Главная страница
Навигация по странице:

  • Рис.6. Пространственное расположение морально-выраженных типов в системе координат «духовность – бездуховность», «преобразование-созерцание». 2. Религиозный тип

  • 4. Плодотворный («Творец»)

  • 6. Герой (справедливый, борец)

  • 9. Приспособленец (терпеливый, конформист)

  • 20. Злой, Разрушитель (деструктивный)

  • Добро и зло. Добро и зло в этической психологии личности


    Скачать 1.6 Mb.
    НазваниеДобро и зло в этической психологии личности
    АнкорДобро и зло
    Дата27.01.2022
    Размер1.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаDobro.i.zlo.v.eticheskoj.psihologii.lichnosti.doc
    ТипДокументы
    #343568
    страница9 из 25
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25

    2.4. Характерологические типы ориентаций на Добро и Зло в этической психологии личности


    Параллельно с С.Л. Рубинштейном за рубежом идея психологической этики (этической психологии) рассматривается в работах Э. Фромма, который предметом зарождающейся новой отрасли психологии считает характер человека: «добродетельный или порочный, а не единичные добродетели или пороки» [211, с.39]. Стремясь в своем философском искании найти ответ на вопрос: добр или зол человек, Э. Фромм, следуя в русле основной идеи З. Фрейда о двух инстинктах (жизни и смерти), считает, что доброе начало в человеческих характерах сопряжено с понятием «плодотворная ориентация», а злое - с понятием «неплодотворная ориентация» [211, с. 66-115].

    Э. Фромм значительное внимание сосредоточивает на разгадке психологической природы таких персонифицированных носителей зла, как Гитлер и Сталин, считая их деструктивными людьми. Из двух полюсов (жизнь, творчество, плодотворность и смерть, разрушение, деструктивность) автор работ по психологической этике тщательно описывает людские характеры с порочной ориентацией: рецептивный (любимый), хитрый, скупой, товарный типы. Это будет отражено ниже в типологической плеяде людей, ориентированных на разный уровень включенности Добра и Зла в их характер.

    Сама же способность отличать Добро и Зло закладывается в детстве: хорошо (Добро) то, за что награждают, плохо то, за что социальные авторитеты или большинство ближних наказывают. Отсюда, страх неодобрения и потребность в одобрении - сильнейшие мотивы этической оценки. Оценка является приоритетным правом родителей, взрослых, что и стимулирует изначально жить по законам авторитарной этики, где нормы и законы поведения устанавливаются извне и поддерживаются авторитетом.

    Авторитет бывает иррациональным и рациональным. Иррациональный авторитет стремится к власти и нагнетанию страха. Рациональный авторитет строит свои отношения с ребенком (партнером) на основе постоянного внимательного разбора ситуации, компетентной помощи, на отношениях равенства. Это стимулирует развитие отношений между людьми по канонам гуманистической этики, где человек сам и творец норм, и их исполнитель, он их создает, регулирует и соблюдает, сам определяет, что есть благо, а что - зло: благо - то, что хорошо для человека, а зло - то, что человеку вредит. Благо (добро) в гуманистической этике - это утверждение жизни, развертывание человеком своих сил, это, по мысли Б. Спинозы, то, что составляет для нас средство к тому, чтобы все более и более приближаться к предначертанному нам образцу человеческой природы [211, с. 33-34]. Под злом он понимает то, что препятствует нашему достижению такого образца. Благо в авторитарной этике - это послушание, зло - непослушание.

    Обращаясь далее к формированию характера, т.е. предмету психологической этики, Э. Фромм выделяет группу характеров, формирующихся в отношениях, где доминируют авторитарная и гуманистическая этика. В первом случае - это характеры с неплодотворной ориентацией - рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный типы. Во втором даются общие характеристики всем лицам с плодотворной ориентацией.

    Добро и Зло как наиболее значимые характеристики этической психологии нашли отражение в многочисленных типах людей. Истину лучше всего искать, если один и тот же вопрос: «Что есть Добро и Зло в психологии» будет рассмотрен с разных позиций. Не останавливаясь только на установлении вероятностного места ДЗ в системно-структурной организации человека как субъекта, мы посчитали возможным в русле стратегии целостного подхода дать многочисленную галерею психологических типов, где преобладает доброе или злое начало. Это позволяет, во-первых, привлечь опыт многих авторов по созданию типов, а во-вторых, придать их расположению определенный порядок, что и было достигнуто в приводимой ниже типологии. Из авторов наше внимание привлекли Э. Фромм (типы характера с неплодотворной и плодотворной ориентацией [211, с.55-115], Б.В. Овчинников с соавторами (типы темперамента и психологические портреты, построенные на основе работ Д. Кейрси и К. Юнга [143, с,46-86], И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева (нравственные типы личности) [80, с.236-248], А. Волкова (психологические типы, созданные психотерапевтом) [46, с. 120-150].

