Ответы на билеты по экзамену дпп. Е индивидуального преломления и становления основных закономерностей психического развития, возможности и способы их применения
Скачать 157.62 Kb.
|
Подкрепление - обязательное условие любого научения и обучения. Главное правило: "Что подкрепляем - то и получаем". Когда родители подходят к ребенку, они подкрепляют то поведение, которое в это время делает ребенок. Положительное подкрепление. (из книги Прайора)Положительное подкрепление – это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия. Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление – это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление – это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук (предупреждающий зуммер в машинах, который раздается, если вы забыли пристегнуть ремень безопасности, – это отрицательное подкрепление). Поведение, которое уже встречается вне зависимости от того, насколько оно спорадично, всегда можно усилить с помощью положительного подкрепления. Если вы зовете щенка, и он подходит к вам, а вы его ласкаете, то в дальнейшем подход щенка на зов становится все более и более надежным даже безо всякого другого обучения. Самое главное в обучении с подкреплением то, что вы не можете подкрепить поведение, которое не встречается. Простое введение положительного подкрепления за поведение является наиболее элементарной частью этого вида обучения. Подкрепление относительно, не абсолютно. Дождь является положительным подкреплением для уток, отрицательным для кошек, довольно безразличен, по крайней мере во влажную погоду, для коров. Пища не является положительным подкреплением, если вы сыты. Улыбки и похвалы могут быть непригодными в качестве подкрепления, если субъект хочет вывести вас из себя. В качестве подкрепления надо выбирать нечто желаемое субъектом. Для любой тренировочной ситуации полезно иметь набор подкреплений. отрицательное подкрепление. (интернет) Метод отрицательного подкрепления предполагает изменение неподобающего поведения человека путем активации неприятной реакции для обучаемого. Подобное воздействие прекращается в тот же момент, когда поведение индивида хоть немного улучшается. В качестве примера отрицательного подкрепления можно привести специальную изгородь для животных, которая при приближении бьет их током. А если животное начинает отходить от нее, разряды прекращаются. (из книги Прайор)Наказание происходит после поведения, на которое оно должно воздействовать. Таким образом, вы не можете избежать наказания, изменив взгляды или поступки, так как неправильное поведение уже осуществилось. Малыш, которого отшлепали за плохой табель успеваемости, может в дальнейшем учиться лучше или хуже, но уже не сможет изменить того табеля, который он уже принес. Напротив, отрицательное подкрепление можно остановить или избегнуть сиюминутным изменением поведения. Оба вида подкрепления подчиняются одинаковым правилам применения. Например, ошибка во времени подачи подкрепления не даст результатов (или результаты будут плохими) при использовании как одного, так и другого метода подкрепления. тренировочные упражнения. (??? Из книги ) Большой куш. Одним из наиболее полезных приемов пищевого или какого-либо другого подкрепления для человека и животных является получение куша. Это награда, которая во много, иногда в 10 раз больше обыкновенного подкрепления и являющаяся сюрпризом для субъекта. Условное подкрепление. Условное подкрепление представляет собой какой-либо изначально ничего незначащий сигнал — звук, свет, движение, — который умышленно связывают с подачей подкрепления. Тренеры дельфинов остановили свой выбор на полицейском свистке: его хорошо слышно даже под водой и он не связывает руки, чтобы можно было давать сигналы и бросать рыбу. Школьные учителя часто прибегают к некоторым таким ритуальным и тщательно нормированным словам похвалы — "замечательно" или "очень хорошо", — за которые дети страстно работают и ждут их. Исключение из правил вариативного подкрепления. Лишь в одном случае не следует прибегать к вариативному режиму подкрепления, после того как поведение заучено, — это когда оно направлено на решение своего рода головоломки или теста. При одном из видов дрессировки собака должна выбирать из нескольких разнородных предметов тот, который побывал в руках у хозяина и хранит его запах. При этом необходимо каждый раз говорить собаке, что она выбрала правильно, чтобы в следующий раз она знала, что надо делать. В тестах на различение, — скажем, идентификация более высокого из двух звуков — необходимо подкреплять каждый правильный ответ испытуемого, чтобы он был постоянно информирован о том, какую задачу он решает (подойдет, конечно, и условное подкрепление). Организованное подкрепление. Руководитель назывался тренером. Целью формирования было лучше познать самого себя, а основным подкреплением были не реплики тренера, а поведение всей группы, не имеющее словесного выражения. Чтобы групповое поведение стало подкреплением, 250 человек, составлявших группу, просили аплодировать каждому выступавшему независимо от того, понравилась ли им речь или нет. Таким образом, с