Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность

  • Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

  • ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи обучения и воспитания

  • Продолжение

  • Показатели развития к концу первого года обучения

  • ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи обучения и воспитания

  • Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание 1


    Скачать 1.98 Mb.
    НазваниеЕкжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание 1
    Дата13.04.2022
    Размер1.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаprograma-ekzhanova-strebeleva_e98i9.pdf
    ТипПрограмма
    #469515
    страница20 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    Раздел VI.
    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
    Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития музыкальной, изобразительной, художественно-речевой деятельности и становления элементарных видов художественной деятельности, что способствует формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру.
    Богатство и красота окружающего мира постепенно открываются ребенку, если он прислушивается к звукам природы, всматривается в ее меняющиеся образы и картины, если взрослый постоянно обращает его внимание на красоту окружающего мира. Ребенок должен научиться видеть красоту во всем: в одежде людей и кукол, предметах быта, праздничном оформлении зала, красках и явлениях постоянно меняющейся природы, звуках музыки, плавности и занимательности рассказанной сказки, теплоте объятия и человеческой поддержке.
    Приобщение детей к искусству начинается со знакомства их с народным декоративно-прикладным творчеством, фольклором и классикой. В раннем детстве малыш усваивает и присваивает мелодии и ритмы народных песен и стихов, образы словесного фольклора, знакомится с красками орнамента на игрушках и предметах интерьера. В процессе художественной деятельности формируются сенсорные, моторные, речевые и мыслительные способности. При этом благодаря ее синкретичное и импровизационное у ребенка складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного воспитания. Разнообразные виды занятий и свободного творчества развивают воображение, память, внимание. У детей формируются индивидуальные творческие способности, которые заинтересованный взрослый должен заметить как можно раньше и уделить им пристальное внимание.
    Умственно отсталый ребенок, несомненно, также нуждается в эстетическом воспитании. Более того, под влиянием организующей и направляющей поддержки взрослого он способен чувствовать и воспринимать в ряде случаев острее, чем его нормально развивающийся сверстник. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка с нарушением интеллекта очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения.
    Позитивная обстановка и образность выразительных средств на занятиях эстетического цикла позволяют создавать условия для регуляции детского поведения и общения, способствуют накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений. Таким образом, эстетическое развитие способствует гармоничной социализации ребенка, формированию у него способов взаимодействия и видов деятельности, принимаемых и поощряемых в конкретном социальном окружении.
    Музыкальное воспитание
    и театрализованная деятельность
    Как известно, музыка благотворно влияет на развитие личности. Это воздействие особенно сказывается на развитии ребенка дошкольного возраста. Обладая особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние, развивает чувство прекрасного. Под влиянием музыки ребенок способен включиться в многообразные контакты с окружающим миром, полнее раскрыть свои способности, проявить возможности, активизировать свои двигательные и познавательные умения. Музыкальная деятельность способна ускорять и тормозить психическую активность проблемного ребенка. Это ее важное свойство используется при подборе произведений для индивидуального прослушивания с учетом личностных особенностей ребенка: для гиперактивных детей используется музыка успокаивающая, расслабляющая, для заторможенных и вялых — стимулирующая, тонизирующая, бодрящая.
    Музыка предоставляет ребенку богатые возможности для общения как со взрослыми, так и со сверстниками, создавая основу для содержательного взаимодействия между ними.
    Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях. Подражая педагогу, малыш учится плясать, подпевать, извлекать звуки из элементарных музыкальных инструментов.
    Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Органично вписываясь в эту систему, а именно в ее эстетический блок, оно решает как собственно музыкальные, так и коррекционно-развивающие задачи.
    Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю специалистом — музыкальным руководителем.
    Продолжительность занятия зависит от количества детей в группе и их возраста, а также от уровня подготовленности к восприятию музыки: от 20 до 40 мин. Музыкальное воспитание не исчерпывается только развитием и обучением ребенка на музыкальных занятиях. Музыка должна сопровождать жизнь ребенка в различные режимные моменты, на других занятиях, на прогулках, перед сном. Родителям важно знать о музыкальных произведениях, рекомендуемых ребенку для домашнего прослушивания.
    Таким образом, в коррекционно-развивающий процесс включаются все взрослые, окружающие малыша: родители, воспитатели, педагог-дефектолог, музыкальный руководитель.
    Основными методами и приемами работы с детьми на музыкальных занятиях являются:
    § наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование грамзаписи);
    § зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
    § совместные действия ребенка со взрослым;
    § подражание действиям взрослого;
    § жестовая инструкция;

