Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2009. Экзамен по философии. Ответы на вопросы
Скачать 470.5 Kb.
|
Соотношение веры и знанияПротивопоставлять в качестве истинных когнитивных противоположностей следует не всякую веру и знание, но лишь faith-веру (непосредственное духовное знание) и дискурсивное (опосредованное) знание. Понятия плотской веры и опосредованного (дискурсивного) знания — это два логически независимых концепта (понятия). Напротив, понятия духовной веры и непосредственного (интуитивного) знания логически тесно связаны и, по сути, тождественны. 7. Проблема бытия в истории философской мысли Философия использовала термины «быть», «бытие» для обозначения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль (космическая мысль – Логос). Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет. Бытие – всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Бытие в прошлом есть ничто. Бытие всегда в настоящем, и только в настоящем оно проявляется. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, не уничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Истина бытия открывается человеку непосредственно. Нельзя отождествлять Парменидово бытие (Абсолют, Благо, Добро и т.д.) с христианским Богом. Парменид не знает личного Бога и личного к нему отношения. Бытие – это безличностная трансцендентальная реальность, это Абсолют, к которому античный грек не мог обратиться с помощью личного местоимения «Ты». Античный грек не искал общения с Парменидовским бытием. Ему достаточно было уверенности в том, что бытие, как абсолютная мысль, есть гарант устойчивости человеческого существования. Последователь Парменида Мелис в труде «О природе, или О сущем» отмечал, что бытие не имеет границ. По его мнению, это вытекает из того, что если признать границы бытия, то это будет означать, что оно граничит с небытием. Но так как небытия нет, то и бытие не может быть ограниченным. Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» – «мир объективно существующих идей», – противопоставляя его «чувственному бытию» (как его понимали досократики). При этом он указывал и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее. Фома Аквинский строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию причастностей бытию. С его точки зрения, Бог и только Он Один есть бытие как таковое, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, к примеру, ангелы, – имеет ограниченное, неподлинное бытие. Мера неподлинности определяется степенью причастности к бытию как таковому. Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Это значит, что бытие стало субъектным. Бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии – знание и субъект знания. Возникает, если можно так сказать, совершенно новый вид метафизики, где бытие есть сознание. Бытие утратило прежнее понимание: оно стало субъективным. Человек в статусе субъекта познания стал центральной фигурой картин мироздания и мировоззрения. Произошел разрыв с Абсолютом. Человек попытался занять место Бога на Земле. По мнению русских религиозных философов, сознание не есть нечто первичное; первично бытие, а укорененность человека в бытии делает возможным само сознание. Именно бытие в Боге – суть русской религиозности. Отказавшись от Бога, не надеясь более на разум, человек XX в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела, сменивший культ духа и разума. Человечество вновь, как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства, неприкаянности, неукорененности ни в чем. Парменид ввел в философию проблему бытия как чего-то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Но в то же самое время другой философ – Гераклит – предложил грекам иное толкование бытия. Он заявил, что бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение. Грекам предстоял выбор: они, как мы знаем, предпочли парменидовскую трактовку бытия. Несколько огрубляя проблему, можно сказать, что постмодерн востребовал гераклитовскую версию бытия. Подлинно же новое толкование бытия в философии будет возможно в том случае, если сформируется мировоззрение, в корне отличное от современного. Но это вопрос будущего. 8. Материя как философская категория. Время и пространство Материя как философская категория С каким методологическим инструментарием следует подходить к понятию «материя», как найти ее наиболее адекватное определение? Что значит дать определение понятию? Можно следовать логике перечисления наиболее характерных свойств и признаков и создать описательное определение. Таких признаков можно отыскать множество, однако нет никакой гарантии, что каждый из них или их суммарная целостность воспроизведет глубинную сущность предмета. Помимо описательного определения, включающего в себя веер свойств и характеристик, существуют и другие способы определения. Субстанциональное определение материи полагает ее как субстанцию всех изменений. Атрибутивное определение материи отождествляет ее не с каким-либо субстратом (субстрат – материальный носитель), а с совокупностью атрибутов: пространством, временем, движением, качеством, количеством. Примером генетически-контрастного определения могут служить суждения Руссо, который был уверен, что определить материю можно лишь путем противопоставления ее сознанию. Или тезис Г. В. Плеханова: «В противоположность «духу» «материей» называют то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения». И, наконец, искомое определение с точки зрения всеобщего. Оно предполагает выявление категориальной значимости определяемого объекта. В этой связи слова Энгельса: материя как таковая – это «чистое