самого начала застенчивые были ободрены, смелые вознаграждены, и все выступления, как проникновенные, так и бессодержательные получили признание группы. Поначалу аплодисменты были не более чем обязанностью. Но скоро они стали действительно коммуникативным средством, выражающим не степень удовольствия, как в театре, а оттенки чувств и значений. Самоподкрепление. Вы можете подкрепить себя здоровыми способами — часом досуга, прогулкой, разговором с друзьями или хорошей книгой; или нездоровыми — сигаретами, виски, пищей, от которой толстеют, наркотиками, сидением допоздна и т. д. 52. ВИДЫ И ФУНКЦИИ СКАЗОК, ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Функции сказок: (Киселева) 1 Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одно временно к двум психическим уровням: к уровню сознания и под сознания, что создает особые возможности при коммуникации [19]. 2 Концепция сказкотерапии основана на идее ценности мета форы как носителя информации: 1) о жизненно важных явлениях; 2) о жизненных ценностях; 3) о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки). 3 В сказке в символической форме содержится информация о том: 1) как устроен этот мир, кто его создал; 2) что происходит с человеком в разные периоды его жизни; 3) какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; 4) какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; 5) какие «ловушки», искушения, трудности, препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; 6) как приобретать и ценить дружбу и любовь; 7) какими ценностями руководствоваться в жизни; 8) как строить отношения с родителями и детьми; 9) как бороться и прощать. 4 Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». «Нравственный иммунитет» — способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального, характера исходящим из социума. 5 Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного восприятия мира. Дают возможность мечтать, активизируют творческий потенциал, передают знания о мире, о человеческих взаимоотношениях. Виды сказок: 1. Народные сказки. Среди них можно выделить несколько жанров: волшебные, сказки о животных, бытовые. Волшебные сказки имеют одну историческую основу, в них присутствуют многие языческие символы и мотивы. В сказках о животных детей привлекает элемент узнаваемости. Дети могут легко определить, человек с каким характером скрывается за тем или иным животным. Например, заяц всегда ассоциируется с трусливым человеком. Соответственно, основной его чертой является – трусость. Главными героями сказок о животных являются: заяц, лиса, медведь, волк, кот и петух. Бытовые сказки отражают реальную жизнь с некоторой долей иронии. В них удивительным образом переплетается сочетание возможного в реальной жизни с необычными решениями, применимыми в тех или иных ситуациях. 2. Авторские художественные сказки. Они более насыщенны образами, переживаниями, чем народные сказки, поэтому могут помочь выявить внутренние чувства ребенка. 3. Дидактические сказки. Они подходят для сказкотерапии школьников, потому что с их помощью дети могут быстро и легко усвоить учебный материал. 4. Медитативные сказки. В них нет злых героев и конфликтов. Цель медитативных сказок — заложить в ребенке понятия «идеальных» отношений с окружающими миром, людьми. Такие сказки помогают снять стресс и расслабиться. 5. Психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. Они помогают мягко проводить коррекцию поведения ребенка. Подходят для детей до 13-летнего возраста. Они помогают в решении конкретной проблемы. Психолог Разида Ткач выделяет следующие виды сказок: для боязливых детей; для гиперактивных детей; для агрессивных детей; сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями; сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и другие). 6. Психотерапевтические сказки помогают решать следующие сложные личностные проблемы: внутренние конфликты, поиск смысла жизни, поиск своего места в жизни. Также они эффективны в работе с детьми, у которых психосоматические болезни. Формы работы в сказкотерапии: Рассказывание сказок, Сочинение сказок, Постановка (разыгрывание) сказки, Сказочное рисование. Особенности сказкотерапии при работе с детьми: - при чтении или рассказывании должны передаваться подлинные эмоции и чувства; - во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребенком так, чтобы он мог видеть лицо психолога и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами; - нельзя допускать затянувшихся пауз. - ребенку может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух. – Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям: - ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»); - ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки; - ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить ипрослеживать причинно-следственные связи. сказки обязательно должны подходить ребенку по возрасту. 53.Основные приемы работы со сказкой в психокоррекции. Приёмы работы со сказкой 1. Анализ сказок Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев. Например, для анализа выбирается известнаясказка. После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов: • Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка? • Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)? • Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки? • Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка? • Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это была бы за сказка? • Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои? Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет и подростков. Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации. 2. Рассказывание сказок Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок». 3. Переписывание сказок Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это — важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки. 4. Постановка сказок с помощью кукол Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5. Сочинение сказок Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. 54. СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ: ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ, ОСНАЩЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ. ПРАВИЛА РАБОТЫ. Требования к подбору техник и средств создания изображений: - должны подбираться по принципу простоты и эфективности; реб-к не должен иметь трудностей в создании изображения с помощью этой техники; даже малейшие усилия должны быть интересны, оригинальны, приятны. - интересен и приятен дб процесс создания изображений и результат. - дети с удовольствие включаются в создание изображений нетрадиционным способом (сухих листьев, ниток). При организации занятий следует учесть: - минимальное количество вводимых правил, а те что необходимы должны подаваться как естественная регуляция активности - как можно меньше разговоров, занятия должны строиться на действии (ребенок действует, взрослый создает для этого условия) - условия должны провоцировать успешность ребенка; проживание чувства собственного успеха является одним из ведущих механизмов коррекции - содержание занятия, выбранная техника должны определять действия ребенка (зажатым – рисование по мокрому, неуверенный – чиркать линии, изображая лучи солнца ) - в равных условиях каждый ребенок должен получать свое конкретное количество внимания, специфическое коррекционное воздействие (у одного поддерживать инициативу, другому показывать наличие интересов др детей итд) - в ходе арт сессии с дошкольниками очень важен процесс рисования – надо дать ребенку возможность изображать определенным способом(техникой) до тех пор, пока не удовлетворит интерес. Может длится долго, надо продумать чем займутся те, кто закончит раньше. 55. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ АРТ-ТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Функции: -Катарсическая -очищающая от негативных состояний -Регулятивная -моделирование положительного психоэмоционального состояния -Диагностическая -Коммуникативно-рефлексивная -коррекция нарушений общения П-пы: -не делать если не хочется -конфиденциальность -безоценочная работа -ребенок-эксперт -не перебивать -оценка не директивна Виды арт-терапии: Музыкотерапия – это система психологической коррекции физического и психического здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий. Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию. Сеанс проводится как в положении сидя, так и лежа. Важен психологический контакт перед проведением сеанса. Человеку разъясняют цели, задачи, возможности занятия. Иногда используется живое исполнение музыки. Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Она направлена на формирование личности читателя. Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем. Драмотерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на все познавательные психические процессы: память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Занятия драмой помогают развить логику, владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся мечты. Чаще всего применяется при коррекции межличностных взаимодействий: я и друзья, я и родители, сильный и слабый, враг и друг. Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Использование игр и игрушек дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить то, что беспокоило многие годы и послужило причиной проблем. Метод игротерапии может быть использован как в групповой, так и в индивидуальной работе. Он предусматривает возможность работы: с синдромом посттравматического стресса, с ранними детскими травмами. Игровая терапии помогает решать не только личностные, но и как следствие этого профессиональные трудности. Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Она дает возможность выходу внутренним конфликтам вовне;помогает понять собственные чувства и переживания;способствует повышению самооценки;помогает в развитии творческих способностей.