Главная страница

Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2009. Экзамен по философии. Ответы на вопросы


Скачать 470.5 Kb.
НазваниеЭкзамен по философии. Ответы на вопросы
Дата26.06.2022
Размер470.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭкзамен по философии. Ответы на вопросы. 2009.doc
ТипДокументы
#616226
страница3 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Виды познания

Современная философия науки возвращается к учению Платона о трех взаимосвязанных путях познания – интуиции, опыте и мышлении.

Итак, виды познания:


1) чувственное;

2) интуитивное (мистическое);

3) рациональное (дискурсивное).

Чувственный опыт – источник знаний. Его можно подразделить на внешний (сенсорный) и внутренний. Внутренняя оценка оказывает влияние на внешний опыт. Благодаря чувствам человек получает информацию о мире. Знания могут начинаться с чувственного опыта. Его данные обобщаются, из наблюдений за отдельными вещами, фактами выводятся общие закономерности. Но чувственный опыт – еще не знание, а, скорее, материал для будущего знания.

Интуиция слабо зависит от объема внешнего опыта человека. Уму научает не столько многознание, сколько ниспосланный дар интуиции. Многознание само по себе не порождает интуицию, хотя и способствует раскрытию ее безмолвного содержания.

Нередко рациональное познание строится по схеме: выбор эталонного объекта → схема действия с эталоном → экстраполяция (распространение) знания об эталоне на более широкую реальность либо на мир в целом. На деле никакой отдельный земной предмет, согласно Платону, не может быть безусловно совершенным и в своей конкретности воплощать всю полноту Божественной идеи, родовой сущности.

Субъект и объект познания


В рационалистической философии проблемы теории познания рассматривались под углом зрения взаимодействия субъекта и объекта. Однако даже в рамках рационалистической традиции трактовка субъекта и объекта существенно менялась. В докантовской философии под субъектом познания понимали человеческого индивида, под объектом же – то, на что направлена его познавательная деятельность и что существует в его сознании в виде идеальных мыслительных конструкций. Кант перевернул отношения субъекта и объекта и в связи с этим дал им другую интерпретацию. Кантовский трансцендентальный субъект – это духовное образование, то, что лежит в основе предметного мира. Объект же – продукт деятельности этого субъекта. Трансцендентальный субъект Канта первичен по отношению к объекту.

Итак, разделение на объект и субъект начинается с Канта и Гегеля, встречается у Маркса и Ленина, у современных марксистов. Современная западная философия эту модель признает.

Модель субъект-объектного отношения подвергают сомнению:

  1. восточная философия (даосизм), где мир понимается как единое целое;

  2. современный постмодернизм (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делез).

Каковы же основные качества субъекта, отличающего его от объекта. Исходная характеристика субъекта – активность. Объект же – это предмет приложения активности. Активность человека носит осознанный характер и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Свободная деятельность есть высшее проявление активности. На основании всех этих качеств можно дать такое определение субъекта и объекта.

Субъект – это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности.

Объект – это сфера приложения активности субъекта.

Различия между субъектом и объектом относительны. Субъект и объект – это функциональные категории, которые означают роли различных явлений в тех или иных ситуациях деятельности. Индивид, например, в одних случаях может выступать в роли субъекта, когда он сумеет овладеть созданным обществом миром культуры, превратить достижения человечества в свои силы и способности. Когда же на него воздействуют другие, когда он служит предметом манипуляции, то он превращается в объект.

10. Концепции истины в истории философии

Корреспондентная концепция истины


В европейской философии прочно утвердилась восходящая своими истоками к Аристотелю формула, ставшая классической.

Истина есть соответствие знаний (мыслей) действительности.

Истина есть соответствие конкретно-чувственных и понятийных представлений объекту.

Это положение является главным в классической концепции истины. Первые попытки ее исследования были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, Гольбах, Гегель, Фейербах, Маркс. Разделяют его и многие философы XX столетия.

Этой концепции, которая получила название корреспондентной, придерживаются и материалисты, и идеалисты, и теологи, не отвергают ее и агностики.

Но, несмотря на свою внешнюю ясность, формула эта имеет множество разных интерпретаций, вплоть до альтернативных. С одной стороны, истиной здесь называют соответствие знаний действительности. Стало быть, истина – это отношение между знаниями и действительностью, но не знания и не действительность в их раздельности. С другой стороны, знания, соответствующие действительности, называют истинными, то есть истина с отношения переносится на один из его членов – знания. Получается – истин нет в реальности, истинность – важнейшая гносеологическая характеристика знания.

Альфред Тарский (польский логик, переехавший в США) дал ставшее популярным уточнение воззрений Аристотеля. Знаменитое определение Тарского гласит: высказывание «Р есть С» истинно, если Р есть С.

Например, высказывание «снег бел» истинно, если снег на самом деле бел и ложно, если он черен.

В простейших случаях действительно возможно соотнесение знания и реальности. Однако чаще всего в науке, да и в повседневной жизни, соотнести знание с реальностью невозможно и недостаточно. На помощь приходит логическая, или когерентная, концепция истины.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта