Главная страница
Навигация по странице:

  • ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи обучения и воспитания

  • Показатели развития к концу третьего года обучения

  • ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи обучения и воспитания

  • Показатели развития к концу четвертого года обучения

  • Перечень оборудования и дидактического материала

  • Ознакомление с художественной литературой

  • Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание 1


    Скачать 1.98 Mb.
    НазваниеЕкжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционноразвивающее обучение и воспитание 1
    Дата13.04.2022
    Размер1.98 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаprograma-ekzhanova-strebeleva_e98i9.pdf
    ТипПрограмма
    #469515
    страница21 из 25
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25
    Показатели развития к концу второго года обучения
    Дети должны научиться:
    § внимательно слушать короткие музыкальные произведения;
    § согласовывать движения с началом и окончанием музыки, менять движения соответственно изменению характера музыки;
    § узнавать одну и ту же мелодию, исполняемую на различных музыкальных инструментах;
    § различать знакомые звуки природы, бытовые шумы (выбор из двух-трех);
    § соотносить свои движения с характером музыки, передающей повадки сказочных героев и представителей животного мира;
    § подпевать взрослому слоги и слова в знакомых песнях;
    § двигаться под музыку по кругу (по одному и парами);
    § выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками, султанчиками);
    § участвовать в подвижных музыкальных играх;
    § выполнять танцевальные движения под веселую музыку;
    § хлопать в ладоши (по коленям в положении сидя и в положении стоя) и притопывать одной ногой, пружинисто качаться на двух ногах, вращать кистями рук, выполнять движения с предметами в такт музыке;
    § участвовать в праздничных утренниках, развлекательных занятиях и досуговой деятельности.
    ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Задачи обучения и воспитания
    § Формировать у детей эмоционально-ассоциативное и предметно-образное восприятие музыкальных