Чаще всего изотерапия используется: для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями; с трудностями в общении и социальной адаптации; при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в коррекционной работе с детьми позволяет получить положительные результаты:создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями;оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний;развитие произвольности и способности к саморегуляции;уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски. Лицо – это проекция нашего психологического состояния и настроения, нашего тела, а так же нашего прошлого и настоящего. Избавление от привычных, стереотипных ролей с помощью маскотерапии создает возможность освободиться от ненужного и изменить свою жизнь. Коллаж – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на ватман предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Песочная терапия – это возможность общения с миром и самим собой через песок; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. В основе песочной терапии лежит создание свободного и защищенного пространства, в котором клиент – ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния; неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым. Цветотерапия – это лечение цветом. Еще в далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Специальная окраска, наносимая на тело воина и его доспехи, внушала противнику страх; цвета, подбираемые для одежды царей и жрецов, говорили об их могуществе, вызывали восторг, поклонение или священный трепет. В древнем Египте знали о силе и влиянии цвета и даже сооружали в некоторых храмах цветные залы. В них изучали применение цвета и учили врачевание. Сказкотерапия – это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил, древнейший способ социализации и передачи опыта. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. Работа со сказкой направлена непосредственно на помощь клиенту. Психотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Фототерапия – набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Техники фототерапии: фотографии, созданные самим человеком; фотографии клиента, сделанные другими людьми, где клиент специально позирует, или снимки, сделанные спонтанно; автопортреты — любые фотографии самого себя; семейные альбомы. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, и т. д. ) Глинотерапия. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Особенно важна для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Благодаря лепке человек может научиться управлять собой; не имеет противопоказаний и возрастных ограничений; дает человеку возможность почувствовать себя творцом, это одно из лучших средств при работе с эмоциями (страх, агрессия, обида). 56. ГРУППОВЫЕ ТЕХНИКИ АРТ ТЕРАПИИ В ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ. Арт-терапия – (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой метод психологической коррекции с помощью художественного творчества. Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами. Групповая арт терапия – одна из наиболее эффективных форм проведения занятий с детьми и взрослыми. Соблюдая определенные условия опытного арт-терапевта может сделать занятия не только успешными, но и интересными для своих подопечных. Групповая арт терапия отличается от индивидуальных занятий по стоящим перед терапевтом целям и задачам. Во многом различаются и приемы работы, сама процедура проведения. Оптимальный вариант работы – сочетание групповой и индивидуальной работы, так как некоторые задачи возможно решить, лишь оставшись с клиентом один на один. Групповое занятие в большинстве случаев направлено на преодоление проблем в общении со сверстниками. В ходе такого занятия клиенты учатся отстаивать свою точку зрения, слышать и слушать других, учитывая и их мнение, быть активным и другим социально важным навыкам. Чередуя индивидуальные занятия с групповой работой можно достигнуть отличных результатов, помочь ребенку наладить взаимоотношения с окружающим миром. Стандартная продолжительность занятий не зависит от формы работы и составляет 30-80 минут. Встречи проводятся не чаще 1 раза в неделю. А вот продолжительность курса определяется индивидуально, в зависимости от того, с какой проблемой пришел клиент к арт терапевту. Минимально необходимая продолжительность – 3 недели, а максимальный курс – 3 месяца. Групповая работа осложняется тем, что часто люди, имеющие проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром, начинают конфликтовать и на занятиях. Задача специалиста – сдружить, сплотить коллектив, чтобы проводимая работа давала хорошие результаты. Обычно участникам группового занятия предлагаются следующие задания: – создание совместного группового рисунка или фрески; – совместное занятие танцем, музыкой; – парная разработка фотографии и прочие. Построение работы зависит от того, какие цели преследуются профессионалом. В зависимости от целей выбирается и вариант задания. Создание совместного рисунка может проводиться разными способами. Один из возможных вариантов – предложить участникам занятия по очереди дорисовывать рисунок, висящий на стене. А вот на лежащем на полу листе рисовать могут все участники одновременно. Такое занятие позволяет узнать об интересах группы и о том, какие позиции занимает каждый её член. Групповой рисунок – хорошая форма диагностики отношений, отличный вариант для решения конфликтных ситуаций. В ходе работы участники группы развивают коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект. Решаются в ходе работы и коррекционные задачи, среди которых можно особо выделить проигрывание моделей поведения и пересмотр позиции. Возможности групповой арт-терапии: • позволяет развивать ценные социальные навыки; • связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; • позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношении с окружающими; • повышает самооценку и ведет к укреплению личностной идентичности; • развивает навыки принятия решений. Групповая арт-терапия отличается от индивидуальной тем, что: • меньше зависит от арт-терапевта; • предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников-группы; • требует от участников группы определенных коммуникативных навыков; • требует от участников группы способности адаптации к групповым нормам; • требует от арт-терапевта опыта групповой психокоррекционной работы; • характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобразительной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом. ПРАКТИКА 1.Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают. Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Назовите возможные причины. Ответ Положительный пример играет определенную роль в воспитании. Но надо помнить, что умения, навыки и даже такие качества личности, как трудолюбие, настойчивость, формируются только в деятельности. Родители, у которых «золотые руки», могут слишком подавлять детей, требовать высокого качества выполнения. А так как дети не могут выполнить задание на таком же высоком уровне, то они вообще перестают что-либо делать. Иногда родители участие детей в чем-либо воспринимают только как действенную помощь в достижении практического результата. Они не осознают, что деятельность ребенка необходима для его развития. Важна и совместная деятельность ребенка, чтобы дошкольник видел и вместе со взрослым преодолевал встречающиеся трудности. В совместной деятельности рождается взаимопонимание родителей и детей. Чаще всего именно в совместной деятельности родители становятся примером для своего ребенка. 2. (???) Из одной клетки, да не ровны детки. (Несмотря на то, что дети из одной семьи, они могут иметь полностью противоположный характер) Маленькая собачка лает – от большой слышит. (Ребёнок во всём подражает родителям. ) Кто собой не управит, тот другого на разум не наставит. ( Если человек сам не может справиться со своими проблемами, то и другому он не сможет помочь. ) 3. Петя (6 лет) играл с мячом в комнате и разбил вазу. Когда мама вечером стала спрашивать о том, кто это сделал, Петя сказал, что это сделал Саша, его младший брат. Мама стала укорять сына во лжи. ? Назовите основную причину Петиной лжи. ? Какие ошибки в воспитании сына были допущены мамой и что можно ей посоветовать? Решение. Склонность ко лжи начинает развиваться у ребенка в том случае, если не сформирована потребность говорить правду. В ситуации «двойной мотивации» ребенок прибегает ко лжи, чтобы быть признанным взрослыми. Ложь наблюдается и как компенсация комплекса неполноценности: ребенок не может особо проявить себя, поэтому и вынужден использовать обман как средство самоутверждения. ! Не создавайте для ребенка ситуаций, провоцирующих обман. 4.ЗАДАЧА. Шестилетняя Лена, пришедшая в старшую группу детского сада, была нескладной, несобранной девочкой, у которой ничего не выходило. Спустя несколько дней воспитатель поручил Лене и двум девочкам убирать в кукольном уголке. У Лены не все хорошо получалось, но другие девочки были более умелыми, поэтому все задание в целом было выполнено хорошо. На восклицание воспитателя: «Как красиво расставлены игрушки!» – Лена поспешила первой сказать: «Это я так хорошо сделала!» Чем вызвана ложь Лены? Какие ошибки были допущены в домашнем воспитании Лены? Как их можно исправить? Ложь Лены вызвана отсутствием признания ее как личности. Возможно, мама занижала возможности дочери, не развивала у нее способность преодолевать трудности и добиваться положительных результатов. В дальнейшем родители должны учесть допущенные ошибки и сформировать у Лены потребность вести себя прилично. В дальнейшем в воспитании Лены мама должна учесть допущенные ошибки и формировать у дочери потребность поступать честно: упражнять в честных поступках. 5. Задача Мама обнаружила на полу пластилин, Спросила Нину (3 года): «Это ты оставила пластилин в комнате?», Нина отрицательно покачала головой. Возмущенная мама расценила это поведение дочери как ложь. Поэтому запретила дочери играть им в комнате. Почему Нина солгала? Как должна была повести себя мама в этой ситуации? Ответ: .Дети не рождаются лжецами. Они прибегают к обману не потому, что хотят досадить окружающим. Обычно дети лгут: ♦ из–за боязни наказания; ♦ стремясь подражать поведению взрослых; ♦ пытаясь выдать желаемое за действительность (из–за стремления испытать удовольствие). Если ответ взрослому известен, не стоит ловить ребенка на лжи. Разумнее напомнить правило поведения: «Я просила тебя не приносить пластилин в комнату». 6ПР. ЗАДАЧА. Представьте себе маму, несущую к столу стакан молока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать своей маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «нельзя» и бросается к нему в ужасе, что он прольет молоко . Правильны ли действия мамы? Какими должны быть действия мамы в этом случае? ОТВЕТ. Это неправильно. Мама же потом и упрекнет своего ребенка, когда он подрастет, что тот ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать то, что ему еще трудно дается, лучше похвалить его: «Какой ты у мамы большой стал», затем отлить молока и дать стакан сыну. Такой деятельностный подход укрепляет в ребенке уверенность в своих силах, способствует проявлению активности и развитию навыков помощника. 7. Какие существуют варианты стратегий исправления агрессивного поведения у детей? Выскажите свое мнение по поводу каждой из них, при каких условиях они могут быть эффективны\неэффективны, как их можно применить. Стратегия на отреагирование агрессивного поведения: – помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением; – учите выплёскивать гнев в приемлемой форме; – учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится; – учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией; – стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ». Стратегия на переключение состояния: – стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение. Стратегия на предупреждение агрессивных состояний: – у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные; – у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения. 8. Ребенок 3,5 лет не хочет ходить в детский сад. Начинает сразу плакать. Единственный ребенок. Гипотеза возможных причин: Адаптационный синдром Дети до 3-4 лет тяжело привыкают к детскому саду, тк для их возраста необходимо быть рядом с мамой/папой. Слезы не потому что ему там не нравится, ребенок не может по другому сказать, что ему грустно расставаться или он волнуется, потому что не привык. Начало посещение детского сада рекомендуется постепенное. Не торопиться. Первое время без дневного сна, на час-два в присутствии мамы/папы, и дальше постепенно увеличивая промежуток. Этапы работы: 1) подготовиться к детскому саду (зачем нужен, что это такое) 2) излучать позитив (ребенок зеркалит ваши эмоции, поддерживать подбадривать, положительно отзывать о детском саде) Прежде чем отдавать ребенка в детский сад взрослым разобраться со страхами, предрассудками. Спокойная мама= спокойный малыш 3) Создавать и поддерживать ритуалы (приучать к режиму дня детского сада, даже в выходные) 4) Быть терпимее к капризам (понимать, что ребенку сложно, не требовать слишком много, не перегружать кружками и занятиями) 5) Дать небольшую мягкую игрушку (прижимая к себе частичку дома ребенку будет спокойнее) 6) Придумайте сказку о том как маленький мишка впервые пошел в детский сад, как ему было неуютно, и как потом подружился с другими мишками и воспитателем, можно разыграть как представление) 9. Родители обращаются за помощью “Мой ребенок очень застенчив, малообщителен. Когда приходят гости , он старается спрятаться или уходит в свою комнату. Наблюдая за ним , я заметила, что даже очень заинтересовавшись игрушкой в руках другого ребенка , он не может преодолеть свою робость , подойти и попросить ее. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей. Определите основные этапы работы над проблемой. Возможные причины: -флегматичный тип темперамента -Нехватка общения и внимания. Родители - единственные собеседники, но и их для ребенка недостаточно -ребенок пережил сильный стресс -строгость родителей, частое их недовольство действиями и словами ребенка, ребенок просто запуган и боится ошибиться -родители сами малообщительные, избегают социума, настраивают ребенка не очень положительно на коммуникацию. Преодоление застенчивостиРасширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями. Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребенку перед сном. Учите ребенка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребенку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете. Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю. Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями. В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций. Чаще спрашивайте мнение ребенка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные? Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми. 10. Считаю, у ребёнка возможны проблемы с запоминанием или не внимательность к тому, что говорит воспитатель. Нужно привлечь внимание ребёнка, при втором случае, не внимательности, а затем приступить к инструкции. Также, при плохом запоминании, после того, когда мы озвучили инструкцию, попросить детей повторить ещё все вместе, делая акцент на Мишу: «Миша, а что мы делаем дальше?». После того, как дети всё это повторяют они лучше запоминают и при этом напоминают Мише о последовательности работы, следовательно, нам не придется индивидуально с ним всё это повторять. 12. Родители подобными фразами дают детям установки. Фразы родителей ребёнок воспринимает, как истину, верит и следует ей. Установка может остаться человека на всю жизнь. Из-за нее он может быть неуверенным в себе, может чувствовать себя глупым, ненужным. |