    Представленная ниже типология включает в себя типы людей с двумя отчетливо выделенными ориентационными векторами: «духовность – бездуховность» (аналог «Добро – Зло») и «преобразование – созерцание» (рис.6).

    Из указанных авторами были выделены те типы людей, которые достаточно просто могли быть отнесены к одному из полюсов ДЗ, те, которые широко распространены в жизни, и те, которые могли составить массив промежуточных типов. Поскольку в указанных источниках большее число типов имело добродетельную ориентацию и могло быть охарактеризовано лишь по второстепенному вектору («преобразование – созерцание»), не все они вошли в данную типологию.

    Итак, типология людей, предрасположенных к совершению добродетельных и порочных действий с точки зрения общечеловеческих ценностей, была представлена в избранном нами порядке (от наиболее «добрых» к наиболее «злым») следующими типами с их психологическими характеристиками.
    1. Аполлон (духовный)

    Смыслом жизни для Аполлона является постоянный поиск смысла жизни. Духовность - свойство, присущее ему в высшей степени. Здесь она часто сочетается с религиозностью, может заключаться в умении общаться с людьми и быстро находить путь к сердцам окружающих. Часто встречается среди практикующих психологов, психиатров, психотерапевтов, литераторов, поэтов. Аполлон постоянно поднимает вопросы Добра и Зла, Истины и Лжи, красоты и безобразного, Смысла человеческого существования.

    Стать Личностью - это значит находиться в движении к сознательному и приемлемому существованию, смысл - в самом процессе движения. «Не следует брать на себя больше, чем ты есть на самом деле, за это придется платить постоянным чувством опасности и напряжения. Не стоит представлять собой нечто меньшее, чем ты есть на самом деле, испытывая непреодолимое чувство вины или неполноценности. Нужно с величайшим вниманием прислушиваться к глубинному голосу, нашептывающему ту самую верную формулу твоей сущности, к которой следует постоянно стремиться» (К. Роджерс). Адекватность самооценки.

    Для Аполлона актуальна единственная, достаточно загадочная цель: становление. Наиболее типичные представители этого типа: Сиддхартха (Г. Гессе), Дон Хуан Матус и Дон Хенаро Флорес (К. Кастанеда), Долгорукий (Ф.М. Достоевский «Подросток»). Быть для них - это быть самим собой.

    Чтобы достичь своеобразия, иметь свое лицо, Аполлон затрачивает массу энергии, играя роли: работников, друзей, любовников, родителей, детей, руководителей, творцов идей. Ему хочется, чтобы окружающие признавали в нем человека, имеющего свое лицо.

    Достичь целостности - это значит обращаться с окружающими на глубоком уровне и быть в гармонии с собственным внутренним голосом. Фальшивить, проявлять неискренность, двуличие - значит утратить самость, лишиться своего лица. Жить так, чтобы оставить след в обществе, внеся определенные перемены.

    Аполлон тонко понимает язык жестов, ему ясен подтекст сложных действий и поступков. Он стремится расширить границы общения. Отношения с людьми Аполлон строит на основе взаимного уважения и чуткого внимания к индивидуальным особенностям, ему присущ неподдельный энтузиазм, он щедро растрачивает энергию. Аполлоны составляют около 10% от всего населения, но их влияние на общественное мнение и современников значительно.

    Результатом успешных поисков Аполлонов может стать какое-либо духовное начинание. Например, путь Ф. Перлза. Он стал тем, кем был, очень поздно - лишь после 60-ти, скитаясь по Америке, отказавшись от респектабельности ради непрерывного поиска, он обнаружил, что его жизнь пульсирует в одном ритме с дыханием Земли. Время для его идеи пришло. Молодые психологи Калифорнии поражались его дару психотерапевта - читать людей как раскрытую книгу.

    Для Аполлона привлекательна работа, в результате которой люди становятся хотя бы немного добрее, теплее и ближе друг к другу (школьный учитель). Одним из вариантов по удовлетворению потребностей в общении является артистическое мастерство (сцена), где Аполлон находит путь к сердцам благодаря слову. Аполлон стремится быть тем, кто нужен в данную минуту конкретному человеку. Аполлонов несколько больше среди женщин.

    «...Она могла по собственному желанию бледнеть, быть интеллектуальной, сексуальной, отчужденной. Она могла быть кем бы то ни было, в зависимости от желания смотрящего на нее мужчины... Превращение происходило не с ней самой, а лишь в глазах того, для кого оно происходило...» (героиня П. Айше мисс Джиллан).

    Аполлоны в конечном счете заботятся лишь о себе, пытаясь увидеть, словно в зеркале, в других отражение собственного лица. Аполлонам нравится пробуждать в людях добро. Они концентрируют стремления не на вещах, а на людях, испытывают потребность не к действию, а к взаимодействию.