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    95 произведений.
    § Формировать у детей навык пластического воспроизведения ритмического рисунка фрагмента музыкального произведения.
    § Учить детей различать голоса сверстников и узнавать их.
    § Учить детей петь хором несложные песенки в примарном (удобном) диапазоне, соблюдая одновременность звучания.
    § Учить детей выполнять плясовые движения под музыку.
    § Учить детей участвовать в коллективной игре на различных элементарных музыкальных инструментах: металлофоне, губной гармошке, барабане, бубне, ложках, трещотках, маракасах, бубенчиках, колокольчиках, треугольнике.
    § Учить детей внимательно следить за развитием сюжета кукольного спектакля, эмоционально реагировать на его события, рассказывать по наводящим вопросам о наиболее ярком эпизоде или герое.
    § Формировать элементарные представления о разных видах искусства и художественно-практической деятельности.
    Квартал
    Основное содержание работы
    I
    Способствовать накоплению, расширению и активизации опыта детей в области музыкального восприятия (организовывать прослушивание детьми фрагментов классических музыкальных произведений в записи и в исполнении музыкальным руководителем)
    Вызывать адекватную эмоциональную реакцию у детей на настроение и характер музыкальных произведений
    Учить детей определять, к какому из трех жанров принадлежит прослушанное музыкальное произведение (марш, песня, танец)
    Продолжать учить детей понимать средства музыкальной выразительности (звуки низкие — «идет медведь», высокие — «летят птички»; быстрая музыка — чаще веселая, медленная
    — чаще грустная)
    Формировать у детей чувство музыкального ритма, добиваясь, главным образом, равномерности движений и воспроизведения несложных ритмических рисунков
    Учить детей петь хором несложные песенки в примарном диапазоне, соблюдая одновременность звучания
    Формировать у каждого ребенка желание активно участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах (ударный оркестр)
    Знакомить детей с театром теней, учить передавать образ и действия персонажа посредством движения руки, согласовывая их с музыкальным сопровождением (собачка быстро бежит, и музыка быстрая; птичка клюет зернышки в такт песенке; утята танцуют под звуки песенки «Танец маленьких утят», музыка А. Пярта)
    Закреплять умение понимать, участвовать и эмоционально реагировать на развитие сюжета в кукольном спектакле
    II
    Продолжать развивать музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух (различать тембровое звучание разных инструментов в контрастных регистрах)
    Совершенствовать у детей чувство музыкального ритма
    Развивать у детей чувство темпа (быстрый, медленный и средний)
    Учить детей различать голоса сверстников и узнавать их
    Учить детей петь хором несложные песенки в примарном диапазоне, не опережая и не отставая друг от друга
    Учить детей выполнять плясовые движения под музыку (стучать каблучком, поочередно выставлять вперед то левую, то правую ногу, делать шаг вперед, шаг назад на носочках, кружиться на носочках, выполнять «маленькую пружинку» с небольшими поворотами корпуса вправо-влево)
    Закреплять в музыкальных играх умение детей двигаться в соответствии с характером музыки (ходьба — радостная, спокойная, осторожная; бег — легкий, осторожный, мягкий; прыжки — легкие, сильные; движения рук — мягкие, резкие, осторожные)
    Закреплять представления о свойствах звуков (музыкально-дидактические игры «Птички, птенчики», «Кукла шагает, бегает», «Угадай инструмент»)
    Стимулировать участие детей в играх и хороводах под пение взрослого (музыка М. Раухвергера. «Маленький хоровод»; музыка и слова Г. Вихаревой. «Сапожок», «Золотые листики»,
    «Березка», «Кулич для мамы»; музыка Е. Теличеевой, слова Л. Михайловой. «Цок-цок, лошадка»)
    Учить детей сочетать движения с литературным текстом песни, передавать имитационными движениями музыкально-игровые образы
    Продолжать формировать у детей потребность и умение участвовать в коллективных представлениях (кукольный театр, театр теней, драматизация, инсценировка сказок, рассказов)
    III
    Продолжать стимулировать у детей желание слушать музыку, эмоционально реагировать на нее, рассказывать о ней; расширять запас музыкальных впечатлений
    Учить детей определять жанровую и жанрово-национальную принадлежность произведения (песня, танец, марш, русская плясовая)
    Учить детей петь песни «a cappella» и с музыкальным сопровождением под аккомпанемент деревозвучных и металлозвучных инструментов
    Закреплять у детей умение двигаться в такт музыке; учитывая ее громкость и ритм (быстрый танец — быстрые движения; медленный вальс — движения плавные, красивые, неторопливые; музыка тихая — ручки тихо хлопают; музыка громкая — ручки громко хлопают)
    Продолжать учить детей сочетать движения с текстом песни, передавать имитационными движениями музыкально-игровые образы
    Формировать у детей дифференцированное восприятие различных свойств музыкального звука: высоты, громкости (динамика), длительности, тембра (окраска) — в процессе ознакомления с музыкально-дидактическими играми («Летчики», жмурки)
    Учить детей выполнять танцевальные движения в парах: «Пружинка», «Пляска парами», «Пляска с султанчиками» (русские, латвийские, украинские народные мелодии)
    Поощрять детей при примеривании нарядов в процессе игры в костюмерную, стимулировать умение детей войти в образ персонажа, переодеваясь в его костюм, надевая парик, передавая его манеру говорить и двигаться
    Совершенствовать умение детей участвовать в коллективных видах музыкальной деятельности
    Показатели развития к концу третьего года обучения
    Дети должны научиться:
    § воспроизводить несложный ритмический рисунок, соответствующий музыкальному произведению;
    § различать голоса сверстников и узнавать их;
    § петь одну-две знакомые песенки под музыкальное сопровождение (по просьбе взрослых);
    § участвовать в хоровом пении, соблюдая одновременность звучания;
    § выполнять плясовые движения под музыку (стучать каблучком, поочередно выставлять вперед то левую, то правую ногу, делать шаг вперед, шаг назад на носочках, кружиться на носочках, выполнять
    «маленькую пружинку» с небольшими поворотами корпуса вправо-влево);
    § участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах;
    § следить за развитием событий в кукольном спектакле, эмоционально сопереживать героям и их поступкам, рассказывать по наводящим вопросам о наиболее ярком эпизоде или герое.
    ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
    Задачи обучения и воспитания
    § Стимулировать у детей желание слушать музыку, учить эмоционально реагировать на нее, рассказывать о ней, обобщать запас музыкальных впечатлений.
    § Совершенствовать умение запоминать, узнавать знакомые простейшие мелодии.
    § Стимулировать желание детей передавать настроение музыкального произведения в рисунке, поделке, аппликации.

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    96
    § Формировать ясную дикцию в процессе пения, учить пониманию и выполнению основных дирижерских жестов: внимание, вдох, вступление, снятие.
    § Развивать у детей интерес к игре на деревозвучных, металлозвуч-ных и других элементарных музыкальных инструментах.
    § Учить называть музыкальные инструменты и подбирать (с помощью взрослого) тот или иной инструмент со звучанием, соответствующим характеру сказочного персонажа.
    § Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
    § Формировать у детей желание участвовать в групповом детском оркестре, в котором каждый ребенок способен играть на своем музыкальном инструменте, для выступлений перед родителями и детскими коллективами.
    § Закреплять интерес к театральному действию, происходящему на «сцене» (столе, ширме, фланелеграфе); учить сопереживать героям, следить за развитием сюжета, сохраняя интерес до конца спектакля.
    § Учить овладевать с помощью взрослого простейшими вербальными и невербальными (жестами, интонацией, имитационными движениями) способами передачи образов героев.
    § Формировать начальные представления о театре, его доступных видах — кукольном (на ширме), плоскостном (на столе, фланелеграфе), вызывать у детей положительные эмоции от общения с кукольными персонажами.
    Квартал
    Основное содержание работы
    I
    Продолжать обогащать запас музыкальных впечатлений и расширять круг эмоциональных переживаний детей, отражающих характер и содержание музыкальных произведений
    Продолжать обучать сольному и хоровому пению, формируя отчетливую дикцию и точное фразировочное дыхание
    Продолжать обучать детей передаче образов и действий персонажей и объектов через движения руки, согласующиеся с музыкальным сопровождением («Подснежник распускается»
    — на музыку П. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»; «Танец веселых капель» — на музыку С. Прокофьева «Дождь и радуга»)
    Развивать интерес к театральному действию, происходящему на «сцене» (столе, ширме, фланелеграфе), учить сопереживать героям, следить за развитием сюжета, сохраняя интерес до конца спектакля
    Формировать представления о видах театра — кукольном (на ширме), плоскостном (на столе, фланелеграфе), теневом (на стене)
    Посещать с детьми детский театр в целях уточнения их представлений о театре и формирования навыков взаимодействия с окружающими детьми и людьми (в индивидуальном порядке)
    Знакомить детей с правилами поведения в театре: в зрительном зале зрители не переговариваются, не мешают всем смотреть спектакль, говорят о том, что видели, только в фойе
    Учить детей создавать рисунки и поделки после просмотра и постановки спектаклей
    II
    Продолжать учить детей различать звуки по высоте
    Формировать представления о музыкальных средствах, в частности о высоте звуков (на клавиатуре по высоте располагаются домики мишки, зайки, птички)
    Формировать пластичность и выразительность движений, используя имитационные движения при передаче различных образов животных, птиц, явлений природы в двигательных композициях; учить выполнять движения с предметами (лентами, мячами), согласовывая их с музыкой
    Учить осуществлять с помощью взрослых подбор музыкальных инструментов, учитывая индивидуальные возможности детей и их желания
    Развивать индивидуальные творческие способности детей, выделяя в коллективе две группы для игры на различных музыкальных инструментах — духовых (рожки, дудочки, свистульки) и ударных (барабан, тарелки, бубны, деревянные ложки, трещотки, коробки, колотушки, погремушки, маракасы, колокольчики, бубенчики, треугольники)
    III
    Продолжать накопление музыкальных впечатлений и переживаний в процессе прослушивания музыкальных записей и игры музыкального руководителя на различных музыкальных инструментах
    Развивать умение запоминать и узнавать знакомые мелодии разученных произведений
    Знакомить детей с трудом композитора, учить узнавать отдельные произведения П. Чайковского («Подснежник»), Е. Крылатова («Качели»), В. Шаинского («Песенка львенка и черепахи», «Песенка крокодила Гены»)
    Закреплять умение брать дыхание в процессе пения Закреплять умение ориентироваться в пространстве музыкального зала, двигаться по кругу врассыпную, по одному и парами, соблюдая необходимое расстояние, перемещаясь легко и свободно
    Закреплять умения выполнять разнообразные разученные движения и танцы, отвечающие характеру музыки (в том числе в двухчастной форме), в соответствии с темпом и метроритмом
    Учить овладевать с помощью взрослого простейшими вербальными и невербальными (жестами, интонацией, имитационными движениями) способами передачи образов героев
    Формировать первые представления о театре, его доступных видах: кукольном (на ширме), плоскостном (на столе, фланелеграфе), вызывать у детей положительные эмоции от общения с кукольными персонажами
    Показатели развития к концу четвертого года обучения
    Дети должны научиться:
    § эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений;
    § различать музыку различных жанров (марш, колыбельная, песня, танец, русская плясовая);
    § называть музыкальные инструменты и подбирать с помощью взрослого тот или иной инструмент со звучанием, соответствующим характеру сказочного персонажа;
    § называть разученные музыкальные произведения;
    § выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером - ребенком и взрослым;
    § участвовать в коллективных театрализованных представлениях.
    Дети должны иметь элементарные представления о театре.
    Перечень оборудования и дидактического материала
    1.
    Музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, аккордеон (баян), аккордеон детский; металлофон, ксилофон, цитры, цимбалы или гусли, арфа, триола; барабаны с разной высотой звучания, бубны, трещотки, колотушка, коробочка, маракасы, кастаньеты; треугольники, тарелки детские, бубенцы; свирели, дудки, рожки, мирлетон, флейты (кларнеты, саксофоны).
    2.
    Незвучащие игрушки-самоделки: игрушки-инструменты (пианино, балалайка, гармошка); пятиступенчатая лесенка; проигрыватель с пластинками; звуковая книжка, звуковые картинки.
    3.
    Звучащие игрушки: музыкальные книжки, молоточек, волчок; погремушка, колокольчики, свистульки, барабан, дудочка, треугольник, триола, свирель; парная шкатулка; игрушка с фиксированной мелодией
    (
    органчик, музыкальный ящичек, шарманка, шкатулка).
    4.
    Учебно-наглядный материал: портреты композиторов; демонстрационные картины по содержанию песен, пьес, для занятий по нотной грамоте, с изображением различных музыкальных инструментов;

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    97 нотный стан; настольные дидактические игры — музыкальное лото, «До -ре-ми», «Узнай по голосу»,
    «Узнай, какой инструмент», «Найди маму», «Узнай бубенчик», «Выложи мелодию», «Найди и покажи»,
    «Вертушка», «Домик-ширма», «Музыкальная карусель», «Музыкальный телефон», «Времена года в цвете и звуке», «Веселый поезд» и др.; атрибуты и костюмы — домик-декорация, карусель, флажки, султанчики, салютики, вертушки, цветные ленты, цветы, рули, лошадки, вожжи, шапочки-маски, костюмы
    (
    национальные и карнавальные), детали костюмов (косынки, сапожки, пояса с пряжкой, кокошники, фартуки, веночки, шапки-ушанки); пластинки с записями.
    5.
    Специальное оборудование для музыкальной деятельности: столик-пюпитр; медиатор; камертон; телевизор и видеомагнитофон с видеофильмами о природе, детях, с мультфильмами; музыкальный центр с набором детских пластинок и аудиокассет (песни, танцы, марши и т. д.); музыкальные молоточки; дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т. п.); большое настенное зеркало; настольная и напольная ширмы; плоскостные деревянные, пластмассовые или картонные фигурки персонажей сказок; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); наборы кукол для пальчикового театра (кошка, мышка, медведь, лиса, собака и т. п.); куклы бибабо
    (
    заяц, мышка, кошка, собака, девочка, мальчик, бабушка, дедушка и другие куклы-перчатки); рукавички с изображением мордочек животных (кошка, собака, курочка и т. п.); атрибуты для игры-драматизации — большой макет репки, домик-теремок из папье-маше или другого материала; костюмы курочки, собачки, кошки, мышки, бабочек и других сказочных персонажей; нагрудники или нагрудные фартучки с прозрачными кармашками для контурных изображений животных, птиц; плоскостное изображение радуги с колокольчиками различных цветов, соответствующих цветам радуги; цветные фоны (красный, светло-зеленый, желтый и белый), соответствующие временам года, крепящиеся к стене или различным стендам.
    Ознакомление
    с художественной литературой
    Ознакомление умственно отсталых дошкольников с произведениями художественной литературы является важным направлением в коррекционно-воспитательной работе с ними.
    Художественная литература благодаря своей образности, выразительности и эмоциональности позволяет ребенку проникнуть в мир чувств и переживаний сказочных героев и литературных персонажей, вызывает в нем интерес к взаимоотношениям героев, побуждает к установлению причинно-следственных связей, учит видеть связь чувств и действий персонажей с образами природы.
    Базируясь на тесной связи с игровой деятельностью ребенка-дошкольника, художественная литература позволяет ему осмыслить игровую ситуацию, наполнить ее действием и художественными образами, способствует появлению замысла. Такая игра насыщает слово конкретным содержанием, этим самым обогащает словарный запас ребенка, развивает его память, стимулирует развитие связной речи.
    Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с пересказа коротких литературных произведений с простым сюжетом.
    Первоначально взрослые воспитывают у детей эмоциональное отношение к речи и рассказываемому сюжету, что является одним из факторов успешного речевого развития. Это можно делать на фольклорном материале богатом своей ритмичностью и музыкальностью, повторами и аллитерациями.
    Фольклорный материал хорош для детей тем, что он ярко и эмоционально окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию. Перед педагогом стоит задача — формировать положительное, эмоционально окрашенное отношение к речи взрослого, умения слушать речь и чувствовать интонацию.
    С первых дней пребывания ребенка в детском саду проводится работа над простым текстом параллельно с фольклорным материалом. Педагог учит детей сосредоточивать внимание на рассказываемом тексте, воспитывает умение соблюдать на занятии тишину, не мешать друг другу, дослушивать рассказ до конца. Первые тексты или стихотворения должны быть небольшими по объему, несложными по содержанию, с малоразвернутым сюжетом, в котором число действующих лиц ограничено. При работе над текстом педагог раскрывает детям смысл совершаемых персонажами действий и поступков, вызывает правильное отношение к положительному герою и отрицательному персонажу. Педагог показывает детям, как надо поступать правильно, постепенно воспитывая у них положительные нравственные представления и черты характера, одновременно уча детей правильно выражать свои мысли и оформлять высказывания.
    Работа над художественным текстом строится в определенной последовательности:
    § рассказывание текста детям;
    § обыгрывание текста с использованием настольного, кукольного или пальчикового театра;
    § повторное рассказывание текста с использованием фланелеграфа или художественных иллюстраций;
    § пересказ текста детьми по вопросам педагога;
    § пересказ текста детьми с опорой на игрушки или иллюстрации;
    § пересказ текста детьми без опоры на внешние стимулы;
    § беседа педагога по тексту и закрепление в сознании детей (на основе произведенных выводов) нравственных принципов, утверждаемых данным художественным произведением.
    Постепенно, по мере того как дети овладевают навыками слушания и рассказывания, тексты усложняются. К концу первого года обучения детям предлагаются сказки, короткие истории и рассказы.
    Одним из направлений работы с умственно отсталыми дошкольниками является составление и рассказывание коротких историй, связанных с яркими, запоминающимися событиями, происходящими в ближайшем окружении детей, в жизни семьи и группы. Составление и обсуждение таких историй способствуют пониманию детьми причинно-следственных связей в жизненных ситуациях, насыщают содержание текста реальными событиями, сплачивают детский коллектив.
    В работе над текстами широко используются приемы драматизации и игры-драматизации. Именно эти приемы играют огромную роль в усвоении детьми текста. Особое влияние оказывает та игра-драматизация, в которой участвуют сами дети. В такой игре ребенок связывает слово с действием,

    Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание
    98 образом, учится брать на себя определенную роль, действовать согласно замыслу. В процессе речевого общения в игре-драматизации дети овладевают особенностями родного языка, его звучанием, словесными формами — вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. В этих играх ребенок оказывается в различных условиях: то он должен спрашивать, то отвечать, то рассказывать от другого лица. Так практически усваивается нужная форма речи, формируются коммуникативные и языковые способности.
    В целях развития памяти и речи детей программа предполагает обязательное разучивание наизусть стихов, потешек, поговорок и загадок, поскольку с умственно отсталыми детьми в отличие от нормально развивающихся детей над этим надо специально работать.
    Занятие на разучивание стихов и потешек наизусть строится по следующему плану:
    § чтение художественного произведения педагогом;
    § работа над пониманием текста;
    § повторение текста детьми одновременно с педагогом;
    § повторение текста ребенком с подсказками педагога (в ситуации визуально-тактильного контакта между ними);
    § повторение текста ребенком самостоятельно.
    Произведение необходимо разучивать целиком, дробление по строчкам мешает целостному восприятию текста, пониманию его смысла. Первые стихотворные строчки должны быть простыми и образными («Са-са-са, вот летит оса», «Ши-ши-ши, вот какие малыши»), содержать эмоциональную окраску, быть понятными по содержанию, быть связанными с запоминающимся событием в жизни ребенка. Чтобы повторение не было скучным, в занятие вносятся игровые элементы — рассказывание стихотворения для куклы, мишки, другого воспитателя.
    В процессе ознакомления детей с произведениями художественной литературы большую роль играет иллюстрация как основное опорное средство, позволяющее ребенку следить за развитием действия и понимать текст. Необходимо использовать высокохудожественные, нестереотипные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках.
    Работа над восприятием художественного текста должна проводиться с детьми на протяжении всех лет их пребывания в группе специализированного дошкольного учреждения, охватывать как организованные, так и свободные формы деятельности, согласовываться с чтением ребенку в семье.
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   25


    написать администратору сайта