Экзамен по философии. Ответы на вопросы. 2009. Экзамен по философии. Ответы на вопросы
Скачать 470.5 Kb.
|
ЭКЗАМЕН ПО ФИЛОСОФИИ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 1. Специфика философского знания и его функции Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. В различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования. Философия – это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. В чем состоит специфика философствования? Философское – значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное. Философия – это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру. Философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит – главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать: 1) главными; 2) наиболее существенными; 3) фундаментальными; 4) всеохватными, не знающими исключений; 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. Философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. В чем состоят функции (значимость) философии, какие функции она реализует? Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик. Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод. Исторический метод: чем бы вы ни занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики. Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы. Практическая функция философии состоит, прежде всего, в ее моральности, заботе о благе людей. 2. Философия и мировоззрение Термин «мировоззрение» впервые стал употребляться в немецкой философской литературе конца XVIII – начала XIX века. В круг мировоззренческих проблем входят проблемы: 1) общие представления о строении Вселенной; 2) о сущности жизни; 3) о населенности иных миров; 4) о происхождении и развитии органического мира; 5) о сущности человека; 6) о строении и функционировании общества; 7) соотношение психического и духовного; 8) соотношение психического и материального; 9) происхождение и сущность сознания; 10) закономерности мышления. И т.д. Не следует отождествлять понятия «мировоззрение» и «философия». Существовали дофилософские формы мировоззрения, например, мифология. Существуют и нефилософские формы мировоззрения: религия, фольклор, поэзия, искусство. Философия после своего возникновения не являлась достоянием широких народных масс. Их мировоззрение может быть нефилософским, стихийным. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». За понятием «мировоззрение» закрепилось содержание прежнего понятия «философия». С развитием положительных наук философия сузила свой предмет. Некоторые проблемы, которые прежде решала философия, стали изучать науки, которые постепенно от нее отделялись: физика, астрономия, психология, социология, логика и другие. Однако предмет философии был расширен благодаря развитию самой философии. В мировоззрении древних греков было много религиозных элементов. Греки обожествляли природу – каждое дерево, каждый ручеек, пригорок был для них божеством или проявлением божества. Поэтому они не ставили своей целью планомерно изменять, переделывать, преобразовывать окружающую среду. Это было одной из причин того, почему в древнегреческой науке не могло появиться экспериментальное естествознание и преобладал отвлеченный, умозрительно-математический стиль рассуждения. Френсис Бэкон провозгласил задачей человека и науки господство над природой, что в значительной степени содействовало развитию экспериментального естествознания. Таким образом, общие методологические установки в одном случае препятствовали, а в другом – содействовали развитию экспериментального естествознания. Но в обоих случаях объяснение этому следует искать в общем содержании мировоззрения. Философия является методологической основой мировоззрения. Важнейшая функция философии – выработка определенного мировоззрения. 3. Философия и другие сферы знания (религия, наука, политика, искусство) Философия и религия Основными элементами, характеризующими развитые формы религии, являются вероучение, религиозная организация (церковь) и культ. Культ – система обрядов (ритуалов) и таинств, характерная для данного религиозного направления. Посредством культа религия обращается не только к умственной, но и к эмоциональной стороне человека. В отсутствие культа религия превратилась бы в нечто сугубо рациональное, стала бы аналогом науки. Сравнивая философию и религию как общественные явления, мы видим, что для философии наличие культовой стороны не является характерным признаком. По-иному обстоит дело, если сравнивать содержательную сторону религии и философии. В этом случае необходимо сравнивать две доктрины, т.е. философию и теологию (богословие). Можно выделить несколько вариантов решения вопроса об отношении теологии и философии. 1. «Философия – сама себе теология». Этот вариант наиболее ярко представлен античной философией. Античные философы в большинстве случаев строят самостоятельную религиозно-философскую систему, отличную от современных им народных религий, например, Платон и Аристотель. 2. «Философствование в вере». Наиболее характерно для Средних веков. Философия здесь существует «под знаком» веры. Она непосредственно отправляется от догматов теологии. 3. Философия религиозно нейтральна. Она не строит своего Бога, но и не отвергает Бога религий. Такое отношение характерно для западноевропейской философии XVIII в. Оно широко распространено и в наше время. 4. Открытое признание непримиримости философии и религии. Это атеистическая философия. Нередко она сама превращается в особую религию. В истории философии доминирующим является второй вариант. Философия и наука Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В Античности и Средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания. В Новое время, главным образом, благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию. Остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. Как считали представители неопозитивизма (ХХ век), философия не является наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной. В наши дни каждое из двух утверждений – «философия – это наука» и «философия не является наукой» – имеет своих сторонников. Однако противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему. Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится. Во-вторых, в философию нельзя допускать необоснованное знание – так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки – вместе с тем ценности философии. В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии. Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием. Философия и политика Политическая философия непосредственно связана с социальными науками и этикой. Однако было бы ошибочным утверждать, что у нее нет собственных, специфических задач. Она, например, занимается следующими проблемами: 1. Какими пределами ограничивается (или должна быть ограничена) власть государства над остальными членами общества? 2. Возможен ли жесткий контроль за экономической деятельностью людей без ограничения их политических свобод? 3. Допустимо ли, чтобы выборные представители законодательной власти вносили предложения о том, что представляется целесообразным лично им, или же они должны выражать исключительно мнение большинства своих избирателей? Философия и искусство Искусство отличается от других форм познавательной деятельности, прежде всего, личностным характером познания, настолько глубоким, что личностно-эмоциональный компонент входит составным элементом в «объект отражения». Искусство – образное освоение действительности. Здесь превалирует индивидуальное, единичное. Естествознание – понятийная форма отражения, в нем преобладают обобщения разных уровней. Искусство тоже отражает общее, но это общее (типичное) представляется в конкретных, живых образах. Философские произведения тоже могут быть личностными, выражающими личность и переживания философа. Поскольку переживания у разных философов различны, постольку и пониманий этого мира в философии множество. Результаты философствования тесно связаны, как и в искусстве, с индивидуальностью. В философии эмоциональный заряд в целом меньше, чем в искусстве, но по сравнению с естественными науками все же достаточно значителен, чтобы ставить вопрос о том, является ли философия также и искусством. Родственность философии и искусства и их взаимопроникновение, вплоть до слияния демонстрируется еще и тем фактом, что, несомненно, философские труды нередко обретали форму художественных произведений (у Платона, Ф. Ницше), а многие выдающиеся поэты и писатели были выдающимися философами-мыслителями (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой). 4. Основные области философского знания (онтология, гносеология, антропология, аксиология) Онтология Учение о бытии принято считать фундаментом любой классической философской системы. Онтология–учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин «онтология», хотя и употребляется в философии только с XVII в., имеет греческие корни («ontos» – сущее, «logos» – слово, учение). Стремясь проникнуть в глубинную суть вещей и обнаружить всеобщую взаимосвязь, философская онтология ищет категории обобщающего характера. К их числу относятся такие, как форма и содержание, возможность и действительность, часть и целое, единичное, общее, особенное и др. Перечень их незавершен и исторически изменяется. Основные проблемы онтологии: что такое мир? как он устроен? что существует подлинно, а существование чего является иллюзией? существует ли первооснова мира? что может быть первоосновой мира? что есть сущность и что есть существование? каковы виды бытия? Гносеология В первой части систематической философии – онтологии – главная проблема, вокруг которой вращается вся тематика, – что такое мир? В гносеологии основной является проблема знания и все, что связано с ним. Сразу же возникает вопрос о связке между этими двумя явно неравнозначными проблемами: вопрос о сущности мира несет в себе что-то глобальное, космическое, тогда как проблема знания замыкает нас только в круге человеческого бытия, маленькой частичке этого мира. Но так по традиции сложилось в европейской философии, что озабоченность тем, как человек познает мир, а также в чем проблема достоверности его представлений о себе и о мире стала ведущей темой философии. Проблемы гносеологии в истории европейской философии были представлены по-разному. Достаточно длительный этап гносеологическая тематика в качестве самостоятельной области философского знания (как гносеология или теория познания) не выделялась. Во всяком случае, она не имела самостоятельного значения ни в Античности, ни в Cредние века, ни в эпоху Возрождения. Зато в новоевропейской философии гносеологическая тематика заполнила собой (и в этом смысле можно сказать «заполонила») все философское пространство. Главная проблема теории познания – проблема достоверности (точности, соответствия) внутренних умственных образов познающего субъекта. Нельзя не признать органическую связь любых философских построений с вопросами познания. Ведь любая мысль (а не только философская) – продукт совершившегося познавательного акта, кратковременного или длительного – это уж не столь важно. Антропология Философская дисциплина, в центре философских интересов которой стоит вопрос о природе и сущности человека, носит название философской антропологии. Согласно немецкому антропологу Хельмуту Плéснеру (1892 – 1991), подлинное познание человека предполагает наблюдения за его жизнью во многообразии различных эмоциональных проявлений, среди которых забота, отчаяние, надежда, радость, любовь и раскаяние, чередуясь, сменяют друг друга. Аксиология Аксиология – особый раздел философии, предметом которого являются ценности (от греч. аxios ценности, logos – знание: наука о ценностях). Учение о ценностях (аксиология) не сразу стало достоянием философов, а лишь после того, как удалось развести понятия бытия и блага. Это произошло в философии Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум – теоретическому разуму. Выделение феномена значимости бытия для человека и привело к философии ценностей. 5. Научное знание, его специфика и строение Наука – это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное. Наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Евклида тому свидетельство. Но длительное время научное знание находилось в зачаточном состоянии, к тому же даже в этом состоянии оно было доступно немногим. Ситуация изменилась в XVI – XVII вв. Именно в Новое время наука становится широко распространенным явлением, появляется много образованных людей. Становление и развитие индустриального общества без науки невозможно. Научное знание не отменяет обыденное знание, нужны оба. Знание становится научным тогда, когда оно достигает некоторого, достаточно высокого уровня развития, порога научности. В науке различают два уровня исследований – эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг универсальных законов и гипотез. Эмпирический уровень научного познания Наука начинается с непосредственных наблюдений отдельных событий, фактов, которые фиксируются высказываниями. Эмпирическими высказываниями являются, например, следующие суждения: «Этот камень падает к земле», «Вода в этой кастрюле при нагревании закипела», «Наша кошка родила пятерых котят». А вот выражение «Все тела, выпущенные из рук, падают на землю» уже не является эмпирическим, поскольку невозможно проверить в эксперименте поведение всех тел. Для ученого очень важно обнаружить некоторую регулярность, ибо обнаруженная регулярность позволяет объяснять и предсказывать явления. Знания о явлениях уточняются благодаря измерениям, различного рода подсчетам. Одно дело знать явление только качественно, другое – иметь количественные сведения. Основа эмпирического исследования – эксперимент (от лат. экспериментум – проба, опыт). Эксперимент и есть испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Экспериментатор стремится выделить изучаемое явление в чистом виде, побочные обстоятельства должны быть устранены. Длительное время считалось, что особенности приборов не влияют на изучаемые явления. Например, каким бы термометром не измеряли температуру атмосферы, водным или ртутным, получаем один и тот же результат. Однако эксперименты с элементарными частицами показали, что поведение последних зависит от типа прибора. В итоге это сказывается на результатах эксперимента. Тем более, неодинаково реагируют на условия эксперимента участвующие в нем животные и люди. Все это означает, что приходится широко варьировать условия эксперимента, использовать различные приборные возможности. Среди методов эмпирического познания часто называют наблюдение. Имеется в виду наблюдение не как этап любого эксперимента, а самостоятельный способ изучения явлений. Так, астроном наблюдает за звездами, у него отсутствует возможность исследовать их в лаборатории. Соответственно наблюдение широко распространено в биологических и социальных науках. Интерпретация наблюдаемых состояний в принципе не отличается от понимания результатов экспериментов. Наблюдение можно считать своеобразным экспериментом. Интересной возможностью развития метода экспериментирования является так называемое модельное экспериментирование. В этом случае экспериментируют не с оригиналом, а с его моделью, образцом, похожим на оригинал. Оригинал ведет себя не так чисто, образцово, как модель. Модель может иметь физическую, математическую, биологическую или иную природу. Важно, чтобы манипуляции с нею давали возможность переносить получаемые сведения на оригинал. В наши дни широко используется компьютерное моделирование. Важнейшим экспериментальным методом является измерение, позволяющее получить количественные данные. Без теории эксперимент слеп. Теоретический уровень научного исследования Теория – это совокупность обобщенных положений. Обобщения фиксируются в терминах, суждениях и умозаключениях. Обобщения имеют дело со многими фактами, с учетом этого говорят о законах. Закон – это связь между фактами и их обобщениями. Главные законы называются принципами. В эмпирическом законе приводятся только факты. Теоретический закон имеет дело только с обобщениями, понятиями. Строго говоря, эмпирические и теоретические законы не имеют смысла один без другого, они взаимонагружены. Всякое рассмотрение фактов имеет научный смысл, ибо они интерпретируются, т.е. подводятся под понятия и теоретические законы. В теории подмечается общее. В целом ход научного исследования можно представить следующим образом: 1) факты фиксируются; 2) факты определенным образом интерпретируются; 3) интерпретация приводит к выработке понятий, законов, идеализации; 4) законы предполагаются гипотезами; 5) из гипотез с помощью правил дедукции, т.е. двигаясь от общего к частному, выводят следствия; 6) следствия сопоставляются с фактами; 7) если следствия теории согласуются с фактами, то признается действенность теории, в противном случае она ставится под сомнение. 