    Самовыражение достигается путем целостного единства и уникальной индивидуальности. Главное в жизни - непрерывный поиск Смысла и Самости.
    2. Религиозный тип

    Основа мироощущения состоит в том, что религиозный человек считает: я хожу под Богом и исповедую нравственность перед лицом бога. Бог поддерживает моральный миропорядок в целом, хранит его тайну. Личность может причаститься к тайне смысла жизни, благодаря чему можно не только знать смысл, но и пережить его в глубине души, напрямую общаясь с Создателем.

    Смысл жизни - главная нравственная ценность людей религиозного типа. Я не случайно в этом мире, в Божьем творении каждая былинка имеет свое предназначение. Религиозные учения могут быть разные: христианские, буддийские, мусульманские, лично обретенные. Но во всех источник нравственности находится вне человека и общества. Нравственность коренится в законах, которые имеют корни в Боге, Космосе... Человеческая мораль ограниченна и несовершенна.



    Рис.6. Пространственное расположение морально-выраженных типов в системе координат «духовность – бездуховность», «преобразование-созерцание».

    2. Религиозный тип

    Верующий (религиозный) человек считает мир неисправимым и стремится выйти за его пределы. Религиозный тип отрешен от земных правил жизни. Основной мотив поведения - любовь. Это универсальный способ отношения к миру. Представители этого типа активны и деятельны в отношении других, но считают, что никакой деятельностью законов мироздания не изменишь. Своими поступками я лишь поддерживаю высшие ценности в иерархии мира. Злые же поступки приходят от слабости, а злые мысли - от глупости. Для религиозного человека «врагов» - нет, «низших» - нет, «чужих» - нет. Обострено чувство морального равенства всех людей и единства человеческого рода. Основная мораль религиозного человека сводится к высшей ценности - смысл жизни, любовь к человеку, чувство высшего единства с людьми и миром.
    3. Гуманист

    Гуманист руководствуется в поведении, прежде всего своим собственным внутренним голосом, независимым от внешних санкций и поощрений. Совесть - это наша реакция на самих себя. Это голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить полно и гармонично, в соответствии с нашим предназначением. Совесть - страж нашей честности, «голос нашей любовной заботы о самих себе». Она содержит знание о цели нашей жизни, о принципах, которые мы открыли сами, которым научились у других людей, признав их истинными. Совесть в этом случае выражает личный интерес и целостность. Совесть и целостность разрушаются, если человек подавляет себя, превращается в орудие других, смиряется, становится несчастным, унылым.

    Чем плодотворнее (творчески, со смыслом) живет человек, тем сильнее его совесть. Есть два пути обнаружения, слушания голоса своего внутреннего Я (т.е. совести):

    1. Научиться слушать себя. Чтобы облегчить этот процесс, надо оставаться наедине с собой. Мы же предпочитаем пустые компании пребыванию с самим собой.

    2. Часто то, что беспокоит нас, и есть наша совесть. Распространенная реакция совести - смутное чувство вины и беспокойства, усталости и безразличия. Сильное чувство вины ведет к заболеванию.

    Беспокойство может переходить в страх смерти. Это результат неудачно сложившейся жизни, когда она прожита впустую, неплодотворно. Такое состояние сопровождается осознанием, что умрешь, так толком и не пожив. Беспокойство переходит в страх старости. Этому подвержены люди, не ведущие плодотворной жизни: физической, умственной, эмоциональной.
    4. Плодотворный («Творец»)

    Плодотворность - это способность человека использовать свои силы и реализовать заложенные в нем возможности. Человек воспринимает себя как «Творца». Он един со своими силами, и они не скрыты и не отчуждены от него.

    Плодотворность - это не активность, приводящая к практическим результатам, а установка, способ реакции и ориентации в отношении мира, это характер человека, а не его успех. Это - использование своих возможностей и сил. Сила - это способность, потенциал, а не господство, так как господство проистекает от бессилия и развивает это бессилие. Если тебя заставили служить, в тебе все больше парализуется собственная потребность быть плодотворным. Сила же в плодотворности - это потенциал, жизнь. Господство идет в паре со смертью.

    Плодотворные отношения с миром осуществляются посредством деятельности и посредством постижения (т.е. во внешнеплановой преобразующей деятельности и внутриплановой деятельности, что вполне согласуется с постоянными маятниковообразными колебательными процессами. - Л.П.)

    В плодотворных отношениях с миром мышление, деятельность сочетаются с любовью. При этом сила разума помогает проникать внутрь предмета, постигать его суть, активно взаимодействовать с ним, сила любви - разрушать стену, отделяющую человека от человека. Основные элементы плодотворной любви - забота, ответственность, уважение, знание.

    Отсюда: плодотворная любовь - это не страсть, а деятельность. Плодотворно любить человека - значит заботиться о нем, чувствовать ответственность за его жизнь, за развитие его сил (потенций). Ответственность - это не обязанность, это готовность отвечать. Уважение - способность видеть человека таким, какой он есть, понимать его уникальность. Нельзя уважать человека, не зная его. Уважение - это не страх и не благоволение.

    Знание представлено сообразительностью и разумом. Сообразительность - человеческий инструмент достижения практических умений, где раскрываются те стороны, которыми можно воспользоваться для манипулирования вещами. Разум предназначен для постижения сути вещей. Здесь субъект не безразличен к предмету, заинтересован в нем. Чем теснее связаны субъект и предмет, тем плодотворнее мышление субъекта.

    В процессе плодотворного мышления субъект мотивирован по отношению к объекту, захвачен им, заботится о нем и отвечает за него, уважительно относится к нему, если предметом выступает другой человек.

    Чтобы лучше понять подлинную любовь как заботу, ответственность и уважение к другому, необходимо показать характер неплодотворных отношений человека с человеком. Они выступают в виде мазохизма, садизма, отстраненности, деструктивности.

    При мазохистском взаимодействии субъект стремится привязать себя к другому, избавиться от своей индивидуальности, своего Я, убегает от свободы, растворяясь в другом. При садистском - субъект стремится поглотить другого, сверхпокровительствовать другому, выказывая превосходство по отношению к нему. Отстраненность от другого возникает как чувство безразличия к нему, желание сохранять дистанцию. Часто это делается из-за непомерного самомнения, хотя внешне демонстрируются поверхностный интерес и общительность. В пределе неплодотворные отношения переходят в своего рода деструктивный «союз». Это активная форма отстраненности от другого, здесь возникает желание разрушить другого. Оно проистекает из страха быть разрушенным самому. Деструктивность - это желание более полной блокировки плодотворности, чем отстраненность. Здесь проявляется энергия неизжитой жизни, трансформированная в энергию, направленную на разрушение жизни.
    5. Аристократ

    Главной моральной ценностью здесь считается сохранение своего достоинства, чести, «особости», несмотря на все перипетии жизни: бедность, опала, свержение с должности и т.п. Чувство собственного достоинства - то, что нельзя отнять, - вот отличительная черта этого типа. Им может быть человек любого сословия, происхождения: рыцарь и разбойник, придворный и ученый, философ и нищий. Такие люди отвечают за свои поступки только перед самим собой, а не перед общественным мнением. Их мораль индивидуалистична. Их отличает постоянное стремление к автономии, к свободе, к тому, чтобы оставаться самим собой несмотря ни на что. Аристократ равнодушен к нравам окружающей среды, он не стремится их переделать, пока среда не посягает на его личную свободу. Это пассивный по поведению тип.

    Аристократ поглощен собой, а потому вполне толерантен к чужим взглядам и слабостям, даже равнодушен. Другие для него – «низшие», что с них требовать. Идеалы его непоколебимы.

    Он относится к людям духа, отображающего внутренний голос, Бога, которого надо слушаться, если не хочешь утратить самого себя. Внутренний голос - это собственная совесть, которая базируется на свободе, желании всегда быть самим собой, следуя духовным традициям.
    6. Герой (справедливый, борец)

    Герой всегда борется с обстоятельствами (люди, идеи), которые, по его мнению, недостаточно нравственны и требуют преобразования. Герой всегда активен, наступателен. Он не желает примиряться с миром таким, каков он есть. Герой противостоит всему, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного Добра.

    Мир несовершенен, его надо постоянно подправлять. Герою противостоят враги. Чем больше врагов, тем сильнее задор. Если противников много, - значит я борюсь с чем-то важным, существенным. Герой может любить борьбу ради борьбы. Зла, по его мнению много, поэтому церемониться не приходится.

    В его нравственном сознании главная ценность - идея. Герой - идейный человек. Терпимость - не его добродетель. Главная моральная ценность для Героя - справедливость. Борьба за справедливость составляет смысл и счастье в его жизни. Справедливость - это то понятие, которое относится не к внутреннему миру, а скорее - к общественным вопросам. Отсюда основная направленность действий Героя внешняя, с социальной ориентацией. Обществу надо служить. Герой стремится в будущее, к тому обществу, которое должно быть в соответствии с его (Героя) идеалом справедливости.

    Герой - человек долга, «самый моральный» тип, иногда даже гиперморальный, т.е. забывающий, что кроме нравственных ценностей есть и другие, отнюдь не безнравственные. Герой всегда «неудобен», вносит дискомфорт в окружающий его мир. Он далеко не всегда прав. Все зависит от идеи, которой человек предан.

    Герой на деле может оказаться фанатиком и разрушителем. Однако подлинные герои благородны и если они заблуждаются, то заблуждаются искренне. Окружающие могут быть не согласны с ними по части конкретных поступков и решений, но и враги признают высокое нравственное достоинство такой личности. Главная ценность Героя - справедливость, высокоморальная ориентация, активная социальная, жизненная позиция.
    7. Любимый

    Основной ценностью в жизни такого человека становится любовь, но любовь, идущая извне к нему. Его основной тезис - быть любимым, а не любить самому.

    Быть любимым кем-то - это захватывающее переживание для такого человека. Любимый «бросается» за всеми, кто предлагает свою любовь, такой человек ориентируется, прежде всего, на чужие идеи и их восприятие. Он не склонен создавать свои идеи. Без других людей, чужих идей такой человек чувствует себя парализованным. Любимый очень трудно говорит «нет». Он говорит «да» всем. Отсюда постоянные внутренние конфликты, зависимость от многих людей, способных оказать какую-либо поддержку.

    В личных отношениях Любимый спрашивает совета у того, по отношению к которому нужно принять решение. Любимый любит поесть и выпить. Это его способ преодоления тревожности и подавленности.

    Любимый считает, что все моральные блага (любовь, знание, удовольствие) находятся вне его. Жизнь для Любимого состоит в том, чтобы все получать из этого источника.
    8. Виноватый

    Виноватый - это тип человека, который живет с чувством постоянной вины. Такого человека характеризует ощущение вины за свои многочисленные и неизбежные проступки перед авторитетом. Он жаждет постоянного отпущения грехов, что и держит его в кабале у авторитета, законодателя. Чувство вины является самым эффективным средством формирования и укрепления зависимости Виноватого от авторитета. Если же авторитет иррационален, то это стимулирует ослабление воли у зависимого человека. Например, если хочешь ослабить волю ребенка, создай у него чувство вины.

    Виноватость как состояние может сопровождать и жизнь взрослого человека, когда авторитет носит анонимный характер (наука, Высшая аттестационная комиссия - ВАК, здравый смысл, будущее поколение и т.д.).

    На примерах, связанных с формированием человека в онтогенезе, можно увидеть своего рода способы освобождения от виноватости и следствия, которые можно при этом ожидать. Так, ребенок спонтанно уже в детстве начинает бороться за свободу быть самим собой, быть полноправным человеческим существом. Ему противостоят родители, которые стремятся подавить волю ребенка, его независимость. Часто ребенок испытывает поражения в этой борьбе, которые остаются у него в виде моральных травм. Травмы ведут к неврозам и проявляются в виде слабости или парализованности индивидуального своеобразия. Для Виноватого существует чистая совесть (проявляется в возвращении к покорности) и виноватая совесть (формируется в ходе поражения в борьбе за самого себя).
    9. Приспособленец (терпеливый, конформист)

    Его добродетель (нравственный принцип) - жить в добром согласии с окружающей социальной средой, которая формирует общественное мнение. Главная моральная ценность для Конформиста - чувство общности с социальной средой (родная деревня, нация, класс), т.е. с любой социальной группой, в которую он включен в данное время.

    Слабо представлены: автономия морального духа, чувство личной ответственности за совершенные поступки. Важнейшим в оценке действий и поступков является общественное мнение: «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна...» Боязнь санкций: не будут подавать руки, откажут от дома, будут руководствоваться принципом «Я с тобой не играю».

    Устремления носят коллективистский характер. Важнее всеобщее согласие, быть как все, чем личное счастье. Необходимо приспособиться к господствующим ценностям. Каждое последующее поколение поступает как предыдущее. Отсюда - следование традициям, укрепление их, что и является лучшим путем нравственного совершенствования.

    Все нормы выработаны давно, личность их не вырабатывает. Нравственная индивидуальность не поощряется. Все люди, по мнению человека конформного типа, должны быть похожи. Присутствует нетерпимость к иным моральным системам, в то же время снисходительность к нарушителю внутри своей среды. Людям этого типа свойственна ориентация на дело в сочетании с непоколебимой верой в основы общинной нравственности.
    10. Сомневающийся

    Чтобы понять моральное кредо человека, в основе поведения которого лежит сомнение, целесообразно понять психологию человека, в основе поведения которого лежит вера. Вера чаще всего ассоциируется с Богом. Как пишет Э. Фромм: «...Без веры человек делается беспомощным, бесплодным, полным страха». Конечно, предметом веры не обязательно является Бог или любая религия. Вера - это устойчивость как черта характера.

    Сомнение, следовательно, - это неуверенность, неустойчивость, растерянность относительно какого-либо предложения, идеи, человека. Сомнение может быть рациональным и иррациональным.

    Рациональное сомнение выражается в том, во что, в кого раньше верил. Оно проявляется в критичности, в росте критических способностей при обретении своего Я. Рациональное сомнение - главная движущая сила современного мышления.

