Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2009. Экзамен по философии. Ответы на вопросы
Скачать 470.5 Kb.
|
ПостмодернизмСлово «постмодерн» означает после модерна. Французское слово «модерн» означает современный. Постмодерн – это, прежде всего, философия, которая направлена против философии Нового времени. Постмодернисты готовы к самым резким выводам. Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дискретности, плюрализма, чувственности, кризиса авторитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, несогласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости. Как реализовать призыв постмодернистов? Этого можно достичь, считают постмодернисты, в определенном варианте лингвистической философии. Снова в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интерпретаций. С этой целью Ж. Деррида как раз и настаивает на деконструкции. Речь идет о том, чтобы разобрать, разложить на части структуры – философские, политические, культурные. Для каждого слова надо искать его заменители. Нужно показать, что именно ты усмотрел в данном слове или высказывании, при этом широко используются метафоры, символы, описания слов в словарных статьях. Суть философствования Деррида состоит в высказывании той же самой вещи, но и другой, в переписывании ее. Другими словами, рискуй в поисках красоты. К этой точке зрения близок другой французский философ, Ролан Барт. По его мнению, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение. Новейшие постмодернисты сближают этику с эстетикой. Их философия ориентирована эстетически. Ж. -Ф. Лиотар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышенного. Возвышенное понимается как единство удовольствия и боли, сотворение непредставимого. Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышенное. 28. Глобальные проблемы человечества Классификация глобальных проблем Исследователи предложили много вариантов классификации глобальных проблем человечества. Согласно варианту, разработанному отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным, все глобальные проблемы делятся на три большие группы. Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т.д. Эти проблемы можно назвать интерсоциальными. Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид – общество». Интерсоциальные проблемы К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный. Существует тенденция его превращения в однополюсный. На место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон. На планете существуют группы стран, резко различающиеся по уровню общественно-экономического развития и соответственно по уровню благосостояния населения. Разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества не сокращается, а возрастает. Проблемы, связанные с взаимодействием природы и общества Это, во-первых, экологические проблемы, во-вторых, проблемы сырьевых и энергетических ресурсов, в-третьих, проблемы, связанные с освоением Мирового океана и космического пространства. Экологические проблемы – меры против загрязнения окружающей среды. Они включают в себя охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. Обобщением принципов отношения к природе являются так называемые «законы Коммонера». Эти законы, предложенные американским ученым Б. Коммонером, формулируются следующим образом. 1. Все взаимосвязано. 2. Все должно куда-нибудь деваться. 3. Все чего-нибудь да стоит. 4. Природа знает лучше нас. Проблемы взаимоотношений человека и общества Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью населения. 30. Концепции общественного развития Философия истории интересуется направленностью исторического процесса. Древние греки воспринимали мир как завершенный Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или жизни человека. Христианская философия истории преодолевает античную идею круговорота. Приход Христа, его казнь, ожидаемое второе пришествие – это узловые пункты истории, временности, мира, который до своего грехопадения находился в царстве вечности (никто не умирал) и который, пройдя сложный путь очищения от совершенных им грехов, способен вернуться в вечность. История имеет конечный пункт, но он достижим лишь тогда, когда человечество станет Богочеловечеством. Философия Нового времени вырабатывает рациональные объяснения хода исторических процессов. Сам разум признается источником прогресса (Ф. Бэкон, Р. Декарт), поступательного, от менее совершенного к более совершенному, движения общества. Все чаще время и ход истории считаются линейными процессами. К. Маркс считал, что последовательный прогресс общества от первобытного до рабовладельческого, феодального, капиталистического и коммунистического общества обеспечивается развитием производительных сил. Рассмотренные концепции истории можно изобразить следующим образом.
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника становится совершеннее, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция развития общества не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояние общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс, и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие. Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории. Вплоть до конца XIX века довольно популярной была концепция единства истории человечества. Многим казалось, что любое общество живет по тем же самым правилам и законам, что другое. Благодаря исследованиям Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина была развита концепция локальных обществ (иногда говорят о культурных организмах, цивилизациях). Среди этих локальных обществ чаще всего называют западную, русскую, исламскую, китайскую и индийскую цивилизации. Анализ хода истории показывает, что он не противоречит формуле «и единство, и многообразие». Единство и многообразие не противоречат друг другу. При всем многообразии современных обществ контакты между ними становятся все более многосторонними. Благодаря этим контактам вызрела новая, всепланетная цивилизация. Часто подчеркивают, что судьба России – это путь с Запада на Восток и с Востока на Запад. Кто мы, россияне, – европейцы, азиаты, евразийцы? В данном случае термины «Запад» и «Восток» взяты не из географии, а из философии истории. Истоки Запада видят в античности, в выходе на мировую арену Рима, в усвоении частью народов Европы римского умонастроения. Для Запада характерны рационализм, христианская традиция (в основном протестантизм и католицизм), просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала перед коллективистским, развитая научно-техническая составляющая. Для Востока же характерны мистика, интуитивизм, буддистская и исламская религиозные традиции, приоритет коллективного перед индивидуалистическим, общинность. Что же касается России, то в ней, как известно, есть все: здесь легко обнаружить как западные, так и восточные корни. А это означает, что Россия должна способствовать диалогу Запад – Восток и на этой основе вырабатывать свои собственные ценности, органично сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира, практичности. Каковы те главные принципы, которые укажут дорогу россиянам? Окончательного ответа на этот вопрос нельзя дать. Здесь нет другого пути, кроме полноценного философствования. 32. Определение и структура мировоззрения Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое – случайности? Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире, или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи? Каждого человека волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли четко различить добро и зло? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Можно назвать еще много интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответы на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению этих проблем. Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в этом мире. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента: 1) познавательный; 2) ценностно-нормативный; 3) эмоционально-волевой; 4) практический. 1. Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д. Он представляет собой конкретно-научную и универсальную картину мира, обобщающие результаты индивидуального и общественного развития. 2. Ценностно-нормативный компонент включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т.д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность – это способность какого-либо предмета или явления удовлетворять потребности людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например, жизнь – это главная ценность человека. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей. Повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества регулируют социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. 3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы проявлялись в практических поступках и действиях, необходимо их превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззрения. 4. Практический компонент. Мировоззрение – это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Исходя из сказанного, можно дать еще одно определение мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Можно выделить два уровня мировоззрения: жизненно-практический и теоретический. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое. Жизненно-практическое мировоззрение помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Однако этот уровень мировоззрения не отличается глубокой обоснованностью. Недостатки этого уровня преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. 33. Человек в мире культуры. Культура и жизненный мир человека Существует множество определений культуры. Ее можно рассматривать как способ организации и развития человеческой деятельности. Культура – это своеобразный «генотип» общественного организма, определяющий его строение и развитие. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в социальных нормах и духовных ценностях, в отношениях человека к природе и между людьми. Культура не существует вне своего живого носителя – человека. Человек осваивает культуру через язык, воспитание, живое общение. Человек осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития, меру человеческого в человеке. Особое место в мире культуры занимают ее морально-этические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах – в быту, в семье, на работе, в науке, в политике и т.д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы – невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они утверждаются уже в обыденном сознании общества. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения, описанные в словесной форме и в виде образцов поведения. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению играет система образования. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость в культуре – это традиция. Традиции существуют во всех формах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Благодаря им развивается общество, так как молодое поколение не занимается изобретением велосипеда, а осваивает достигнутый человеческий опыт, отсеянные временем нормы культуры. Но культура не может существовать, не обновляясь. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры. Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Созидание культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзвук в умах и сердцах людей. Различное соотношение традиций и обновления творчества в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются. Например, в средневековом обществе главная задача художника состояла в отражении того, что уже произошло – священной истории, истории пришествия Христа на землю, того, что говорится в Библии и произойдет в будущем. Средневековые мастера были равнодушны к индивидуальному авторству. Целые куски литературного текста, музыкальной пьесы, оперы могли кочевать из одного произведения в другое без всякого указания на источник цитирования. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Действует принцип запрета на плагиат. Всякое новшество имеет индивидуального автора. Копирование оценивается обществом весьма невысоко. Истинный художник или ученый – это всегда создатель нового. Каждая культурная ценность носит неповторимый, уникальный характер. Развитие культуры – противоречивый процесс. Прогрессивное и регрессивное – две стороны одной медали. Технологическая цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом неограниченной эксплуатации. Технологической цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема именно как объект эксплуатации человеком. Понимание глубины экологического кризиса положило конец такому представлению. Из исторического развития общества и культуры известно, что человечество ставило перед собой те задачи, которое могло разрешить. Можно надеяться, что, столкнувшись с глобальными проблемами, оно в очередной раз преодолеет препятствия, возникшие в ходе исторического процесса. 34. Искусство как способ познания мира Древние греки называли искусством «умение создавать вещи в соответствии с определенными правилами». К искусству они относили, помимо зодчества и ваяния, также и ремесленничество, и арифметику, и вообще всякое дело, где требуется действовать по определенным правилам. В таком смысле искусство понималось в течение двух с половиной тысячелетий – до XVI в. В XVI – XVIII вв. ремесло и науки постепенно перестали называть искусствами. Французский философ Ш. Бате в XVIII в., определяя искусство как «творение прекрасного», выделил 7 видов «изящных искусств»: живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, поэзию, красноречие, танец. С тех пор этот перечень стал намного длиннее. В современных толковых словарях указывается, что слово «искусство» в русском языке употребляется в трех разных смыслах: 1) любое занятие, требующее определенных знаний и умений, например, «военное искусство»; 2) мастерство, искусность в каком-либо деле, например, «искусство ведения переговоров»; 3) сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений. Именно в третьем значении это слово является понятием философии и эстетики. Искусство – форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Одной из функций искусства является познавательная функция. Из художественных произведений можно многое узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры, может быть даже лучше, чем ученый-этнограф или историк. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст непосредственное изучение подлинных исторических документов. Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей к настоящему времени реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47. Художественное произведение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи А. Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени. А. Блок в 1904 г., за год до этой эйнштейновской статьи, написал такие строки: Нам казалось, мы кратко блуждали. Нет, мы прожили долгие жизни … Возвратились – и нас не узнали, И не встретили в милой Отчизне. И никто не спросил о Планете, Где мы близились к юности вечной … Нетрудно заметить, что тут описывается эффект замедления времени, возникающий, согласно теории относительности, при движении со скоростью, близкой к скорости света («парадокс близнецов»). В 1920-х гг. И. Эренбург в романе «Хулио Хуренито» выводит героя, который с помощью радия и лучей находит «средство, которое замечательно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества»: за один час можно будет убить 50 тысяч человек. Подобное средство – атомная бомба – появилось в 1945 г. Леонид Мартынов в 1958 г. опубликовал стихотворение, в котором говорилось: Но ведь скоро и устройство Луны Мы рассмотрим и с другой стороны. А в 1959 г. с аппарата, совершившего облет Луны, обратная сторона ее была сфотографирована. Мартынову пришлось в последующих изданиях переделать текст: Но ведь, впрочем, и устройство Луны Мы узнали и с другой стороны. |