6. Наука и религия. Вера и знание Наука и религия Отношение западной науки к религиям менялось от эпохи к эпохе. Можно выделить три основных этапа взаимодействия института «открытой науки» и религии. Первый этап длился от античности до эпохи Возрождения и характерен союзом науки и религии. Если не считать редких исключений, ученые Античности и Средневековья всегда объясняли конечные причины явлений исходя из религиозных принципов. Так, учение Аристотеля о природе вещей органически сплавлено из религиозных и научно-физических идей. Второй этап, начавшийся с конца ХV в. и длившийся до середины ХХ в., отмечен острым конфликтом науки и монотеизма. Третий этап наступает в наши дни и является своего рода отрицанием отрицания первого этапа. Он знаменуется сближением науки и религии. Как же возник конфликт теоретико-экспериментальной науки Европы и космоцентрической религии? В нем, вероятно, повинны и наука, и христианская религия, поскольку и та, и другая желали установить свою монополию на окончательную истину. Однако любая наука, равно как и любая религия, суть истины относительные. Среди видных ученых распространяется убеждение, что базовые принципы естественно-научной картины мира нагружены общекультурным содержанием и несут в себе отпечаток религиозных установок ученых, будь то установки пантеистические, теистические или атеистические. Если это так, то точнее было бы говорить не о конфликте между экспериментально-теоретической наукой и религией «вообще», а о конфликте между религиозно-мировоззренческими убеждениями ученых, среди которых верх берет та или иная группировка. Наука и религия имеют немало общего, даже если не упоминать о таких формах их взаимопроникновения, как алхимия, астрология и эниология. Религия не только вера, но и особое знание, равно как и наука не сводима к эксперименту и логическому мышлению и непременно опирается на особую веру. Через веру в истинность своей гипотезы ученый стремится отыскать фактические и логические доказательства ее состоятельности. Он доверяет мнениям других ученых, иначе ему пришлось бы все доказывать самому. Он верит в возможность открытия незримых сущностей и законов, а также доверяет экспериментально устанавливаемым данным. Если верно, что по мере расширения предмета познания до масштабов космоса и жизни резко возрастают требования к постигающей эти целостности научной интуиции, то понятно, почему так быстро сужается круг авторов, обладающих талантом создавать адекватные предмету модели и учения. Всеохватывающие концепции и доктрины творят в одиночку. Создав такого рода учение, его автор отдает его на суд публики, а последователи учения сплачиваются в конфессиональную лигу. Дух школы в науке не менее значим для ее эволюции, чем дух религиозной конфессии для развития церкви. Наука и религия как формы познания становятся соизмеримыми, когда обращают внимание на их вершины и отвлекаются от их прозы. Положения Библии все более подтверждаются фундаментальными открытиями современной науки. С большой долей вероятности можно говорить об ошибочности той научной теории, которая, по существу, противоречит словам Писания о трансцендентном бытии. Логически ошибочно противопоставлять иррациональный аспект религиозного верования рациональному аспекту научно-теоретического знания, а нормативное в религии − гипотетическому в науке. Иррациональное в религии следует сопоставлять с иррациональным в науке, а рациональное и гипотетическое в религии – с таковыми же в науке. Тогда между религией и наукой обнаруживается существенное тождество − тождество различных. Религиозные модели аналогичны научным. И религия, и наука экстраполируют известное на неизвестное, стремятся наглядно представить ненаблюдаемое, пользуются символами, прибегают к критическому анализу. Отчеты свидетелей об обстоятельствах древних откровений и сути проповедей пророков имеют ту же силу, что и свидетельства о любых иных событиях древности. Если, например, допустить, что история о жизни и суждениях Иисуса Христа является вымыслом, то следует также сомневаться в историчности Сократа. Ведь ни Христос, ни Сократ не писали сочинений и не оставили нам своих письменных указаний. Кто же тогда высказал те великие идеи, авторство которых традиция упорно приписывает этим гениям? Антагонистическое противостояние западной науки и монотеизма уходит в прошлое, укрепление их союза − дело будущего века. Вера Вера есть состояние сознания, соответствующее обладанию правдой жизни. Предметами веры могут быть либо объекты внешнего чувственного опыта, либо внутреннее умозрительное бытие. Д. В. Пивоваров предложил различать веру духовную и плотскую. Он обратил внимание на неопределенность, связанную с понятием «вера»: «…в англоязычных странах духовное и сакральное отношение к истине обычно обозначают термином «фэйтх» (Faith), а светское отношение – термином «билиф» (Belief). Из-за отсутствия в русском языке их простых аналогов эти термины приходится переводить неопределенным словом «вера». Поскольку в последние годы русский разговорный язык быстро наполняется прежде всего англоязычной терминологией, то целесообразно ввести в него два родовых понятия – «фэйтх-вера» и «билиф-вера» ». Д. В. Пивоваров дает определения этим понятиям. Faith-вера (духовная вера) – влечение человеческого духа к предельным основаниям бытия, мистическое пребывание в них, прямое видение разнопорядковых сущностей. Belief-вера (плотская вера) – способность ума без достаточного основания (без всеобщего доказательства) признавать истинность чувственных и рациональных образов в формах субъективной достоверности и доверия, уверенности и ожидания. Знание Согласно Аристотелю, Гегелю, знание – опосредованное освоение сущности. С точки зрения Платона, Н.О. Лосского и др., мистическое знание – непосредственное созерцание сущности. |