая составляющая синкретично включена во внешнеплановую репродуктивно-импровизационную деятельность.

    Третья зона развития, вбирая в себя достижения и обозначившийся диапазон активных действий субъекта двух первых зон, характеризуется новым расширением диапазона действий субъекта, который простирается от его действий по постановке и решению задач, включая фазу интуитивного озарения, фазу осознанной вербализации своих действий (внутреннеплановые действия) до созидательных действий субъекта, которые характеризуются уровнем достижений «для себя» (внешнеплановые действия). Технологическая составляющая по-прежнему вплетена в действия субъекта по созиданию содержаний на уровне их творческих достижений «для себя».

    Четвертая зона развития, зона максимального развития, включая движение по всем предшествующим зонам, предполагает полное осознание субъектом своих действий (вербализация, формализация), доведение полученных выводов до предельного обобщения на полюсе внутреннеплановых действий. На втором (внешнеплановом) полюсе осуществляется создание профессионально оцененных экспертами содержательных продуктов на уровне «для немногих других, для субкультуры». Наивысшей точкой внешнеплановых действий субъекта в отдельных крайне редких случаях может быть созидание продуктов, оцениваемых на уровне – «для культуры». В силу включенности в действия интеллектуально-деятельностного плана таких процессов как вербализация, формализация складываются условия для выделения технологической составляющей как самостоятельной, имеющей свои уровни обобщения применяемых способов, вплоть до «высоких технологий».

    Движение субъекта из зоны первого уровня в последующие может быть осуществлено с учетом предлагаемого в наших работах закона периодичности или ритма, непрерывного движения или изменчивости[24] для объяснения динамики больших групп. Этот закон может получить новое развитие в современной науке о человеке. Перспективным в связи с этим является нетрадиционное определение понятия «человеческая личность», которая рассматривается как «повторяющаяся и постоянно колеблющаяся величина, где каждый день дает ей новый опыт, восполнив ее знание и ее навыки» [24, с.260].

    Колеблющаяся величина в интеллектуальных, личностных, коммуникативных процессах, на наш взгляд, вполне идентифицируется с понятием «способность». Так, ранее проведенные нами исследования по психологии самодеятельного развития личности и группы [163] позволяют интерпретировать способность к самоанализу, саморазвитию, способность к интеллектуальной инициативе и т.д. как движение колеблющихся величин, помогая увидеть резервные возможности в интеллектуально-личностном саморазвитии субъекта.

    Вместе с понятием «колебание» небезынтересным для психологов является установленный в механике активный и пассивный типы колебательных систем [60]. Применительно к исследованиям в области психологии субъектом является, прежде всего, тот, кто активно действует, инициирует и осуществляет изначально практическую деятельность, общение, поведение [37]. В механике таким аналогом становится активный тип колебательных систем, который имеет в качестве источника колебаний внутренние силы. Ему противостоит пассивный тип колебательных систем, который приобретает движение только под воздействием внешних сил. Отсюда общенаучные параллели механики и психологии: активный тип колебательных систем есть субъект, пассивный – то, с чем взаимодействует субъект, т.е. объект, которым в ряде случаев может выступать другой человек, предельно внутренне пассивный. Итак, понятие «колебание» более чем сближает найденные эффекты с эффектами в естественных наука, чем противоречит им.

    Детерминантный комплекс в концепции психологической организации человека как субъекта развития и саморазвития (рис.3) представлен внешней и внутренней детерминацией. Они по аналогии с ПВ- комплексом и являются здесь составляющими Д- комплекса. Внешняя детерминация обусловлена действием внешних причин, побудителей. Наиболее полное представление о них дает концепция Е.А. Климова, согласно которой существует пять типов профессий, а, следовательно, пять типов объектов: природа, человек, техника, знаки, художественные образы.

    Внутренняя детерминация состоит из двух полисфер: мотивационно-личностной и Я-полисферы. Мотивационно-личностная полисфера определяет направленность действий субъекта вовне, а во внутримотивированном варианте создает условия для постоянного самоизменения, Она представлена следующими сферами: мировоззренчески-установочной, где фокусируется взгляд человека на мир, отношение к нему и определяется системой ценностных ориентации, установок; общеличностной сферой, которая состоит из нравственно-этического и индивидуально-типологического слоев; эмоционально-волевой сферой, создающей определенное отношение и мобилизующей все внутренние ресурсы человека на достижение поставленных субъектом целей.

    Я-полисфера накладывает многочисленные личностные оттенки на любой процесс и продукт. Она существует в виде Я-самосознающего и Я-вкладового.

    Я-вкладовое - это мотивационно-личностная предрасположенность человека к инициативным приемам вкладов извне и производству вкладов в других, это своего рода способность оказывать влияние на других и принимать влияние от других.
    ДИНАМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПВК СУБЪЕКТА РАЗВИТИЯ



    З ОНЫ РАЗВИТИЯ В ДИНАМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО КОМПЛЕКСА СУБЪЕКТА РАЗВИТИЯ





    Рис. 2. Зоны развития динамической составляющей пространственно-временного комплекса субъекта развития




    Рис.3. Модель системно-структурного представления

    психологической организации ЧЕЛОВЕКА как субъекта саморазвития (детерминантный комплекс)

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта