Главная страница

Егидес Лабиринты общения. Егидес Аркадий Петрович Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми краткое введение


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеЕгидес Аркадий Петрович Лабиринты общения, или Как научиться ладить с людьми краткое введение
Дата03.11.2022
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЕгидес Лабиринты общения.pdf
ТипКнига
#768704
страница32 из 35
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35
имеет смысл подумать и о снижении брачного возраста. И не стремиться во что бы то ни стало, любой ценой не допустить раннего начала половой жизни до брака. Если мы действительно
желаем своим детям добра, это не должно быть самоцелью. Гораздо важнее помочь им научиться относиться друг к другу бережно. Юный мужчина должен чувствовать ответственность, чтобы его подруге не пришлось делать аборт. А юной женщине нужно помнить, что ее сверстник более раним и беззащитен в психологическом плане. Печальная статистика говорит, что самоубийств (в основном «на почве несчастной любви») среди мальчиков в 4 раза больше. Но это уже отдельная серьезная тема, требующая особенного разговора.
Вот видите, Ирина и Лариса, как много граней у проблемы, само существование которой вызывает у вас протест. А что касается вызывающего тона Аниного письма, то, несомненно, ее бравада раздражает.
Молодежь у нас (да и не только молодежь, увы) не столь деликатна, как хотелось бы. Так что встает вопрос о нашем психолого-этическом развитии, в котором не последнюю роль сыграют психологи.
Возможно, Аня даже наговаривает на себя насчет количества связей. А если и не наговаривает, то вряд ли стоит стремиться это количество увеличивать. Дорогая Аня, люди сходятся и расходятся, всякое бывает. Обычно смена партнеров обусловлена неудовлетворенностью одним из них. Вам я пожелал бы не только успешной карьеры, но и большей осмотрительности и осторожности в контактах.
Что же касается собственно моральных соображений, то требования морали очень изменчивы и зависят от образования, образа жизни, специальности, социальной среды, общественного мнения, формируемого как традициями, так и влиянием разных веяний моды. Например, у некоторых народов добрачная половая жизнь считается делом совершенно обычным. А вот христианская мораль это запрещает. С ее точки зрения крайне безнравственным выглядит, скажем, многоженство. Мусульманство его одобряет...
Главной же, непреходящей ценностью морали, добытой как раз ранним христианством, является доброта к ближнему (а мы добавим — и к дальнему). Не стремление осудить и наказать, а готовность понять, посочувствовать, простить.
Но в школе... Кто займется этими проблемами? Учитель ботаники?
А здесь еще напряженные отношения среди родственников, развод родителей, алкоголизм в семье, проблема самостоятельного заработка, межнациональные отношения во дворе и в школе.
■ И еще: взрослые позволяют себе то, что запрещают школьникам (курят, выпивают, поздно
возвращаются, не говоря уже о сексе); это вызывает обиду, сопротивление, агрессию.
Профессиональная судьба
Много проблем с поступлением в вузы или в ПТУ. Мы — за... За то, чтобы дети ценили ПТУ и поступали в них. Многие ПТУ производят впечатление, кстати, лучшее, чем многие школы или даже некоторые вузы. Для примера, в Мценске есть колледж непрерывного профессионального образования, где учат обработке дерева. Дело здесь поставлено так, что выходят в лучшем смысле этого слова
мастера (Русь всегда славилась деревянными изделиями). Так вот, среди будущих мастеров я не увидел хулиганья и «наркоты», все ребята как-то больше заняты мастерством художественной обработки дерева.
В Англии о юных людях, вышедших в жизнь из школы, заботятся так. Созданы инкубаторы, где их обучают премудростям постановки своего дела и действенно помогают встать на ноги. Почему бы не поучиться и нам? Три-четыре года назад из Англии приезжал один такой инкубатор с предложениями помощи. Но что-то не слышно о развертывании этого дела. А в условиях рынка, тем более нашего
«рынка», это выход!
Наверное, лучше быть хорошим мастером, чем плохим инженером с вузовским дипломом. И все же, конечно, есть и проблема поступления в вузы. Как сделать, чтобы в вузы поступали талантливые, а не просто натасканные? Учение обычно тем эффективнее, чем лучше учитель. И психологи занимаются усовершенствованием учителей. Вот если бы все стали Шаталовыми. Пока это, однако, редкость.
Понятно, что хороший учитель-репетитор, работающий индивидуально, может даже при средних способностях ученика гарантировать результат. Но для учащихся это означает большие денежные траты.
Учиться же самому настолько мучительно, что обычно родителями все-таки нанимается репетитор. И получается, что вузовские конкурсы — это конкурсы репетиторов. Вплоть до того даже, что, чего греха таить, можно сказать, что между средней школой и высшей школой есть еще особая школа — школа
репетиторов.

А нельзя ли не только учителей обучать хорошему преподаванию, но и научить школьников такой
самостоятельной работе с любым научным (учебным) материалом, которая будет доставлять радость, сравнимую с радостью чтения высокохудожественного остросюжетного романа или успешного распутывания детективной интриги. И чтобы при этом конечный результат самостоятельной работы над учебным материалом был бы надежнее и богаче, чем результат «колдования» над учеником даже хорошего репетитора. Наивно думать, что обострить ум могут экстрасенсы, гипнотизеры и прочие маги...
Ум оттачивается в мыслительной деятельности. Ее изучают психологи. И надо, чтобы познание базовых закономерностей обеспечило резкий прирост знаний и возможностей эти знания показать. Глубоко мыслящий ученый и яркий преподаватель в одном лице — нечастое явление. И может вполне случиться, что автор написал книгу трудным языком, доступным лишь уже посвященным, но материал этот для ученика важный.
Нами разработан способ, который обеспечивает старшекласснику успешное самостоятельное овладение трудно изложенным материалом. Мы учим выделять понятия, в скольких бы словах они
ни выражались, обводить понятия своеобразными рамками, легко выделяемыми из фона в
качестве фигуры, разносить обведенные рамками понятия по полю страницы удобно для
восприятия, соединять заключенные в рамки понятия организованной в пространстве структурой
и включенным в нее сверхкратким текстом, отражающими их логические соотношения. В
принципе — и все. И открытие это сделано еще Аристотелем. А мы его применили для самонаучения, ну, и адаптировали к этим целям. Эффект тем не менее получается огромный. Затраты времени сначала здесь чуть-чуть больше. Но замена репродуктивного ученического труда на творческий сказывается
интересом к работе вместо бегства от нее. А результативность в плане понимания-запоминания и сокращение времени на повторение перед экзаменами с избытком восполняют труд, затрачиваемый на создание такого конспекта-картины.
Методика обучения представленному здесь логико-графическому структурированию
апробирована в широкоформатном эксперименте со старшеклассниками школы-гимназии № 1041
(лабораторная и практическая база нашего факультета) нашим выпускником, психологом Виктором
Давыдовым. Школьники на глазах изумленных руководителей и родителей намного шире и глубже, чем учителя, воспроизвели новый для тех и других научный материал. Это дает возможность выдержать без
репетиторов конкурсные экзамены по любому предмету, учиться сверхуспешно в школе и вузе,
уметь самостоятельно овладевать учебным материалом повышенной сложности, развить
творческое мышление. Почему творческое? Потому что при таком переконструировании информации рождаются собственные мысли и появляется критический подход к изучаемому тексту. Если текст не полностью содержит выводы, ученик их вынужденно делает сам, а если текст содержит логические дефекты, ученик их видит, констатирует, исправляет, возражает. Таким образом достигается высший уровень усвоения материала — творческий. В этой книге мы не раз продемонстрировали логико- графическое структурирование в разных главах. Но вопрос настолько интересен, что я думаю написать специальную книжку. Мы проводим со старшеклассниками в лаборатории-мастере кой занятия и на эти темы. Обращайтесь к нам. Студенты мои займутся с вами из интереса, в порядке благотворительности, без финансовых расчетов.
Супружество и собственная семья в будущем
Кто готовит к этому? Биолог? Историк? Географ? Литератор? А предмет «Этика и психология семейной жизни», введенный десяток лет назад, был успешно дискредитирован застойными
«коммунистическими» морализаторами, которые разрешали кормить юных пытливых людей лишь бессодержательной мякиной. И в самое последнее время уже «демократические» моралисты в очередной раз не одобрили преподнесенные действительно в слишком уж грубой форме тонкие материи интимных отношений. Ну что ж, поэтому-то мы и дали соответствующие главы в этой книге.
Материальное мракобесие,
религия золотого тельца, и в особенности коррупция, требуют не только продуманных законов с неотвратимостью наказания и экономической стимуляции правоохранительных работников. Нужны специальные воспитательные методы в школе (!). Не копите на земле, копите на небе... — внушал Иисус
Христос. Да вот что-то не очень слышат пастырей, все копят на земле. Плоха, значит, их педагогическая система, что-то другое надо придумывать. Ну, во-первых, и здесь, как и с усту-панием старому человеку
подростком места в метро, лучшее воспитание — собственный пример. Какой же пример дает своей пастве церковь? Возрождается непомерное ее богатство. Она торгует. Что же это?