    Иррациональное сомнение окрашивает как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь человека. При этом сомнении все становится неустойчивым, растет чувство растерянности, которое мучительно и отнимает силы. Нарушается личностная целостность, возникает ощущение бессилия, беспомощности. В крайнем варианте все это приводит к возникновению навязчивого невротического состояния. Возможный выход для человека с иррациональным сомнением - осознать истоки сомнения и принять какую-либо веру.

    Иррациональная вера - это вера в человека, идею или символ, берущая начало не в собственном опыте, а основанная на эмоциональном подчинении иррациональному авторитету. Так бывает в состоянии гипноза, когда человек отдает себя во власть авторитета. Такова реакция человека с иррациональной верой на лидера, обладающего сильной способностью к внушению. При этом идет безоговорочное признание его идей, эмоциональное подчинение. Иррациональная вера коренится в подчиненности силе, которая воспринимается как всесильная, всезнающая, всемогущая.

    Основа рациональной веры в плодотворности. Здесь человек верит: в мысль, которая является результатом собственного наблюдения, опыта; в возможности других людей; в собственные возможности. Рациональная вера - это выражение подлинной внутренней активности.
    11. Нудный

    Нудный человек все время решает одну проблему: из года в год, изо дня в день. Нудный мужчина - человек, которому, по словам женщин, проще отдаться, чем объяснить причины, по которым ты этого не желаешь делать. Нудная женщина, по словам мужчин, как тупая пила - пилит всю жизнь и никак не перепилит. Нудный скучен и надоедлив, но его все стараются терпеть. Он постоянно всем рассказывает о своих обидах, говорит только о том, что его беспокоит. У него огромная психологическая инерция, он не может своевременно остановиться, не любит перемен в жизни. Нытик. Постоянно жалуется на всех и вся: на супругу, родителей, соседей, социальную несправедливость. Он навевает на всех тоску, но заставляет вас интересоваться тем, что вам совершенно не интересно. Это развивает кругозор.
    12. Потерянный

    Потерянным можно стать, если увлечешься отдаленными и чуждыми интересами, запутанными идеями, чужими тебе целями и делами. Если отдать всего себя этому, то может наступить момент, когда все это исчезнет и ты себя потеряешь: будешь никому не нужным, перестанешь понимать, что происходит вокруг и внутри самого себя, потеряешь опору в идеалах и жизненных позициях. Отсюда и последствия: безысходность, печаль, нежелание жить: отсутствие интереса к окружающим, к своим жизненным потребностям («пусть все катится в тартарары»). Здесь поможет только одно - общее с другими людьми служение Богу.
    13. Авторитарный

    Наиболее характерными признаками авторитарного типа являются: жесткая централизация руководителем своих управленческих функций, сосредоточение в своих руках всей полноты власти, подавление инициативы подчиненных («ведомых»), недопущение их к решению важнейших вопросов совместной деятельности, преимущественное использование приказов и распоряжений, различных форм наказания.

    Авторитарное поведение регулируется страхом наказания и надеждой на вознаграждение. При доминировании авторитарных отношений во внимание принимается внушительность данных авторитетов, их осведомленность и способность наказывать и награждать. Ведомый же человек чаще испытывает страх по отношению к авторитетам. Авторитет может снизойти до объяснения своих приказов, наград и наказаний, а может и воздержаться от этого. Но ведомый не имеет никакого права задавать вопросы и критиковать.

    Совесть как важнейшая нравственная характеристика личности рассматривается Э. Фроммом как авторитарная совесть, которая может быть чистой или виноватой. Чистая совесть сохраняется там, где авторитет доволен тобой. При этом рождается чувство благополучия и безопасности, так как подразумевается одобрение авторитета и достаточная близость к нему.

    Виноватая совесть ощущается как осознание того, что авторитет тобой не доволен. Недовольство означает, что действия совершаются наперекор воле авторитета. Это порождает страх и ненадежность, так как может последовать наказание или отвержение. Последнее часто воспринимается как самое страшное наказание.
    14. Тяжелый

    Он своим присутствием подавляет других людей, лишает их радости, инициативы, вызывает в них чувство протеста. Он считает себя во всем правым. При его приходе замолкает громкая речь, прекращается смех. Тяжелый человек возникает как сочетание нудного человека и человека знающего. Он любит постоянно и всем делать замечания, после которых возникает мертвая тишина, и люди ведут себя как на похоронах, многие никому не нужные заботы взваливает себе на плечи.
    15. Товарный

    В условиях рыночных отношений это довольно распространенный тип человека. Главным мотивом является достижение успеха и материальное благополучие.

    Достичь успеха может только тот, кто умеет продать себя на рынке. Возможность продать себя на рынке напрямую связана со способностью продать себя, выделить свою привлекательность и внутренние достоинства (физическую красоту, энергичность, бодрость, честолюбие, надежность и т.д.).

    Человек заботится о том, чтобы быть ходким товаром. Собственные способности предстают для него как товар, отчужденный от него. Идет раздвоение личности. На первое место выходит не самореализация собственных способностей, а желание достичь успеха за счет продажи собственных способностей.