создание мысли и абстракция», – как бы подсказывают первую часть искомого определения. Материя – это категория... Далее, неисчерпаемость материи делает принципиально беспомощной попытку определить ее как таковую вне отношения к сознанию. То есть в определении должно присутствовать противопоставление материи тому, что ею не является. Этим требованиям отвечает ленинское обобщенное определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Из приведенного определения становится ясно, что материя охватывает все бесконечное многообразие различных объектов и систем природы. Единственное ее «свойство» – быть объективной реальностью. Органы чувств человека могут воспринимать лишь ничтожную часть реально существующего. Но благодаря конструированию все более совершенных приборов человек расширяет границы познаваемого мира. Философское определение материи охватывает не только те объекты, которые ныне познаны, но и те, которые могут быть открыты в будущем. В этом его огромное методологическое значение. Пространство и время Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материальных тел. Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время – форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последующие смены состояний. Пространство – порядок покоящихся друг относительно друга элементов материи. Время – длительность и последовательность смены состояний. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и релятивистская (или реляционная, от relatio – отношение). Родоначальники субстанциональной концепции Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, не зависимые ни от материи, ни друг от друга. Эти идеи, разделявшие материю, движение, пространство и время на самостоятельные субстанции, позднее были развиты в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до начала нашего столетия. Пространство – пустой ящик, в который опускаются все вещи. Время – единый мировой маятник, колебания которого идут в независимости от положения вещей. Эйнштейн так характеризовал представления Ньютона о пространстве: если убрать все деревья, то лес останется. Более двадцати веков просуществовала субстанциональная концепция, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям. Н. И. Лобачевский высказал предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. Это отвергало концепцию абсолютного пространства, ибо последнее должно описываться лишь одной геометрией. Лобачевский заявил, что пространство и время – разные для разных миров и определяются движением материи. По Лобачевскому, геометрия мира определяет искривление пространства-времени, «геометрия определяет физику». В соответствии с теорией относительности, основные идеи которой были сформулированы А. Эйнштейном в 1915 г., пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в неразрывной связи с материей, не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят и от скорости движения материальных тел. Геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Пространственно-временные характеристики меняются в зависимости от взаимного расположения тяготеющих масс, вблизи которых происходит искривление пространства-времени. Пространство и время полностью определяется телами. Итак, второе направление, релятивистское, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами реального мира. Вне этих отношений, с данной точки зрения, пространство и время не существуют. С момента появления теории относительности начинает преобладать релятивистская концепция. Примером решения проблем, связанных с пространством и временем, с точки зрения объективного идеализма, является средневековая философия, где Бог, и только Он, мыслится вне времени и пространства. Они сотворены Всевышним и являются свойством сотворенной им же материи, а потому имеют свое начало – момент Божественного Творения. Для всей субъективно-идеалистической линии в философии и пространство, и время – способ расположения впечатлений, формы индивидуального сознания, а, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. Общая теория относительности, которая была завершена Эйнштейном в 1916 г., нанесла сокрушительный удар не только субстанциональной концепции пространства и времени, но и субъективистским априористским трактовкам сущности пространства и времени. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем. С точки зрения современного естествознания и соответствующих философских обобщений, объективная реальность представляет собой нераздельную связь пространства, времени, движения и взаимодействия видов вещества и поля. Современные ученые предпочитают говорить о некоем едином и объективном пространственно-временном континууме. 9. Познание как объект философского анализа Теория познания Проблемы гносеологии (теории познания) в истории европейской философии были представлены по-разному. Достаточно длительный этап гносеологическая тематика в качестве самостоятельной области философского знания не выделялась. Во всяком случае, она не имела самостоятельного значения ни в Античности, ни в Cредние века, ни в эпоху Возрождения. Зато в новоевропейской философии гносеологическая тематика заполнила собой (и в этом смысле можно сказать «заполонила») все философское пространство. Главная проблема теории познания – проблема достоверности (точности, соответствия) внутренних умственных образов познающего субъекта. Нельзя не признать органическую связь любых философских построений с вопросами познания. Ведь любая мысль (а не только философская) – продукт совершившегося познавательного акта, кратковременного или длительного – это уж не столь важно. |