Христос плетью выгнал торгующих из храма. А торговля религиозной утварью, свечами, литературой идет в Его храме! Или это не торговля, потому что продают за деньги иконы и Святое
Писание? Или это не храм, раз в храме нельзя торговать, а здесь торгуют? Или торговать нельзя было только в ветхозаветном храме?.. А как истолковать освящение автомобилей? На Волгоградском проспекте в Москве я часто встречаю рекламу «Освящаем машины», и чуть дальше в самом деле сидит облаченный в священническую одежду человек и ждет клиентов... Он так Богу служит? Или мамоне?
Что это: художественная самодеятельность младшей церковной братии? А то, может быть, это — сегодняшний Ос-тап Бендер с Шурой Балагановым? Или «провокация коммунистов»? А чего стоит такое? К восстановленному гигантскому храму пристроена стоянка на шестьсот шестисотых
«мерседесов». Это храм Христа Спасителя? Или Гермеса? По дороге, которая ведет к храму, надо бы пешком ходить, если, конечно, она не для бандита с большой дороги...
Но, помимо собственного бессребреничества, нужна серьезная психолого-педагогическая тактика.
Тут на память приходит яркая, хотя и отдаленная аналогия. Можно сколько угодно внушать, что надо соблюдать чистоту, но лучше сделать, как Сухомлинский: перед входом в школу есть все для очистки и помывки обуви, а сразу при входе в коридоре школы постелена большая белая простыня, на которую водичка стечет и высохнет, а комья грязи на ней бросаются в глаза; самооценка и оценка окружающих заставит вернуться и тщательно очистить обувь.
Мы проделывали что-то подобное, но в отношении моральной чистоты. Сначала методом Сократа приводили ребят к выводу, что вор — это несостоятельный человек, что он умеет только паразитировать, а произвести и заработать не может. Подвели их к тому, что вор похож на глиста, который всасывает, но слеп, глух, глуп... — вы хотите быть такими? И невзначай оставляли достаточно значимые деньги в клубе на столе. Деньги лежали долго, и нам пришлось их через две недели убрать, их никто не украл.
Надо неопровержимо развенчивать мафиозную «романтику». Надо, чтобы воцарилась
романтика САМОАКТУАЛИЗАЦИЙ. Под этим термином, вспомним, понимается реализация творческого потенциала для как минимум самообеспечения, а лучше для дарения людям излишков своего творчества. («Цель творчества — самоотдача...» — умудренный Пастернак). Самоактуализация предполагает даже самопожертвование. Но она исключает жертвоприношение, как бы его ни рекламировали и ни реализовывали недоучившиеся семинаристы, внезапно ставшие атеистами. И все это
— дело не одного абзаца, а фундаментальных программ воспитания, все это корень добра...
Катастрофическое обнищание
семей многих школьников приводит к комплексу неполноценности по отношению к устроенным и богатым. Вообще, когда дети беспризорны или их призревают презренные эксплуатирующие их околомафиозные твари, когда им кушать нечего, а их родители кончают самоубийством или устраивают голодовку, потому что не могут пережить голодание своих детей, когда слишком поздно спохватились, что уже проданы квартиры, на жилплощадь в которых дети имели право, — как вообще можно о чем-то говорить? И это в то время, когда «решается вопрос», как простимулировать «укравших миллион»
(долларов, разумеется) поместить его в российское производство... Все не так уж сложно — дайте
полицейским в десять раз больше зарплату и в двадцать раз больше неотвратимое гласное
наказание, и вопрос этот уйдет в историю.
От проблемных детей к проблемам детей!
Список, пусть далеко не полный, и суть обсуждавшихся вопросов приводят нас к выводу, что
акцент должен быть смещен с проблемных детей на проблемы детей. Иными словами, надо больше заниматься «нормальными» психологическими проблемами, или, если удобнее выразиться так,
«проблемной нормой». Конечно, некоторые школьные психологи (по крайней мере, наши выпускники) занимаются; но это должно стать главной задачей прикладной психологии в учреждениях образования.
Если школа бедна и может содержать только одного психолога, то пусть лучше он процентов 75 рабочего времени уделяет большой массе детей без (условно говоря) отклонений, а четверть — проблемным детям. Когда у школы появятся возможности содержать четырех психологов, один из них
может специализироваться на отклонениях, а три — на «норме». А надо, очень надо, чтобы психологов и социальных педагогов в школе было побольше.
Психологическая помощь — средство воспитания
А почему мы, поставив проблему воспитания, говорим все о психологических трудностях
школьников? А потому, что психологическую помощь мы должны оказать параллельно со всеми
воспитательными мерами. Потому, что она — условие воспитания (как воспитывать хорошее отношение к людям в тот момент, когда человек сам страдает?). И потому, что она восполнение плохого воспитания в прошлом (ведь коррекция психологических качеств плохо воспитанного человека — неотъемлемая часть психологической помощи). Чтобы человек получился хороший, надо, чтобы он сам,
страдая, получил помощь. Иначе он, страдая, будет звереть и зверствовать. У большинства фашистов-садистов было тяжелое детство. Это не дает оснований не осуждать их человеческим судом.
Но без учета этого немыслимы профилактика и хорошее воспитание. Получив помощь, человек сам сможет захотеть ее оказывать. Можно даже усилить акцент. Человек, который не страдал и не получил помощь, сам как бы неполноценен, он не может сострадать и вообще не живет, потому что в жизнь в широком смысле входит и страдание («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Пушкин). Человек нестрадавший похож как бы на не болевшего инфекциями, и, не имея опыта перенесения страданий, он может от первой же психической травмы погибнуть. Но это только как бы идеальный эксперимент, на самом деле страдает каждый, но, перенося страдание в одиночку, становится, как мы уже сказали, агрессивным, а получив помощь — становится Хорошим.
Не соревнование, а взаимопомощь!
Есть Человек по имени Айша. Получив классическое образование на факультете психологии МГУ, она не остановилась на университетских истинах, а ушла в мудрость Востока, в Лао-цзы, в позднего
Толстого и создала сообщество в одной из деревень Средней России. Когда-то в восьмидесятых годах она, как и Козлов, пришла к нам в «Маленький принц» уже с дипломом психолога и приняла на время нашу позицию. Несколько лет мы сотрудничали. Но потом она отошла. Стремление к самостоятельности и ей присуще. И слава богу. Теперь я многое перенимаю у нее. Далеко не все. Но о том хорошем, что я услышал и увидел, я хотел бы рассказать. Став мастером рейки (ветвь буддизма), она изменила свое имя
— теперь она именно Айша — и стала вместе с мастером ци-гун (восточное оздоровительное искусство)
Ареном проводить в жизнь удивительные для многих, и в том числе для меня, истины.
В частности и в особенности, поразительна в корне противоположная обычным взглядам парадигма
«не соревновательность, а взаимопомощь». Это везде. И в отношениях взрослых, и в воспитании детей.
И это на 180 градусов «в сторону» от того, что когда-то советские педагоги эту самую соревновательность приветствовали в качестве стимула для детей в их интеллектуальном и физическом развитии. До того приветствовали, что даже детскую организацию назвали пионерской. А пионер — это первый. Поощрение и наказание — это да, но это хуже. А вот соревнование — это ДА! Крупская в духе революционной романтики видоизменила идею бойскаутизма и ввела соревновательность вместе с бойскаутизмом в школу и пионерские лагеря. И все как бы понятно. И даже гуманно. Стимулировать соревнование — это не воля педагога, которая проявляется в «погладить по головке» или «лишить сладкого»; это как бы внутренний perpetuum mobile. И это соответствовало всему духу времени. Тогда все было такое...
■ Была книга «Рассказы о русском первенстве». Было социалистическое соревнование, стахановское
движение. В эпоху революционной романтики модны были псевдонимы, символизирующие твердость:
«Сталин», «Молотов», «Каменев». И в песнях: «в стальную грудь сильней стучи-стучи-стучи...», «и
вместо сердца пламенный мотор».
А сочувствие, сопереживание, по-психологически эмпатия, это как бы и нельзя. С пионерией связаны лагерь, горн, барабан. Что же, мы знаем судьбы барабанщиков революции, пусть земля им будет пухом, и пусть им будет вечная память. Но, может быть, лучше, чтобы наши дети не повторили эту судьбу?

Само слово «лагерь» военизирует воспитание, а слово «пионер» абсолютизирует первенство во всем, призывает к борьбе за первенство. Но первенство — это значит, что кто-то должен остаться
позади тебя. Это дает повод и подтасовать результаты, и
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   35


написать администратору сайта