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    92
    § собственные действия ребенка по вербальной инструкции взрослого.
    При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:
    § регулярность проведения занятий;
    § простоту и доступность для восприятия детьми музыкального материала (по форме и содержанию);
    § выразительность предлагаемых детям музыкальных произведений, их яркость и жанровую определенность;
    § сочетание в рамках одного занятия различных методов работы учителя и видов деятельности детей;
    § повторяемость предложенного материала не только на музыкальных, но и на других видах занятий;
    § использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);
    § активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.
    Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
    1.
    Слушание музыки.
    2.
    Пение.
    3.
    Музыкально-ритмические движения и танцы.
    4.
    Игра на элементарных музыкальных инструментах.
    5.
    Театрализованная деятельность.
    Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредоточиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.
    Пение способствует активизации речевого развития и слухоречевого внимания, развитию у детей желания петь совместно со взрослым (пропевать слоги, слова, целые фразы, подражая его интонации); воспитывает умение действовать сообща в коллективе сверстников (одновременно начинать и заканчивать песню — не отставая и не опережая друг друга, петь с музыкальным сопровождением); учит пользоваться естественным голосом без форсировки.
    Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку, умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный), выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками), помахивать ими, вращать их, владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).
    В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений.
    Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.
    В данный раздел также включены музыкально-дидактические игры, в процессе которых у детей развиваются слуховое внимание и восприятие, совершенствуется взаимодействие различных анализаторов. Восприятие разнообразных серий звуков, отличающихся по высоте, длительности и силе звучания, воспроизведенных в разном темпе на различных музыкальных инструментах или прослушанных в звукозаписи, активизирует умение детей дифференцировать звуковые характеристики и особенности воспринимаемых мелодий в разнообразных ситуациях.
    Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.
    Театрализованные виды деятельности особенно значимы для реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей, что обеспечивает им становление самопринятия и самоуважения, стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных личностных качеств.
    Режим занятий, предложенный в приложениях к программе, учитывает возможность их проведения музыкальным руководителем совместно кик с воспитателем, так и с педагогом-дефектологом, что позволяет педагогу-дефектологу участвовать в организации театрализованной деятельности детей в утренние часы (один раз в неделю).
    ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Задачи обучения и воспитания
    § Формирование у детей интереса к музыкальной культуре, театрализованным постановкам и театрализованной деятельности.
    § Приобщение детей к художественно-эстетической культуре средствами музыки и кукольного театра.
    § Развитие умений вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    93 произведения.
    § Развитие умений прислушиваться к мелодии и словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен, использовать пение как стимул для развития речевой деятельности.
    § Развитие ритмичности движений, умений ходить, бегать, плясать, выполнять простейшие танцевальные движения под музыку.
    § Формирование практических навыков участия в музыкально-дидактических играх, навыков сотрудничества со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности.
    § Приобщение детей к участию в коллективной досуговой деятельности.
    § Формирование индивидуальных художественно-творческих способностей дошкольников.
    Продолжение
    Квартал
    Основное содержание работы
    I
    Формировать эмоциональное общение детей с новым взрослым — музыкальным руководителем
    Воспитывать у детей интерес к музыкальным инструментам, эмоциональное восприятие музыки
    Формировать у детей предпосылки к общению со сверстниками
    Учить детей реагировать на музыку сосредоточением и ритмическим движением
    Учить детей прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов («Я играю в погремушку, вы хлопаете, нет музыки — не хлопаете»)
    Формировать у детей предпосылки к певческой деятельности через развитие голосовой, а затем и певческой активности, выражающейся в вокализациях, звукоподражаниях и подпевании под музыку
    Учить детей прислушиваться к словам песен, воспроизводить совместно с воспитателем отдельные слова в конце певческой фразы
    Учить детей ориентироваться в пространстве зала, ходить под музыку
    Знакомить детей с музыкальными инструментами — колокольчиком, бубном, погремушкой, фортепиано
    Учить детей извлекать звуки из музыкальных инструментов — колокольчика, барабана, погремушки
    Вызывать у детей интерес к играм с использованием кукольных персонажей
    II
    Учить получать положительные эмоции в процессе музыкальной и театрализованной деятельности
    Учить реагировать на новизну, разнообразие и яркость впечатлений в процессе общения на занятиях по музыке, при просмотре в кукольном театре эпизодов из сказок
    Учить узнавать две-три знакомые простейшие мелодии (музыка К. Черни и Г. Фрида. «Мишка»; народная мелодия «Гопачок» в обработке М. Раухвергера; музыка Г. Фрида. «Мячик»)
    Знакомить детей с различным характером музыки — марш, колыбельная, отражая его в движении
    Знакомить детей с духовой группой музыкальных инструментов — свирелью, дудочкой, свистулькой
    Учить детей концентрировать внимание на движущихся губах взрослого во время пения
    Учить детей исполнять попевки, подражая взрослому (музыка Е. Тиличеевой, слова К. Шмаковой. «Птичка»; музыка М. Раухвергера, слова Н. Комиссаровой. «Собачка»)
    Развивать подражание действиям взрослого в процессе выполнения заданий под музыку
    Учить детей различать музыку по громкости ее звучания и выполнять дифференцированные движения на музыку различной громкости (громкая музыка — куколка пляшет, тихая — спит)
    Учить детей адекватно реагировать на смену темпа музыкальных фрагментов (музыка побежала — ножки побежали, музыка пляшет — детки пляшут)
    Учить детей выполнять движения в процессе музыкальных игр (дети в ходе сюжетной игры скачут, как зайчики, летают, как птички, подражая действиям взрослого)
    Учить детей участвовать в праздничных утренниках: выполнять знакомые движения и действия совместно со взрослыми
    III
    Вызывать у воспитанников радостные эмоции от общения с музыкой, побуждать их к проявлению активности
    Прививать детям интерес и любовь к музыке, развивать их музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальный слух)
    Формировать у детей способность реагировать на характер элементарного музыкального произведения, ориентируясь на средства музыкальной выразительности (быстрая музыка — значит, веселая; медленная — значит, грустная (СНОСКА: На первом этапе для облегчения дифференциации характера предложенного музыкального произведения педагог подбирает из быстрых мелодий только веселую, из медленных — только грустную))
    Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать знакомые музыкальные произведения и различать их при выборе из двух
    Учить слушать пение и игру на музыкальных инструментах
    Закреплять умение подпевать взрослому, подражать интонациям взрослого
    Учить сопровождать пение ритмическими движениями
    Учить выполнять элементарные танцевальные движения под музыку (ходить, топать, хлопать, махать рукой с предметом, приседать)
    Развивать у детей ориентировку в пространстве зала при перемещениях по кругу, парами
    Учить детей разговаривать на темы, связанные с музыкальными занятиями («Идем на музыку», «Пой», «Играй», «Люблю танцевать»)
    Учить детей играть на музыкальных инструментах (металлофон, бубен) совместно со взрослым и по подражанию, соблюдая ритмический рисунок мелодии
    Учить детей просматривать фрагменты сказок с персонажами кукольного театра в исполнении взрослых («Колобок», «Теремок»)
    Учить детей отвечать на вопрос взрослого о том, что они видели, что делали
    Показатели развития к концу первого года обучения
    Дети должны научиться:
    § различать знакомые музыкальные произведения, эмоционально реагировать действием, жестом и словом на звучание знакомой мелодии (выбор из двух);
    § узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песен, подпевать отдельные слова и слоги песен;
    § выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);
    § сотрудничать со сверстниками в процессе совместных художественно-эстетических видов деятельности;
    § участвовать в коллективной досуговой деятельности.
    ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Задачи обучения и воспитания
    § Продолжать учить детей внимательно слушать музыкальные произведения и мелодии, исполняющиеся на различных музыкальных инструментах.
    § Развивать слуховой опыт детей с целью формирования произвольного слухового внимания к звукам с их последующей дифференциацией и запоминанием.
    § Учить соотносить характер музыки с характером и повадками персонажей сказок и представителей животного мира.
    § Учить детей петь индивидуально, подпевая взрослому слоги и слова в знакомых песнях.
    § Учить согласовывать движения с началом и окончанием музыки, менять движения с изменением

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    94 музыки.
    § Учить выполнять элементарные движения с предметами (палочками, погремушками, султанчиками) и танцевальные движения под веселую музыку.
    § Учить детей проявлять эмоции при участии в праздничных утренниках, развлекательных занятиях и досуговой деятельности.
    Квартал
    Основное содержание работы
    I
    Учить детей слушать и узнавать знакомые мелодии, исполняющиеся на разных музыкальных инструментах
    Учить детей слышать и узнавать знакомые звуки окружающего мира (щебет птиц, шум прибоя, плеск ручейка, колокольный звон, шум дождя)
    Учить соотносить характер музыки с характером и повадками персонажей сказок и представителей животного мира (музыка В. Иванникова, слова 3. Александровой. «Кто как кричит?»)
    Учить различать и называть музыкальные инструменты, на которых исполняется знакомая мелодия (фортепиано, металлофон, ложки, гитара)
    Учить детей подпевать взрослому и по возможности петь, используя знакомые звукоподражания: корова — «мууу-муу-муу», курочка - «ко-ко-ко», гусь — «га-га-га», кошечка — «мяу, мяу» (музыка В. Горянина, слова А. Барто. «Что ты хочешь, кошечка?», «Мячик», «Бычок», «Мишка», «Слон»)
    Знакомить детей с детскими песенками (русская народная прибаутка в обработке М. Красева «Петушок»; музыка Ан. Александрова, слова Н. Френкеля. «Кошка»)
    Учить детей выполнять плясовые движения под музыку — руки на поясе; одна рука на поясе, другая поднята (с платочком или султанчиком); руки разведены в стороны ладонями вверх; повороты кистей рук, кисти слегка приподняты («ручки пляшут»)
    Учить детей согласовывать движения с началом и окончанием музыки, менять движения с изменением музыки
    Учить детей выполнять игровые упражнения под музыку («Бабочка летает под музыку и садится на цветочек (в домик), когда музыки нет»; «Мишка шагает»; «Зайка скачет»)
    Учить детей играть на музыкальных инструментах, подражая действиям взрослого или выполняя действие по образцу (индивидуально и в парах)
    Учить детей разыгрывать сценки из кукольных спектаклей и театральных постановок (сказки «Теремок», «Репка»; Л. Толстой. «Три медведя»)
    II
    Формировать у детей ощущение тембра различных элементарных музыкальных инструментов, знакомить со способами звукоизвлечения, поощрять самостоятельный выбор и использование этих инструментов (фортепиано, металлофон, губная гармошка, баян, ложки, гитара)
    Учить детей различать музыкальные произведения с ярко выраженными жанровыми признаками (танец, марш, колыбельная, песня)
    Учить детей различать и воспроизводить голосовые и музыкальные характеристики персонажей (большая собака лает низким голосом, маленькая — высоким)
    Учить различать и называть музыкальные инструменты, на которых исполняется знакомая мелодия (фортепиано, металлофон, губная гармошка, баян, ложки, гитара)
    Учить детей петь несложные песни с поддержкой взрослого и самостоятельно, естественным голосом без форсировки (музыка и слова Г. Вихаревой. «Снежинки», «Дед Мороз»,
    «Елочка большая», «Мельница»)
    Учить детей извлекать звуки на ударных инструментах, используя знакомые детям образы («Птички клюют», «Дождик капает»)
    Учить детей водить хоровод, выполнять различные плясовые движения в кругу, двигаться под музыку по кругу по одному и парами
    Учить детей хлопать в ладоши (по коленям и в положении стоя) и притопывать одной ногой, пружинисто качаться на двух ногах, вращать кистями рук, выполнять движения с предметами в такт музыке
    Закреплять умение участвовать в коллективных праздниках и утренниках
    Формировать у детей интерес и желание участвовать в драматизации эпизодов из знакомых сказок и песенок
    Учить детей активно использовать куклы бибабо для разыгрывания эпизодов и сценок из понравившихся спектаклей (С. Маршак. «Усатый-полосатый», «Мяч», «Два котенка»,
    «Кошкин дом»)
    III
    Поддерживать возникающие у детей эмоциональные реакции на музыку, формировать потребность в слушании музыки
    Расширять запас музыкальных впечатлений детей (Е. Каме-ноградский. «Медведь»; И. Кишко. «Марш»; музыка И. Киш-ко, слова Н. Кукловской. «Игра с лошадкой»)
    Развивать умение внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца (3. Компанейц. «Паровоз»; музыка М. Красева, слова Н. Френкеля. «Медвежата»; музыка М.
    Красева, слова М. Клоковой. «Белые гуси»)
    Учить детей слышать общий характер музыкального произведения и настроение контрастных частей, определять элементарный жанр музыкального произведения
    Продолжать развивать певческие способности; содействовать становлению интонирования мелодии голосом (музыка и слова С. Насауленко. «Весной»)
    Продолжать формировать у детей правильное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развернутая; распевать детей на распевках перед работой над песнями
    (
    подбирается репертуар песен, в которых запев и припев удобны детям с разными голосами)
    Закреплять у детей умение хлопать в ладоши (по коленям в положении сидя и в положении стоя) и притопывать одной ногой, пружинисто качаться на двух ногах, вращать кистями рук, выполнять движения с предметами в такт музыке
    Учить детей участвовать в хороводах, играх под пение взрослого (музыка и слова Т. Ломовой. «Где же наши ручки»; музыка и слова М. Раухвергера. «Ножками затопали»; эстонская народная мелодия «Приседай»; музыка и слова Г. Вихаревой. «Золотые лучики», «Утята»)
    Учить детей воспроизводить равномерные ритмические рисунки с помощью хлопков, притопывания при игре на различных детских ударных инструментах — тарелках, бубнах, ложках, трещотках, маракасах, бубенчиках, треугольниках
    Формировать интерес к коллективной игре на различных музыкальных инструментах — металлофоне, губной гармошке, барабане, ложках, трещотках, маракасах, бубенчиках
    Закреплять у детей желание участвовать в коллективной музыкальной деятельности — игре в кукольном спектакле, драматизации сказок
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта