Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2009. Экзамен по философии. Ответы на вопросы
Скачать 470.5 Kb.
|
Когерентная концепция истиныКогерентная концепция истины исходит из положения о логической связанности суждений. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений, составляющих знание. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность и непротиворечивость рассуждений и высказываний. Здесь знания не соотносятся с реальностью, а одни знания соотносятся с другими по правилам логического вывода. Когерентная концепция истины не отменяет понимание истины как соответствия реальности, поскольку логически непротиворечивые рассуждения дают истинный вывод только из соответствующих реальности и проверенных практикой посылок. Наибольшее признание когерентная теория истины получила в логике и математике. Прагматическая концепция истиныПрагматическая концепция истины отождествляет истину и ценности человека. Особенно яркое выражение она приобретает в американском прагматизме с его знаменитыми определениями истины: «Истина – то, что мне полезно, истина – то, во что я верю». Список подобных определений можно продолжить – «истина – то, за что я могу умереть», «истина – то, что я могу сообщить другому (что для меня ценно, имеет смысл)» и т.д. Религиозная концепция истиныРелигиозная концепция истины стремится снять субъективность понимания ценностей человеческой жизни, плюрализм мнений, возникающих в сфере разнородного, субъективно ориентированного вненаучного знания. Здесь человек имеет дело с областью священной веры, откровения, прозрения, областью целого и невидимого сущего. Эта истина имеет особую природу, она не может быть относительной как научная или многообразной как прагматическая. Она едина и абсолютна и видит все истины тварного мира в их единстве и гармонии. В духовной религиозной сфере, по мнению религиозных философов, снимается плюрализм многообразия существующих истин, создающий ситуацию вечно недостроенной Вавилонской башни. При этом познание религиозной истины – это одновременно и акт онтологический, включающий в себя единство познаваемого и познающего, и акт веры, предполагающий выход за пределы своего Я и вхождение в недра Божественного. 11. Модели сознания в истории философии Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия. Оно мгновенно приводит в связь наши ощущения, восприятия, мысли, чувства. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В античную эпоху метафорой сознания служила печать на воске (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Античная философия открыла только одну сторону сознания направленность на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания – умение человека сосредоточиваться внутри себя; направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана философией. Причина – внимание античного грека было всецело направлено на окружающий мир. Согласно Плотину, духовный опыт имеет три уровня: высший, где происходит отдохновение в Божественном; чтобы выйти на этот уровень, надо пробудиться от своего тела; уровень рефлексии и рассуждения, где человека одолевает многообразие чувств, мыслей, помыслов; низший, где господствуют инстинкты и страсти. Согласно Плотину, сознание – возмещение нашей несостоятельности: нам не дано постоянно пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание – воспоминание о состоянии отдохновения в Божественном. Сознание есть своеобразная память о нашей земной ничтожности и нашей возможности достигать Божественное, становиться образом Божиим. В культуре христианства произошло одно важное событие: обострение потребности человека обращать внимание на собственные переживания. Она была вызвана необходимостью общения с трансцендентным Богом. Практика общения с Богом – молитва. Молитву сопровождают душевные переживания. Они становятся предметом внимания средневековых философов. Сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. Начиная с Плотина и Августина сознание рассматривается не как нечто лучшее и высокое, что есть в духовном опыте человека. Благодаря сознанию человек понимает, что он наказан тем, что не может долго пребывать в состоянии Божественной простоты. Сознание есть отпадение человека от вечности: бытие во времени, а значит в сознании, менее подлинно, чем бытие в вечности. Строгое противопоставление настоящего, прошлого и будущего – это сущность сознания. Часто сознание мешает человеку в его деятельности. В Новое время произошло переоткрытие проблемы сознания. Это происходило в обстановке, когда человек отказывался от власти и опеки сверхчувственного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному и неземному. Философия возвеличила субъекта, абсолютизировала человеческую деятельность и способности. Единственным подлинным существованием вещей было признано их существование в мысли. Новая метафора сознания: сознание – некий сосуд, в котором содержатся идеи и образы до того, как оно включается в общение с миром. Сознания нет без самосознания – таков был вывод философов Нового времени. Сознание – это творчество. Человек взял на себя миссию творения мира на уровне явления (того, что дано чувствам). Плотин: сознание есть соприкосновение с мистическими элементами духа. Декарт: если сознание соприкасается с мистическим, то это происходит от непросвещенности ума человека. Плотин: сознание эмоционально окрашено. Декарт: мышление бесстрастно. Плотин: сознание вторично. Сознание не занимает всю сферу духовного опыта, выше сознания находится бессознательная жизнь Я в Боге. Декарт: сознательное в человеке преобладает над бессознательным. Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны. Плотин: сознание – отражение высшего мира. Декарт и Кант: сознание – первичная реальность. Маркс: бытие определяет сознание, сознание есть осознанное бытие. Под бытием Маркс понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе. Маркс открывает одно онтологическое обстоятельство: социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Возникновение той или иной формационной структуры должно сопровождаться изменением сознания, перестройкой сознания, присущего предыдущей формации. Отклонение от среднего содержания сознания для каждого рабочего ничтожно мало, и потому стало возможным говорить об общественном сознании. Словосочетание «общественное сознание» не поняли бы ни Плотин, ни Декарт. Сознание – одновременно и условие существования общества, и обусловленное им. Впервые в истории философии Маркс стал изучать сознание, «вплетенное» в бытие людей. По Марксу, сознание есть всегда «мое сознание». Например, каждый верует в Бога на «свой лад». 12. Происхождение сознания. Общественное сознание Идеалистическое понимание происхождения сознания Согласно философии объективного идеализма, сознание дано человеку свыше. По Плотину, сознание – не самое лучшее в духовном опыте. Оно дано нам для того, чтобы мы помнили: в своей обычной жизни мы удалены от Бога, однако можем совершить переход на уровень Божественного отдохновения с целью очищения. Сознание есть своеобразная память о нашей земной ничтожности и нашей возможности достигать Божественное, становиться образом Божиим. Некоторые русские религиозные философы, например, Н. А. Бердяев, также считали, что сознание дано людям, чтобы они испытали муки души, потерявшей единение с Богом. Но в то же время оно гарантирует возможность творческого восстановления утерянного единения с Богом. Материалистическое понимание происхождения сознания Представители диалектического материализма объясняют возникновение сознания как результат эволюционного развития живой материи, возникшей естественным путем из неживой. Исходным и основным пунктом такого понимания природы сознания является понятие отражения – всеобщее свойство материи. С этой точки зрения, сознание – высший тип отражения. Развитие сознания связывается с появлением труда и языка. Все объекты, процессы и явления объективного мира находятся в постоянном изменении, универсальной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. В результате таких воздействий одни тела воздействуют на другие, вызывая в них соответствующие изменения и определенным образом запечатлевая себя в них. Отражение проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе. В неживой природе отражение характеризуется относительно простыми формами и пассивным характером, например, отпечатки следа на песке. С появлением жизни возникает биологическая форма отражения – раздражимость. На более высоком уровне, с возникновением мира животных, раздражимость переходит в чувствительность. Это уже психическая форма отражения. Чувствительность проявляется как способность организмов отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Ощущения являются основой для появления восприятий и представлений. Итак, биологическое отражение осуществляется в чувственных формах в виде ощущения, восприятия и представления. Здесь еще нет сознания. Сознание – это более высокий уровень отражения действительности, которое может иметь место только в сфере социального и осуществляется в мозгу человека, прежде всего, в таких идеальных формах абстрактного мышления, как понятие, суждение и умозаключение. Появление сознания как высшей формы отражения связывается с процессом становления «человека разумного» и обусловлено, прежде всего, трудовой деятельностью. Подобно тому, как сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью, так и неотделимо оно и от языка. Возникновение членораздельной речи стало принципиально новым и сильнейшим средством развития не только общественных отношений, но и самого человека, его сознания. Таким образом, труд, сознание и язык оказались настолько тесно взаимосвязаны, что происхождение и историческое развитие каждого из них невозможно себе представить в отрыве друг от друга. Сознание индивида, таким образом, социально обусловлено, т.е. оно формируется только в обществе и вне его появиться не может. Общественное сознание Процесс возникновения человеческого сознания с самого начала обусловлен трудом и коллективным образом жизни. Это значит, что сознание людей всегда было общественным сознанием, обусловленным общественным бытием, прежде всего, общественным производством. Человеческое сознание обусловлено не только процессами, происходящими в мозгу индивида, но и всей предметной деятельностью общества, включая практическое общение людей друг с другом. Сознание каждого члена общества формируется благодаря общественному характеру труда и общению, в первую очередь, языковому, с другими людьми. Вне общества нет мышления. Мозг человека, лишенного в раннем детстве социальной среды, мыслить не научается. Зафиксировано много случает, когда дети, в раннем возрасте попавшие в джунгли, оторвавшиеся от людей, но затем вернувшиеся к людям, не смогли нормализоваться. Эти «маугли» служат живой иллюстрацией того факта, что мышление не может рассматриваться только как физиологический процесс. 13. Сознание и бессознательное Сознание – это особое состояние, свойственное человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание – состояние, при котором человек отдает себе полный отчет в собственных мыслях и намерениях. Сознание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности – в предварительном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений их личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире, материальном и духовном. Сознание – идеальная (психическая) форма деятельности, ориентированная на отражение и преобразование действительности. Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.п. Все то, что в данный момент не находится в фокусе сознания, но может быть включено в сознание посредством памяти, не следует относить к бессознательному. Так называемые автоматизмы могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля: навыки игры на музыкальных инструментах, спортивные навыки, рутинные трудовые операции и т.п. Структуры бессознательного различаются, помимо прочего, по степени своей близости к сознанию. Выделяется даже особый уровень бессознательного, называемый подсознанием. В него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма. Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Например, в некоторых зарубежных кинотеатрах во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (менее 0,05 с) и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел этих кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти в два раза по сравнению с обычным. Философия бессознательного была развита австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше. Но лишь З. Фрейд сумел придать представлениям о бессознательном практическое значение. Они позволяли ему лечить людей, избавлять их от психических недугов. Созданное им учение называют психоанализом. Согласно Фрейду, психика человека имеет три сферы: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – глубокий слой бессознательных влечений. Здесь главенствует принцип наслаждения. «Я» – сфера сознательного, посредник между бессознательным и внешним миром. Здесь действует принцип реальности. «Сверх-Я» – инстанция, олицетворяющая собой установки общества. Путь избавления от неврозов – это анализ психики. Сначала обнаруживают бессознательное (это делает квалифицированный врач-психиатр), а затем, если пациент способен на это, то бессознательное переводится в сознание. Оно перестает существовать, исчезает источник болезненных неврозов. Однако никто и никогда не способен избавить человека от бессознательного полностью, ибо в своем фундаменте человек есть существо не сознательное, а бессознательное. Доминирует именно последнее. Так считают фрейдисты. Далеко не все согласны с ними. Маркс: бессознательное имеет социальный характер. Человек не может освободиться от рабства бессознательного в одиночку. Необходимо освобождение всего общества. Фрейд: «Оно» – бессознательное. Этой силой управляет либидо. «Сверх-Я» – общественные нормы. Необходима постоянная работа по превращению «Оно» в «Я», освобождение от давления стихии бессознательного. Необходимо усилить «Сверх-Я». |