    Определяющим в жизни становится не собственное мнение о себе, а мнение других людей о тебе. В этом случае человек вынужден постоянно играть какую-то роль, которая однажды принесла ему успех. Он уподобляется человеку для манипуляции. Не индивидуальность, а соответствие роли: «Я то, чего изволите».
    16. Потребитель

    Один из самых «маломоральных» типов. Польза является основным, а главное - единственным мотивом поведения. Следовательно, моральны те поступки, которые полезны. Именно они должны вести к цели, к успеху, приобретению всяких благ, к счастью.

    Ориентация потребителя - индивидуалистическая. Счастье достигается в одиночку. О счастье других людей такой человек заботится лишь постольку, поскольку ему неуютно блаженствовать в счастье одному. Если я добился успеха в жизни, я делюсь своими рецептами с другими людьми, пусть им тоже будет хорошо.

    Общий принцип потребителя: стремись к своему счастью в той мере, в какой это не мешает ближнему стремиться к его счастью. Если принцип не соблюдается, то бесконтрольное процветание превращается в аморальное хапужничество и агрессию по отношению к людям.

    Счастье для потребителя - это достижение денег, славы, власти, благополучия семьи и т.п. Он хочет приобрести как можно больше для себя. Но все его цели могут быть достигнуты и продемонстрированы в обществе, поэтому такой человек может быть социально полезным, приятным в общении. Он прекрасный семьянин, активен, деятелен. Отсюда - от него могут исходить и светлые идеи, и прогрессивные преобразования. Он склонен к действию, т.е. поступкам. Он энергичен, способен принимать решения. Правда, при этом убежден в своей правоте и доверяет только самому себе. Хорошо ориентируется в ситуации, часто и моральные правила диктуются ситуацией, т.е. они не вечны, относительны. Нормы порядочности могут игнорироваться, если это не выгодно потребителю.

    Итак, это, прежде всего деятельный человек, предприниматель, буржуа по социальной принадлежности, прагматик по стилю мышления, жизнелюб, стремящийся к благополучию.
    17. Скупой

    Внешний мир не даст чего-либо нового, надо рассчитывать только на свои силы, быть экономным, так как траты - это угроза. Главная цель состоит в том, чтобы как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше из него отдавать. Такой человек скуп на деньги, материальные вещи, чувства и мысли.

    Высшая ценность - порядок и безопасность. Очень подозрителен. Главный принцип взаимоотношений сводится к следующему: «Мое - это мое, а твое - это твое». В лексиконе преобладает постоянное «нет», которое защищает скупого от вторжения. Ответом на угрозу извне является стремление во всех дискуссиях упрямо стоять на своем. Он стереотипен, все знает и не склонен к творчеству. Внешне - это человек с плотно сжатыми губами, жестами погруженного в себя индивида, выражением отстраненности от внешнего мира на лице. Такой человек педантичен, аккуратен, он терпеть не может, если вещи не на своем месте.

    Скупой в любви стремится к обладанию: не давая любви другому, сам старается получить ее, завладевая «любимой».

    Как правило, во временном плане скупой направлен в прошлое, любит воспоминания о прежних чувствах и переживаниях.


    18. Жадный

    Жадный проявляет неудержимое стремление к своему личному обогащению. Он ничего не выпускает из своих рук: ни материальных ценностей, ни денег, ни душевности, ни совета. У него зимой снега не выпросишь. Жадный человек скуп, он своего не упустит, знает свою выгоду, ему важна его собственная польза. Жадный человек представлен тремя разновидностями: жлоб, жадюга, жмот.

    Жлоб трудолюбив. Он работает от зари до зари ради личного интереса. И будет так работать очень долго, пока не рухнет. Жлоб планомерно увеличивает свое. Для жлоба лучше всего звучит слово «мое». В этом слове для него вся суть жизни и цель существования.

    Жадюга - это приблизительно половина жлоба, в нем качества жлоба не столь концентрированы и более диффузны. Жадюга уже не будет вкалывать с утра до ночи, как жлоб. Он создает свой материальный достаток путем взятия, накопления и неотдавания.

    Жмот имеет половину качеств жадюги. Он в основном не отдает, а прикарманивает. У жмота страсть хранить свое и не отдавать никому. Он скряга и скупой по призванию и от рождения. Жмот удавится, но не купит сам для себя кусок хлеба. Он так и умрет от истощения на матраце, набитом деньгами.
    19. Хитрец

    Люди такого типа считают, что источник всех благ находится вне человека, самому ничего нельзя создать. Все, что ему необходимо для жизни, требуется отнять у других силой или хитростью. Хитреца привлекает тот человек, у которого можно что-нибудь отнять. Красть или присваивать он может и в любви, и в области научной деятельности. Такому человеку свойственно красть чужие идеи, заниматься плагиатом.

    Хитрецу свойственно эксплуатировать другого, он и «любит» только того, кто может стать объектом его эксплуатации. Ему быстро наскучивают те люди, из которых он выжал все.

    Такой человек способен испытывать наслаждение только по отношению к тем вещам, которые можно украсть, хотя у него достаточно денег, чтобы самому купить эти вещи. Он своего рода клептоман.

    Каждого хитрец-эксплуататор оценивает по степени полезности. В его жестах преобладают резкие агрессивные движения.

    Наиболее характерными чертами являются подозрительность, цинизм, зависть и ревность. Он переоценивает то, что принадлежит другим и недооценивает свое собственное.

    Хитрый-2 изобретателен, инициативен, рекламен. Все его замыслы направлены на одно: больше взять и меньше дать. Хитрый только делает вид, что трудится, как вол на пашне, а на самом деле бездельничает и отдыхает, пока другие работают на «общий котел».

    Хитрый заранее знает, что сказать, как объяснить и как представить суть дела так, чтобы другой человек не сомневался в своем личном интересе и в своей личной выгоде. Хитрый порой напоминает рыбака, который ловит на приманку. Как только другой заглотил его хитрость, так сразу же следует рывок, и человек болтается на крючке.
    20. Злой, Разрушитель (деструктивный)

    Несмотря на древний тезис, что человек от природы добр, существует достаточно широкий круг людей, утверждающих обратное: природа человека делает его склонным к враждебности, человек завистлив, ревнив и ленив, склонен к разрушению. Все это - проявление зла в общечеловеческом смысле и противостоит созиданию, т.е. любви и творчеству.

    В основу выделения этого типа Э. Фромм кладет идею З. Фрейда о двух главных инстинктах, движущих людьми: инстинкте жизни, созидания и инстинкте смерти, т.е. разрушения. Разрушительное, или деструктивное, начало есть зло, и оно сродни пороку. Человек становится злым только тогда, когда отсутствуют надлежащие условия для его роста и развития. Зло - это отсутствие добра в человеке, результат нерастраченности сил, неудачи в реализации жизни.

    Разрушительное начало в личности возникает в том случае, если она терпит крах на пути творческой реализации своих сил, если человек не может достичь внутренней гармонии, т.е. раздвоен, если стремится за счет реакции разрушения убежать от скуки и беспомощности.

    Злой нарушает главный закон этики: «Не делай другим то, что ты не хотел бы, чтобы они сделали тебе».

    Характерным признаком деструктивной личности является состояние ненависти, проявляемое в виде рациональной и нерациональной ненависти.
    21. Интриган

    Интрига - это сталкивание интересов других людей с нанесением им взаимного ущерба, чтобы их потери обернулись доходами для стороны интригующей. Интриган испытывает удовольствие, когда сталкивает людей друг с другом. Позиции интригана при этом укрепляются.

    Внешне лицо интригана лучится добротой и подчеркнутой доброжелательностью. Он говорит милым тоном, чтобы его слова, направленные в адрес другого, вызывали положительные эмоции.

    Стратегия интригана: сначала хвалит ваши достоинства (человеческие, профессиональные и др.). Всегда упоминает свое хорошее отношение к близким и дорогим вам людям. Завоевав доверие, интриган приступает к основному делу: предоставляет вам негативную информацию на другого, на того, кто якобы отзывался о вас или что-то делал не в вашу пользу. Если вы не сдержитесь и повторите то, что рассказано о другом человеке, то интриган передаст это другой стороне.

    Никогда не верьте людям, которые наговаривают на других.
    22. Провокатор

    Провокатор осознанно пробуждает в обществе инстинкты толпы. Одной ловко составленной газетной статьей он превращает народ в разделенную надвое бушующую толпу. Люди начинают жаждать крови ближнего. Провокатор, подстрекая толпу к разделению, подставляет под удар тех и других, предавая обе стороны.

    Если провокатор пишет проблемную статью или выступает с заранее подготовленной речью по телевидению, его провокация заблаговременно планируется, обдумывается и носит не случайный характер.

    Провокация - метод натравливания людей друг на друга, при этом пользу извлекает только сам провокатор.
    23. Жестокий

    Жестокий крайне суров, беспощаден и безжалостен к другим. У него холодное сердце. Жестокий попирает в другом человеке веру, надежду, любовь, пытается превратить другого в скотину. Жестокий с энтузиазмом лишает людей всего, что они имели в жизни - земли, дома, близких и друзей. Он отнимает у людей то, что они заслуживают, и не дает им того, в чем они испытывают острую необходимость.

    Жестокий спокойно взирает на мучения и страдания людей. Ему безразлична боль души или тела другого. Жестокий любит жестокие игры: расправы, насилие, зверства, он кровожаден. Жестокий не может сострадать и соболезновать.


    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   25


    написать администратору сайта